Напоминание

"Профессионально важные качества личности тренера-преподавателя"


Автор: Яковчук Сергей Михайлович
Должность: инструктор-методист
Учебное заведение: МБУДО «ДЮСШ № 4»
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Профессионально важные качества личности тренера-преподавателя"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеская спортивная школа № 4»

города Кургана

Профессионально важные

качества личности

тренера-преподавателя

Выполнил:

Яковчук Сергей Михайлович,

инструктор-методист

г. Курган, 2022 год

Содержание

Введение

1.

Профессионально важные качества тренера-преподавателя

2.

Психологические особенности взаимоотношений, обучающихся и

тренеров-преподавателей

3.

Разновидности стилей руководства

4.

Пути формирования профессионально важных качеств личности тренера-

преподавателя

Заключение

Список литературы

Введение

Чтобы понять психологические особенности спортивной деятельности,

необходимо разобраться в характере одного из важнейших ее факторов –

личности тренера. Его представляли то, как человека догматичного и

грубоватого, стремящегося воспитать такие же качества у спортсменов,

находящихся под его началом, то, как неудачника со свистком на шее. В

некоторых случаях – это был портрет мужественного рыцаря с сильной волей и

высокими моральными принципами, готового защитить своих воспитанников

от заблуждений, подготовить к жизни. Сформулировать у них положительные

черты характера и воспитать стойкость деятельности.

Спортсмен любого уровня – от новичка до мастера высокого класса –

совершенствует свои навыки и тренированность в условиях перегрузки нервной

и физиологических систем. Высокий уровень физической подготовленности

можно достичь только при условии полного понимания и сотрудничества

между тренером и спортсменом.

Профессионально важные качества тренера-преподавателя

Мастерство тренера-преподавателя во многом определяется имеющимися у

него качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися,

определяют быстроту и степень овладения им различными умениями.

Все профессионально важные качества тренера-преподавателя можно

разделить на следующие группы:

мировоззренческие,

нравственные,

коммуникативные (включая педагогический такт),

волевые,

интеллектуальные,

двигательные (психомоторные).

Мировоззрение

тренера-преподавателя

мотивирует

всю

его

педагогическую деятельность как служение своему народу, государству, дает

прочную основу для воспитания у учащихся активной жизненной позиции.

Отражением общественного мировоззрения тренера-преподавателя являются

такие качества, как чувство ответственности за будущее каждого ученика как

активного члена общества, ответственность за судьбу общества в целом.

Воспитывая патриотизм, тренер должен сам быть патриотом. Патриотизм

тренера должен проявляться в гордости как за достижения отечественных

спортсменов на международной арене, так и за достижения страны в развитии

науки, литературы, искусства, массовой физической культуры. В то же время он

должен быть интернационалистом, выступать в дружбу между народами,

рассматривать спорт как средство укрепления мира и взаимопонимания между

народами всех стран.

Нравственные

качества

отражаются

в

поведении,

в

нравах.

Нравственность

или

мораль

это

форма

общественного

сознания,

выполняющая

функцию

регулирования

поведения

человека.

Тренер-

преподаватель должен обладать целым комплексом нравственных качеств:

гуманизмом, вежливостью, честностью, требовательностью, оптимизмом и т. д.,

так как нравственное воспитание учащихся должно базироваться не только на

словесной форме воздействия на них, но и, прежде всего, на личном примере.

К. Д. Ушинский писал, что «влияние личности воспитателя на молодую

душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни

учебниками, ни системой наказаний и поощрений». Поэтому оправдано

бытующее среди педагогов мнение, что личный пример — лучшая проповедь.

Тренер-преподаватель обязан постоянно следить за собой, предъявлять к себе

высокие требования, помня, что педагог — это человек, специальностью

которого является правильное поведение.

Постоянный

контроль

за

своим

поведением

необходим

тренеру-

преподавателю в связи с сильно развитой у школьников склонностью к

подражанию. Причем в младших классах оно носит неосознанный характер:

школьниками копируются чисто внешние проявления и манеры, которые не

всегда являются положительными.

Подростки и старшие школьники подражают поступкам и действиям

старших, в том числе и тренера, сознательно, однако порой не задумываются

над тем, насколько нравственно это введение, невольно копируя не только

хорошие привычки тренера, пользующегося авторитетом, но и плохие. В том же

случае, если школьник обладает достаточно развитой критичностью и способен

отделить в педагоге плохое от хорошего, тренер может потерять авторитет в

глазах учащегося, если его слова расходятся с поступками. Например, если

тренер-преподаватель курит, то ему невозможно будет убедить ученика, что

курить вредно для собственного здоровья и здоровья окружающих, что курение

снижает спортивные результаты.

Нельзя, воспитывая у учеников уважительное отношение к труду, самому

проявлять халатное отношение к своим обязанностям: опаздывать на занятие,

приходить

на

него

несобранным,

отменять

ранее

запланированные

мероприятия. Страстность в работе передается и обучающимся. Они на

примере тренера-преподавателя начинают понимать, что работа — это одна из

главных ценностей в жизни человека, что она доставляет радость не только

самому работающему, но и окружающим. Только личным примером тренер-

преподаватель может заразить учащихся своей профессией.

Важным

нравственным

качеством

тренера

является

педагогический

оптимизм (по А. С. Макаренко). Он включает доброту, чуткость тренера, его

общительность и доброжелательность, жизнерадостность, чувство юмора, веру

в учеников, в достижимость ими поставленных целей, даже если эти ученики

слабоуспевающие и с отклонениями в поведении: вера тренера заставляет и

обучающихся поверить в свое исправление.

Эмоционально

положительное

отношение

к

детям,

открытая

доброжелательность, стремление видеть хорошее поощряет учащихся на

общение с тренером, делает их откровенными, инициативными, создает в

группе товарищескую атмосферу. У эмоционально неуравновешенного тренера-

преподавателя

то

подозрительного

и

отрицательно

настроенного

к

обучающимся, то сентиментального и необоснованно поощряющего детей —

группа бывает нервозной, неровной в отношениях друг к другу.

Доказано,

что

почти

все

дети

улавливают

настроение

тренера-

преподавателя, и на большинство из них это настроение влияет положительно,

если настроение тренера хорошее, или отрицательно, если настроение плохое.

Когда тренер-преподаватель в настроении, обучающимся легче переносить

неудачи, трудное легче усваивается, тренировка не кажется скучной, дети

меньше устают. Когда же тренер-преподаватель в плохом настроении, то и у

обучающихся все валится из рук, они теряют веру в себя, интерес к тренировке.

Недаром А. С. Макаренко придавал самое большое значение тому, чтобы в

коллективе всегда царило бодрое, жизнерадостное настроение.

Однако педагогический оптимизм не следует понимать, как отсутствие

огорчений учителя при неудачах. Огорчения, временная неудовлетворенность

работой естественны и свидетельствуют об искреннем, а не формальном

отношении

тренера-преподавателя

к

делу.

Но

они

должны

всегда

сопровождаться верой в конечный успех, побуждать тренера с новой силой

искать выход из тупика.

Одним из важных качеств тренера-преподавателя является правдивость.

Дети должны быть уверены в искренности намерений и чувств общающегося с

ними тренера. Если обучающий почувствует, что тренер-преподаватель ведет с

ним воспитательную игру, что в его словах присутствует фальшь, наигрыш, то

он логично решает, что его хотят обмануть, и его доверие к словам и поступкам

тренера исчезает. Процесс общения приобретает формальный характер или

прекращается

совсем.

Между

тренером

и

учеником

возникает

барьер

недоверия.

Одним из ведущих нравственных качеств тренера-преподавателя является

гуманизм, характеризующий отношение тренера к людям вообще и к ученикам

в частности. Это признание человека высшей ценностью на земле. Гуманизм не

имеет

ничего

общего

со

слащавым

преклонением

перед

детьми,

с

всепрощением и нетребовательностью, которые, например, в глазах некоторых

родителей символизируют любовь к детям. Гуманное отношение тренера

выражается в интересе к личности ученика, в проявлении к нему сочувствия, в

оказании ему в случае необходимости (в сложных жизненных ситуациях)

помощи советом и делом, в признании достоинств ученика, в требовательности

к развитию ученика и формированию его как личности. Обучающиеся, видя эти

проявления гуманизма у тренера, будут пытаться ответить ему таким же

отношением. Таким образом, гуманизм тренера-преподавателя способствует

воспитанию гуманизма и у обучающихся.

Тренер-преподаватель

должен

обладать

и

другими

нравственными

качествами: принципиальностью (не переходящей в прямолинейность действий

и

поступков

и

в

упрямство),

самокритичностью,

трудолюбием,

справедливостью. В. А. Сухомлинский писал, что справедливость учителя —

это основа доверия ребенка к воспитателю, но чтобы быть справедливым, надо

до тонкости знать духовный мир каждого ребенка.

Коммуникативные

качества,

к

которым

относятся

общительность,

вежливость,

доброжелательность

и

ряд

других,

помогают

тренеру

устанавливать контакт с обучающимися в процессе общения и тем самым

способствуют успеху воспитательной работы тренера. К этим качествам

относится и педагогический такт.

Волевые качества имеют большое значение для успешной деятельности

тренера.

К

ним

относятся

выдержка,

настойчивость,

терпеливость,

решительность, смелость.

Невыдержанный

тренер-преподаватель

не

может

успешно

вести

воспитательную работу с детьми, так как в их глазах он не обладает

авторитетом. Нетерпеливые тренеры, желая быстрее достичь результата у своих

учеников, форсируют учебные нагрузки, нарушая тем самым принципы

постепенности и доступности и ставя под угрозу здоровье учащихся. Тренер без

самообладания будет теряться в конфликтных и неожиданно возникающих

ситуациях, примет необоснованные и не адекватные обстановке решения. Не

обладая настойчивостью, тренер не сможет неукоснительно проводить в

воспитании

учеников

свою

линию,

добиться

хорошего

материального

обеспечения процесса тренировки.

Однако спокойствие и выдержка тренера не должны подменяться его

безразличием, равнодушием к своей работе. Тренер имеет право и должен

радоваться, гневаться, печалиться, обижаться. Но, даже возмущаясь, он не

должен выходить из себя, терять над собой контроль, переходить на грубый и

оскорбительный тон.

Непременным

качеством

тренера-преподавателя

должна

быть

его

требовательность. Обучающиеся (особенно мальчики) очень уважают тренеров,

которые добиваются своего без грубого принуждения и угроз. Дети единодушно

отрицают

мягкотелость,

вялость,

наивную

доверчивость

тренера,

его

беспринципную снисходительность. Всякие отступления от предъявленных

требований (порой тренер предъявляет требование к ученикам, а потом

забывает про него или отменяет без всяких обоснований) обучающиеся

рассматривают как слабоволие тренера.

Интеллектуальные качества подкрепляют дидактические умения тренера-

преподавателя, помогают ему находить правильные решения в воспитательной

работе, обусловливают эффективность творчества тренера, поиска им новых,

неизведанных путей в воспитании и обучении учащихся. К этим качествам

относят ясность и логичность мышления, его критичность, воображение,

изобретательность, остроумие. Особую роль в деятельности тренера играет

оперативность мышления, характеризующая способность тренера быстро

находить оптимальное решение возникающих педагогических задач, а также

предвидение результатов педагогического воздействия на обучающихся.

Большое значение для тренера-преподавателя имеет такое качество, как

находчивость.

На

тренировке

часто

возникают

ситуации,

требующие

мгновенного принятия решения. Бывает, что ученик задает вопрос, на который

тренер не может быстро ответить или затрудняется продемонстрировать

технику какого-нибудь упражнения. Если тренер растеряется, покраснеет от

неловкого положения, в которое он попал, ученики расценят это как проявление

им

некомпетентности.

Находчивый

тренер-преподаватель

не

позволяет

проявиться внешним признакам его внутреннего состояния. Чем больше

педагогический опыт тренера, тем меньше возникает неожиданных для него

ситуаций,

требующих

находчивости,

сообразительности,

быстрой

ориентировки. Однако совсем избежать неожиданных ситуаций не удается даже

опытным тренерам-преподавателям, поэтому роль этих качеств не снижается.

Особую роль играет такое качество, как распределение внимания. Тренер

одновременно должен следить за многими объектами и моментами в своей

деятельности: за содержанием и формой изложения им материала, качеством

показываемого упражнения и доходчивостью даваемых пояснений, своей позой,

походкой, мимикой и одновременно постоянно держать под наблюдением всю

группу.

При этом он должен чутко реагировать на состояние и настроение

обучающихся (возбуждение, апатию, утомление), уловить - понимают или нет

обучающиеся его объяснение, замечать все нарушения дисциплины, выявлять

ошибки учащихся при выполнении ими упражнений. Неопытные тренеры,

увлекаясь изложением материала, его показом, упускают из-под контроля

обучающихся, если же пытаются внимательно наблюдать за детьми, то теряют

нить изложения, делают ошибки и остановки при показе упражнения.

Во многих случаях, чтобы не прерывать ход показа, объяснения,

выполнения

упражнения,

тренер-преподаватель

должен

отсрочить

свое

воздействие на обучающегося (например, он может сделать замечание

нарушителю дисциплины после окончания выполнения упражнения, указать на

допущенные конкретными учащимися ошибки). Это требует от тренера

хорошей кратковременной памяти, чтобы не позабыть, что он должен сказать

тому или иному ученику, когда закончится выполнение упражнения или

фрагмент урока.

Психомоторные качества особенно необходимы тренеру-преподавателю.

Многие упражнения, которые он должен демонстрировать требуют большой

физической силы, гибкости, быстроты реакции. С возрастом физические

качества имеют тенденцию к регрессу, поэтому постоянной заботой тренера-

преподавателя является поддержание их на необходимом уровне. А это связано

с соблюдением двигательного режима, режима питания, со слежением за своим

здоровьем.

Психологические особенности взаимоотношений, обучающихся и тренеров

Тренер-преподаватель

много

общается

со

своими

питомцами

на

тренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях и т.д.

Это обстоятельство имеет свою положительную сторону, так как дает тренеру

возможность

разносторонне

узнать

своих

подопечных,

расширить

воспитательное воздействие на них. В то же время, это обстоятельство

предъявляет

к

тренеру

большие

требования:

оно

обязывает

находить

надлежащие формы взаимоотношений со своими воспитанниками.

Многое

во

взаимоотношениях

между

тренером-преподавателем

и

обучающими зависит от поведения самого тренера, от его стиля руководства.

Дело в том, что представление о качествах «идеального тренера» расходятся у

тренеров и учеников. Первые - акцентируют внимание, прежде всего, на

деловых и профессиональных качествах педагога (эрудиция, требовательность,

строгость, умение находить оптимальные пути для решения трудных ситуаций).

Чуткость, отзывчивость, общительность, доброжелательность тоже отмечаются

учителями, но им не придается решающего значения. Ученики же, наоборот,

выдвигают эти качества на первое место. Вначале спортсмены смотрят, «какой

он человек», а потом уже обращают внимание на то, как тренер проводит

тренировку.

Понимание спортсменами профессиональных задач воспитания и обучения

приходит вместе с ростом их самосознания. Спортсмены-разрядники и мастера

спорта считают наиболее значимыми коммуникативные качества тренера, в

которых непосредственно проявляется его отношение к ним (доброта,

отзывчивость, справедливость, тактичность, общительность). Однако с ростом

мастерства спортсменов эти критерии изменяются. Спортсмены сборных

команд страны оценивают тренеров, исходя из функционального подхода. Они

считают наиболее значимыми те качества, которые отражают профессионально-

деловую подготовку тренеров (высокий уровень компетентности в вопросах

методики тренировки, творческое отношение к работе, знание тактики ведения

спортивных поединков, умение настроить спортсмена на борьбу, поддерживать

дисциплину на сборах, требовательность).

Не менее важное значение имеет и понимание тренерами спортсменов.

Оно предполагает умение тренера-преподавателя проникнуть во внутренний

мир учеников, найти нужную форму обращения к ним. Взаимопонимание

тренеров

и

их

питомцев

обуславливает

их

социально-психологическую

совместимость.

Непонимание

тренером

учеников

ведет

к

обостренным

негативным взаимоотношениям между ними. Осложняются взаимоотношения

из-за неуважения личности ученика, предвзятого мнения тренера об ученике,

недостаточного внимания к нему и к его нуждам, невыдержанности и грубости

учителя,

официальности

тона,

повышенных

интонаций

в

разговоре,

изменчивости в настроении тренера-преподавателя и т.д.

Во взаимоотношениях тренера-преподавателя со спортсменом большое

значение имеет то, насколько тренер считается с мнением спортсмена

относительно его тренировок. Этот факт приобретает особую важность в тех

случаях,

когда

спортсмен

обладает

большим

опытом

и

спортивным

мастерством. Австрийский тренер Ф. Штампорл пишет: «На тренировках я

всегда отношусь к спортсменам, как к школьникам. Мой метод заключается в

том, чтобы заставить спортсмена думать, что идеи и инициатива принадлежат

ему».

Взаимоотношения

тренера-преподавателя

и

спортсмена

в

процессе

соревнования во многом отличаются от их взаимоотношений во время

тренировочных занятий. Спортивное соревнование по своему характеру -

сложный психологический процесс, где огромную роль играют эмоции

спортсмена

и

тренера.

Во

время

соревнования

спортсмен

вследствие

необычного эмоционального состояния иногда очень тяжело переносит упрек

или замечание тренера, на которые во время тренировок он не обижался. Более

того, иногда такой упрек может вывести спортсмена из равновесия и стать

причиной его поражения. Тренер-преподаватель должен в этой ситуации

проявить в полной мере педагогический такт, найти такую форму общения со

спортсменом, при которой в любом случае не пострадает его самолюбие. В

период соревнований у спортсмена повышена чувствительность ко всему, что,

так или иначе, касается его выступления и результата и, в первую очередь, к

любому из проявлений тренера. Поэтому, тренер-преподаватель ни при каких

обстоятельствах

не

должен

проявлять

волнения,

сомнений

по

поводу

предстоящего выступления спортсмена, неуверенности, раздражительности,

неоправданной суетливости. Отношение и манера общения тренера со

спортсменами во время соревнования должны быть обычными либо более

легкими. Содержание и форму своего общения со спортсменом необходимо

очень тщательно контролировать.

Если

есть необходимость

дать

спортсмену какие-либо

указания

в

отношении его действий или поведения, то фразы должны быть краткими и

понятными. В моменты растерянности, неуверенности спортсмена жесткий,

авторитетный приказ выполнять определенное действие может оказаться

вполне оправданным, если он отдан в манере, не оставляющей никаких

сомнений в правильности и необходимости именно этих, а не каких-либо

других действий.

Оценивать действие спортсмена необходимо спокойным тоном. Лучше,

если

среди

оценок

будут

преобладать

положительные.

Спортсмену,

закончившему выступление неудачно, нужно уделить особое внимание. Нельзя

выражать

разочарований

по

поводу

его

результата,

подчеркивая

бесперспективность спортивного будущего. Заняться анализом ошибок лучше

через день-два после соревнований, когда страсти улягутся.

Разновидности стилей руководства

В

процессе

многолетней

работы

у

каждого

тренера-преподавателя

складывается характерный для него стиль руководства, управления командой

или отдельными спортсменами. Под воздействием многих факторов (смена

коллектива, повышение мастерства спортсменов, развитие личности и т. д.) он

может меняться или оставаться постоянным.

Под стилем руководства в психологии понимаются: «...индивидуально-

типические

особенности

целостной,

относительно

устойчивой

системы

способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью

эффективного выполнения управленческих функций».

Типы руководителей и соответствующие им стили руководства были

впервые исследованы немецким психологом Куртом Левиным (1938), которому

принадлежат и названия основных стилей: авторитарный, демократический и

либеральный или свободный, попустительский.

Предложенная им классификация оказалась удивительно долговечной и с

небольшими изменениями действует и в наши дни (в некоторых современных

публикациях авторитарный стиль заменен директивным, а демократический —

коллегиальным, но суть, содержание терминов остались прежними).

Авторитарный или директивный стиль работы тренера-преподавателя

характеризуется полным его единоначалием, т. е. единоличным принятием

решений (причем только собственной формулировки), стремлением оставить за

собой исключительное право поощрять и наказывать. Все руководящие

воздействия тренера-автократа облекаются в форму приказа, ультимативных

требований, распоряжений. Какие-либо отклонения, неточности при их

выполнении, проявление инициативы и самостоятельности вызывают реакцию

в виде взысканий, наказаний, выговоров, лишения льгот и т. д. Такой тренер

тщательно и строго контролирует всю деятельность и поведение спортсменов,

но не с целью проявить заботу о них, помочь им, а с единственным

стремлением — все сделать для того, чтобы не сорвать выполнение

поставленной перед ним, тренером, задачи.

Тренеры-преподаватели с директивным стилем управления обычно с

симпатией относятся к тем, кто не возражает им ни в чем, кто согласен с

любыми их предложениями. Поэтому в коллективах, ими руководимых, бывают,

как правило, «любимчики», которые не всегда пользуются уважением среди

сверстников. В общении с остальными своими учениками и с коллегами

тренеры-автократы держатся на расстоянии, а если и допускают вербальные

контакты,

то

только

кратковременные,

часто

переходящие

в

грубость,

несдержанность, бестактность. Не умея найти оптимальный, ровный тон в

общении со своими обучающимися, они при неудачных их выступлениях

разражаются руганью, оскорблениями, а при удачных — склонны к лести и

заискиванию. Естественно, что такой стиль руководства тренера-преподавателя

создает в спортивном коллективе нездоровый психологический климат и

конфликтные ситуации.

Демократический

или

коллегиальный

стиль

руководства

характеризуется передачей тренером части своих полномочий и функций

членам коллектива или своим помощникам. Для принятия тех или иных

решений тренер-демократ привлекает весь коллектив или актив, обсуждая и

согласовывая с ним все предложения.

Развивая дискуссию и обсуждая вопросы, касающиеся деятельности

коллектива, тренер-преподаватель развивает деловую личную инициативу и

самостоятельность у своих подопечных, не пересекая ту грань, за которой он

может оказаться у них «на поводу». Коллективно обсуждая те или иные

проблемы, тренер-демократ делает это не ради формы. Он действительно

желает знать мнение спортсменов, чтобы учесть его, принимая решение.

Вместе с тем, ответственные и срочные дела, требующие немедленных

действий, тренер-преподаватель выполняет сам.

В

общении

со

своими

учениками

у

тренера,

пользующегося

коллегиальными методами управления, отсутствует диктаторский тон, нет

раздраженности и нервозности. Все обращения выполняются им в форме

просьб, советов, рекомендаций.

Контролируя

деятельность

членов

коллектива,

тренер

старается

сосредоточить свой контроль на главном, не переходя на мелочную опеку. В

отношениях

с

людьми

он

объективен,

справедлив,

вежлив,

деликатен,

доброжелателен и всегда доступен для контакта, в работе не боится

конкуренции, а в своем окружении предпочитает видеть квалифицированных

специалистов.

Либеральный

(попустительский или свободный) стиль руководства

характеризуется

минимальным

вмешательством

тренера-преподавателя

в

процесс управления командой. Такой тренер находится как бы в стороне от

того, чем занимаются все ее обучающиеся. Контроль за деятельностью он

осуществляет от случая к случаю, основное свое назначение видит в снабжении

их информацией и посредничестве между своим коллективом и другими, что

мешает ему знать внутренние процессы взаимодействия.

Требования, советы, рекомендации в общении с обучающими у тренера-

либерала отсутствуют, их заменяют просьбы и уговоры. Любые объяснения

нарушения дисциплины, невыполнения задания он принимает без критической

оценки.

Такой тренер-преподаватель крайне равнодушен к мнению учеников и

окружающих о нем, малообщителен и безынициативен во всем, безразличен к

своей управленческой деятельности.

В жизни редко встречаются тренеры, деятельность которых четко

укладывалась бы в рамки одного стиля руководства. Обычно в своей работе

любой тренер-преподаватель применяет все три стиля, но выраженность

каждого из них бывает различной. Преобладание одного или двух из них

характеризует тот или иной индивидуальный стиль руководства тренера.

Индивидуальный стиль руководства тренера-преподавателя обусловлен

личностными качествами тренера; поведением тренера, тоном голоса, каким он

отдает распоряжения, внешним видом; необходимостью, разумностью приказов

и

их

своевременностью;

психическим

состоянием

спортсменов.

Если,

например, тренеру-преподавателю присуще такие качества, как высокомерие,

тщеславие, предвзятость в оценках людей, грубость, безразличие к. ним, то

негативное отношение сначала возникает к личности тренера, а затем ко всему,

что исходит от него, и станет длительным, стойким. Выполнение любого его

приказа в таких случаях явно или скрыто саботируется, а если и выполняется,

то безответственно, с сарказмом и презрением.

Позитивное отношение спортсменов к личностным качествам тренера-

преподавателя оказывает стимулирующее воздействие на оперативность и

четкость выполнения тренерских указаний, положительное восприятие методов

его руководства. Даже эмоциональные срывы тренера-преподавателя, если они

кратковременны, не способны вызвать отрицательного отношения в целом к

методу

его

управления,

поскольку

спортсмены

понимают,

что

раздражительность

не

свойственна

их

наставнику

и

вызвана,

видимо,

чрезвычайными обстоятельствами.

На отношение спортсменов к стилю руководства тренера-преподавателя

оказывает воздействие также своевременность и разумность его руководящих

указаний. Способность отдавать такие распоряжения, которые соответствуют

ситуации, времени и приводят спортсмена или команду к успеху, создает

авторитет тренеру. Спортсмены стараются передать такому тренеру всю

инициативу, считая, что все сказанное и сделанное им обернется пользой для

команды, Правда, в этом кроется опасность самоустранения спортсменов от

принятия каких бы то ни было решений. Перед тренером-преподавателем в

таком случае встает проблема развития личности спортсменов, борьбы с

социальным инфантилизмом, неумением вести себя в той или иной ситуации,

принимать самостоятельные решения.

Пути формирования профессионально важных качеств личности

тренера-преподавателя

Для того чтобы стать мастером-педагогом, тренеру требуется пять-шесть

лет

работы.

Однако

и

в

последующие

годы

продолжается

его

совершенствование как профессионала. В связи с возрастными изменениями

уровня физической подготовленности несколько изменяется и структура

деятельности тренера. Все большую роль приобретает его умение руководить

тренировкой, использовать помощников из учащихся, которые могут выполнить

для демонстрации учащимся такие упражнения, которые самому тренеру-

преподавателю по ряду причин выполнить трудно и даже нецелесообразно (из-

за того, что в исполнении тренера будет утеряна эстетика движения). Все это

свидетельствует о том, что мастерство тренера-преподавателя — динамическая

характеристика и процесс совершенствования бесконечен.

Имеется

несколько

способов

повышения

мастерства

тренера-

преподавателя. Один из них состоит в повышении квалификации на различных

курсах,

методических

совещаниях

и

т.

п.

Другой

способ

самосовершенствование, которое может осуществляться несколькими путями:

1. Посещение и анализ тренировок, проводимых опытными тренерами.

2. Повышение своей профессиональной и общей эрудиции (чтение

специальной литературы, конспектирование этой литературы по специальным

разделам, обобщение новых сведений и формулирование выводов для своей

тренерской работы); чтение спортивной прессы, просмотр телепередач о

спортивных соревнованиях, посещение ряда соревнований с целью быть в

курсе всех важнейших спортивных событий, обладать широкой эрудицией в

области спорта (без этого трудно эмоционально проводить тренировки и

занятия спортивных секций, формировать у учащихся интерес к спорту).

3. Повседневный анализ своей деятельности (например, с помощью

дневника, в котором могут записываться особенности отдельных учащихся и

группы в целом, фиксироваться эффективность тех или иных воздействий на

учащихся в различных ситуациях, планы на будущее, мысли по поводу

организации тренировки и т. п.).

4. Проведение несложной исследовательской работы, которая дала бы

ответ на интересующие тренера-преподавателя вопросы, связанные с его

деятельностью

(какова,

например,

эффективность

использованных

им

упражнений для развития силы, каков уровень физической подготовки группы в

целом и отдельных учеников, какой из методов эффективнее в тех или иных

конкретных условиях и т. д.).

Современный тренер-преподаватель не может быть лишь обладателем

суммы рецептов. Постоянное осмысливание своей деятельности требует и

постоянного обновления теоретических сведений из области педагогики,

психологии, физиологии, теории спорта. Только на этой базе тренер может быть

готовым к перестройке педагогического процесса, к поиску новых путей и

средств повышения эффективности тренировки.

Навыки самосовершенствования нужно начинать вырабатывать еще в

процессе обучения на факультете физического воспитания. При этом важно не

только сознавать необходимость получения сверх программы тех или иных

знаний, развития профессионально важных качеств, умений, но и формировать

потребность в самосовершенствовании, без которой в будущем легко утратить

интерес к своей профессии, превратиться в урокодателя. Формированию этой

потребности во многом способствует самостоятельная работа спортсменов, их

участие в работе научных кружков, приобретение навыков исследовательской

работы.

Важно, чтобы все пути и способы самосовершенствования использовались

систематически, а не от случая к случаю. Кроме того, необходима определенная

система, последовательность в устранении недостатков в работе. Все это

возможно только в том случае,

если тренер-преподаватель занимается

самопознанием, выявляет свои сильные и слабые стороны.

Выявление у себя слабостей, недостаточно развитых качеств не должно

приводить тренера к пессимистическому выводу о его непригодности к

профессии тренера-преподавателя. Ведь трудно ожидать, чтобы человек

обладал сразу всеми положительными качествами. У него, как правило,

уживаются как положительные, так и отрицательные качества личности.

Поэтому

тренер

должен

научиться

максимально

использовать

свои

положительные качества и сдерживать проявление отрицательных. Ему важно

также знать, чем может быть компенсировано недостаточно развитое качество

(например, отсутствие требовательности к учащимся — настойчивостью и

терпеливостью в работе с детьми, недостаточно быстрая сенсомоторная

реакция — опытом, умением предвидеть ситуацию).

Возможности

тренера-преподавателя

многообразны.

Они

могут

реализовываться в виде знаний, умений, качеств, усиливаться мотивами. В

связи с этим и способы достижения профессионального мастерства могут быть

разными.

У

одних

тренеров

ведущим

фактором

становится

уровень

теоретических знаний, у других — организаторские умения, у третьих —

конструктивные умения или волевые качества. Конечно, нельзя опираться

только на один какой-либо компонент, даже если он очень хорошо выражен. По

возможности нужно подтягивать и остальные.

Заключение

Мастерство тренера базируется на четырех компонентах: педагогической

направленности, знаниях, умениях и профессионально важных качествах. В

своей работе я попыталась рассмотреть профессионально важные качества

личности тренера.

В

работе

описаны

требования

к

личности

тренера-преподавателя,

профессионально важные качества личности, психологические особенности

взаимоотношений

обучающихся

и

тренеров-преподавателей

и

стили

руководства командой.

Таким образом, было сделано ряд выводов:

человек

всегда

является

членом

того

или

другого

общественного

коллектива,

который

в

значительной

степени

определяет

и

формирует

индивидуальные черты его личности;

успехи спортсменов во многом зависят от личности тренера-преподавателя

- его знаний, педагогического таланта, авторитета, воли, способности к

творческому обобщению;

к профессионально важным качествам личности тренера-преподавателя

относятся: мировоззренческие, нравственные, коммуникативные, волевые,

интеллектуальные, двигательные;

тренер-преподаватель

сам

способен

построить

благоприятные

взаимоотношения со своими учениками; индивидуальный стиль руководства

тренера обусловлен личностными качествами тренера.

Список литературы

Волков Н.Н., Топчиян В.С. Моделирование личности и деятельности тренера и

совершенствование высшего физкультурного образования. ANALYTIC – SERIAL //Теория и

практика физической культуры. – 1989. –№10. – С. 7-9.

Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера / Предисл. Н.В.

Кузьминой, А.Ц. Пуни, А.В. Тарасова. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 375 с.

Ильин Е.Л. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и

факультетов физической культуры:2-е изд., испр. И доп. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.

Герцена, 2000. – 486 с.: ил.

Кретти Брайент Дж. Психология в современном спорте. Пер. с англ. Ханина Ю.Л. – М.,

«Физкультура и спорт», 1978. 224 с. с ил.

М.В.Саная. Психологические особенности деятельности и личности тренера: Лекции

для студентов. – М., РГАФК/РГАФК.ВООК, 1997. – 27 с.

Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для ин-тов физ.культ./

Под. ред Т.Т. Джамгарова, А.Ц.Пуни. – М.: Физкультура и спорт, 1979 – 143 с., ил.

Резников Ю.О. и др. Диагностика профессионально важных качеств личности тренера /

Ю.О. Резников, О.О. Барташников, Т.Ю. Горячун. ANALYTIC-BOOK. – 1992 // 3

Региональная научно-практическая конференция «Роль физической культуры в здоровом

образе жизни». – Львов, 1992. – С. 123-124.

Сучилин А.А. Изучение личностных качеств тренера //Вопросы оптимизации учебно-

тренировочного процесса юных футболистов: Сб. науч. тр. – Волгоград, 1988. –С. 69-78.



В раздел образования




Яндекс.Метрика