Автор: Безукладникова Тамара Сергеевна
Должность: Пульникова Светлана Викторовна, учителя русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №12 с углублённым изучением немецкого языка"
Населённый пункт: г. Перми
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Обобщающий урок русского языка в 8 классе на материале краеведческого характера
Раздел: среднее образование
Обобщающий урок русского языка в 8 классе
на материале краеведческого характера
по теме «Обособленные члены предложения. Обособленные определения и
приложения»
Цель: повторить и обобщить теоретический материал, отработать умение
применения знаний на практике.
I. Организационный момент
Ребята, в 2023 году наша Пермь будет праздновать 300-летие. Этот юбилей -
больше, чем «круглая дата». Это значимое событие как для самого города, так и для
нас, его жителей и жителей всего Пермского края.
Уже сейчас город готовится к юбилею: проводятся работы по ремонту дорог,
фасадов зданий, благоустраиваются бульвары, парки, набережные. Но главное для
города – любовь тех, кто в нём живёт. А любить его может тот, кто знает историю
города и края, их достопримечательности и культурные ценности.
Сегодня у нас урок русского языка, безусловно, по лингвистической теме. Но
все тексты для анализа будут о Перми и Пермском крае. Начнём!
II. Актуализация знаний
1.
Какую тему синтаксиса изучаем сейчас? (Обособленные члены
предложения)
2.
Какой раздел этой темы мы уже изучили? (Обособленные определения и
приложения).
Итак, мы сегодня повторяем тему «Обособленные определения и
приложения» и обобщаем полученные знания. У нас сегодня урок обобщения. Ваша
задача – показать знание теоретического материала и умение на практике применять
знания: все случаи обособления и необособления определений и приложений.
III. Повторение и систематизация теоретического материала
1 задание: Дайте определение обособленным членам предложения, приведите
примеры.
2 задание: Расскажите об основных случаях обособления определений и
приложений, используя примеры из текстов:
1 текст
(1)В Разгуляе, самом старом районе Перми, осталось немало старинных
домов и построек. (2)Например, дом № 13-а. (3)Это одно из зданий города,
построенных в стиле живописного барокко с элементами модерна. (4)Привлекают
внимание многочисленные лепные украшения, ажурные и узорчатые, внутри и
снаружи здания. (5)Вокруг особняка сохранилась ограда, изготовленная уральскими
мастерами. (6)Наделённая причудливой изящностью, решётка ограды и по сей день
восхищает своей необычной красотой. (Текст о Доме купца С.М.Грибушина
постройки 1897 года на улице Ленина, 13-а).
Ответы: 1- согласованное распространённое приложение стоит после
определяемого слова; 3,5 - определение, выраженное причастным оборотом, стоит
после определяемого слова; 4- два (или несколько) однородных согласованных и
нераспространённых определений стоят после определяемого слова; 6-определение,
выраженное причастным оборотом с дополнительным обстоятельственным значением.
2 текст
(1)Напротив главной аллеи парка имени Горького когда-то стояла Сибирская
застава. (2)Каждого приезжавшего в губернский город Пермь встречали обелиски
застав, торжественные в своей строгости. (3)Увенчанные двуглавыми орлами, они
символизировали Российскую империю. (4)Это были ворота города. (5)За ними
начиналась дорога, именуемая Сибирским трактом.
Ответы: 2- согласованное распространённое определение, выраженное
прилагательным с зависимыми слова, стоящее после определяемого слова; 3-
определение (любое), зависимое от личного местоимения; 5- определение, выраженное
причастным оборотом, стоит после определяемого слова.
3 задание: прочитать тексты, соблюдая правильную интонацию. Вспомним
правила интонирования таких предложений.
(На доске или слайде предложения и схемы чтения).
Пермский край ||, охватывающий обширные земли по течению Камы ||,
называют пермским Прикамьем.
Охватывающий обширные земли по течению Камы Пермский край ||
называют пермским Прикамьем.
IV. Орфографическая пятиминутка.
Вспомним правила «Правописание НЕ; Н,НН в причастиях, отглагольных
прилагательных, прилагательных и других частях речи», часто встречающиеся при
работе с такими текстами.
Задание: раскрыть скобки, выбрав правильное написание. Объяснить
орфографические правила. (Напечатанный текст выдаётся учащимся).
(Не)далеко от Перми раскинулось стари(н, нн)ое село Хохловка. А рядом
расположился историко-этнографический комплекс, отделё(н, нн)ый от села
(не)глубоким заливом. Это знаменитый Хохловский заповедник. Перед взором
туриста предстаёт панорама деревя(н, нн)ых строений. Гордо возносит к небу свой
тёса(н, нн)ый шатёр церковная колокольня, (не)много поодаль растопырила крылья
ветря(н, нн)ая мельница. Эти рубле(н, нн)ые из дерева постройки свезе(н, нн)ы со
всего края и бережно отреставрирова(н,нн)ы. Очарова(н,нн)ый красотой, ты стоишь
перед этими творениями мастеров.
V. Словарная работа
В тексте встретилось слова ПАНОРАМА. Объяснить значение слова,
использовав толковый словарь. Предложение выписать в тетрадь, подчеркнуть
безударные гласные. Составить своё предложение с данным словом, выбрав одно из
значений.
(Слово многозначное – пять значений, здесь употреблено в первом значении: от
греч. «пан» - всё, «орама» - зрелище. 1. Широкий вид какой-либо местности,
открывающийся с высоты, с возвышенности).
VI. Графический диктант
Мы вспомнили правила обособления определений и приложений, применили
эти правила, объяснили уже стоящие в текстах запятые.
Задание: на слух определить строение предложения, начертить схему этого
предложения.
(Сначала читается весь текст, потом по предложениям)
(1)Стоящая на крутом берегу деревянная церковь в селе Пянтег Пермского края
кажется похожей на основание крепостной башни. (2)На фоне блёклого северного неба
отчётливо рисуется мощный сруб о шести углах, увенчанный крошечной главкой.
(3)Суровой была жизнь первых поселенцев края, поэтому Пянжеская церковь,
простая и строгая, лишена каких-либо украшений и декоративных элементов. (4)В
стенах видны только узкие оконца, похожие на бойницы. (5)Они, глаза церкви-
крепости, зорко следили за происходящим вокруг.
(6)Эта церковь, памятник творения безвестных прикамских зодчих, несёт на себе
печать неспокойного 15 века.
1. |
Прич.об
.
| Х
2. Х, |
Прич.об
.
|,
3. Х, и ,
4. Х,
прил. с завис. сл
.,
5. лич.мест.,
приложение
,
6. Х,
приложение
,
VII. «Коварный» союз КАК
Изучая данную тему, мы встретились с «коварным» союзом. Назовите этот союз.
(Союз КАК).
1 задание: вспомните правила, составьте схемы, сверьтесь в парах. Далее –
сверьтесь с доской (или со слайдом).
1. [ ], (как ) (СПП)
2.
сущ.Им.п
как
сущ.Им.п
3. , как
приложение
, (доп.обст.значение: Какой + Почему?)
4. как
приложение
(как = «в качестве»)
2 задание: в предложенных предложениях расставьте знаки препинания,
объясните графически.
Как далёкая провинция Пермь была местом ссылки.
Пермская Царь-пушка, которой более полутораста лет, стоит у входа в Музей
«Мотовилихинские заводы» как символ мастерства пермских пушкарей.
Пермь как старинный уральский город.
Название Пермь витало над обширной территорией и обозначало страну Пермь
Великую ещё лет за триста до того, как возник сам город.
Пример ответов:
Как далёкая провинция, Пермь была местом ссылки. (
Обособляется приложение с
дополнительным обстоятельственным значением: вопрос ПОЧЕМУ?)
Пермская Царь-пушка, которой более полутораста лет, стоит у входа в Музей
«Мотовилихинские заводы» как символ мастерства пермских пушкарей. (
Союз как в
значении «в качестве» - запятая не ставится)
Пермь как старинный уральский город. (
Союз как входит в состав сказуемого, запятая
не ставится
)
Название Пермь витало над обширной территорией и обозначало страну Пермь
Великую ещё лет за триста до того, как возник сам город. (
Сложноподчинённое
предложение, следовательно, запятую ставим
)
VIII. Работа по редактированию текста
Переходя к последнему заданию, хочется сказать о том, что иногда трудно
определить, чем отличается один город от другого. Но есть города со своим
неповторимым лицом. В каждом из них есть нечто, без чего их нельзя себе
представить. Одной из таких достопримечательностей, одним их чудес является
Пермская деревянная скульптура.
1 задание: прочитайте текст и ответьте на вопрос «Понравился ли текст и
почему?»
Раздаётся первый вариант текста.
Есть несколько названий, которые употребляются с эпитетом «пермский». Это
сочетание «пермские боги».
«Пермские боги» были открыты Николаем Николаевичем Серебренниковым.
В каждом открытии есть элемент случайности. Так было и в тот вечер, когда
Н.Н.Серебренников возвращался домой. Шёл он тропинкой, по которой ходил сотни
раз. Но когда он поравнялся с кладбищем, ветер хлопнул ставнями часовни.
Серебренников успел увидеть в глубине строения, в отблеске света, выражение чьего-
то лица. Он замер на пороге при взгляде на лик Иисуса Христа.
Так были открыты «пермские боги».
Случай это произошёл в 1922 году в селе Ильинском. Он положил начало
собиранию коллекции скульптуры 18–19 веков. Скульптурные образы наделены
человечностью и обладают мощью.
Коллекция скомплектована сотрудниками галереи за 70 лет.
Заслуги Н.Н.Серебренникова неоценимы. Он 37 лет проработал директором и
хранителем пермской галереи, отдав ей весь свой талант.
(Ответ: текст понятен, но не понравился, какой-то сухой, некрасочный)
Вопрос: что придаёт тексту красочность, яркость, эмоциональность? (Эпитеты
(яркие определения), определения, определения-приложения)
2 задание: придумайте заголовок тексту (ответы: Дело всей жизни. Неожиданное
открытие. Уникальная находка…)
3 задание: отредактируйте текст, скобки «подсказывают» место, где
целесообразнее добавить что-то; расставьте знаки препинания. «Слова для справки»:
давно заброшенной, невыразимо скорбный, известных всему миру, единственное в
своём роде, изумлённый, музейным работником, искусно сотворённого из дерева,
собирателя и первого исследователя деревянной скульптуры, единственной в нашей
стране, состоящая из 350 экспонатов, большой духовной, главным, снискавшей
впоследствии мировую известность, созданные пермскими мастерами).
Выдаётся второй вариант текста со скобками.
Есть несколько ( ) названий, которые употребляются с эпитетом «пермский».
Это ( ) сочетание «пермские боги».
«Пермские боги» были открыты ( ) Николаем Николаевичем Серебренниковым.
В каждом ( )открытии есть элемент случайности. Так было и в тот вечер, когда
Н.Н.Серебренников возвращался домой. Шёл он тропинкой, по которой ходил сотни
раз. Но когда он поравнялся с кладбищем, ветер хлопнул ставнями ( ) часовни.
Серебренников успел увидеть в глубине строения, в отблеске света, выражение чьего-
то лица. Он ( )замер на пороге при взгляде на ( ) лик Иисуса Христа ( ).
Так были открыты «пермские боги».
Случай это произошёл в 1922 году в селе Ильинском. Он положил начало
собиранию ( )коллекции ( )скульптуры 18-19 веков ( ). Скульптурные образы ( )
наделены человечностью и обладают ( ) мощью.
Коллекция скомплектована сотрудниками галереи за 70 лет.
Заслуги Н.Н.Серебренникова ( ) неоценимы. Он 37 лет проработал директором и
( ) хранителем пермской галереи, отдав ей весь свой талант.
Итоговый вариант редактирования
Дело всей жизни
Есть несколько известных всему миру названий, которые употребляются с
эпитетом «пермский». Это единственное в своём роде сочетание «пермские боги».
«Пермские боги» были открыты музейным работником Николаем Николаевичем
Серебренниковым.
В каждом большом или малом открытии есть элемент случайности. Так было и в
тот вечер, когда Н.Н.Серебренников возвращался домой. Шёл он тропинкой, по
которой ходил сотни раз. Но, когда он поравнялся с кладбищем, ветер хлопнул
ставнями давно заброшенной часовни. Серебренников успел увидеть в глубине
строения, в отблеске света, выражение чьего-то лица. Он, изумлённый, замер на
пороге при взгляде на невыразимо скорбный лик Иисуса Христа, искусно
сотворённого из дерева.
Так были открыты «пермские боги».
Случай это произошёл в 1922 году в селе Ильинском. Он положил начало
собиранию единственной в нашей стране коллекции русской деревянной скульптуры
18–19 веков, снискавшей впоследствии мировую известность. Скульптурные образы,
созданные пермскими мастерами, наделены человечностью и обладают большой
духовной мощью.
Коллекция скомплектована сотрудниками галереи за 70 лет.
Заслуги Н.Н.Серебренникова, собирателя и первого исследователя, неоценимы.
Он 37 лет проработал директором и главным хранителем пермской галереи, отдав ей
весь свой талант.
IX. Домашнее задание
1. Переписать отредактированный текст с заголовком, графически объяснить
знаки препинания.
2. Выполнить синтаксический разбор предложения «Скульптурные образы,
созданные пермскими мастерами, наделены человечностью и обладают большой
духовной мощью».
X. Итоги урока. Рефлексия на выданном ученикам листе:
I. «Знаниевый» компонент «Лесенка успеха»:
Получилось всё,
уверен в своих
знаниях, смогу
научить другого
Много получается, в
основном уверен,
но…
Испытываю
трудности, поэтому
нужно ещё
повторить…
II. Эмоциональный, познавательный компоненты:
Урок мне показался…
Моё настроение…
Мне захотелось…
Приложение. Учащимся во время урока демонстрируются слайды
Дом купца С.М.Грибушина (1897)
Фасад здания, решётка
Вид внутри
Сохранившийся обелиск
Сибирской заставы у Сада им.
Горького.
Двуглавые орлы венчали
обелиски.
Историко-этнографический комплекс
Хохловка
Хохловский заповедник. Церковная
колокольня
Хохловский заповедник. Ветряная
мельница
Деревянная церковь в селе Пянтег
Пермского края
Пермская Царь-пушка отлита
в 1869 году.
Стоит у входа в Музей
«Мотовилихинские заводы»
Серебренников Н.Н.
«Пермские боги»
Пермская деревянная скульптура.
Лик Иисуса Христа