Напоминание

"Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения (из опыта работы)"


Автор: Петроченкова Екатерина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1554
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения (из опыта работы)"
Раздел: начальное образование





Назад




Приёмы работы с текстом

на уроках литературного чтения

(из опыта работы)

Не так важно научить детей читать,

намного важнее научить

детей обдумывать то, что они читают!

Джордж Карлин

Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка, который связан с

формированием основ умения учиться и способности к организации своей

деятельности. В соответствии с требованиями ФГОС НОО задача учителя

начальной

школы

- научить

школьника самостоятельно

добывать

и

использовать

новые

знания.

А

именно

читательские

умения

могут

обеспечить младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать

новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообразования.

Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтобы

расширять представление ребенка о мире, знакомить его с природой, всем,

что его окружает. Через книгу ребенок воспринимает модели поведения.

Книга приучает к усидчивости и выработке навыков самостоятельной

работы, заставляет думать, анализировать, предугадывать. Эти качества

важны для того, чтобы справляться с жизненными проблемами и заботами,

находить

решения

для

самых

сложных

задач.

Книги

формируют

мировоззрение, ценности, убеждения, личную философию. Книга открывает

перед ребенком новый, еще неизведанный и огромный мир. Если дети будут

видеть в книгах и в чтении источник информации, то для них будут открыты

все накопленные человечеством знания.

Поэтому учителю начальных

классов

необходимо

воспитать

грамотного

читателя.

Научить

детей

правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из

главных задач начального образования.

Актуальность проблемы детского чтения в России является одной из

наиболее важных в современном мире. Приобщение детей к чтению и к

письменной культуре есть необходимое условие формирования нового

поколения российских граждан, которым предстоит на высоком

интеллектуальном уровне ответить на вызовы современности, обеспечить

устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной

конкуренции в экономике, политике, образовании, науке, искусстве и в

других сферах. Поддержку и развитие детского и юношеского чтения

необходимо рассматривать как приоритетное направление в культурной и

образовательной политике государства, имеющее важнейшее значение для

будущего страны. Как отмечается в Концепции программы поддержки

детского и юношеского чтения в Российской Федерации, «Среди всех

каналов коммуникации чтение, особенно чтение книг, является самым

значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержания

и приумножения богатств родного языка». «Младшие школьники должны

понимать, что книга имеет особое значение в жизни людей, что интерес к

чтению является необходимым элементом культуры каждого человека».

Развитие в современном мире едва ли не в первую очередь определяется не

только скоростью и качеством каналов обмена информацией, но и качеством

самой информации, а главное - мерой ее освоенности всем обществом. В

таком контексте ключевую роль играет чтение - важнейший способ освоения

научного, профессионального и обыденного знания, базовой социально

значимой информации, содержащейся в печатных и электронных книгах,

журналах, газетах, различных документах, интернет-ресурсах, и первый по

значимости источник социального опыта и освоения смыслов, накопленных

человечеством. Чтение имеет первостепенное значение: для воспитания и

образования подрастающего поколения, становления и развития личности;

для повышения уровня образованности, культурной и профессиональной

компетентности всех членов общества, в том числе принимающих решения

на уровне государства, муниципальных властей, учреждений, предприятий,

общественных организаций; для формирования общекультурного потенциала

страны; для повышения качества жизни.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и

основного общего образования поставил перед школой задачу освоения

обучающимися умений полноценного чтения, приобретения первичных

навыков работы с информацией. В результате учащиеся смогут осуществлять

её поиск, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать,

сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и

преобразовывать ее.

В результате выпускники научатся:

воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового

характера, художественные и информационные тексты);

осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения

читательского опыта, освоения и использования информации;

использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее,

поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный

вид чтения;

работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок,

таблица, диаграмма, схема);

ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

составлять список используемой литературы и других информационных

источников, заполнять адресную и телефонную книги;

определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части,

составлять простой план текста, подробно и сжато устно пересказывать

прочитанный или прослушанный текст;

находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: числовые

данные, отношения (например, математические) и зависимости; вычленять

содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их

последовательность; упорядочивать информацию по алфавиту, по числовым

параметрам (возрастанию и убыванию);

понимать информацию, представленную в неявном виде: например, выделять

общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию;

находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное

утверждение;

интерпретировать и обобщать информацию: интегрировать содержащиеся в

разных частях текста детали, сообщения; устанавливать связи, не

высказанные в тексте напрямую, интерпретировать их, соотнося с общей

идеей текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы;

понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нем информацию, но

и обращая внимание на жанр, структуру, язык текста;

преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу;

преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в текстовую задачу;

заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;

анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру

текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

передавать собеседнику важную для решаемой учебной задачи информацию,

участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного;

использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного

опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о

прочитанном тексте;

составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной

теме, заданному вопросу;

описывать по определенному алгоритму объект наблюдения, сравнивать

между собой два объекта, выделяя два-три существенных признака;

по результатам наблюдений находить и формулировать правила,

закономерности;

группировать, систематизировать объекты, выделяя один-два признака;

определять последовательность выполнения действий, составлять

простейшую инструкцию из двух-трех шагов (на основе предложенного

набора действий, включающего избыточные шаги);

на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению

достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность

получаемой информации, пробелы в информации и находить пути

восполнения этих пробелов;

в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять

содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.

Таким образом, Новый стандарт нацеливает учителя на необходимость

усиления внимания к решению новой важной задачи – формированию

читательской самостоятельности. Это становится основой для развития

читательских умений.

На уроках литературного чтения я использую различные методические

приемы и упражнения, которые помогают научить детей осознанному

чтению.

Словарная работа. Встречая в тексте непонятное слово, сразу выясняем его

лексическое значение. Для этого использую показ предмета или действия,

обозначаемого словом, словари В.И.Даля, С. И.Ожегова. Существуют

методические приёмы работы над лексическим значением нового,

непонятного слова:

показ предмета или действия, обозначаемого словом;

показ рисунка или иллюстрирование;

подстановка синонимов;

способ логического определения;

введение новых слов в предложение;

объяснение значения слова через словообразовательный анализ;

выяснение значения слова по толковому словарю.

Может показаться, что работа над отдельными словами - это мелочи,

которые не будут играть важной роли при анализе общего смысла текста. Но

наши дети лишь учатся вникать в произведение. Каждое отдельное слово для

них - это огромное пространство, в котором нужно освоиться. От того,

насколько пристально и внимательно мы научим ребенка обращаться с

каждым словом, будет в дальнейшем зависеть то, как понят главный

авторский замысел.

«Дерево предсказаний»

После того, как дети прочитали название произведения, им предлагается

предположить, о чём может идти речь в этом произведении. Для выполнения

этой работы дети работают в группах и на листочках записывают свои

предположения. Затем прикрепляют на ветви дерева, которое находится на

доске. Далее выясняем, а что надо сделать, чтобы узнать точно, что

произошло? Надо прочитать текст.

Выборочное

чтение. Необходимо

найти

в

тексте

описание

события,

природы, характеристику главного героя и т. д.

Решение кроссвордов к текстам.

Кроссворд позволяют в игровой ситуации выявить уровень усвоения новых

знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе

разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению их перегрузки,

обеспечивают формирование коммуникативных умений и навыков.

Выбор метода работы на уроке литературного чтения зависит от

специфики текста, в первую очередь от его принадлежности к какому-либо

виду и жанру. При работе с художественными текстами, считаю основным,

будет метод творческого чтения, направленность которого выражается,

прежде всего, в стремлении сделать чтение актом сотворчества с создателем

текста. Другой стороной этого метода является развитие способности к

творческому самовыражению в процессе интерпретации прочитанного при

выполнении разнообразных работ творческого характера с текстом. При

организации чтения познавательных произведений использую метод

объяснительного чтения, что предполагает обеспечение максимального

извлечения из текста полезной информации.

В рамках методов взаимодействия с литературными произведениями в

ситуации диалога с автором прежде всего необходимо сформировать у

младших школьников приёмы просмотрового, поискового (выборочного),

ознакомительного, эстетического и изучающего чтения.

Цель просмотрового чтения — получение самого общего представления о

содержании текста в целом, понимание, о чем текст в общих чертах, и

определение, представляет ли данный литературный материал интерес.

Близким к просмотровому способу чтения является поисковое чтение,

известное в начальной школе как выборочное. Цель данного вида чтения —

определение того, есть ли в данном тексте нужная информация, её

нахождение и выделение из текста.

Ознакомительное чтение предполагает беглое знакомство с текстом с

целью общего ознакомления с его содержанием. Так читают несложную

художественную литературу для собственного удовольствия.

Эстетическое чтение позволяет получить эстетическое наслаждение не

только от содержания, но и от образной природы художественного

произведения. Таким способом чтения овладевают достаточно зрелые

читатели.

Изучающее чтение направлено на полное и точное извлечение из текста

содержащейся в нём информации, на попытку детального понимания текста,

на проникновение в его смысл, на осмысление и запоминание полученной из

текста информации с целью её дальнейшего встраивания в личную систему

знаний.

Для совершенствования понимания фактического содержания предлагаю

детям выделить из текста слова, значение которых непонятно. Такие задания

помогают выработать у ребёнка привычку обращать внимание на

непонятные для него слова и пытаться найти объяснения их значений.

Знакомлю детей с тем фактом, что существуют специальные словари (как для

детей, так и для взрослых), в которых объясняются значения слов.

Показываю учащимся ещё один способ объяснения значений слов (помимо

работы со словарём) — понимание смысла слова из общего контекста.

Учащиеся получают возможность на уроках литературного чтения:

а) выработать активное отношение к обсуждаемой проблеме,

присутствующей в литературных

произведениях и выявляемой при помощи вопросов и заданий;

б) всесторонне формировать навык чтения;

в) совершенствовать универсальные учебные действия;

г) продолжить литературное образование (формируется понятие «лирический

герой»; с помощью приёма словесного рисования развивается воссоздающее

воображение; сравниваются народный и

авторский, прозаический и стихотворный тексты).

Весь этот комплекс учебных задач решается органично, на доступном

уровне, с привлечением разнообразного и качественного литературного

материала.



В раздел образования




Яндекс.Метрика