Напоминание

Восприятие музыки


Автор: Ожогова Жанна Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №42
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Восприятие музыки как основа развития детей в контексте реализации ФГОС контексте реализации ФГОС ДО
Тема: Восприятие музыки
Раздел: дошкольное образование





Назад




Восприятие музыки как основа развития детей в

контексте реализации ФГОС ДО

В

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

дошкольного

образования

(далее

ФГОС

ДО)

подчёркивается,

что

«Художественно-эстетическое

развитие

предполагает

развитие

предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений

искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование

элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки [6.]

Современная жизнь

ставит новые проблемы перед музыкальным

воспитанием в детском саду. Она порождена социальной ситуацией: слабое

физическое здоровье, неблагополучие внутри семей, дефицит общения со

взрослыми

и

многое

другое,

которое

действует

на

психику

детей

отрицательно.

Музыка – одно из основных средств гармонизации личности, её

этетического

воспитания,

воспроизводящее

окружающую

нас

действительность в звуковых образах. Общение с музыкой развивает у

ребёнка

основы

его

музыкальности,

положительно

сказывается

на

эмоциональном

состоянии

детей,

даёт

возможность

получать

общее

эстетическое, моральное и физическое развитие.

Восприятие музыки развивает способность к эмоциональному отклику,

художественно - образному представлению, на активизацию музыкально –

слуховых способностей и потребности слушать музыку.

Приобщение детей дошкольного возраста к миру музыки оказывает

воздействие на формирование ценностного отношения к искусству и

окружающей

действительности,

способствует

личностному

развитию.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для овладения музыкальной

культурой.

Именно

в

детстве

накапливается

опыт

музыкальной

деятельности, от которого во многом зависит их последующее музыкальное

развитие. Чем раньше ребёнок получает возможность накапливать опыт

восприятия шедевров мировой музыкальной классики, тем более успешным

становится его развитие.

В

реальной

жизни

зачастую

дети

не

получают

возможности

приобщения к эталонам музыкальной культуры. Необходимо приобщать

дошкольников к классической музыке, дать возможность им сопереживать

музыку. Развивать в детях интерес и удовольствие от прослушанной музыки.

Музыкальное искусство имеет огромное воспитательное значение для

формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и

потребностей.

По

силе

своего

эмоционального

воздействия

музыка

превосходит любой вид искусства. Сухомлинский называл музыку могучим

средством эстетического воспитания. «Умение слушать и воспринимать

музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого

невозможно представить полноценного воспитания», - писал он.

Проблема развития восприятия музыки на современном этапе приобретает

всё более важное значение. К сожалению, у значительной части современной

молодёжи отсутствует интерес к так называемой «серьёзной музыке». Одной

из причин этого обстоятельства является неразвитое музыкальное

восприятие, и как следствие – несформированность музыкальной культуры

молодёжи. Причиной являются серьёзные упущения в формировании

восприятия музыки прежде всего в детском саду.

Ядром

понятия

«музыкальная

культура

дошкольника»

является

эмоциональная

отзывчивость

ребёнка

на

высокохудожественные

произведения музыкального искусства, которая играет для него роль

первоначальной положительной оценки и способствует формированию

интереса к музыке, развитию вкуса, представлений о красоте.

Освоение области «Художественно – эстетическое развитие» по

ФГОС ДО предполагает: развитие предпосылок ценностно – смыслового

восприятия и понимания произведений искусства, развитие способности к

восприятию музыки.

Музыкальное искусство содержательно. Б.М. Теплов пишет, что в

наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются

чувства, эмоции, настроения. Основа содержания музыки – выражение

настроений, чувств.

Развитие музыкального вкуса в детском возрасте создаёт фундамент

музыкальной культуры человека, как часть его общей духовной культуры.

Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов

музыкальной деятельности. Но наиболее впечатлений они получают в

процессе восприятия музыки.

Ребёнка надо постепенно вводить в мир музыки, помогать ему понять

содержание музыкальных образов, а значит, давать возможность их

пережить.



В раздел образования




Яндекс.Метрика