Напоминание

Подчеркивая неоценимое значение труда для всестороннего развития личности ребенка.


Автор: Грицанова Наталья Вадимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 51
Населённый пункт: г. Ленинска-Кузнецкого, Кемеровской области.
Наименование материала: "Рекомендации по трудовому воспитанию в семье"
Тема: Подчеркивая неоценимое значение труда для всестороннего развития личности ребенка.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Подчеркивая неоценимое значение труда для

всестороннего развития личности ребенка,

предлагаю вашему вниманию, следующие

рекомендации по трудовому воспитанию в семье.

Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство,

которое может оставить своим детям и бедный, и богач.

К. Д. Ушинский

1

. Отношение ребенка к труду в наибольшей степени зависит от родителей,

от их личного примера. Если родители сами не очень трудолюбивые люди и

постоянно ругаются между собой только из-за того, кто сегодня должен

готовить, убирать и стирать, то и приучить маленького ребенка к труду

невозможно, так как все равно с возрастом он будет копировать поведение

взрослых. Поэтому сами родители должны браться за любую работу с

желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим

примером.

2.

Приучать ребенка к труду необходимо как можно раньше, начиная с

элементарной уборки игрушек. Детям не очень нравится такое занятие,

поэтому лучше делать это в первое время вместе. Для того чтобы ребенок

знал, как и куда убирать игрушки, в детской комнате должен быть порядок.

Для книг отдельная полка, для машин свой гараж, а для других игрушек

коробка.

3.

Чем старше становится ребенок, тем более возрастает его потребность

делать что-либо самостоятельно. Многие хотят самостоятельно застелить

постель, одеться, мыть посуду или постирать свою одежду. Даже если грязи

после «уборки» стало больше, а жир только размазался по посуде после

мытья - неоценимо велика польза, которую получает юный помощник. Это и

привитие навыков самообслуживания, и проявление трудовой инициативы,

и познание окружающей действительности. Поощряйте любое проявление

самостоятельности и желание помочь взрослым, а так же имейте в запасе

дела, которые буду по силам вашему малышу. Не торопитесь подгонять

ребенка, умейте ждать, пока он завершит работу сам.

4.

После любого, пусть даже не значительного поручения, не забывайте

хвалить ребенка, и подчеркивать его неоценимый вклад в общее дело.

Выполняя те или иные трудовые задания, он должен видеть результат,

осознавать его, и естественно получать за это вознаграждения. Но не

торопитесь давать ребенку конфетку или покупать дорогостоящую игрушку,

а просто похвалите, приласкайте, укажите, что без его участия все было бы

намного хуже! («Ты такой молодец, что вытер пыль, теперь у нас в доме

стало чисто, бабушка не будет чихать, а мы сможем быстро закончить

уборку и пойти на детскую площадку») – это будет самая лучшая награда

помощнику!

5.

Не стоит забывать, что если ребенок будет выполнять поручения «по

указке», без радости – это не принесет положительного результата. Главное

научить его радоваться труду так, как чему-нибудь приятному, чтобы работа

не превратилась в какое-то обязательное, угнетающее неинтересное занятие.

Поэтому если трудовые поручения строятся лишь на распоряжениях:

«Подай!», «Подержи!», «Вытри», то это отбивает у ребенка всякую охоту

трудиться. Больше всего радости ребенок получает от совместного труда.

Это значит, взрослый, скажем, столярничая, должен не только просить

принести какой-либо инструмент, но и научить, как им пользоваться, какие

правила безопасности соблюдать, дать попробовать в деле. Как вариант,

можно обычную уборку доме провести в форме занимательной игры («давай

посмотрим - кто из нас быстрее – я мою посуду или ты собираешь

игрушки»! или «давай я буду поваром, а ты моим помощником –

поваренком»). Так повседневные дела сразу превратятся в интереснейшие

занятия и принесут несомненную радость всем участникам процесса.

6.

Со временем желательно чтобы у ребенка появились каждодневные

обязанности по дому. Например, кормить рыбок, поливать цветы, мыть

ботинки и т. д. Это не только воспитает в нем чувство ответственности, но и

немного облегчит труд взрослых. Участие в хозяйственно-бытовом труде

позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи,

почувствовать себя членом семейного коллектива. Однако перекладывать

всю домашнюю работу на ребенка тоже не следует. Его обязанности должны

быть посильными, не должны занимать много времени, чтоб не

препятствовать его основному виду деятельности – игре.

7.

Все трудовые поручения следует давать, объясняя, что, за чем, и почему

делается. Ведь если ребенок не будет знать зачем ему выполнять те или

иные задания и какой результат должен быть достигнут, у него не

сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому

всегда нужно объяснять для чего мы трудимся. Например: «если ты сегодня

не помоешь свои ботинки, завтра в сад пойдешь в грязных, и будешь

выглядеть очень неаккуратно!». Или «если мы не польем цветы – они

завянут, и у нас в доме больше не будет таких красивых растений!».

8.

По мере усложнения трудовых поручений следует всегда объяснять и

показывать, как добиться лучших результатов. Ведь элементарное умение

выжимать тряпку – не дается само по себе, ему нужно учить и научаться!

Не забывайте, что все мы люди разные, и поэтому одному достаточно

объяснить, а другому нужно показать и не один раз. Не теряйте чувства

самообладания, все-таки Вы старше и мудрее!

9.

Нужно добиваться, чтобы ребёнок выполнил работу до конца, и

проверять её качество. Никогда не доделывайте за ребенка начатое им дело,

иначе со временем он начнет уклоняться от выполнения трудовых

поручений, зная, что это всегда могут сделать взрослые.

Таким образом, выполняя эти несложные

рекомендации, возможно, вы добьётесь

положительных результатов в трудовом

воспитании детей, и сделаете вашу семейную

жизнь ярче!



В раздел образования




Яндекс.Метрика