Автор: Кузнецова Наталия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №116" г. Чебоксары
Населённый пункт: г.Чебоксары Чувашской Республики
Наименование материала: Статья "СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ"
Тема: проблема социально-личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе
Раздел: дошкольное образование
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Кузнецова Н.Н. – магистрант,
ФГБОУ ВО «Чувашский
Государственный педагогический
Университет им. И. Я. Яковлева»
г. Чебоксары
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад №116» г. Чебоксары,
Науч. рук. – доцент, доктор психологических наук
Баранова Э. А.
ФГБОУ ВО «Чувашский
Государственный педагогический
Университет им. И. Я. Яковлева»
Аннотация.
Данная
статья
посвящена
проблеме
социально-
личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в
обществе. Рассматриваются основные проблемы социально-личностного
развития детей дошкольного возраста с ОВЗ и пути их преодоления.
Ключевые
слова:
социально-личностное
развитие,
дети
с
ограниченными возможностями здоровья, дошкольный возраст.
Дошкольный возраст рассматривается в науке как уникальный
период, в котором происходят существенные личностные изменения.
Данные изменения не являются стихийными, а происходят под влиянием
определенных факторов. Особое внимание необходимо уделять созданию
условий для развития личностных структур. Сформированные личностные
структуры обеспечат успешную социализацию, адаптацию и социально-
личностное самоопределение.
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста – это
процесс формирования отношения ребенка к себе и к окружающему,
освоения им социальных норм и правил, становление его самосознания [1].
Вопросы
социально-личностного
развития
дошкольников
с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в настоящее время
являются весьма обсуждаемыми. Наукой и практикой ведется активный
поиск оптимальных путей решения данной проблемы. К категории детей с
ОВЗ относятся дети, которые имеют различные отклонения в психическом
и/или физическом развитии. Традиционно в коррекционной (специальной)
педагогике и психологии выделяются следующие группы нарушений:
нарушения
зрения,
речи,
опорно-двигательного
аппарата,
задержка
психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития,
расстройство поведения и общения (расстройства аутистического спектра
и синдром дефицита внимания), комплексные нарушения развития. Эти
отклонения приводят к нарушению общего развития и затрудняют
получение образования в условиях общеобразовательных учреждениях.
Социально-личностное развитие составляет основу, фундамент освоения
социального опыта, социализации, включения в жизнь общества.
Трудности социально-личностного развития во многом обусловлены
несколькими факторами. При наличии серьезных нарушений ребенок
посещает
специализированные
образовательные
учреждения.
Это
позволяет обеспечить, создать необходимые условия для получения
образования. Однако, круг общения чаще всего ограничивается общением
с детьми, имеющими подобное же нарушение. Некоторые нарушения не
позволяют ребенку в полном объеме понять, принять и выполнять правила
и нормы социального взаимодействия, что приводит к неприятию данного
ребенка сверстниками.
В своих работах Л.С. Выготский указывал, что причиной неудачной
социализации детей с ОВЗ в обществе является их «социальный вывих»,
который не дает ребенку возможности использовать социум и культуру
как факторы и источники развития личности [2]. Преодолеть нарушения
социально-личностной структуры можно, как отмечает Л.С. Выготский,
если организовать освоение ребенком различных социальных ролей,
организовать практикование в этих социальных ролях в естественных
условиях.
Социально-личностное
развития
ребенка-дошкольника
с
ОВЗ
включает
следующие
компоненты:
позитивное
восприятие
себя,
отношение
ребенка
к
другим
людям
и
окружающему
миру,
коммуникативную
и
социальную
компетентность,
эмоциональный
интеллект.
Коррекционно-развивающая
работа
по
социально-личностному
развитию детей с ОВЗ должна охватывать все указанные компоненты.
Поэтому в данной работе практические работники предлагают следующие
направления: формирование элементарных навыков ведения здорового
образа жизни; воспитание уверенности в своих силах и возможностях;
выстраивание отношений с социумом на паритетных началах; снижение
психологических барьеров в процессе социальных контактов как с
нормотипичными сверстниками, так и с детьми с ОВЗ.
Несмотря на специфику социально-личностного развития детей с
дошкольного возраста с ОВЗ для реализации задач социально-личностного
развития применяются типичные средства воспитания: пример взрослого,
различные
виды
игровой
деятельности,
трудовая
деятельность,
коммуникативные игры и т.п. Каждое средство в работе с детьми с ОВЗ
реализуется с учетом специфики нарушения и особенностей самого
средства.
Результат
социально-личностного
развития
ребенка
с
ОВЗ
выражается в адекватной самооценке, сформированном самосознании,
уверенности в себе, адекватных межличностных взаимоотношениях
Таким
образом,
социально-личностное
развитие
–
важное
направление гармоничного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ,
направленное
на
достижение
оптимального
уровня
социально-
нравственного развития.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз,
2006. – 222 с.
2.
Рылеева А.С., Еманова С.В. Социально-личностное развитие и
самоопределение дошкольников (в схемах и таблицах) ; уч. пособие для
студентов вуза, обучающихся по программе бакалавриата, обучающихся
педагогического колледжа. – Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2018.
– 101 с.