Напоминание

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий»


Автор: Прокофьева Светлана Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №21"
Населённый пункт: г. Старый Оскол Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий»
Раздел: начальное образование





Назад




«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий»

Формирование коммуникативных умений младших школьников –

чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности

данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и

на процесс их социализации и развития личности в целом. Начальное

образование сегодня – это фундамент для формирования учебной и

внеучебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного

обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы

учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и

одноклассниками,

сформировать

основы

нравственного

поведения,

определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические

особенности человека, обеспечивающие легкое вступление в контакты с

другими людьми и в дальнейшем поддерживание с ними оптимальных

отношений.

К коммуникативным действиям относятся:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -

определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе

информации;

разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск

и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие

решения и его реализация;

управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его

действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в

соответствии

с

задачами

и

условиями

коммуникации;

владение

монологической

и

диалогической

формами

речи

в

соответствии

с

грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных

средств коммуникации.

Если мы обратимся к нашим ученикам, то и среди них есть дети,

которые затрудняются в поиске и выделение необходимой информации; в

умении структурировать знания; умении осознанно и произвольно строить

речевое высказывание в устной и письменной форме.

В ходе нашей практической деятельности, методом наблюдения в

урочное и во внеурочное время обучения, мы пришли к выводу, что

необходимо

учить

учащихся

самостоятельно

предполагать,

какая

дополнительная информация будет нужна для изучения материала; развивать

умения

выделять

и

формулировать

проблемы;

выдвигать

гипотезы;

выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Все

это

способствовало

выбору

темы

«Формирование

коммуникативных УУД посредством реализации программы внеурочной

деятельности с младшими школьниками «Мой край – родная Белгородчина».

В ходе реализации программы внеурочной деятельности «Мой край –

родная Белгородчина» мы выделяем несколько этапов:

1)

знакомство школьников с краеведческими местами и осознание

личной сопричастности к истории Белгородского края;

2)

создание

школьниками

собственных

продуктов

исследовательской

деятельности

(выставки

рисунков,

сочинения,

родословная и др.)

3)

предъявление

результатов

самостоятельной

деятельности

(фотографии, презентации, стихи, песни и др.);

4)

творческая самореализация и проявление активной жизненной

позиции детей (концерты, выступления на школьных и родительских

собраниях, в детском саду).

Организация

внеурочной

деятельности

младших

школьников

осуществляется в различных формах:

экскурсии;

встречи с интересными людьми разных профессий;

беседы;

праздники;

краеведческие исследования;

акции;

защита презентаций;

конкурсы;

краеведческие викторины;

написание сочинений;

подготовка портфолио по краеведению.

.

Результаты

сравнительной

диагностики

сформированности

коммуникативных универсальных учебных действий можно наблюдать в

таблице №1.

Таблица №1

Результаты сравнительной диагностики сформированности

коммуникативных универсальных учебных действий

Низкий уровень

Средний

уровень

Высокий уровень

1класс

32%

52%

16%

2класс

24% (- 8%)

52%

24% (+ 8%)

3класс

16 % (-8%)

48% (- 4%)

36% (+ 12%)

4 класс

12% (-4%)

44% (-4%)

44% (+8%)

Представленные

результаты

свидетельствуют

о

положительной

динамике отслеживаемых показателей. Так, из 25 учащихся 4-го класса

высокий уровень сформированности познавательных УУД показали 44%

обучающихся, что на 28 % выше, чем в 1 классе. Низкий уровень

уменьшился на 20 % по сравнению с 1 классом.

Полученные результаты показывают эффективность работы, имеют

практическую

значимость

для

педагогов,

реализующих

программу

внеурочной деятельности с младшими школьниками «Мой край – родная

Белгородчина».

Содержание деятельности учащихся во внеурочное время по данной

программе направлено на:

осознание

уникальности

своей

личности,

которая

обладает

индивидуальными

особенностями,

определенными

интересами,

привязанностями и ценностями;

умение давать оценку своим действиям;

ориентацию в человеческих качествах, осознание значимости таких

нравственных категорий, как добро, красота, истина;

осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и

прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя

запреты);

умение выражать собственное мнение.

Актуальность определена тем, что обучение по программе внеурочной

деятельности

«Мой

край

родная

Белгородчина»

предусматривает

формирование целостной картины мира младшего школьника, духовно-

нравственное и патриотическое воспитание личности гражданина России,

жителя

Белгородской

области;

формирование

познавательных

универсальных учебных действий.

Каждому

этапу

реализации

программы

соответствуют

свои

организационные формы детской деятельности:

интегрированные занятия, экскурсии, встречи с интересными людьми

разных профессий, беседы, походы и экспедиции по родным местам;

праздники, краеведческие исследования, защита презентаций, работа

в школьном музее, конкурсы, написание сочинений;

подготовка портфолио по краеведению;

концерты, семейные вечера общения с родителями.



В раздел образования




Яндекс.Метрика