Напоминание

Рабочая программа элективного курса для 10-11 классов "Избранные вопросы русского языка"


Автор: Лях Вера Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ"Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №2"
Населённый пункт: г. Кингисепп, ленинградской области
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа элективного курса для 10-11 классов "Избранные вопросы русского языка"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №2»

Принято

Педагогическим советом школы

Протокол № 1 от 29 августа 2017 года

Утверждено

Приказом № 269 от 30августа 2017 года

Рабочая программа

курса

«ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ

РУССКОГО ЯЗЫКА»

для 10

11 классов

(базовый уровень)

г. Кингисепп

2017 год

2

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка»

составлена на основе авторской программы Акимова Н.В. и учебного пособия Мура-

шов А.А., Русецкий В.Ф. Культура русской речи: методические рекомендации. 10-11

классы.

В данной рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения русско-

го языка на старшей ступени образования, определенные в стандарте среденего об-

щего образования.

Чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию,

пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лекси-

ческого состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стили-

стики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность

предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и со-

держания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории

литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, язы-

ковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо си-

стематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.

Курс призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащими-

ся в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языко-

вой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оце-

нить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их

структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе),

которое создается на основе предложенного текста.

Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на

наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии

и пунктуации,

ЕГЭ – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчи-

вающих среднюю школу.

ЕГЭ основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзаме-

на накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников

образовательного процесса.

Особое внимание уделяется теоретическому материалу по основным разделам

русского языка. Теоретический материал подается в виде схем, таблиц. Подобная по-

дача материала способствует максимальной наглядности, систематизации знаний и

интеграции изученного не только по отдельно взятой изученной теме, но и по всему

курсу русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности

учащихся и активизируют их зрительную память. Материал по орфографии и пунк-

туации представлен в расширенном и углубленном виде.

В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по

уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по прежнему

остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяю-

щей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить по-

требности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная про-

грамма учитывает образовательные потребности учащихся.

3

Цель и задачи курса:

обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необхо-

димый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;

подготовить учеников к тестовой части экзамена по русскому языку в формате

ЕГЭ;

формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение).

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятель-

ность:

Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на под-

готовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся

должны продемонстрировать результаты овладения основами культуры устной и

письменной речи.

Организация занятий курса предполагает двусторонний подход к изучению

материала:

теоретическая часть (изучение, повторение теоретических понятий);

практическая

часть

(выполнение

упражнений,

формирующих

языковую,

лингвистическую и коммуникативную компетенции).

В программе курса также заложены возможности предусмотренного стан-

дартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков. Система

упражнений предусматривает различные формы работы с учащимися: исследова-

ния, решение тестов по типу тестов ЕГЭ, написание текстов по заданной проблеме,

поисковая работа (использование различных каналов поиска информации: работа со

словарями, библиотечными и электронными каталогами, Интернет).

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преем-

ственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логи-

кой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития уча-

щихся.

Наиболее тесные и органичные связи русского языка как предмета осуще-

ствляются с литературой. При обучении русскому языку широко используются про-

граммные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблю-

дений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных син-

таксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, а также

отдельные типы речи (повествование, рассуждение, описание). Связь русского языка

и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает об-

щие для всех предметов виды работ (изложение, устное сообщение, сочинение)

Текущий контроль основан на небольших самостоятельных работах проблем-

ного характера и отслеживания уровня усвоения программного материала в разрезе

дидактических единиц. Итоговый контроль предполагает выполнение групповых и

индивидуальных проектных заданий.

1.

Содержание учебного курса

10 класс (34 часа)

Введение (2 часа)

Нормативные и методические документы по подготовке и проведению госу-

дарственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности

ЕГЭ по русскому языку.

4

Спецификация

экзаменационной

работы.

Кодификатор.

Демонстрационная

версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Практическая работа 1.

Языковые нормы (1 час)

Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.

Орфоэпические нормы (1 час)

Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.

Лексические нормы (3 часа)

Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лек-

сики русского языка.

Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых свя-

зей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребитель-

ная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устарев-

шие и новые слова.

Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Практическая работа 1.

Грамматические нормы (3 часа)

Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтакси-

ческие.

Практическая работа 1.

Словообразовательные нормы (2 часа)

Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение

ошибок.

Практическая работа 1.

Морфологические нормы (9 часов)

Морфологические нормы русского языка.

Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Части речи.

Грамматическое значение, морфологичесике признаки и синтаксическая роль.

Варианты падежных окончаний.

Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупре-

ждение.

Средства связи предложений в тексте.

Практическая работа 4.

Синтаксические нормы (13 часов)

Словосочетание.

Виды

словосочетаний.

Нормы

согласования,

управления,

примыкания. Построение словосочетаний.

Предложение. Порядок слов в предложении.

Виды предложений. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и ска-

зуемое как главные члены предложения, способы их выражения.

Простое и сложное предложения.

Построение предложений с однородными членами.

Построение сложносочинённых и сложноподчиненных предложений.

Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвен-

ную.

Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

5

Практическая работа 7. Контрольная работа 1.

11 класс (34 часа)

Орфографические нормы (7 часов)

( Практическая работа 2)

Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные

корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание па-

дежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и гла-

гольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные написа-

ния. Н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с различ-

ными частями речи. Правописание служебных слов.

Практическая работа 2.

Пунктуационные нормы (4 часа)

Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм.

Трудные случаи пунктуации.

Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с од-

нородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах);

знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не

связанными с членами предложения.

Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в

сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с со-

юзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

Практическая работа 2.

Текст (4 часа)

Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность

текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста.

Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предло-

жений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информаци-

онная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Практическая работа 3.

Функционально-смысловые типы речи (5 часов)

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Преду-

преждение ошибок при определении типов речи.

Практическая работа 2.

Функциональные стили речи (6 часов)

Функциональные стили, их характеристика.

Признаки стилей речи.

Предупреждение ошибок при определении стиля текста.

Практическая работа 3.

Изобразительно-выразительные средства языка (3 часа)

Речь. Языковые средства выразительности.

Тропы, их характеристика.

Стилистические фигуры.

Практическая работа 2.

Коммуникативная компетенция (5 часов)

Информационная обработка текста. Употребление языковых средств.

6

Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной

работы.

Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.

Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Пра-

вила использования аргументов. Источники аргументации.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Ло-

гические ошибки, их характеристика и предупреждение.

Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной рабо-

ты, их предупреждение.

Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуаци-

онных, языковых, речевых, этических, фактологических норм.

Практическая работа 2. Контрольная работа 1.

2.

Планируемые результаты изучения курса

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие

создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык вы-

полняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник по-

лучает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы дея-

тельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают раз-

витие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и

развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми

видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базо-

выми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучаю-

щихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставле-

ние, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классифика-

ция), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать

информацию из различных источников, умение работать с текстом), организацион-

ные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять само-

контроль, самооценку, самокоррекцию).

Личностные результаты:

1.

Совершенствование коммуникативных способностей; готовность к прак-

тическому использованию русского языка в межличностном и межнациональном об-

щении; сформированность толерантного сознания и поведения личности в поли-

культурном мире;

2.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков само-

стоятельной деятельности, использования русского языка для самореализации, само-

выражения в различных областях человеческой деятельности;

3.

Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми

старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полез-

ной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

Метапредметные результаты:

7

1.

Владение

навыками

познавательной,

учебно-исследовательской

и

проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность

к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению раз-

личных методов познания;

2.

Готовность и способность к самостоятельной информационно-познава-

тельной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках

информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую

из различных источников;

3.

Владение языковыми средствами ; умение ясно, логично и точно изла-

гать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

Предметные результаты

10 класс

В результате изучения элективного курса ученик научится понимать

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языко-

вая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуаци-

онные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого

поведения

в

социально-культурной,

учебно-научной,

официально-деловой

сферах общения.

Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и ауди-

рования:

адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый

текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять

позицию автора;

использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучаю-

щее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от ком-

муникативной задачи;

осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим

организовывать процесс аудирования;

осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его воспри-

ятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от ком-

муникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-науч-

ных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том

числе представленных в электронном виде на различных информационных но-

сителях;

свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде раз-

вернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тези-

сов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; умест-

но употреблять цитирование;

8

использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при

составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подго-

товке докладов, рефератов).

Создание устного и письменного речевого высказывания:

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказыва-

ния различных типов и жанров;

формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего выска-

зывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зре-

ния;

выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последова-

тельность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечиваю-

щие правильность, точность и выразительность речи;

высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или про-

слушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного

текста;

владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письмен-

ные

тексты

проблемного

характера

на

актуальные

социально-культурные,

нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной

речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

создавать устное высказывание на лингвистические темы;

владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической

и грамматической синонимии;

оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие зна-

ния.

Анализ текста и языковых единиц:

проводить разные виды языкового разбора;

опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности,

точности и уместности их употребления;

анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей

языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффек-

тивности достижения поставленных коммуникативных задач и использования

изобразительно-выразительных средств языка.

Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексиче-

ские, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные

нормы;

эффективно использовать языковые единицы в речи;

соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-науч-

ной, официально-деловой сферах общения;

участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, от-

стаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппо-

нента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;

9

фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать

грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые

погрешности в высказываниях собеседников.

11 класс

В результате изучения элективного курса ученик должен понимать:

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические,

лексические,

грамматические,

орфографические

нормы

современного литературного русского языка; нормы речевого поведения в

социально-культурной,

учебно-научной,

официально-деловой

сферах

общения.

Уметь:

применять

в

практике

речевого

общения

основные

орфоэпические,

лексические, грамматические нормы современного русского литературного

языка;

соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные

нормы;

извлекать необходимую информацию из различных источников;

осознавать

языковые,

графические

особенности

текста,

трудности

его

восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости

от коммуникативной задачи;

выстраивать композицию письменного высказывания (собственного или на

основе

исходного

текста,

обеспечивая

последовательность

и

связность

изложения,

выбирать

языковые

средства,

обеспечивающие

правильность,

точность и выразительность речи;

формулировать

основную

мысль

(коммуникативное

намерение)

своего

высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку

зрения.

анализировать

тексты

различных

функциональных

стилей

с

точки

зрения

содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения

поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно —

выразительных средств языка.

соблюдать

нормы

речевого

поведения

в

социально-культурной,

учебно-

научной, официально-деловой сферах общения.

фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать

грамматические ошибки и речевые недочеты.

3.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

10 класс (34 часа)

п/п

Наименование разделов, тем

Общее

кол-во

часов

в том числе

Основные виды деятельности

учащихся

Формы контроля

Контрольных

работ

Лабораторных,

практических

работ

1

1

Введение.

2

1 п/р

Составление таблицы.

Практическая работа

2

2

Языковые нормы.

1

Языковой анализ текста.

3

Орфоэпические нормы.

1

Редактирование текста, опреде-

ление орфоэпические нормы

русского языка.

4

Лексические нормы.

3

1 п/р

Составление таблицы, алгорит-

мов.

Практическая работа

5

Грамматические нормы

3

1 п/р

Смысловой и интонационный

анализ предложений.

Практическая работа

6

Словообразовательные нор-

мы.

2

1 п/р

Упражнения, синтаксический

разбор.

Практическая работа

7

Морфологические нормы.

9

4 п/р

Морфологический разбор.

Практическая работа

8

Синтаксические нормы.

13

1 к/р

7 п/р

Упражнения, синтаксический

разбор.

Практическая

работа,

Контрольная работа

11

11 класс (34 часа)

п/п

Наименование разделов, тем

Общее

кол-во

часов

в том числе

Основные виды деятельности

учащихся

Формы контроля

Контрольных

работ

Лабораторных,

практических

работ

1

1

Орфографические нормы.

7

2 п/р

Смысловой и интонационный

анализ предложений.

Практическая работа

2

2

Пунктуационные нормы.

4

2 п/р

Основная мысль текста, пробле-

мы, позиция, аргументы

Практическая работа

3

Текст.

4

3 п/р

Языковой анализ текста.

Практическая работа

4

Функционально-смысловые

типы речи.

5

2 п/р

Составление алгоритма.

Практическая работа

5

Функциональные стили

речи.

6

3 п/р

Нахождение в тексте изобрази-

тельно-выразительные средства

языка.

Практическая работа

6

Изобразительно-вырази-

тельные средства языка.

3

2 п/р

Зачетная работа по изученному

материалу.

Практическая работа

7

Коммуникативная компе-

тенция.

5

1 к/р

2 п/р

Смысловой и интонационный

анализ предложений.

Практическая работа

12

55

4.

Лист корректировки и внесения изменений

в рабочую программу



В раздел образования




Яндекс.Метрика