Автор: Шурыгина Жанна Дамировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №11 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Опыт работы по героико-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы по героико-патриотическому воспитанию детей
старшего дошкольного возраста
Шурыгина Ж.Д., воспитатель
МБДОУ №11 «Детский сад комбини рованного вида»
г. Кемерово
Великой Победе – 78 лет! Много это или мало? Трудно сказать. В
истории России – это миг, а в судьбе отдельного человека – это целая жизнь.
Живых свидетелей и участников тех событий с каждым годом становится все
меньше и меньше… Но нельзя ни забыть, ни перечеркнуть то тяжелое для
нашей страны время. Ведь Великая Отечественная война напрямую связана с
нашими родителями, дедами и прадедами. К сожалению, на сегодняшний день
отсутствуют концепции, теоретические и методологические разработки по
героико-патриотическому воспитанию дошкольников. Данная проблема не
нашла
должного
отражения
в
современных
психолого-педагогических
исследованиях. Нами предпринята попытка восполнить пробел
путем
разработки и внедрения проекта «100 дней до Победы».
Не менее важным условием героико-патриотического воспитания детей
старшего дошкольного возраста является тесная взаимосвязь с родителями, так
как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не
считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
ФГОС
ставит основной задачей ДОУ воспитание успешной в будущем
личности, личности, которая внесёт свой неоценимый вклад в дело развития
государства. Но нельзя быть достойным гражданином своей страны, не зная её
истории, не уважая её корни, не зная цену всему, что нас окружает. В этом и
заключается патриотическое воспитание.
Данная тема легла в основу проекта «100 дней до Победы», который мы
реализовали в детском саду к 78-ой годовщине Великой Победы. Годы идут, на
смену одним воспитанникам приходят другие, а суть проекта остаётся
актуальной.
Цель проекта: формирование позитивного отношения дошкольников к
ветеранам ВОВ через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с
событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, примерами боевых
и трудовых подвигов кузбассовцев.
Задачи проекта:
способствовать общему развитию детей на основе
любви и интереса к настоящему и прошлому своего народам; воспитывать
уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла;
ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей в семье.
Проект представлен комплексом занятий и мероприятий, направленных
на героико-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Он рассчитан на 3 месяца, в него входит 4 занятия, 5 развлечений, 3 экскурсии,
состоящих
из
заданий
направленных
на
развитие
познавательной,
эмоциональной, двигательной сферы.
Реализация данных мероприятий не
требует дополнительных занятий, а органично вплетается в разные виды
деятельности (речевую, музыкальную, изобразительную и т.д.). Данный проект
начинается с беседы, которая проводится в феврале месяце. В конце беседы
детям предлагается план мероприятий в виде папки-передвижки, в которой
кружочками и звездочками обозначены остановки-мероприятия. Остановки на
плане только обозначены, но не прописаны. В конце каждого занятия или
мероприятия дети получают приглашение или задание (ребусы, кроссворды и
т.д.), решив которые, узнают какое мероприятие будет следующим, после чего
самостоятельно заполняют план, для этого к нему прилагаются обозначения.
После проведенных мероприятий в группах оформляется альбом «100 дней до
Победы». После встречи с ветераном проводится занятие на развитие
логического мышления «Военные профессии». В период от одного занятия до
другого планируются следующие формы работы с детьми: рассказы и беседы
педагогов о защитниках Родины в разные исторические эпохи, о родах войск, о
службе современных защитников Родины; чтение художественной литературы
соответствующего
характера;
рассматривание
иллюстраций,
репродукций
картин
о
героизме
воинов-защитников;
оформление
выставок
детских
рисунков; заучивание стихотворений, пословиц и поговорок об армии;
прослушивание музыкальных произведений; просмотр фильмов; организация и
руководство игровой деятельности на патриотическую тематику, проведение
спортивных досугов и т.д.
Наряду с занятиями в методическую разработку входят и экскурсии.
Первая экскурсия проводится в конце февраля, после военной игры «Зарница».
Дети вместе с родителями посещают в краеведческом музее отдел боевой
славы. Вторая экскурсия проводится в конце марта после викторины «Знатоки
военной истории». Ребята посещают народный музей имени В. Волошиной
школы № 12. Экскурсию для детей проводят родители наших воспитанников,
которые учились в школе № 12 и были членами клуба «Поиск». Последняя
экскурсия
- обзорная экскурсия по городу «Их именами названы улицы
города», проводится в апреле. Данная работа заканчивается выпуском детьми
газеты
«Боевой
листок»,
в
котором
они
рассказывают
о
прошедших
мероприятиях.
Особое место в проекте отводится развлечениям. Так военная игра
«Зарница» является итогом работы, проводимой в феврале месяце. А
литературно-музыкальная
беседа
«Любимым
женщинам
посвящается…»
открывает
цикл
занятий
и
мероприятий,
посвященных
партизанам
и
труженикам тыла ВОВ. Конкурс веселых и находчивых «Экипаж – одна семья»
и викторина «Чтобы помнили». Концерт «Мы помним! Мы гордимся!»,
который проходит в начале мая, является итогом работы за три месяца. На все
мероприятия, экскурсии помимо родителей приглашаются ветераны ВОВ и
труженики тыла.
Литература
1.
Доможакова
Т.И.
«Воспитание
патриотизма
у
детей
старшего
дошкольного возраста» // Управление ДОУ. - 2006. - № 8. – С. 80-86
2.
Коротовских Л.Н«Методическое сопровождение краеведения в ДОУ //
Управление ДОУ. - 2006. - № 8. – С. 71 – 80
3.