Автор: Прокофьева Светлана Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №21"
Населённый пункт: г. Старый Оскол Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий»
Раздел: начальное образование
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий»
Формирование коммуникативных умений младших школьников –
чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности
данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и
на процесс их социализации и развития личности в целом. Начальное
образование сегодня – это фундамент для формирования учебной и
внеучебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного
обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы
учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и
одноклассниками,
сформировать
основы
нравственного
поведения,
определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические
особенности человека, обеспечивающие легкое вступление в контакты с
другими людьми и в дальнейшем поддерживание с ними оптимальных
отношений.
К коммуникативным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -
определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск
и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие
решения и его реализация;
управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его
действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии
с
задачами
и
условиями
коммуникации;
владение
монологической
и
диалогической
формами
речи
в
соответствии
с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных
средств коммуникации.
Если мы обратимся к нашим ученикам, то и среди них есть дети,
которые затрудняются в поиске и выделение необходимой информации; в
умении структурировать знания; умении осознанно и произвольно строить
речевое высказывание в устной и письменной форме.
В ходе нашей практической деятельности, методом наблюдения в
урочное и во внеурочное время обучения, мы пришли к выводу, что
необходимо
учить
учащихся
самостоятельно
предполагать,
какая
дополнительная информация будет нужна для изучения материала; развивать
умения
выделять
и
формулировать
проблемы;
выдвигать
гипотезы;
выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Все
это
способствовало
выбору
темы
«Формирование
коммуникативных УУД посредством реализации программы внеурочной
деятельности с младшими школьниками «Мой край – родная Белгородчина».
В ходе реализации программы внеурочной деятельности «Мой край –
родная Белгородчина» мы выделяем несколько этапов:
1)
знакомство школьников с краеведческими местами и осознание
личной сопричастности к истории Белгородского края;
2)
создание
школьниками
собственных
продуктов
исследовательской
деятельности
(выставки
рисунков,
сочинения,
родословная и др.)
3)
предъявление
результатов
самостоятельной
деятельности
(фотографии, презентации, стихи, песни и др.);
4)
творческая самореализация и проявление активной жизненной
позиции детей (концерты, выступления на школьных и родительских
собраниях, в детском саду).
Организация
внеурочной
деятельности
младших
школьников
осуществляется в различных формах:
экскурсии;
встречи с интересными людьми разных профессий;
беседы;
праздники;
краеведческие исследования;
акции;
защита презентаций;
конкурсы;
краеведческие викторины;
написание сочинений;
подготовка портфолио по краеведению.
.
Результаты
сравнительной
диагностики
сформированности
коммуникативных универсальных учебных действий можно наблюдать в
таблице №1.
Таблица №1
Результаты сравнительной диагностики сформированности
коммуникативных универсальных учебных действий
Низкий уровень
Средний
уровень
Высокий уровень
1класс
32%
52%
16%
2класс
24% (- 8%)
52%
24% (+ 8%)
3класс
16 % (-8%)
48% (- 4%)
36% (+ 12%)
4 класс
12% (-4%)
44% (-4%)
44% (+8%)
Представленные
результаты
свидетельствуют
о
положительной
динамике отслеживаемых показателей. Так, из 25 учащихся 4-го класса
высокий уровень сформированности познавательных УУД показали 44%
обучающихся, что на 28 % выше, чем в 1 классе. Низкий уровень
уменьшился на 20 % по сравнению с 1 классом.
Полученные результаты показывают эффективность работы, имеют
практическую
значимость
для
педагогов,
реализующих
программу
внеурочной деятельности с младшими школьниками «Мой край – родная
Белгородчина».
Содержание деятельности учащихся во внеурочное время по данной
программе направлено на:
осознание
уникальности
своей
личности,
которая
обладает
индивидуальными
особенностями,
определенными
интересами,
привязанностями и ценностями;
умение давать оценку своим действиям;
ориентацию в человеческих качествах, осознание значимости таких
нравственных категорий, как добро, красота, истина;
осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и
прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя
запреты);
умение выражать собственное мнение.
Актуальность определена тем, что обучение по программе внеурочной
деятельности
«Мой
край
–
родная
Белгородчина»
предусматривает
формирование целостной картины мира младшего школьника, духовно-
нравственное и патриотическое воспитание личности гражданина России,
жителя
Белгородской
области;
формирование
познавательных
универсальных учебных действий.
Каждому
этапу
реализации
программы
соответствуют
свои
организационные формы детской деятельности:
интегрированные занятия, экскурсии, встречи с интересными людьми
разных профессий, беседы, походы и экспедиции по родным местам;
праздники, краеведческие исследования, защита презентаций, работа
в школьном музее, конкурсы, написание сочинений;
подготовка портфолио по краеведению;
концерты, семейные вечера общения с родителями.