Автор: Тхишев Геннадий Сергеевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ СОШ №7
Населённый пункт: с.Варениковское,Степновский МО, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: методика обучения волейболу
Раздел: среднее образование
Методика обучения волейболу учащихся 3-11 классов.
Современные требования школьной программы по изучению
волейбола ставят для нас задачи по опережающему изучению данного
вида спорта. По программе волейбол начинают изучать в 3 классе. Мы в
своей работе начинаем учить элементам волейбола с 3-4 класса, где
больше внимания уделено подвижным играм с элементами волейбола,
баскетбола, футбола. Так, в 4 классе наиболее подготовленные учащиеся
могут начинать играть в пионербол с подачи одной или двумя руками
ударом по мячу с 4-5 метров от сетки. Им же разрешаем принимать мяч
либо сверху, либо снизу используя два касания и ловлю мяча. Так же
разрешаем выполнять первую и вторую передачи по-волейбольному.
В начале обучения довожу до умов детей, что волейбол –
высокоскоростная и сложно-техническая коллективная игра в отличие от
баскетбола, футбола и других игр, где можно получить мяч, поводить
его, выполнить различные действия, а здесь – секунды на осмысление
своих действий, и доли секунды на их выполнение. Здесь, как нигде
важен дух коллективизма, сплоченности, взаимовыручки,
взаимопомощи, а также высокая тактико-техническая подготовка
каждого игрока, знание своих действий и точное их исполнение.
В 5-6 классах уроки волейбола строю так: в вводную часть включаю
ОРУ из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, а также упражнения
на быстроту, скорость реакции действия и мышления, координацию,
гибкость. Что касается специальных подготовительных упражнений,
направленных на овладение техникой игры, формирования физических
качеств, то их включаю, как, в вводную, так и в основную части урока.
Метод «От простого - к сложному» никто не упразднял, поэтому и
велика его эффективность. Начинаю со стоек и перемещений
волейболиста, что повторяю на всех последующих уроках, добиваясь
четкого исполнения элементов. Особое значение имеют подводящие
имитационные упражнения и упражнения с мячами. Эффективность
достигается при наличии как минимум одного мяча на пару учащихся.
Разделяю класс на пары и фронтальным методом, используя
дифференцированный подход, изучаем и тренируем различные элементы
приемов и передач мяча. Также продолжаем играть в пионербол с
элементами волейбола. Основные правила игры изучаются с 5 класса.
К окончанию 6 класса 50-60% учащихся уже умеют выполнять 4-5
верхних и нижних передач над собой и в парах без потерь, а также
выполнять нижнюю прямую и нижнюю боковую подачи с 4-6 метров.
В 7 классе начинаю изучение верхней прямой подачи. Она силовая,
зрелищная, интересная, но для большинства детей очень затруднительна,
поэтому здесь, нужен особый подход к психологии ребенка, иначе после
первых неудач он вообще перестанет даже пытаться ее подавать.
Необходимо сделать так, чтобы у него не пропадало желание
продолжать учиться подавать. Опять подвожу детей на 5-6 метровый
рубеж, где вариативность подачи существенно повышается. Результат
при целенаправленной работе наступает через 2-4 урока. Здесь же даю
понятия «линия нападения» и «линия защиты», объясняю их различие и
возможности игроков, находящихся в том или ином номере.
В 8 классе на низкой сетке(190-200см), начинаю полное изучение
нападающего удара. Все начинается с рассказа и обязательного показа
всего элемента и его основных частей. Особое внимание уделяю
постановке ног и движению рук, так как внимание детей полностью
отвлечено непосредственно удару по мячу рукой. Очень важно, на мой
взгляд, донести до детских умов роль сетки в игре, поэтому большое
внимание, уделяю напрыгиванию и стопорящей постановке ног с
последующим выпрыгиванием и касанием верхней кромки сетки. Пока
не выполнены, на достаточно хорошем уровне, напрыгивание и
имитация удара, - мяч можно в руки не брать. За неимением в школе
тренажера «Мяч на амортизаторе», использую обычную скамейку,
ставлю ее возле сетки, становлюсь на нее и на вытянутой в сторону руке
держу мяч, который предлагаю ударить через сетку рукой в прыжке,
постаравшись не коснуться самой сетки.
В 8-9 классе начинаю изучение блокирования, доводя до детей
важность этого элемента в современном волейболе, также продолжаю
совершенствовать нападающий удар. Тут же изучаем тактику игры
углом вперед и углом назад, а также игру связующего игрока, его
значение в команде и в игре.
В 10-11 классах совершенствуем ранее изученные элементы и
добавляем новые тактические приемы. Это и силовая верхняя подача
мяча в заданную зону, и она же в прыжке, и групповое блокирование, и
атакующие действия типа «волна» и «крест», нападающий удар с
укороченной передачи и прострела, и передача за голову под удар,
и перевод мяча по линии и по диагонали. Все обучение проходит на
уроках, а закрепление и совершенствование элементов и тактических
действий - во внеурочное время.
Главное, заставить учащихся поверить в свои силы и возможности и
не огорчаться неудачам. Так, боязнь сетки является одним из стопоров
при изучении нападающего удара, поэтому предлагаю не смотреть на
сетку и выполнить удар, пусть даже с ошибками, но чтобы учащийся
попал по мячу в верхней мертвой точке. Пока это не будет выполнено и
закреплено, нет смысла продолжать учить дальше, ведь в 10-11 классах
сетка уже взрослая. Вообще, мне кажется, что нельзя оставлять не
доученный, не доведенный до конца элемент и идти дальше в обучении.
Не будет нормального интегративного результата, так как не выученный
и не закрепленный элемент нарушит процесс обучения, а значит, будет
нарушена сама система обучения. Поэтому необходимо добиваться
качественного усвоения материала учащимися, а это уже говорит о
профессиональной подготовке педагога, о его психологической
устойчивости, о его реноме, в конце концов.
Одним из важных стимулирующих факторов для учащихся является
личный пример преподавателя, поэтому все элементы показываю сам
или с помощниками из числа лучших спортсменов класса. Все учащиеся
8-11 классов, которые посещают спортивные секции, имеют
возможность посмотреть на игру взрослых спортсменов, а также
участвовать в совместных тренировках. А в период подготовки к
соревнованиям такой спарринг имеет почти соревновательный эффект,
так как у юношей и девушек уже закреплен интерес к будущим
соревнованиям.
Наша школа на протяжении многих лет является призером и
победителем районных соревнований по волейболу, что может говорить
о правильном подходе к преподаванию этого вида спорта.