Автор: Наталья Алексеевна Худикова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 12
Населённый пункт: Таганрог
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЬ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование
РОЛЬ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ
ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Худикова Н. А.,
воспитатель МБДОУ д/с № 12,
г. Таганрог
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре –
важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством
формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре
реализуются потребность воздействия на мир. Игра, как самостоятельная
детская деятельность, формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она
способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игра, как
форма организации детской жизни, важна тем, что служит становлению
психики ребёнка, его личности [1].
Игра – альтернатива действительности, используется для коррекции
состояния и поведения ребенка. Но все же главная функция игры –
развивающая:
она
развивает
интеллект,
способствует
чувственному
восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка.
Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок
совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре
развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для
формирования инициативной, пытливой личности [4].
Исходя из вышесказанного, экологическое воспитание детей пятого года
жизни необходимо строить на игровой основе – с большим включением в
педагогический процесс разных видов игр.
Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста. Это
подвижные игру (игры с правилами), дидактические, игры – драматизации,
конструктивные игры. Особое значение для развития детей в возрасте от 2 до 7
лет имеют творческие или ролевые игры. Они характеризуются следующими
особенностями:
- Игра представляет собой форму активного отражения ребенком
окружающей его жизни людей.
- Отличительной особенность игры является и сам способ, которым
ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными
действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме,
рисовании).
-
Игра,
как
и
всякая
другая
человеческая
деятельность,
имеет
общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических
условий жизни людей.
-
Игра
является
формой
творческого
отражения
ребенком
действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок,
фантазии, комбинирования.
- Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения,
путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и
сил ребенка.
-
В
развернутой
форме
игра
представляет
собой
коллективную
деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества [2].
Очень важно, чтобы воспитатели как можно больше использовали
элементы сюжетно - ролевой игры: воображаемую ситуацию, ролевые действия
и диалоги, несложные сюжеты, в которых обыгрываются какие – либо
игрушки. В самостоятельной игре дошкольников эти элементы взаимосвязаны
в едином игровом процессе. Исследователи доказали, что на первом этапе
игровой деятельности детей, следует формировать необходимые знания об
окружающей действительности. Педагог учит их осуществлять игровые
действия
с
предметами,
строить
ролевые
взаимоотношения,
развивать
сюжетную линию игры.
Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании детей
опирается
на
ряд
теоретических
положений,
высказанных
известными
исследователями, педагогами и психологами. Так, по мнению А. В. Запорожца,
игра – это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень
интеллектуального развития, но и на умственную активность ребенка, его
творческие возможности. Включение элементов сюжетно-ролевой игры в
процесс
формирования
у
детей
представлений
о
природе
создает
эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усвоят новый
материал.
Известно
насколько
игра
многогранна,
она
обучает,
развивает,
воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из
первых ее задач — обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с
первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как
первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их
освоения, с целью выработки необходимых человеческих черт, качеств,
навыков и привычек, развития способностей.
Игровому обучению присущи те же черты, что и игре:
- свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая по указанию
педагога, но без его диктата и осуществляемая учениками по желанию, с
удовольствием от самого процесса деятельности;
-
творческая,
импровизационная,
активная
по
своему
характеру
деятельность;
- эмоционально напряженная, приподнятая, состязательная, конкурентная
деятельность;
- деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил,
отражающих содержание игры и элементов общественного опыта;
- деятельность, имеющая имитационный характер, в котором моделируется
профессиональная или общественная среда жизни человека.
- деятельность, обособленная местом действия и продолжительностью,
рамками пространства и времени [5].
К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре и дети
действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на
пределе
сил
преодоления
трудности.
Причем
столь
высокий
уровень
активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.
Огромная роль в воспитании у детей осознанно-правильного отношения к
природе принадлежит игровым обучающим ситуациям.
Использовать
сюжетно-ролевую
игру
и
разнообразные
игровые
обучающие ситуации в практике работы по экологическому воспитанию
дошкольников предложили педагоги – экологи С.Н. Николаева и И.А.
Комарова.
По их мнению, игровая обучающая ситуация – это полноценная, но
специально
организованная
сюжетно-ролевая
игра.
Ее
характеризуют
следующие моменты:
- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе
жизненных событий или сказочного, либо литературного произведения,
которое хорошо знакомо дошкольникам;
- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально
организуются пространство и предметная среда;
- в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача,
которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие
персонажей и пр.;
- игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет
роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую
ситуацию в соответствии с сюжетом;
- воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета,
исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру
ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется
дидактическая цель [3].
С помощью игровых обучающих ситуаций можно решить различные
программные задачи по экологическому воспитанию детей.
Выделяют следующие виды игровых обучающих ситуаций (Рис.1).
Рис. 1. Классификация игровых обучающих ситуаций.
Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа подразумевают
использование игрушек-аналогов.
Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы:
конкретных
животных
или
растения.
Игрушечных
аналогов
животных
множество,
они
существуют
в
самом
различном
исполнении
(мягкие,
резиновые, пластмассовые, заводные и пр.).
Использование данного вида игрушек формирует у детей отчетливые
представления об особенностях живых существ на основе ряда существенных
признаков.
С
помощью
таких
игрушек
педагог
может
легко
продемонстрировать возможные действия с предметом и действия с живым
существом, т.е. показать различия в формах действия с живыми и неживыми
объектами.
Данный вид игровых обучающих ситуаций используют при ознакомлении
детей с птицами, рыбками и другими животными, а также при сопоставлении
игрушечных и живых деревьев.
Игрушки – аналоги можно сопоставлять не только с живыми объектами,
но и с их изображением на картинах, наглядными пособиями. Например, в
беседе по картинам об особенностях жизни зайца в условиях леса, его
приспособленности к разным временам года может участвовать игрушечный
зайчик.
Экологический
смысл
сопоставления
заключается
в
том,
что
игрушечный зайчик «живет» в уголке, ему никто и ничто не угрожает, он не
приспосабливается к окружающим его условиям, т.е. это его среда обитания.
Создается ситуация в ходе которой дети обучают белочку, рассказывают ей,
используя картины, то, что им знакомо, педагог дополняет их рассказы новыми,
незнакомыми детям сведениями и тем самым незаметно обучает детей.
Данный вид игрушек может включаться в любой вид деятельности детей:
занятия, наблюдения, труд в природе, экскурсии, чтение художественной
литературы.
Игрушки-аналоги – это дидактические игрушки, их следует собирать и
хранить в методическом кабинете. Рекомендуется иметь наборы рыбок, птичек
- они послужат раздаточным материалом на занятиях в любой возрастной
группе. Можно подобрать одноименные игрушки, сделанные из разного
материала (например, зайцы мягкие, резиновые, пластмассовые), разного
размера и разного декоративного оформления.
Второй тип игровых обучающих ситуаций связан с использованием кукол,
изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои
полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются
детьми
эмоционально,
будоражат
воображение,
становятся
объектами
подражания.
В таком виде игровых обучающих ситуаций сказочные герои действую в
новых, аналогичных сюжету сказки ситуациях. Поведение героя характерно
поведению в сюжете сказки, из которой данный персонаж.
Подбирать персонажей литературных произведений следует так, чтобы
сюжет сказки, из которой вводится герой, было связано с природой, а персонаж
имел кукольное воплощение. Для детей средней группы можно использовать
персонажей из таких произведений, как «Репка», «Приключения Незнайки»,
«Айболит», «Колобок» и др.
Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в
отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из
двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-
либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака.
Чтобы игровая обучающая ситуация с любым литературным персонажем
действительно выполнила дидактическую функцию, она должна быть хорошо
разыграна. В каждой такой игровой обучающей ситуации воспитатель
выполняет две роли - куклы и свою собственную. Он одновременно говорит и
действует за персонажа и за воспитателя. Как педагог, он разговаривает с
детьми и куклой; как персонаж, он говорит с детьми и воспитателем. При этом
успех
исполнения
роли
куклы
зависит
от
меняющихся
интонаций
и
разнообразных игровых действий, которые она совершает. Кукла должна быть
«живой» - поворачиваться то к детям, то к воспитателю, протягивать руки,
наклонять голову, вступать в контакт с детьми (гладить их по голове, по щеке,
хлопать по плечу, здороваться за руку и пр.).
Ещё одним важным видом игровых обучающих ситуаций являются игры-
путешествия. Путешествия здесь выполняют функцию экскурсий. Дети
посещают музеи, выставки, зоопарк, зооферму.
В процессе игр-путешествий дети посещают новые, интересные места и
расширяют имеющиеся и получают новые знания о природе.
Воспитатель в этой игре выполняет главную роль – экскурсовода,
начальника экспедиции, заведующего фермой. Именно через него дошкольники
знакомятся с новыми местами и представителями животного и растительного
мира.
Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно
поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в котором она
протекает
(зимнего
заснеженного
леса,
летнего
леса
с
завалами
или
болотистыми местами, жаркой пустыни, арктических льдов).
Например, инсценируя путешествие в летний лес, воспитатель предлагает
детям ходить по лесу осторожно, стараться смотреть под ноги, чтобы не
наступить
на
змею;
наклоняться,
чтобы
не
задеть
ветки
деревьев;
прислушиваться к лесной тишине. Шагая во время воображаемой экскурсии по
болотистому месту, руководитель просит экскурсантов поднимать повыше
ноги, идти осторожно, чтобы не провалиться (при этом сам делает то, что
нужно).
Обучение с использованием игр-путешествий может в ряде случаев
выходить за рамки отведенного времени - это не опасно, так как качественное
проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей,
обеспечивает максимальный развивающий эффект.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Акулинцева
Т.
Будем
экологически
грамотными//
Дошкольное
воспитание. – 1996.-№ 7.
2. Богданец Т. Экологические знания - первое представление о мире //
Дошкольное воспитание. -2003.- № 12.
3. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы.
Экологическое образование: концепции и технологии. - М.: Перемена, 2006.-
123с.
4.
Казарчук
Г.
Дидактические
игры
в
экологическом
воспитании
дошкольников// Ребенок в детском саду. – 2005.-№ 4.- С. 54.
5. Костюченко М. Природа дарит чудеса // Дошкольное воспитание. –
2007.-№10.- С. 108.