Напоминание

методика обучения волейболу


Автор: Тхишев Геннадий Сергеевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ СОШ №7
Населённый пункт: с.Варениковское,Степновский МО, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: методика обучения волейболу
Раздел: среднее образование





Назад




Методика обучения волейболу учащихся 3-11 классов.

Современные требования школьной программы по изучению

волейбола ставят для нас задачи по опережающему изучению данного

вида спорта. По программе волейбол начинают изучать в 3 классе. Мы в

своей работе начинаем учить элементам волейбола с 3-4 класса, где

больше внимания уделено подвижным играм с элементами волейбола,

баскетбола, футбола. Так, в 4 классе наиболее подготовленные учащиеся

могут начинать играть в пионербол с подачи одной или двумя руками

ударом по мячу с 4-5 метров от сетки. Им же разрешаем принимать мяч

либо сверху, либо снизу используя два касания и ловлю мяча. Так же

разрешаем выполнять первую и вторую передачи по-волейбольному.

В начале обучения довожу до умов детей, что волейбол –

высокоскоростная и сложно-техническая коллективная игра в отличие от

баскетбола, футбола и других игр, где можно получить мяч, поводить

его, выполнить различные действия, а здесь – секунды на осмысление

своих действий, и доли секунды на их выполнение. Здесь, как нигде

важен дух коллективизма, сплоченности, взаимовыручки,

взаимопомощи, а также высокая тактико-техническая подготовка

каждого игрока, знание своих действий и точное их исполнение.

В 5-6 классах уроки волейбола строю так: в вводную часть включаю

ОРУ из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, а также упражнения

на быстроту, скорость реакции действия и мышления, координацию,

гибкость. Что касается специальных подготовительных упражнений,

направленных на овладение техникой игры, формирования физических

качеств, то их включаю, как, в вводную, так и в основную части урока.

Метод «От простого - к сложному» никто не упразднял, поэтому и

велика его эффективность. Начинаю со стоек и перемещений

волейболиста, что повторяю на всех последующих уроках, добиваясь

четкого исполнения элементов. Особое значение имеют подводящие

имитационные упражнения и упражнения с мячами. Эффективность

достигается при наличии как минимум одного мяча на пару учащихся.

Разделяю класс на пары и фронтальным методом, используя

дифференцированный подход, изучаем и тренируем различные элементы

приемов и передач мяча. Также продолжаем играть в пионербол с

элементами волейбола. Основные правила игры изучаются с 5 класса.

К окончанию 6 класса 50-60% учащихся уже умеют выполнять 4-5

верхних и нижних передач над собой и в парах без потерь, а также

выполнять нижнюю прямую и нижнюю боковую подачи с 4-6 метров.

В 7 классе начинаю изучение верхней прямой подачи. Она силовая,

зрелищная, интересная, но для большинства детей очень затруднительна,

поэтому здесь, нужен особый подход к психологии ребенка, иначе после

первых неудач он вообще перестанет даже пытаться ее подавать.

Необходимо сделать так, чтобы у него не пропадало желание

продолжать учиться подавать. Опять подвожу детей на 5-6 метровый

рубеж, где вариативность подачи существенно повышается. Результат

при целенаправленной работе наступает через 2-4 урока. Здесь же даю

понятия «линия нападения» и «линия защиты», объясняю их различие и

возможности игроков, находящихся в том или ином номере.

В 8 классе на низкой сетке(190-200см), начинаю полное изучение

нападающего удара. Все начинается с рассказа и обязательного показа

всего элемента и его основных частей. Особое внимание уделяю

постановке ног и движению рук, так как внимание детей полностью

отвлечено непосредственно удару по мячу рукой. Очень важно, на мой

взгляд, донести до детских умов роль сетки в игре, поэтому большое

внимание, уделяю напрыгиванию и стопорящей постановке ног с

последующим выпрыгиванием и касанием верхней кромки сетки. Пока

не выполнены, на достаточно хорошем уровне, напрыгивание и

имитация удара, - мяч можно в руки не брать. За неимением в школе

тренажера «Мяч на амортизаторе», использую обычную скамейку,

ставлю ее возле сетки, становлюсь на нее и на вытянутой в сторону руке

держу мяч, который предлагаю ударить через сетку рукой в прыжке,

постаравшись не коснуться самой сетки.

В 8-9 классе начинаю изучение блокирования, доводя до детей

важность этого элемента в современном волейболе, также продолжаю

совершенствовать нападающий удар. Тут же изучаем тактику игры

углом вперед и углом назад, а также игру связующего игрока, его

значение в команде и в игре.

В 10-11 классах совершенствуем ранее изученные элементы и

добавляем новые тактические приемы. Это и силовая верхняя подача

мяча в заданную зону, и она же в прыжке, и групповое блокирование, и

атакующие действия типа «волна» и «крест», нападающий удар с

укороченной передачи и прострела, и передача за голову под удар,

и перевод мяча по линии и по диагонали. Все обучение проходит на

уроках, а закрепление и совершенствование элементов и тактических

действий - во внеурочное время.

Главное, заставить учащихся поверить в свои силы и возможности и

не огорчаться неудачам. Так, боязнь сетки является одним из стопоров

при изучении нападающего удара, поэтому предлагаю не смотреть на

сетку и выполнить удар, пусть даже с ошибками, но чтобы учащийся

попал по мячу в верхней мертвой точке. Пока это не будет выполнено и

закреплено, нет смысла продолжать учить дальше, ведь в 10-11 классах

сетка уже взрослая. Вообще, мне кажется, что нельзя оставлять не

доученный, не доведенный до конца элемент и идти дальше в обучении.

Не будет нормального интегративного результата, так как не выученный

и не закрепленный элемент нарушит процесс обучения, а значит, будет

нарушена сама система обучения. Поэтому необходимо добиваться

качественного усвоения материала учащимися, а это уже говорит о

профессиональной подготовке педагога, о его психологической

устойчивости, о его реноме, в конце концов.

Одним из важных стимулирующих факторов для учащихся является

личный пример преподавателя, поэтому все элементы показываю сам

или с помощниками из числа лучших спортсменов класса. Все учащиеся

8-11 классов, которые посещают спортивные секции, имеют

возможность посмотреть на игру взрослых спортсменов, а также

участвовать в совместных тренировках. А в период подготовки к

соревнованиям такой спарринг имеет почти соревновательный эффект,

так как у юношей и девушек уже закреплен интерес к будущим

соревнованиям.

Наша школа на протяжении многих лет является призером и

победителем районных соревнований по волейболу, что может говорить

о правильном подходе к преподаванию этого вида спорта.



В раздел образования




Яндекс.Метрика