Напоминание

«Развитие музыкальной памяти у учащихся класса скрипки ДШИ»


Автор: Новохатская Евгения Фёдоровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 10 г.Челябинска"
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Развитие музыкальной памяти у учащихся класса скрипки ДШИ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Развитие музыкальной памяти у учащихся

класса скрипки ДШИ» - Новохатская Е.Ф.,

педагог дополнительного образования МБОУ

«Гимназия № 10 г.Челябинска»

Учить или не учить ребенка музыке, этот выбор всегда стоит перед

родителями. Желая вырастить умного, чуткого и интересного человека, многие

решают этот вопрос в пользу музыки. Справедливо считая, что классическая

музыка в нашей стране — это то, что родители могут дать своему ребёнку без

особых затрат (в нашей стране музыкальное образование пока еще достаточно

недорогое по сравнению с другими странами Европы). Взрослые понимают также,

что занятия музыкой привнесут в жизнь семьи не только определенные трудности,

но и своего рода элитарность, способность к развитию духовной культуры.

Обучение на музыкальном инструменте, приобретение новых навыков — это

своего рода тренинг для развития интеллекта, поскольку музыка - искусство

абстрактное, и музыкальные занятия ставят перед ребёнком, для его мозга сразу

много сложных задач. Понять высоту и название ноты, определить обозначенную

в нотах длительность и громкость, услышать гармоническое звучание аккорда,

исполнить заданные ритмические рисунки во всевозможных ритмах, и все это

происходит одномоментно.

Кроме всего перечисленного, выученные музыкальные произведения и

освоенный

материал

надо

ещё

сыграть

на

сцене

перед

«публикой»

(экзаменационной комиссией или слушателями в концерте), а это уже позволит

ребёнку выйти на новый этап развития – исполнительский. Эта новая «ступенька»

развития личности ребёнка - замечательный способ воспитания психорегуляции,

артистизма, коммуникативных способностей, особенно для детей замкнутых, для

них музыка вообще спасение.

А еще, музыка требует постоянного вложения труда, терпения, вдумчивости,

сосредоточенности, - все эти навыки, приобретенные в детстве и юности,

обязательно пригодятся человеку в дальнейшей его жизни.

В 60-е годы, во времена нашего «ученичества», мы, как мне кажется, были

более самостоятельными, и наши педагоги на уроках специальности практически

не выучивали с нами в классе тексты заданных произведений, т.к. с этим

справлялись дети сами дома во время домашних занятий.

За многие годы моей работы педагогом в классах скрипки и ансамбля ДШИ

приходится сталкиваться с постоянной проблемой - выучиванием с ребёнком

наизусть нотного текста в школе, причем с учащимися разного возраста. В беседах

со своими коллегами, обсуждая с ними наши профессиональные вопросы,

выяснилось, что и у них в работе с учащимися есть такие же проблемы, именно с

«освоением», запоминанием нотного материала.

Как же решить эту проблему, как развить у детей музыкальную память?

Теоретически музыкальная память составляют несколько компонентов:

слуховая, зрительная, двигательная, эмоциональная. Мнения психологов о том,

какой компонент музыкальной памяти является главным, расходятся.

Так,

например,

советский

психолог

Б.М.Теплов,

считал

основными

составляющими - слуховой и двигательный, другие её виды - вспомогательными.

Американский психолог Г.Уиппл напротив, утверждал, что для развития

музыкальной памяти большое значение отводится предварительному анализу

произведения,

при

помощи

которого

происходит

активное

запоминание

материала.

Английская пианистка и педагог Л.Маккиннон доказывала единственно

надежным для запоминания музыки способ - анализ и установление сознательных

ассоциаций:

«только

то,

что

отмечено

сознательно,

можно

припомнить

впоследствии

по

собственной

воле».

Разделяя взгляды немецкого педагога К. Мартинсен на процессы запоминания

музыкального произведения, нам хотелось бы особенно отметить его мнение о

«конструктивной памяти», под которым он подразумевает умение исполнителя

хорошо разбираться во всех мельчайших подробностях разучиваемой вещи, в их

обособленности и умение собирать их воедино.

Современные психологи называют одно из действий по запоминанию текста

«смысловым

соотнесением». В основе этого приема лежит

использование

мыслительных операций для сопоставления между собой некоторых характерных

особенностей тонального и гармонического планов, голосоведения, мелодии,

аккомпанемента изучаемого произведения. При этом для анализа произведения,

безусловно, необходимы музыкально-теоретические знания, и рекомендуется

обращать внимание на простейшие элементы музыкальной ткани – интервалы,

аккорды, секвенции.

Интуиция подсказала, как помочь ученикам с процессом запоминания, чтобы

найти для учеников более понятный, быстрый путь «включения» механизма их

музыкальной памяти.

Продумывая, как это сделать лучше, вспомнила один случай из своей

студенческой жизни. Во время обучения в музыкальном училище одна из моих

очень хорошо играющих однокурсниц перед выходом на сцену забыла начало

пьесы, которую ей надо было вот-вот сейчас сыграть. Она нервничала,

волновалась, усиленно напрягая память, но никак не могла вспомнить начало

мелодии. «В левой руке аппликатуру забыла», - сказала она. На мой вопрос, «с

какой ноты и в какой тональности начинается пьеса», она ответила, что «не

помнит,

потому,

что

всегда

запоминает

руками».

Для

меня

это

было

удивительным, как можно «помнить» одними руками.

Мы знаем, что всегда, самый лучший выход – самый простой. В детстве все

играют в кубики, «строят» из кубиков или брусочков домики. Этот же принцип

применим в музыке, в ней и будем «складывать домики из кирпичиков».

Итак, с первых музыкальных уроков с малышками подготовительного класса

учимся «думать» музыкальными фразами, объясняя себе, что «фраза – это

короткая музыкальная мысль» и просчитываем 4 фразы в любой песенке, сначала

на открытых струнах:

«Я иду с цветами,

Я несу их маме,

Васильки, ромашки,

Розовые кашки».

Затем фразы усложняются, состоящие из небольших поступенных мотивов с

падением пальчиков на струну (одним, двумя, тремя, четырьмя): «Баю-баюшки»,

«У кота», «Как под горкой», «Вот иду я вверх», мотивах из неполных и полных

трезвучий.

Опять проговариваем с ребёнком, что в песенках - 4 повтора, и это

«музыкальный квадрат», и сразу записываем ритм большими и маленькими

вертикальными палочками (длинные - половинки или четверти, короткие –

восьмые или шестнадцатые), потом записываем нотками с длительностями, когда

дети готовы нотками записать мелодию. Обозначаем фразу

«а»,

и в конце фразы

ставим знак репризы. Готово.

Подобным образом разбираем другие песенки, с двумя мелодическими

элементами: «а + b», поем их с дирижированием, и опять записываем, включаем

моторику, зрительную память. Попутно в песенках определяем и записываем

размер: 2/4, 4/4, 3/4.

В зависимости от приспособленности ребенка к инструменту на тот момент,

играем песенки

PIZZ

или смычком. Все органы чувств в это время включаются,

чтобы запомнить наизусть данную песенку. Такой комплексный подход:

пропевание, дирижирование, запись нотками, буквенное обозначение фраз

позволяет с легкостью осваивать массу простых и более сложных пьес из разных

скрипичных сборников – «Хрестоматии», «Юного скрипача», других «Школ». И

выучивание наизусть нотного текста «по кирпичикам» - фразам, предложениям

можно соединить с «вечной» работой «струнников» над точностью интонации.

Одновременно «решаются» разного рода технологические задачи – освоение

постановочных

моментов,

штрихов,

освоение

исполнительских

приемов,

возникающих с усложнением исполняемых произведений.

Как показала практика, схематичная запись на листочке формы исполняемого

произведения, от маленькой пьески, этюда на начальном этапе до более сложных

форм – вариаций, концертов, сонат позволяют не только быстрее запоминать

мелодию и ритм, но и, запомнив нотный текст, сосредоточить внимание на

качестве звука, тембровой окраске, физическом состоянии рук, художественной

выразительности.

Когда-то гениальный пианист С.Т.Рихтер ответил студентам, задавшим ему

вопрос: «Что сделать, чтобы удержать в голове такое количество музыки?». Его

ответ был: «Надо представить себе любое исполняемое произведение с «высоты

птичьего полета». Как все просто…

Это «представление» текста, схема построения сначала простой музыкальной

фразы, затем предложения, и дальше - чередования тем, к которому в дальнейшем

добавляется

понимание

тонального

плана,

тональных

тяготений

внутри

музыкальной формы (от D

к T

и наоборот, отклонений и модуляций в

параллельную тональность, или в S - ую, D- ую и другие тональности). И, опять

же, на любом этапе занятий на скрипке немаловажным является анализ движения

мелодии

(поступенное,

арпеджированное,

скачкообразное),

её

тональных

тяготений, так необходимых при тщательной работе скрипача над интонацией.

Начало аналитической игры в музыкальную форму:

а+а+а+а;

второй вариант:

а+а

1

+в+в

1

,

или

А

(а+а

1

)+

В

(в+в

1

)+А.

Следующий этап – анализ и запоминание простой 2-х частной и простой 3-х

частной формы, какая встречается в пьесах Н.Баклановой – «Колыбельная»,

«Романс», «Мазурка», Э.Дженкинсона – «Танец», Н.Рубинштейна – «Прялка»

(А+В+А), и формы рондо – в пьесе Н.Баклановой «Хоровод» (А+В+А+С+А).

С формой Концерта и Концертино, когда в музыкальном материале появляются

элементы сонатного allegro, мы очень подробно разбираем каждый раздел, по

«кирпичикам» - предложениям. Также, определяем и отметаем в нотах

экспозицию, разработку,

репризу, главную тему, побочную, Встречаются

секвенции, разбираем сколько «звеньев», от каких нот, какие они (диатонические

или с тональными отклонениями), разбираем и отмечаем карандашом в нотах

фразы и разделы, записываем схемы в тетрадь или в дневник (А+В – экспозиция,

С – разработка, А

1

1 –

реприза

,

Coda). Внутри каждого раздела определяем

тональный план, кульминации, тональные соотношения (T-D; в разработке –

отклонения; T-T).

Итак, от простых пьесок и этюдов переходим к разбору произведений крупной

формы: анализу Вариаций и Концертов. В школьном репертуаре это: Вариации

А.Комаровского, Ш.Данкля, Концертино Ф.Кюхлера, Концерты О.Ридинга (си-

минор, Ре-мажор), Ф.Зейца (Соль-мажор), А.Вивальди (Соль-мажор, ля-минор), и

других композиторов.

Кроме запоминания учащимися нотного текста параллельно добавляется работа

по запоминанию ими двигательных приемов, технических способов исполнения

того или иного музыкального эпизода. Эти способности в процессе занятий

развиваются, что достигается пониманием принципов их исполнения, при

осознанном повторении. В сумме все эти приемы составляют «базу», основу, на

которой происходит комплексное формирование юного музыканта.

Болгарский методист А. Стоянов, работая над развитием музыкальной памяти,

советовал музыканту, проверить себя, готов ли он представить нотный текст

мысленно, не глядя в ноты, проследить «в голове» развитие музыкального

раздела в целом, ясно представив мельчайшие составные элементы. Мысленная

работа «про себя» – наиболее трудный способ работы над произведением. Эти

повторения

произведения

развивают

концентрацию

внимания,

углубляют

понимание

музыкального

сочинения.

И,

чередуя

такие

проигрывания

произведения без инструмента с реальной игрой на инструменте, учащийся может

добиться прочного запоминания любого, самого сложного произведения.

Зная, что память человека – это «психофизиологический и культурный

процессы,

выполняющие

в

жизни

функции запоминания,

сохранения

и

воспроизведения информации» (А. Д. Алексеев), они в дальнейшем будут

востребованы.



В раздел образования




Яндекс.Метрика