Напоминание

Читательская грамотность-успех каждого ученика"


Автор: Подобина Вера Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Петропавловская СОШ
Населённый пункт: д.Берёзовка Павинский район Костромская область
Наименование материала: "Читательская грамотность. Шаг к успеху ученика"
Тема: Читательская грамотность-успех каждого ученика"
Раздел: среднее образование





Назад




Задания по формированию читательской грамотности в 5-9 классах.

Авторы: учителя русского языка ГБОУ СОШ «Центр образования» пос.Варламово

Капунова Л.А., Зайцева В.С., Смиренова С.Ю., Андреянова И.Ю.

Задание №1 (7-9 класс) А. П. Чехов «Репетитор»

Гимназист

VII

класса

Егор

Зиберов

милостиво

подает

Пете

Удодову

руку.

Петя,

двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощекий, с маленьким

лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и лезет в шкап за тетрадками. Занятие

начинается.Согласно

условию,

заключенному

с

отцом

Удодовым,

Зиберов

должен

заниматься с Петей по два часа ежедневно, за что и получает шесть рублей в месяц. Готовит

он его во II класс гимназии. (В прошлом году он готовил его в I класс, но Петя порезался.)—

Ну-с... — начинает Зиберов, закуривая папиросу. — Вам задано четвертое склонение.

Склоняйте fructus!Петя начинает склонять.— Опять вы не выучили! — говорит Зиберов,

вставая. — В шестой раз задаю вам четвертое склонение, и вы ни в зуб толконуть! Когда

же, наконец, вы начнете учить уроки?— Опять не выучил? — слышится за дверями

кашляющий голос, и в комнату входит Петин папаша, отставной губернский секретарь

Удодов. — Опять? Почему же ты не выучил? Ах ты, свинья, свинья! Верите ли, Егор

Алексеич? Ведь и вчерась порол!И, тяжело вздохнув, Удодов садится около

сына и

засматривает в истрепанного Кюнера. Зиберов начинает экзаменовать Петю при отце.

Пусть глупый отец узнает, как глуп его сын! Гимназист входит в экзаменаторский азарт,

ненавидит, презирает маленького краснощекого тупицу, готов побить его. Ему даже

досадно делается, когда мальчуган отвечает впопад — так опротивел ему этот Петя!— Вы

даже второго склонения не знаете! Не знаете вы и первого! Вот вы как учитесь! Ну, скажите

мне, как будет звательный падеж от meus filius

1

?— От meus filius? Meus filius будет... это

будет...Петя долго глядит в потолок, долго шевелит губами, но не дает ответа.— А как будет

дательный множественного от dea

2

?— Deabus... filiabus! — отчеканивает Петя.Старик

Удодов

одобрительно

кивает

головой.

Гимназист,

не

ожидавший

удачного

ответа,

чувствует досаду.— А еще какое существительное имеет в дательном abus? — спрашивает

он.Оказывается, что и «anima — душа» имеет в дательном abus, чего нет в Кюнере.—

Звучный язык латинский!

— замечает Удодов. — Алон... трон... бонус... антропос...

Премудрость!

И

всё

ведь

это

нужно!

говорит

он

со

вздохом.«Мешает,

скотина,

заниматься... — думает Зиберов. — Сидит над душой тут и надзирает. Терпеть не могу

контроля!» — Ну-с, — обращается он к Пете. — К следующему разу по латыни возьмете то

же самое. Теперь по арифметике... Берите доску. Какая следующая задача?Петя плюет на

доску и стирает рукавом. Учитель берет задачник и диктует:— «Купец купил 138 арш.

черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого,

если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное 3 руб.?» Повторите задачу.Петя повторяет

задачу и тотчас же, ни слова не говоря, начинает делить 540 на 138.— Для чего же это вы

делите? Постойте! Впрочем, так... продолжайте. Остаток получается? Здесь не может быть

остатка.

Дайте-ка

я

разделю!Зиберов

делит,

получает

3

с

остатком

и

быстро

стирает.«Странно... — думает он, ероша волосы и краснея. — Как же она решается? Гм!..

Это задача на неопределенные уравнения, а вовсе не арифметическая»...Учитель глядит в

ответы и видит 75 и 63.«Гм!.. странно... Сложить 5 и 3, а потом делить 540 на 8? Так, что

ли? Нет, не то».— Решайте же! — говорит он Пете.— Ну, чего думаешь? Задача-то ведь

пустяковая! — говорит Удодов Пете. — Экий ты дурак, братец! Решите уж вы ему, Егор

Алексеич.Егор Алексеич берет в руки грифель и начинает решать. Он заикается, краснеет,

бледнеет.— Эта задача, собственно говоря, алгебраическая, — говорит он. — Ее с иксом и

игреком решить можно. Впрочем, можно и так решить. Я, вот, разделил... понимаете?

Теперь, вот, надо вычесть... понимаете? Или, вот что... Решите мне эту задачу сами к

завтраму...

Подумайте...Петя

ехидно

улыбается.

Удодов

тоже

улыбается.

Оба

они

понимают замешательство учителя. Ученик VII класса еще пуще конфузится, встает и

начинает ходить из угла в угол.— И без алгебры решить можно, — говорит Удодов,

протягивая руку к счетам и вздыхая. — Вот, извольте видеть...Он щелкает на счетах, и у

него получается 75 и 63, что и нужно было.— Вот-с... по-нашему, по-неученому. Учителю

становится нестерпимо жутко. С замиранием сердца поглядывает он на часы и видит, что

до конца урока остается еще час с четвертью — целая вечность!— Теперь диктант. После

диктанта — география, за географией — закон божий, потом русский язык, — много на

этом свете наук! Но вот, наконец, кончается двухчасовой урок. Зиберов берется за шапку,

милостиво подает Пете руку и прощается с Удодовым.— Не можете ли вы сегодня дать мне

немного денег? — просит он робко. — Завтра мне нужно взносить плату за учение. Вы

должны мне за шесть месяцев.— Я? Ах, да, да... — бормочет Удодов, не глядя на Зиберова.

— С удовольствием! Только у меня сейчас нету, а я вам через недельку... или через

две...Зиберов соглашается и, надев свои тяжелые, грязные калоши, идет на другой урок.

1.

Найдите в тексте устаревшие слова, обозначающие меру длины. Установите

соответствие между названиями старинных мер длины и цифровыми значениями.

2.

Используя таблицу « Гражданские(статские) чины, определите должность

отца.(приложение 1)

3.

Выпишите слова в переносном значении.

4.

Используя Устав гимназий Министерства народного просвещения 1871 год,

определите, сколько лет Егору, если он гимназист VII класса.(приложение 2)

5.

Решите задачу, которую решают на уроке арифметики.

Приложение 1

Гражданские (статские) чины

Кла

сс

Гражданские

(статские) чины

Военные чины

Придворные

чины

Срок

выслуги

[15]

до

получения

следующего

чина,

следующий

гражданский

чин

В армии

Во флоте

1

Канцлер

Действительный

тайный советник 1-

го класса (с 1773)

Генерал-

фельдмаршал

Генерал-

адмирал

нет

нет

2

Действительный

тайный советник

Генерал от

инфантерии (до

1763, с 1796)

Генерал от

кавалерии (до

1763, с 1796)

Генерал-

фельдцейхмейсте

р (до 1796)

Генерал-

аншеф (1763—

1796)

Генерал от

артиллерии (с

1796)

Инженер-

генерал (с 1796)

Штатгальтер

[16]

Адмирал

Генерал (с

1859)

Обер-

маршал (до

1726)

Обер-

гофмаршал (с

1726)

Обер-

камергер (с

1728)

Обер-

егермейстер (с

1757)

Обер-

гофмейстер (с

1760)

Обер-

шталмейстер (с

1766)

Обер-шенк (с

1762)

не

предусмотре

н

[17]

3

Генерал-

прокурор

[18]

Тайный

советник (с 1724)

Генерал-

лейтенант (до

1741, после 1796)

Генерал-

кригскомиссар (д

о 1808)

Инженер-генерал

(1728—1796)

Вице-адмирал

Генерал-

кригскомисса

р флота (до

1817)

Обер-

шталмейстер

(до 1766)

Гофмаршал (с

1742)

Шталмейстер (с

1766)

не

предусмотре

н

[17]

Генерал-

поручик (1741—

1796)

Полковник гвард

ии (1748—1798)

Егермейстер (с

1773)

Гофмейстер (с

1796)

Обер-

церемониймейс

тер (с 1796)

Обер-

форшнейдер (с

1856)

4

[19]

Тайный

советник (1722—

1724)

Действительный

статский

советник (с 1724)

Обер-

церемониймейстер

(1743—1796)

Герольдмейстер (1

763—18??)

Генерал-майор

Полковник

гвардии (1722—

1748)

Подполковник гв

ардии (1748—

1798)

Генерал от

фортификации (1

741—1796)

Генерал-

провиантмейстер

(1766—18??)

Обер-штер-

кригскомиссар (д

о 1868)

Шаутбенахт (

1722—1732)

Контр-

адмирал (с

1732)

Капитан 1-го

ранга (1762—

1764)

Обер-

сарваер (1798

—1805)

Обер-камергер

(до 1728)

Обер-

гофмейстер (до

1760)

Камергер (1737

—1809)

не

предусмотре

н

[17]

5

[20]

Обер-

церемониймейстер

(до 1743)

Герольдмейстер

(до 1763)

Архиятр (до 1763)

Статский

советник (с 1724)

Церемониймейстер

(1743—1796)

Тайный камерир (1

801)

[21]

Бригадир (1722—

1796)

Премьер-

майор гвардии

(1748—1798)

Подполковник

гвардии (1722—

1748)

Штер-

кригскомиссар (д

о 1868)

Генерал-

провиантмейстер

(до 1766)

Военный

советник (1763—

1809)

Капитан-

командор (172

2—1732,

1751—1764,

1798—1827)

Капитан 1-го

ранга (1764—

?)

Обер-сарваер

(до 1798)

Обер-шенк (до

1762)

Гофмейстер (до

1796)

Камер-

юнкер (1742—

1809)

Церемониймейс

тер (с 1796)

не

предусмотре

н

[17]

6

Коллежский

советник

Военный советник

(1836—1848)

Полковник в

пехоте

Секунд-

майор гвардии

(1748—1798)

Полковник

гвардии (с 1798)

Обер-

кригскомиссар (д

о 1868)

Капитан 1-го

ранга (до

1762, ? —

1917)

[22]

Сарваер (до

1798)

Обер-

егермейстер (до

1757)

Шталмейстер

(до 1766)

Гофмаршал (до

1742)

Камер-

фурьер (1742—

1884)

Камер-юнкер

(1737—1742)

4

года

Статс

кий советник

Камергер (до

1737)

7

Церемониймейстер

(до 1743)

Надворный

советник (с 1745)

Генерал-

вагенмейстер (до

1731 или позже)

Подполковник в

пехоте

Войсковой

старшина у

казаков (с 1884)

Кригскомиссар (д

о 1868)

в гвардии:

Капитан гвардии

Ротмистр гвардии

Капитан 2-го

ранга

Корабельный

мастер (1764

—1826)

нет

4

года

Колле

жский

советник

8

[23]

Коллежский

асессор

Надворный

советник (до 1745)

Премьер-майор и

секунд-майор

(1731—1798)

Майор в пехоте

(1798—1884)

Капитан в пехоте

(с 1884—1917)

Ротмистр в

кавалерии (с

1884—1917)

Штабс-

капитан гвардии

(с 1798)

у казаков:

Войсковой

старшина (1798—

1884)

Есаул (с 1884)

Корабельный

мастер (до

1764)

Капитан 3-го

ранга (до

1764)

Капитан-

лейтенант (19

07—1911)

Старший

лейтенант (с

1912)

Титулярный

камергер

[24]

(до

1771)

Унтер-

шталмейстер (1

766—?)

Обер-

берейтор (1766

—?)

4

года

Надво

рный

советник

9

Титулярный

советник

Капитан в пехоте

(1722—1884)

Штабс-капитан в

пехоте (с 1884)

Поручик гвардии

(с 1730)

Ротмистр в

кавалерии

(1798—1884)

Штабс-

ротмистр в

кавалерии (с

1884)

у казаков:

Есаул (1798—

1884)

Подъесаул (с

1884)

Галерный

мастер (до

1826)

Капитан-

поручик (1764

—1798)

Капитан-

лейтенант (17

98—1884)

Лейтенант (18

84—1906, с

1912)

Старший

лейтенант (19

07—1911)

Камер-юнкер

(до 1737)

Гоф-фурьер

Фуражмейстер (

1766—?)

Берейтор (1766

—?)

Ясельничий (17

66—?)

3

года

Колле

жский

асессор

10

Коллежский

секретарь

Капитан-поручик

в пехоте (1730—

1797)

Лейтенант

(1722—1884)

Мичман (с

1884)

нет

3

года

Титул

ярный

советник

Штабс-капитан в

пехоте (1797—

1884)

Секунд-

ротмистр в

кавалерии (до

1797)

Штабс-ротмистр

в кавалерии

(1797—1884)

Цейхвартер в

артиллерии (до

1884)

Поручик (с 1884)

Подпоручик гвар

дии (с 1730)

у казаков:

Подъесаул (до

1884)

Сотник (с 1884)

11

Корабельный

секретарь

(не ранее 1790)

нет

Корабельный

секретарь

(до 1764)

нет

12

Губернский

секретарь

Поручик (1730—

1884)

Подпоручик в

пехоте (с 1884)

Корнет в

кавалерии (с

1884)

Прапорщик гвард

ии (1730—1884)

у казаков:

Сотник (до 1884)

Хорунжий (с

1884)

Унтер-

лейтенант (17

22—1732)

Мичман (1796

—1884)

Тафельдекер (с

1827)

Кофешенк (с 18

27)

[25]

3

года

Колле

жский

секретарь

13

Кабинетский

регистратор

Провинциальный

секретарь

Сенатский

регистратор

Синодский

регистратор (с

1764)

Подпоручик в

пехоте (1730—

1884)

Прапорщик в

пехоте (с 1884,

только в военное

время)

Штык-юнкер в

артиллерии

(1722—1796)

Секунд-поручик в

артиллерии

(1722—1796)

Констапель (1

764—1830)

нет

14

Коллежский

регистратор

Коллежский

юнкер (коллегии-

юнкер) (до 1822)

Фендрик в пехоте

(1722—1730)

Прапорщик в

пехоте (1730—

1884)

Констапель

(до 1764)

Мичман

(1732—1796)

нет

3

года

Губер

нский секрета

Городовой

секретарь (1763—

18??)

Корнет в

кавалерии

(1731—1884)

Хорунжий у

казаков (1798—

1884)

Задание №2 (7-9 класс)

(1)Влажные салфетки для многих людей давно стали атрибутом повседневной жизни:

сейчас

производятся

салфетки

не

только

для

гигиенического

или

косметического

использования, но и для применения в быту – для протирания техники, мебели, окон.

(2)Однако внешне безвредные влажные салфетки становятся серьёзной экологической

проблемой,

так

как

,

помимо

вредных

химических

веществ,

которыми

пропитано

большинство производимых салфеток, такие салфетки содержат пластиковые волокна, не

способные к биологическому разложению. (3)Когда салфетки попадают, например, в океан,

их

съедают

морские

животные,

заполненный

неперевариваемым

пластиком

желудок

лишает этих животных возможности питаться, в результате они гибнут.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,

содержащаяся в тексте.

1.

Влажные салфетки в современном мире используются очень активно, поскольку

они удобны и многофункциональны, однако они приносят вред окружающей среде,

так как пропитаны вредными химическими веществами.

2.

Когда влажные салфетки, активно используемые людьми в повседневной жизни,

попадают в океан, морские обитатели поедают их, в результате чего

переполненный пластиком желудок не даёт этим животным питаться, и это

приводит к их гибели.

3.

Содержащиеся в составе популярных в наши дни влажных салфеток волокна

пластика не способны к биологическому разложению, поэтому их использование,

которое становится причиной гибели поедающих эти салфетки живых существ,

несёт экологическую угрозу.

4.

Большинство салфеток, применяемых в быту для протирания техники, мебели,

окон, содержат в своём составе вредные вещества, а также пластик, губительный

для животных, обитающих в океане.

5.

Популярные в современном мире влажные салфетки экологии, потому что в их

составе есть и вредные химические вещества, пластиковые волокна, способные

привести к гибели живых существ, в частности – морских обитателей.

Запишите номера выбранных вариантов.

Задание 3. (7-9классы)

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Целебные свойства чая люди открыли давно и успешно применяли для лечения некоторых

болезней. Например, в Польше чай долгое время считался исключительным растением и

продавался

только

в

аптеках.

Чай

нормализует

артериальное

давление,

обладает

бактерицидным действием, способствует очищению организма от желчи и шлаков. А

зелёный чай тонизирует организм во время жары

Надо сказать, что волшебное воздействие чая возможно только в том случае, если чай

качественный

и

правильно

заварен.

Чай,

выращенный

на

Цейлоне,

по

оценкам

специалистов, сочетает в себе крепость индийского, нежность и гармоничность китайского.

Высочайшее качество цейлонского чая обусловлено не только благоприятным климатом

Цейлона.

Чай,

перед

тем,

как

пойдёт

на

продажу,

тестируется

и

контролируется

специальным органом –Чайным Советом Шри-Ланки. На каждой коробочке, баночке или

пакетике настоящего цейлонского чая обязательно изображён знак качества – Лев с мечом,

точно такой же, как на Государственном флаге Республики Шри-Ланка.

Истинный

чай

с

Цейлона

не

имеет

маркировки

«Maid in…»,

а

обязательно

«Pakred Ski Lanka» (упакован в Шри-Ланке)

1. Выберите неверное утверждение

А) Чай применяют для лечения некоторых болезней

Б) В Европе чай долгое время считался исключительным растением

В) Целебные свойства чая люди открыли давно

С) Чай продавался исключительно в чайных лавках

Е) Волшебное воздействие чая возможно, если чай качественно заварен

2. Какими свойствами не обладает чай?

А) нормализует артериальное давление

Б) обладает бактерицидным действием

В) способствует очищению организма от желчи и шлаков

С) тонизирует организм во время жары

Е) нормализует работу кишечника

3.Настоящий цейлонский чай имеет маркировку

А) «Pakred Ceylon» Б) «Maid in Ski Lanka» В) «Maid in Ceylon»

С) « Pakred Ski Lanka» Е) « Maid in India»

4.Перед продажей чай тестирует и контролирует специальный орган

А) Чайный Совет острова Шри-Ланка

Б) Чайный Комитет Шри-Ланка

В) Чайный Совет Цейлона

С) Чайная Палата Шри-Ланки

Е) Чайный Совет Шри-Ланка

Задание №4 (5-6 классы)

Ознакомьтесь с содержанием текста и выполните задание .

Слово – одежда мысли. Без высокой культуры речи, без соблюдения норм речевого

этикета нет культурного человека. Бойтесь обидеть собеседника резким словом! Помните,

что словом можно спасти человека, но можно и тяжело ранить! Не забывайте говорить

волшебные слова! Будьте непримиримы к тем, кто допускает в своей речи грубые слова!

1.Количество побудительных предложений в тексте

А) 4 Б) 3 В) 2 Г) 5

2. Задача какого стиля не только информирование, но и воздействие .

А) художественный

В) официально-деловой

С) публицистический

Д) разговорный

Е) научный

3. Стиль речи данного текста

А) художественный

В) официально-деловой

) публицистический

Д) разговорный

Е) научный

4. Количество сложных предложений в тексте А) 4 Б) 3 В) 2 Г) 5

5.Количество простых предложений в тексте А) 4 Б) 3 В) 2 Г) 5

Задание №5 (5-7 классы)

Ознакомьтесь с содержанием текста и выполните задание ниже

После рождения двух сыновей я решил больше не курить. И потом всю жизнь благодарил

их за это. Я научился делать много раны хороших и нужных дел. Например, хорошо

готовить, мыть посуду, петь детские песни и экономить деньги. Много играл с сыновьями,

поэтому стал сильным, спортивным человеком. Мальчики росли и научились играть в

хоккей и футбол. Я тоже стал играть футбол и интересоваться футбольными командами и

матчами. И теперь я знаю, какие самые лучшие команды в мире. Научился ремонтировать

окна, мебель, одежду и обувь. Дети пошли в школу, и я вспомнил математику, рисование,

английский

язык,

литературу,

и

русскую,

и

зарубежную.

Потом

мы

купли

детям

компьютер. Я научился работать на нём, чтобы помогать моим сыновьям. Стал хорошим

программистом.

Когда мальчикам купили скрипку и пианино, я стал понимать классическую музыку и

узнавать музыку разных композиторов. А недавно купил много учебников и словарей,

чтобы отвечать на разные «почему?» уже моим внукам. Мне кажется, что я становлюсь

умнее, потому что дети и внуки очень любят спрашивать «Почему?», «Когда?», «Где?»

1.Автор начал играть

А) в футбол Б) в баскетбол В) в шахматы Г) в мини-футбол

2. Он хорошо знает компьютер, потому что…

А) Много играл с сыновьями

Б) Купил сыновьям компьютер

В) Дети пошли в школу

Г) Потому что дети и внуки очень любят спрашивать

3.Он стал сильным человеком, потому что

А) Научился ремонтировать окна, мебель, одежду и обувь

Б) Стал хорошим программистом.

В) Много проводил времени с детьми.

Г) Купил много учебников и словарей

4.Автор бросил курить, потому что

А) У него было страшное заболевание

Б) Его попросила об этом жена

В) Увлёкся компьютером.

Г) У него родились сыновья

5. Автор благодарит

А) несчастный случай

Б) неприятное событие

В) дочерей

Г) сыновей

Д) свою жену

Задание №6 (5-6 классы)

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Каждый народ издавна отдавал предпочтение хлебу. С детства ребёнка учили уважать

труд людей, которые выращивали зерно, затем его молотили, а потом из муки пекли разные

виды выпечки. Ароматный лаваш у кавказских народов, душистый крендель у немцев,

незабываемый

багет

у

французов,

мягкий

каравай

у

русского

народа-всё

это

часть

национальной культуры.

Блюда из злаковых культур: проса и ржи, пшеницы, ячменя, овса – испокон веков

составляли основу традиционного русского питания. В наши дни основой повседневного

стола все больше становятся мясные и молочные изделия, морепродукты, а в старину зерно

потребляли в любом виде – поджаривали, размачивали, взращивали (на солод), мололи; из

муки варили каши и пекли лепешки в очаге, на раскаленных камнях или в печи. Из пресного

теста готовили также сочни, оладьи, ватрушки, шаньги, колобки и всякие пряники на меду.

Эти архаические блюда очень долго сохранялись в традиционном быту, если не как

повседневная

пища,

то

как

ритуальные

блюда

(вспомним

масленичные

блины,

поминальную и рождественскую кутью и многое другое).

Привычный

для

современного

человека

хлеб,

приготовленный

на

закваске

(так

называемый кислый, или квасной), также был известен славянам очень давно. Форма хлеба

определялась конструкцией русской печи с ее плоским подом (отсюда такие названия, как

подовые пироги). Хлеб ели каждый день и при каждой трапезе. Большой круглый хлеб

назывался «каравай» или «коврига». Слово «каравай» долгое время служило синонимом

хлеба вообще. Привычный для нас хлеб продолговатой формы появился сравнительно

недавно. Основными видами хлеба были в старину, да и до сих пор остаются, ржаной

(черный) и пшеничный (белый), который различался качеством помола муки.

Из разных сортов хорошей пшеничной муки пекли как церковные просфоры, так и

любимую повседневную и праздничную выпечку: разного рода калачи и пироги. На Руси в

крестьянских семьях часто пекли калачи. Ручки от калача не ели, а ели ароматный мякиш.

Тогда-то и появилось выражение «дойти до ручки», что означает «опустился до нищего,

совсем беден.»

В тесто для пирогов добавляли сдобу – яйца и масло; постные пироги готовили с капустой,

морковью, грибами и крупами, а скоромные – с рыбой и мясом, а том числе с зайчатиной.

Москва традиционно славилась такими видами выпечки, как кулебяки и расстегаи (пироги,

раскрытые с одного бока). Адам Олерий, посетивший Москву в 1730-х годах, говорил: «У

них есть особый род печенья, который они называют пирогами… и начиняют эти пироги

мелко искрошенной рыбой или говядиной с луком, затем поджаривают в масле, а в постные

дни – в оливе. Такие печенья довольны вкусны, и ими угощает каждый своего гостя, если

хозяин

расположен

к

нему

и

хочет

хорошенько

накормить

гостя».

А

знаменитая

скороговорка «Бублик, баранку, батон и буханку пекарь испёк спозаранку» призывает нас

уважать и беречь хлеб и труд людей.

1.Согласно тексту, с детства ребёнка учили

А) печь хлеб Б) уважать труд людей В) как сажать хлеб С) как молоть хлеб

2-5 Найдите соответствия

1.у кавказских народов,

2.у немцев,

3. у французов

4. у русских

А) каравай

Б) багет

В) лаваш

С) крендель

6. Из каких злаковых культур не пекли хлеб?

А) из проса Б) из кукурузы В) из ржи С) из пшеницы Д) из ячменя Е) из овса

7. Где традиционно русичи пекли хлеб? А) на раскалённых камнях В) в печи С) в очаге

8.Информация не соответствует тексту

А) В тесто для пирогов добавляли сдобу – яйца и масло.

В) Постные пироги готовили с капустой, морковью, грибами и крупами

С) Основным видом хлеба в старину был ржаной (черный) хлеб.

Д) Основными видами хлеба были в старину, да и до сих пор остаются, ржаной и

пшеничный.

Е) В старину зерно потребляли в любом виде – поджаривали, размачивали, взращивали.

9. Начинка для скоромных пирогов

А) капуста В) морковь С) грибы и крупа Д) рыбой и мясо Е) рис с овощами

10. Какими видами выпечки славилась Москва?

А) пряники В) лаваш С) калачи и бублики Д) кулебяки и расстегаи Е) кексы и

кренделя

11. В каких семьях чаще пекли калачи?

А) в купеческих В) в крестьянских С) в боярских Д) у простолюдинов

12. С каким видом хлеба связано выражение «дойти до ручки»?

А) с пирогом В) с расстегаем С) с пряником Д) с караваем Е) с калачом

13. Что означает выражение «дойти до ручки»?

А) «дошёл до своей цели»

В) «осуществил свою мечту»

С) «крестьянин пришёл с просьбой к барину»

Д) «опустился до нищего, совсем беден.»

14 Как назывался на Руси большой круглый хлеб?

А) бублик Б) кулич В) каравай или коврига С) кулебяка Д) калач Е) пирог

15. Основная мысль текста

А) знать разные виды хлеба В) знать, как развивалось пекарское мастерство

С) уважать и беречь хлеб и труд людей Д) знать и ценить историю хлеба

16. Что не относится к ритуальным блюдам?

А) сочни, оладьи, ватрушки В) масленичные блины

С) поминальная кутья Д) рождественская кутья

Задание №7 (7-8 класс)

Прочитайте текст и выполните задание.

Время читать

Мой старший брат выучил меня читать, когда мне было пять лет (а ему – пятнадцать).

Сейчас этим никого не удивишь, а тогда было в диковину. В первом классе на уроках чтения

я потихоньку сходила с ума – от скуки: когда одноклассницы (тогда обучение мальчиков и

девочек было раздельное) заунывно читали по слогам букварь: «Ма-ма мы-ла ра-му».

Дождаться не могла, когда же кончатся уроки. И летела со всех ног домой – там меня ждал

«Таинственный остров» Жюля Верна... Так навсегда и связалась у меня первая школьная

осень

с

захватывающим

чтением

толстого

синего

тома

из

тогдашней

«Библиотеки

приключений». Когда-то в России был такой возраст отрочество. Недаром Лев Толстой так

и назвал три части своей трилогии: «Детство», «Отрочество», «Юность». В самом главном

нашем Академическом словаре написано, что отрочество – «возраст между детством и

юностью». По-моему, довольно непонятное пояснение. Когда кончается детство? У всех

по-разному. У одних – в шесть лет: они уже и младших нянчат, на огороде и во дворе

родителям по-взрослому помогают. А приходилось встречать и таких, у кого оно и в 40 лет

ещё не кончилось. Вот в словаре Даля про отрочество сказано более чётко – это пора

(хорошее, между прочим, слово) «от 7 до 15 лет». В это время складываются привычки.

Хорошие или плохие, но на всю жизнь. Совершаются благородные поступки – потому что

тяга к добру ещё не задавлена, не скорректирована корыстными или ещё какими-нибудь

расчётами. Принимаются важные решения. И некоторые люди следуют тому, что решили в

отрочестве,

всю

свою

жизнь. В

это важное, но

короткое время

или прочитываются

некоторые книги – или не прочитываются уже никогда. Потому что есть три закона чтения,

и два с половиной из них выведены мною лично. Первый: нет книг, которые читать – рано.

Второй: есть книги, которые читать – поздно. И третий: именно в отрочестве надо составить

список книг, которые в жизни надо обязательно успеть прочесть. Составить – и после этого

отказаться от чтения всякой чепухи, которой сейчас везде – навалом. Поясню первый закон.

Никто не скажет вам заранее, что именно вам читать рано. Потому что – у всех по-разному!

Одному – рано, а другому – в самый раз. А его ровеснику до самой старости будет рано:

читает – и не может понять, что к чему.

Если вам рано читать эту книжку – вы сами же первый это и заметите. И отложите её до

лучших дней – или будете читать с пропусками, выискивая то, из-за чего вам её родители,

собственно, не давали читать. Ну и что? Ничего не потеряете и ничего не приобретёте.

Помню, в шестом классе спросила старшего брата – моего постоянного советчика по

чтению – что мне почитать? Он сказал через плечо, секунду подумав: «Читай „Записки

Пиквикского клуба“ Диккенса!» Для меня каждое его слово было истиной в последней

инстанции.

Побежала

в

библиотеку

записана

была

в

районной

с

третьего

класса.

Интернета тогда, представьте себе, не было. Взяла, стала читать – скучно, нет сил!

Иллюстрации смотреть интересно: толстяк мистер Пиквик, худой Джингль... А читать – не

могу, и всё. Как мне было стыдно! Как же так? Брат считает, что книга – для меня, а я,

значит, так глупа? Потихоньку от него сдала книгу в библиотеку, так и не прочитав, –

первый, наверно, случай в моей жизни. Через четыре года, в десятом классе, взяла снова. И

– читала взахлёб! Не могла понять, как она мне могла казаться скучной. Поумнела, значит,

сильно за четыре года – доросла до Диккенса... Так что если книга оказалась вам не по

возрасту, не по уму – ничего страшного, вернётесь к ней позже. Но установить это можно,

мне кажется, только опытным путём – начав читать. Знаю точно, что одни в 15 лет

проглатывали «Преступление и наказание» Достоевского, для других чтение гениального

романа было истинным наказанием. Со вторым законом дело обстоит серьёзнее. Да, есть

такие книжки, которые надо прочесть именно лет в 11-12, в 14... Во-первых, только в этом

возрасте вы получите от неё стопроцентное удовольствие. А во-вторых – создадите себе

заделье (то есть нужный запас) на будущее. Это же здорово – перечитать когда-нибудь на

отдыхе «Приключения Тома Сойера»! Я знаю людей, которые перечитывали эту книжку

своего детства – со знакомыми иллюстрациями! – несколько раз: в 25 лет, потом около

сорока лет и так далее. Но я не встречала таких, кто уселся читать её первый раз в 40 лет.

Во-первых – некогда. Во-вторых – и в голову не придёт. А в-третьих, если и возьмётесь –

вряд ли будете читать взахлёб. Так, полистаете с лёгкой улыбкой. «Жаль, – скажете, – что

в детстве не попалась». В общем, поленился в своё время – проиграл на всю жизнь. Что

касается третьего закона – многие подумают: а что плохого в чтении пустых, попавшихся

случайно под руку или просто модных в этот момент книг? Некоторые так и считают – а

что? Ничего особенного. Мура

́

t

, но читать можно. А дело-то главным образом в том, что

плохая

книжка

навсегда

лишает

вас

возможности

прочесть

хорошую.

Почему

же

навсегда-то?

спросите

вы

с

возмущением.

Прочитал

плохую

теперь

почитаю

хорошую! Какие дела?.. А вот такие. Время-то не безразмерное.

Когда я училась в шестом классе и продолжала читать, как говорится, запоем, вдруг

вычитала где-то, что человек за жизнь может прочесть, кажется, не более 10 тысяч книг.

Неважно, точная это цифра или нет. Важно то, что я пришла в ужас от мысли, что читаемые

мною второсортные книги, поглощая отмеренные человеку для чтения часы (их и так не

очень много остаётся – от других дел), явно меня чего-то лишают. В первую очередь –

возможности прочесть какие-то другие книги – те самые, которые в жизни прочесть

необходимо! Я ещё не знала толком – какие. Но уже точно знала, что они – есть. (Мариэтта

Чудакова)

1.Автор считает, что отрочество – это важный этап жизни, и приводит несколько

доказательств. Опираясь на текст, запишите ЧЕТЫРЕ доказательства.

2.Почему некоторые книги надо прочесть «именно лет в 11-12, в 14»? Отметьте

ОДИН верный вариант ответа.

Только так можно успеть прочесть более 10 тысяч книг.

Только в этом возрасте получишь от них максимальное удовольствие.

Это поможет уберечь себя от чтения модных в этот момент книг.

Это поможет не перечитывать эти книги тогда, когда вырастешь.

3.Какую книгу, по мнению автора, важно успеть прочитать в возрасте 11-14 лет?

Запишите название этой книги.

Задание № 8 (8-9 класс)

Профессия «дирижер»

Дирижер - это музыкант, работа которого заключается в управлении оркестром, хором,

ансамблем; ни на каком инструменте во время концерта он не играет. В таком виде

профессия дирижера появилась в начале 19-го века. До этого времени управление

оркестром было возложено на одного из музыкантов, как правило самого опытного

скрипача.

Дирижер во время концерта стоит спиной к залу и лицом к музыкантам. Для управления

оркестром не обязательно, но практически всегда используется небольшая палочка в

правой руке. В прошлом вместо палочки использовались свернутые в трубочку ноты или

другие предметы.

Название профессии «дирижер» произошло от французского слова diriger — управлять.

Как правило, для получения профессии дирижера требуется сначала освоить игру на

каком-либо инструменте, а затем получить профильное образование в одном из

музыкальных вузов.

Многие дирижеры не только играют произведения других композиторов, но и сами пишут

музыку.

Умение: Нахождение информации.

1. Кто такой "дирижёр"? Выбери один правильный вариант ответа.

А. Дирижёр - это, тот кто поёт, занимается пением.

Б. Дирижер - это музыкант, который управляет оркестром, ансамблем, хором.

В. Дирижёр - это артист, объявляющий концертные номера и выступающий в

промежутках между ними.

Г. Дирижёр - специалист в области музыки или тот, кто занимается игрой на музыкальном

инструменте

Д. Дирижёр - автор и постановщик балетов, танцев, хореографических номеров,

танцевальных сцен в опере и оперетте, создатель танцевальных форм.

Ответ: __________________

Умение: Нахождение информации.

2. Ответь на вопросы. Обведи правильный ответ.

1) Название профессии "дирижёр" произошло от французского слова, что означает -

управлять

А) ДА

Б) НЕТ

2) Во время концерта дирижёр играет на фортепиано

А) ДА

Б) НЕТ

3) Дирижер во время концерта стоит лицом к зрителям

А) ДА

Б) НЕТ

4) До 19 века оркестром управлял опытный скрипач

А) ДА

Б) НЕТ

5) Многие дирижёры сами пишут музыку

А) ДА

Б) НЕТ

Умение: Интерпретация текста.

3.Дирижер музыкант, управляющий коллективом при разучивании и исполнении музыкал

ьного произведения с помощью движения рук.

Кто ещё кем может управлять? Назовите профессии.

6. Выберите три высказывания о дирижёре.

А. ...но вот появляется человек. Легкий взмах руки и все заиграли стройно и слаженно.

Б. Он должен знать все правила и тонкости искусства, чтобы создавать такие танцы,

которые будет интересно смотреть зрителям и исполнять танцовщикам.

В Во время исполнения, он показывает, какому инструменту и где нужно вступать, с

какой силой играть. Он задаёт темп, убыстряет его. Одним словом, он направляет весь ход

его исполнения и как бы вкладывает в него свою душу.

Г. Самое главное для него – его голос и умение управлять им. Его голосом говорят герои

фильмов и рекламных роликов

Д. У него есть своеобразный пульт, с помощью которого, он выражает свое ощущение

музыки. Его пульт – его руки, его глаза, его движения.

Ответ: _______



В раздел образования




Яндекс.Метрика