Напоминание

"Притягательная сила родного слова"


Автор: Шестакова Инна Борисовна
Должность: преподаватель русского языка, литературы и культуры речи
Учебное заведение: ГБПОУ АО "Шипицынский агропромышленный техникум"
Населённый пункт: рп Шипицыно, Архангельская область
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: "Притягательная сила родного слова"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методическая разработка внеклассного мероприятия для студентов 1 курса

«Притягательная сила родного слова»

Целями тематического классного часа являются:

1.

Воспитание духовно – нравственной личности студента через культуру общения, культуру

речи и культуру здоровья;

2.

Формирование коммуникативной компетенции;

3.

Воспитание любви и уважения к родному языку.

Форма проведения: игровая программа

Проведению данного мероприятия предшествовала подготовительная работа:

1.

Подборка теоретического материала по теме “Сила родной речи!” (Интернет – источники,

газетные и журнальные статьи, СМИ, книги по тематике).

2.

Оформление теоретического материала.

3.

Создание слайд – презентации.

4.

Разработка сценария мероприятия.

Данная методическая разработка может быть использована преподавателями СПО и НПО.

В нашем техникуме в рамках празднования Дня русского языка пройдут внеклассные

мероприятия по русскому языку и литературе. Большой интерес у студентов вызывают

мероприятия в форме игр. В отличие от предметных олимпиад, научных конференций,

разнообразных

факультативов,

игры

позволяют

превратить

серьезную

интеллектуальную

деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание, праздник. Участие в различного вида

состязаниях позволит студентам расширить свой кругозор, применить собственные знания,

эрудицию и логическое мышление, проявить умение принимать решения в нестандартной

ситуации в условиях ограниченного времени.

Игровая технология дает возможность в значительной мере усилить воспитательный процесс,

который определяется теми благоприятными обстоятельствами, в которых оказываются ее

участники – игроки. Игра создает прекрасную возможность для активного межличностного

воздействия, ибо играть – значит вступать во взаимодействие с партнерами, игра – это своего рода

полигон для общественного и творческого самовыражения.

В интеллектуальной игре принимают участие 2 команды (количество участников в каждой

команде - шесть). Команды придумывают название, девиз, эмблему, выбирают капитана. У

каждой команды есть группа болельщиков, которая также может заработать баллы для своей

команды.

Ход игры

Ведущий:

Добрый день, дорогие друзья. Мы рады приветствовать вас на нашей

интеллектуальной игре, которая посвящена русскому языку. Принимать участие будут 2 команды.

Победительницей будет признана команда, набравшая наибольшее количество баллов. Итак,

начинаем игру.

Говорить на чистом русском языке – это, как оказывается, не всем доступная роскошь.

Во-первых, не все умеют, не все знают, как то или иное сказать полностью по-русски.

Во-вторых, боятся. А вдруг засмеют, скажут «ха, не знает»? Да на нём, если разобраться, вообще

никто вокруг не говорит! Как же буду я?

Говорит на чистом русском языке тот, кто глубоко и ясно понимает сущность предмета

разговора, кто спокоен за прочность своих знаний и за своё имя перед лицом собеседников, кто

смел, наконец, кто не пребывает под гнётом обязанности наукообразного выражения мыслей,

навязываемой околонаучной инородческой братией, пропитавшей ядом русоненавистничества

вершину научного сообщества, кто располагает благодарным доверием и вниманием слушателей

для неспешного и вдумчивого изложения мысли.

Язык — это наша история, наше богатство и культура. Это язык А.С. Пушкина, И.С.

Тургенева, Л.H. Толстого, К.Г. Паустовского и других великих хранителей красоты, могущества и

образности родного языка.

1 конкурс «Архаизмы»

Они пришли издалека,

И ты созвучью их доверься

И знай: ланиты, око, перси –

Не груди, глаз или щека.

Слеза стекает по щеке,

А слезы льются по ланитам...

Повторов нет им в языке,

Да жаль, оттенки позабыты.

У них особый смысл и суть,

Свое особое значенье.

Мы лишь в высокие мгновенья

На них дерзаем посягнуть.. (Р. Заславский)

Ведущий: Командам по очереди предлагаются устаревшие слова. Необходимо к устаревшим

словам подобрать синоним из современного русского языка. Если команда ошибается, дается

возможность ответить другой команде. За каждый правильный ответ – 1 б.

Алтын (три копейки), пиит (поэт), выя (шея), дщерь (дочь), десница (правая рука), посему

(поэтому), ведать (знать), льзя (можно), брань (битва), ланиты (щеки), брадобрей (парикмахер),

зело (очень), токмо (только), длань (ладонь).

Ведущий: В речи человека, как в зеркале, отражаются его культура, воспитанность. Эстетика

речи состоит в ее нормированности, то есть в подчинении определенным нормам (правилам)

произношения,

ударения,

построения

слов,

словосочетаний,

предложений,

в

ясности,

эмоциональности и доступности — в чистоте, то есть в отсутствии слов-паразитов, словесных

штампов; в яркости, образности, выразительности.

Говорить на чистом русском языке – это значит, снова и снова доказывать и утверждать

нашу полную духовную самодостаточность как народа.

2

конкурс

«Акцентология»

Ведущий: Поставьте правильно ударение в словах. За каждый правильный ответ – 1 б.

Августовский, бармен, баловать, включит, диспансер, договор, дремота, газопровод, завидно,

жалюзи, звонит, каталог, квартал, коклюш, красивее, новорожденный, обеспечение, оптовый,

свекла, сливовый, средства, столяр, торты, туфля.

Августовский, бармен, баловать, включит, диспансер, договор, дремота, газопровод, завидно,

жалюзи, звонит, каталог, квартал, коклюш, красивее, новорожденный, обеспечение, оптовый,

свекла, сливовый, средства, столяр, торты, туфля.

Ведущий: Человек, говорящий на чистом русском языке, воспринимается как более

русский. А это значит, он кажется более глубоким, более сердечным, более умудрённым опытом.

И это не кажимость – так оно и есть. Инородцы, нищие духом или нищие умом на это ни за что не

решатся.

Где чистая русская речь, там подлинная русская мысль. Где подлинная русская мысль, там

чистая русская речь.

У торговцев, у послов

(да в любой газете)

Появилось много слов,

Непонятных, умных слов,

Вот таких, как эти:

Ноу- хау, чартер,

Тюнер, плейер, бартер,

Аннус, саммит, зомби,

Картер, брокер, лобби,

Сервис, ксерокс, принтер,

Блейзер, сканнер, спринтер,

Фьючерс, дайджест, рейтинг,

Имидж, спонсор, серфинг,

Шоу, таймер, бизнес,

Брифинг, картридж, клиринг,

Селлинг, лизинг, дилинг,

Плоттер, триллер, дилер,

Пейджер, рэкет, киллер…

Нет от них покоя мне

Наяву, да и во сне,

И никак я не пойму,

Что к чему и почему… (Н. Колесников)

Конкурс «Заимствования»

Ведущий: Подберите к заимствованным словам русские синонимы. За каждый верный ответ – 1б.

1 команда

2 команда

Альянс -

Антураж -

Вердикт -

Брифинг -

Дебитор -

Дебаты -

Корыстный -

Эксклюзивный -

Хобби -

Паркинг -

Постер -

Инновация -

Консенсус -

Толерантность -

1 команда

2 команда

Альянс – союз

Антураж – окружение

Вердикт – приговор

Брифинг – пресс-конференция

Дебитор – должник

Дебаты – прения

Корыстный – расчетливый

Эксклюзивный – исключительный

Хобби – увлечение

Паркинг – стоянка

Постер – плакат

Инновация – нововведение

Консенсус – согласие

Толерантность – терпимость

Ведущий: С человеком, говорящим на чистом русском языке, чувствуешь себя как-то

безопасно. Его спокойная речь что-то излечивает в сознании, зажигая и в душе, и в уме тихую

неугасающую

радость.

Чистая русская речь высвобождает нечто природное, животное, исконное внутри нас,

подавлявшееся многие-многие годы, и, кажется, уже вконец задавленное и задушенное. Но,

оказывается, это оно – живо, и оно начинает подниматься к жизни и к свету. Вот откуда эта

радость.

Чистый русский язык – это как чистая вода, это как ветер с полей... Он целебен! Лучше

его нет.

Но, к сожалению, ненормативная лексика стала подлинным бичом нашего общества.

Очень жаль, что для некоторых родной язык: (великий и могучий) - уже превратился в сплав

жаргонов и мата и звучит из уст людей, представляющих буквально все слои нашего общества и

даже из уст милой детской речи и из уст прекрасного пола. Мат стал как бы основой разговорной

речи. Если сравнить родную лексику с водным потоком, то мат – это своего рода “сбросы

нечистот”, т.е., загрязнение речи.

Мат как бы становится частью нашего менталитета. Он оскорбляет чужой слух и

нравственность. Выяснили интересный факт о том, что подросток то и дело повторяющий

ругательства находится под ливнем отрицательной энергии, заключенной в бранных словах. В

результате его защитное поле слабеет, и человек становиться особенно уязвим для любого

негативного воздействия (это и болезни и другие неудачи). Давайте посмотрим видеоролик

Вдохновить, убедить и удивить друг друга и членов жюри я предлагаю в следующем

конкурсе, который называется «ЗА и ПРОТИВ», а проведём мы его в мини – формате

полюбившихся нам дебатов.

ТЕЗИС ДЛЯ ДЕБАТОВ: «Судьба каждого человека в его руках, кстати, и счастье тоже, в

том числе и семейное благополучие зависит от речевого благополучия»

Час быстрой ходьбы в день сохранит человеку сердце и сосуды, два яблока натощак

сберегут здоровье кишечника, а чистая речь украсит любого человека! Русский язык! Он ведь

родной! Он

как

природа!

Засорять родной язык – это всё равно, что бросать мусор в колодец, из которого берёшь

воду.

Перед вами, дорогие студенты, безликий образ студента, «оживите» его и дайте

характеристику грамотного студента. В помощь вам мы подготовили графические рисунки,

выражения. Воля вашей фантазии.

Конкурс «Портрет грамотного студента» (максимальный балл – 5 баллов)

Конкурс для болельщиков "Разговор о еде".

Ведущий: я буду описывать какое-либо блюдо или кулинарное изделие словами, а вы

попытайтесь узнать, что это такое. За каждый правильный ответ - 1б.

1. С немецкого языка это переводится как «хлеб с маслом» (бутерброд).

2. Это слово украинское и означает оно «пузырь», «пузырек» (бубел). Напоминает оно по форме

рубль (бублик).

3. По-французски «винэгр» – кислое вино, уксус. Это кушанье из овощей, политых уксусом

(винегрет).

4. В Эфиопии есть область, где появилось дерево, из плодов которого варят этот напиток. Арабы

называют его «кохва» или «кава». В Англии – «каффа». (кофе).

5. Греки очень любили это мучное блюдо. Название его происходит от греческого слова

«макариа» – благодать, счастье. У греков это слове позаимствовали итальянцы,, назвали им

любимое национальное блюдо (макароны).

6. По-итальянски это означает «зелень». Обычно эго употребляет в пищу со сметаной, майонезом,

подсолнечным маслом. Есть много рецептов этого (салат).

7. Название этих небольших кондитерских изделий очень похоже на название разноцветных

маленьких круглых бумажек, которыми люди на праздник ради забавы посыпают друг друга

(конфета – конфетти).

8. В русский язык это слово пришло из французского, в котором оно значит «пастила из айвы», от

испанского «мармело» – айва. А испанское родилось от латинского «мелимелули». В латинский

оно попало из греческого (мармелад).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Августовский, бармен, баловать, включит, диспансер, договор, дремота, газопровод, завидно,

жалюзи, звонит, каталог, квартал, коклюш, красивее, новорожденный, обеспечение, оптовый,

свекла, сливовый, средства, столяр, торты, туфля.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1 команда

2 команда

Альянс -

Антураж -

Вердикт -

Брифинг -

Дебитор -

Дебаты -

Корыстный -

Эксклюзивный -

Хобби -

Паркинг -

Постер -

Инновация -

Консенсус -

Толерантность -

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

УТВЕРЖДЕНИЕ «Судьба каждого человека в его руках, кстати, и счастье тоже, в том числе и

семейное благополучие зависит от речевого благополучия»

ОТРИЦАНИЕ «Судьба каждого человека в его руках, кстати, и счастье тоже, в том числе и

семейное благополучие зависит от речевого благополучия»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

«

Грамотность не может служить

».

мерилом образованности

(

)

Аристотель

«

Какое это счастье

быть

!» (

.

)

грамотным

М Горький

«

Жизнью могут двигать только

…» (

.

)

очень грамотные люди

М Горький

«

,

Я из той старой школы когда

эсэмэски пишут с соблюдением

».

правил пунктуации и орфографии

(

)

Андрей Абрамов

«

,

Я знаю что говорю И я этим

горжусь

«

,

Спасибо за знания учитель



В раздел образования




Яндекс.Метрика