Напоминание

Презентация ТРИЗ технологии


Автор: Чинькова Венера Гаязовна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МКДОУ д/с №17
Населённый пункт: Челябинская область Еманжелинский район п.Красногорский
Наименование материала: Использование ТРИЗ технологи в соответствии с ФГОС
Тема: Презентация ТРИЗ технологии
Раздел: дошкольное образование





Назад




«ТРИЗ в ДОУ как средство

формирования

математических способностей

воспитанников в свете

требования ФГОС»

Одна из основных задач дошкольного

образования — математическое развитие ребенка.

Оно не сводится к тому, чтобы

научить дошкольника считать, измерять

и решать арифметические задачи. Это

еще и развитие способности видеть,

нестандартно мыслить, открывать в

окружающем мире свойства, отношения,

зависимости, умения их «конструировать»

предметами, знаками и словами.

Особая роль при этом отводится технологии

ТРИЗ (теории решения изобретательских

задач). Внедрение инновационных технологий

в образовательный процесс ДОУ -важное

условие достижения нового качества

дошкольного образования в процессе

реализации федерального

государственного образовательного

стандарта.

Методика ТРИЗ была придумана и разработана

приблизительно 50 лет назад Генрихом

Сауловичем Альтшуллером.

Изначально она создавалась для помощи в

нахождении решений для технических задач и

способствовало развитию мышления, гибкости,

системности, логическому построению и

оригинальности.

Главная задача данной методики –научить

ребенка думать нестандартно и находить

собственные решения.

Цели ТРИЗ -не просто развить фантазию

детей, а научить их мыслить системно, с

пониманием происходящих процессов, дать

в руки воспитателям инструмент по

конкретному практическому воспитанию

у детей качеств творческой личности,

способной понимать единство и

противоречие окружающего мира, решать

свои маленькие проблемы.

ТРИЗ для дошкольников –это система

коллективных игр, занятий, призванная не

изменять основную программу, а максимально

увеличивать ее эффективность.

ТРИЗ –это управляемый процесс

создания нового, соединяющий в себе

точный расчет, логику,

интуицию.

Алгоритм решения изобретательских задач.

Основным средством работы с детьми является

педагогический поиск. Педагог не должен давать

готовые знания, раскрывать перед ним истину, он

должен учить ее находить. Если ребенок задает

вопрос, не надо тут же давать готовый ответ.

Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом

думает. Пригласить его к рассуждению. И

наводящими вопросами подвести к тому, чтобы

ребенок сам нашел ответ. Если же не задает

вопроса, тогда педагог должен указать

противоречие. Тем самым он ставит ребенка в

ситуацию, когда нужно найти ответ.

Игры по технологии ТРИЗ, используемые в

ДОУ, по формированию математических

представлений, увлекают ребенка в сказочный

мир, незаметно для него развивая мышление и

математические способности.

Широко используются следующие игры:

1. Игры на определение линии развития

объекта

« Чем был - чем стал» (с 4-х летнего возраста)

Воспитатель: Было числом 4, а стало числом 5.

Дети: 4+1=5

Воспитатель: Сколько нужно прибавить, чтобы

получилось число 5?

Воспитатель: Было число 5, а стало3.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы

получилось число 3?

Дети: 5 -2 = 3

При ознакомлении с понятиями много -

мало.

Воспитатель: Этого было много, а стало мало.

Что это может быть?

Дети: Снега было много, а стало мало, потому

что растаял весной.

Воспитатель: Этого было мало, а стало много.

Что это может быть?

Дети: Игрушек, овощей в огороде...

При уточнении понятия относительности

размера.

Воспитатель: Это было раньше маленьким, а

стало большим.

Дети: Человек был маленьким ребенком, а стал

взрослым и высоким.

Воспитатель: Это было раньше большим, а стало

маленьким.

Дети: Конфета, когда ее едят становиться

маленькой; самолет, когда рядом стоит

кажется очень большим, а когда улетает -

становиться все меньше и меньше.

"Теремок" (с 4-х лет) .

Правила игры: Детям раздаются различные предметные картинки. Один

ребенок (или воспитатель в младшей группе) выполняет роль ведущего.

Сидит в "теремке". Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть

туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет

ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова:

"Тук -тук. Кто в теремочке живет? ".(При закреплении геометрических

фигур).

Д: Тук - тук. Я треугольник. Кто в теремочке живет? Пустите меня к себе.

В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, треугольник похож на меня,

квадрат.

Д: Мы геометрические фигуры. У нас есть углы, стороны. Мы делаем

мир

разнообразным.

Д: Тук - тук. Я круг. Пустите меня к себе.

В: Пустим, если скажешь, чем ты, круг отличаешься от нас

(треугольника и квадрата).

Д: У меня нет сторон и углов. Зато я могу катиться, а вы нет.

Используя в своей работе по формированию

математических представлений у дошкольников игр

по технологий ТРИЗ, можно сделать вывод : что

дошкольник, овладев умениями понимать новые

реалии, быстро ориентироваться, обучать самого себя,

принимать самостоятельные решения, успешно

справляться с массой постоянно «сваливающихся»

творческих задач, основными мыслительными

операциями по созданию творческого продукта,

успешно адаптируется к школе вне зависимости от

системы обучения. У него высокий уровень

познавательной активности и речи, ярко выраженные

творческие способности, развитое воображение. Он

умеет и хочет сам учиться.



В раздел образования




Яндекс.Метрика