Напоминание

РОЛЬ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Автор: Наталья Алексеевна Худикова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 12
Населённый пункт: Таганрог
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЬ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование





Назад




РОЛЬ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ

ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Худикова Н. А.,

воспитатель МБДОУ д/с № 12,

г. Таганрог

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре –

важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством

формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре

реализуются потребность воздействия на мир. Игра, как самостоятельная

детская деятельность, формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она

способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игра, как

форма организации детской жизни, важна тем, что служит становлению

психики ребёнка, его личности [1].

Игра – альтернатива действительности, используется для коррекции

состояния и поведения ребенка. Но все же главная функция игры –

развивающая:

она

развивает

интеллект,

способствует

чувственному

восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка.

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок

совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре

развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для

формирования инициативной, пытливой личности [4].

Исходя из вышесказанного, экологическое воспитание детей пятого года

жизни необходимо строить на игровой основе – с большим включением в

педагогический процесс разных видов игр.

Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста. Это

подвижные игру (игры с правилами), дидактические, игры – драматизации,

конструктивные игры. Особое значение для развития детей в возрасте от 2 до 7

лет имеют творческие или ролевые игры. Они характеризуются следующими

особенностями:

- Игра представляет собой форму активного отражения ребенком

окружающей его жизни людей.

- Отличительной особенность игры является и сам способ, которым

ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными

действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме,

рисовании).

-

Игра,

как

и

всякая

другая

человеческая

деятельность,

имеет

общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических

условий жизни людей.

-

Игра

является

формой

творческого

отражения

ребенком

действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок,

фантазии, комбинирования.

- Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения,

путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и

сил ребенка.

-

В

развернутой

форме

игра

представляет

собой

коллективную

деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества [2].

Очень важно, чтобы воспитатели как можно больше использовали

элементы сюжетно - ролевой игры: воображаемую ситуацию, ролевые действия

и диалоги, несложные сюжеты, в которых обыгрываются какие – либо

игрушки. В самостоятельной игре дошкольников эти элементы взаимосвязаны

в едином игровом процессе. Исследователи доказали, что на первом этапе

игровой деятельности детей, следует формировать необходимые знания об

окружающей действительности. Педагог учит их осуществлять игровые

действия

с

предметами,

строить

ролевые

взаимоотношения,

развивать

сюжетную линию игры.

Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании детей

опирается

на

ряд

теоретических

положений,

высказанных

известными

исследователями, педагогами и психологами. Так, по мнению А. В. Запорожца,

игра – это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень

интеллектуального развития, но и на умственную активность ребенка, его

творческие возможности. Включение элементов сюжетно-ролевой игры в

процесс

формирования

у

детей

представлений

о

природе

создает

эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усвоят новый

материал.

Известно

насколько

игра

многогранна,

она

обучает,

развивает,

воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из

первых ее задач — обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с

первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как

первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их

освоения, с целью выработки необходимых человеческих черт, качеств,

навыков и привычек, развития способностей.

Игровому обучению присущи те же черты, что и игре:

- свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая по указанию

педагога, но без его диктата и осуществляемая учениками по желанию, с

удовольствием от самого процесса деятельности;

-

творческая,

импровизационная,

активная

по

своему

характеру

деятельность;

- эмоционально напряженная, приподнятая, состязательная, конкурентная

деятельность;

- деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил,

отражающих содержание игры и элементов общественного опыта;

- деятельность, имеющая имитационный характер, в котором моделируется

профессиональная или общественная среда жизни человека.

- деятельность, обособленная местом действия и продолжительностью,

рамками пространства и времени [5].

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре и дети

действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на

пределе

сил

преодоления

трудности.

Причем

столь

высокий

уровень

активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Огромная роль в воспитании у детей осознанно-правильного отношения к

природе принадлежит игровым обучающим ситуациям.

Использовать

сюжетно-ролевую

игру

и

разнообразные

игровые

обучающие ситуации в практике работы по экологическому воспитанию

дошкольников предложили педагоги – экологи С.Н. Николаева и И.А.

Комарова.

По их мнению, игровая обучающая ситуация – это полноценная, но

специально

организованная

сюжетно-ролевая

игра.

Ее

характеризуют

следующие моменты:

- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе

жизненных событий или сказочного, либо литературного произведения,

которое хорошо знакомо дошкольникам;

- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально

организуются пространство и предметная среда;

- в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача,

которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие

персонажей и пр.;

- игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет

роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую

ситуацию в соответствии с сюжетом;

- воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета,

исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру

ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется

дидактическая цель [3].

С помощью игровых обучающих ситуаций можно решить различные

программные задачи по экологическому воспитанию детей.

Выделяют следующие виды игровых обучающих ситуаций (Рис.1).

Рис. 1. Классификация игровых обучающих ситуаций.

Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа подразумевают

использование игрушек-аналогов.

Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы:

конкретных

животных

или

растения.

Игрушечных

аналогов

животных

множество,

они

существуют

в

самом

различном

исполнении

(мягкие,

резиновые, пластмассовые, заводные и пр.).

Использование данного вида игрушек формирует у детей отчетливые

представления об особенностях живых существ на основе ряда существенных

признаков.

С

помощью

таких

игрушек

педагог

может

легко

продемонстрировать возможные действия с предметом и действия с живым

существом, т.е. показать различия в формах действия с живыми и неживыми

объектами.

Данный вид игровых обучающих ситуаций используют при ознакомлении

детей с птицами, рыбками и другими животными, а также при сопоставлении

игрушечных и живых деревьев.

Игрушки – аналоги можно сопоставлять не только с живыми объектами,

но и с их изображением на картинах, наглядными пособиями. Например, в

беседе по картинам об особенностях жизни зайца в условиях леса, его

приспособленности к разным временам года может участвовать игрушечный

зайчик.

Экологический

смысл

сопоставления

заключается

в

том,

что

игрушечный зайчик «живет» в уголке, ему никто и ничто не угрожает, он не

приспосабливается к окружающим его условиям, т.е. это его среда обитания.

Создается ситуация в ходе которой дети обучают белочку, рассказывают ей,

используя картины, то, что им знакомо, педагог дополняет их рассказы новыми,

незнакомыми детям сведениями и тем самым незаметно обучает детей.

Данный вид игрушек может включаться в любой вид деятельности детей:

занятия, наблюдения, труд в природе, экскурсии, чтение художественной

литературы.

Игрушки-аналоги – это дидактические игрушки, их следует собирать и

хранить в методическом кабинете. Рекомендуется иметь наборы рыбок, птичек

- они послужат раздаточным материалом на занятиях в любой возрастной

группе. Можно подобрать одноименные игрушки, сделанные из разного

материала (например, зайцы мягкие, резиновые, пластмассовые), разного

размера и разного декоративного оформления.

Второй тип игровых обучающих ситуаций связан с использованием кукол,

изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои

полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются

детьми

эмоционально,

будоражат

воображение,

становятся

объектами

подражания.

В таком виде игровых обучающих ситуаций сказочные герои действую в

новых, аналогичных сюжету сказки ситуациях. Поведение героя характерно

поведению в сюжете сказки, из которой данный персонаж.

Подбирать персонажей литературных произведений следует так, чтобы

сюжет сказки, из которой вводится герой, было связано с природой, а персонаж

имел кукольное воплощение. Для детей средней группы можно использовать

персонажей из таких произведений, как «Репка», «Приключения Незнайки»,

«Айболит», «Колобок» и др.

Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в

отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из

двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-

либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака.

Чтобы игровая обучающая ситуация с любым литературным персонажем

действительно выполнила дидактическую функцию, она должна быть хорошо

разыграна. В каждой такой игровой обучающей ситуации воспитатель

выполняет две роли - куклы и свою собственную. Он одновременно говорит и

действует за персонажа и за воспитателя. Как педагог, он разговаривает с

детьми и куклой; как персонаж, он говорит с детьми и воспитателем. При этом

успех

исполнения

роли

куклы

зависит

от

меняющихся

интонаций

и

разнообразных игровых действий, которые она совершает. Кукла должна быть

«живой» - поворачиваться то к детям, то к воспитателю, протягивать руки,

наклонять голову, вступать в контакт с детьми (гладить их по голове, по щеке,

хлопать по плечу, здороваться за руку и пр.).

Ещё одним важным видом игровых обучающих ситуаций являются игры-

путешествия. Путешествия здесь выполняют функцию экскурсий. Дети

посещают музеи, выставки, зоопарк, зооферму.

В процессе игр-путешествий дети посещают новые, интересные места и

расширяют имеющиеся и получают новые знания о природе.

Воспитатель в этой игре выполняет главную роль – экскурсовода,

начальника экспедиции, заведующего фермой. Именно через него дошкольники

знакомятся с новыми местами и представителями животного и растительного

мира.

Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно

поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в котором она

протекает

(зимнего

заснеженного

леса,

летнего

леса

с

завалами

или

болотистыми местами, жаркой пустыни, арктических льдов).

Например, инсценируя путешествие в летний лес, воспитатель предлагает

детям ходить по лесу осторожно, стараться смотреть под ноги, чтобы не

наступить

на

змею;

наклоняться,

чтобы

не

задеть

ветки

деревьев;

прислушиваться к лесной тишине. Шагая во время воображаемой экскурсии по

болотистому месту, руководитель просит экскурсантов поднимать повыше

ноги, идти осторожно, чтобы не провалиться (при этом сам делает то, что

нужно).

Обучение с использованием игр-путешествий может в ряде случаев

выходить за рамки отведенного времени - это не опасно, так как качественное

проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей,

обеспечивает максимальный развивающий эффект.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.

Акулинцева

Т.

Будем

экологически

грамотными//

Дошкольное

воспитание. – 1996.-№ 7.

2. Богданец Т. Экологические знания - первое представление о мире //

Дошкольное воспитание. -2003.- № 12.

3. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы.

Экологическое образование: концепции и технологии. - М.: Перемена, 2006.-

123с.

4.

Казарчук

Г.

Дидактические

игры

в

экологическом

воспитании

дошкольников// Ребенок в детском саду. – 2005.-№ 4.- С. 54.

5. Костюченко М. Природа дарит чудеса // Дошкольное воспитание. –

2007.-№10.- С. 108.



В раздел образования




Яндекс.Метрика