Автор: Пржевальская Ирина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ"Детский сад 27"
Населённый пункт: Город Щёкино, Тульская область
Наименование материала: Конспект НОД по познавательному развитию (Ознакомление с миром природы) в разновозрастной группе (2-4 года)
Тема: "Домашние животные"
Раздел: дошкольное образование
Сценарий НОД
по познавательному развитию
(Ознакомление с миром природы) в разновозрастной группе (2-4 года )
Воспитатель:
Пржевальская Ирина Александровна.
Дети разновозрастной группы: 3г -4чел.,4г-3чел., 5лет-1
Тема : «Домашние животные».
Цель: формирование у детей представления о домашних животных (собака,
кошка, корова, лошадь, коза, свинья).
Образовательные задачи:
- закреплять и расширять представления детей о домашних животных;
-продолжать знакомить с домашними животными и их детёнышами,
особенностями их поведения и питания;
-учить детей различать взрослых животных и их детенышей.
Развивающие задачи:
- развивать связную речь;
- формировать и активировать словарь детей словами «мягкие лапки»,
«мордочка усатая», «зубки острые», «пятачок»;
-развивать любознательность, память, мышление;
Воспитательные задачи:
-воспитывать бережное отношение к животным;
-способствовать освоению культуры общения со взрослыми и сверстниками,
проявлению эмоциональной отзывчивости;
-воспитывать интерес к художественной литературе.
Методы и приемы:
-игровые
-наглядные
-словесные
-практические
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций с домашними животными,
-беседа о домашних животных,
-чтение С.Я. Маршак «Кошкин дом», В. Лунин «Не шали котенок мой», Н.
Мигунова «Уточка», Е.Г. Карганов «На ферме», показ презентации на тему
«Домашние животные», отгадывание загадок о животных.
-дидактические игры «Назови ласково животное», «Кто, как кричит?», «Кто,
где живёт?», «Отгадай, что за животное».
Материал: мультимедийная система, кукла перчатка «бабушка», мульти-
медиа-оборудование (ноутбук, проектор, экран на штативе, презентация
«Домашние животные», портативная колонка , аудиозаписи ) развивающее
пособие «Карточки с животными 3 в 1», коллаж «Ферма», оладушки.
ХОД.
1.
Организационный мотивационный этап.
Видео. Бабушка Арина: Здравствуйте, ребята. Я, бабушка Арина. Живу в
далёкой деревне. Ребята, у меня случилась беда, я забыла, что любят кушать
мои животные, так как очень старенькая стала и всё попутала. Приезжайте,
пожалуйста, покормить моих животных и их детёнышей. Приедете?
Воспитатель: Ну что, ребята хотите погостить у бабушки Арины? - ответ
детей. Поможем покормить животных и познакомимся с ними и их
детёнышами. Она живёт далеко в деревне. Ребята, как вы думаете, как нам
добраться до бабушки? Деревня далеко, мы не дойдём сами. Подумаете, а на
чём мы сможем добраться до далёкой деревни?- ответы детей. А мы давайте
поедем на поезде. Я предлагаю вам сложить поезд из модулей.
Вот ваш поезд, занимайте места в вагоне. (Дети садятся на модули).
Воспитатель: Поедем с весёлой песенкой, а вы подпевайте.
Слайд 1: Звучит запись песенки паровозика из мультфильма «Паровозик из
Ромашково».
Приехали ребята, выходите из поезда на двор.
Слайд 2: вот и дом бабушки Арины.( Беру куклу би-ба-бо « бабушку»).
Бабушка Арина: Здравствуйте, ребята. Я рада что вы приехали ко мне в
гости. Я живу ни одна, рядом со мной живут домашние животные.
Посмотрите.
Слайд 3: Кто встречает вас вместе со мной? – собачка.
Воспитатель: Бабушка Арина, а у нас Вероника Л. знает стихотворение про
собачку.
Вероника Л. : Вот собачка Жучка
Хвостик закорючка
Зубки острые, шубка пёстрая
Гав-гав !!!!!!
Бабушка Арина: молодец , Вероника.
Посмотрите, какая красивая собачка. Шубка у неё пёстрая, пушистая. Какая
шубка у собачки? А что любит кушать собачка? - мясо, косточку. Что
собачка умеет делать? – лаять, сторожить, бегать, охранять, рычать, вилять
хвостом, грызть кость. Ребята, кто знает, где живёт собачка, как называется
дом у неё? – конура ( будка). Какую пользу приносит человеку? - сторожит
дом. Как лает собака ?- гав, гав…..Кто детёныш у собаки ? – щенок.
Слайд 4: Собака большая, а щенок – маленький.
Со мной в доме ещё кто- то живёт. Послушайте загадку и отгадайте, кто со
мной живёт?
Мохнатенькая, усатенькая
Мягкие лапки, а в лапках царапки
Сядет- песенку поёт. Мяу – мяу…….(кошка)
Слайд 5: Кошка. Да со мной в доме живёт кошка и поэтому её тоже называют
домашнее животное. У кошки мягкая, гладкая шёрстка. Какая у кошки
шёрстка ? - мягкая, гладкая, красивая. Хвостик пушистый, длинный. Какой
хвостик? - длинный, пушистый. А ещё у кошки есть лапки, а в лапках что у
кошки? - ответ детей. Ребята, как вы думаете, почему в загадке называют
коготки — царапками? - ответ детей. А что любит кошка кушать ? - мясо,
молоко, колбасу. Как кошка просит молоко? - Мяу-мяу………Какую пользу
приносит человеку кошка? - ловит мышей. Кто у кошки детёныш ? – котёнок.
Слайд 6: Кошка большая, а котёнок – маленький.
Давайте встанем в круг и покажем кошку. Кто умеет? - все умеют,
становитесь в круг.
Динамичная пауза: котик лапкой умывается,(гладят щеки)
Видно, в гости собирается.
Вымыл носик,(трут ладонью носик)
Вымыл ротик,(проводят пальцем по губам)
Вымыл ухо,(поглаживают одно ухо, затем другое)
Вытер сухо.
Котик лапкой умывается,(поглаживают грудь)
К детям в гости собирается,( улыбаются и обнимаются
по парам).
Бабушка Арина: А остальные домашние животные живут на дворе. Давайте
посмотрим.
Отгадайте загадку:
Сено целый день жуёт
Много молока даёт (Корова).
Слайд 7: Корова живёт в специальном доме- коровнике. Летом она пасётся
на лугу . Что же моя корова ест? -ответ детей (щиплет траву, а зимой человек
кормит корову сеном ). Какую пользу приносит корова?- даёт молоко. Молоко
очень полезно и детям и взрослым. А вы любите молоко?-Да. Что можно из
молока приготовить?- кашу. Как мычит корова?- Муууу………. Ребята, а кто
детёныш у коровы ?- телёнок.
Слайд 8: Корова большая, а телёнок –маленький, у коровы есть рога, а у
телёнка нет.
Бабушка Арина: А вот следующее домашнее животное.
Послушайте загадку:
Хвост крючком, нос пятачком
Любит в грязи валяться (Свинья).
Слайд 9: Свинья- домашнее животное, которое мы иногда называем «
хрюшей». Ребята, а почему мы их так называем?- ответы детей. Свинья имеет
розовую кожу, покрытую жёсткими светлыми волосками – щетиной. Какой
хвост у свиньи ? – крючком. А нос какой у свиньи ? –пятачком. Как хрюкает
свинья?- хрю-хрю….. Что же свинья ест? - ответ детей( свинья ест овощи,
зерно, и всё, что для нас съедобно). Поэтому свинью называют всеядной. То
есть всё ест. Какую пользу человеку приносит свинья?- мясо. Кто детёныш у
свиньи ? – поросёнок.
Слайд 10: Свинья большая, а поросёнок –маленький.
Снова встречаем следующее животное. Отгадайте?
Кто там скачет по дорожке?
Цок –цок- цок
У кого так резвы ножки?
Цок –цок –цок
Шелковиста её грива,
Весела она, игрива.
У неё так шёрстка гладка.
Это к нам бежит ……..Лошадка.
Слайд 11: Лошадь – домашнее животное, красивое и благородное. Тело
лошади покрыто гладкой шерстью. Красивые волосы на голове и шее лошади
называются грива. Что же лошадь ест?_ ответ детей ( летом лошадь пасётся
на лугу, щиплет траву, а зимой человек ухаживает за лошадью, кормит сеном
и овсом). Какую пользу приносит лошадь ? - возит верхом на спине,
перевозит груз в телеге, её также раньше запрягали в плуг, чтобы землю
пахать. Как ржёт лошадь?- Иго-го……. Ребята, а кто детёныш у лошади ? –
жеребёнок.
Слайд 12: Лошадь большая, а жеребёнок – маленький. У лошади длинный
хвост, а у жеребёнка короткий.
Идём дальше. Слушаем загадку:
Не корова, а с рогами:
«Кто же я ?» - узнайте сами.
Тоже травку я жую,
Тоже молоко даю,
Утром рано просыпаюсь,
На лужок я отправляюсь,
Там до вечера пасусь,
Ну, а как же я зовусь ? ( Коза).
Слайд 13: Коза тоже домашнее животное, живёт в сарае. Тело козы покрыто
густой шерстью. Ноги у козы стройные, высокие , а хвост- короткий. Голова
украшена острыми рожками. Что же коза ест? - ответ детей( летом пасётся на
лугу и щиплет траву, объедает листья с деревьев и кустарников, а зимой
заботливые хозяева кормят сеном). Какую пользу приносит коза ? - даёт нам
вкусное молоко и тёплый пух. Из пуха вяжут тёплые носочки, варежки,
рукавички, шарфики и шапочки.
Как коза блеет? - меее…….. Кто детёныш у козы ? –козлёнок. Посмотрите
внимательно. Чем отличается мама коза от детёныша козлёнка.
Слайд 14: Коза большая, а козлёнок – маленький. У козы на голове большие
острые рожки. А у козлёнка их нет.
Утомились мы немного, поиграем, что бы отдохнуть.
Пальчиковая гимнастика:
На левой руке
Раз, два, три, четыре, пять ( поочерёдно нажимать
на пальчики)
Будем пальчики считать (сжимать и разжимать
кулачки)
Это кошечка усатая(нажать на мизинец)
Это козочка рогатая(безымянный)
Лошадка быстроногая( средний)
Этот вот собачка строгая( указательный)
И коровка добрая(большой)
На правой руке
Раз, два, три, четыре, пять
Все нам будут помогать( сжимать и разжимать
кулачки)
Кошка мышек всех прогонит( нажать на мизинчик)
Козочка молоком напоит (безымянный)
Лошадка покатает ( средний)
Собачка поиграет (указательный)
Корова сходит на лужок (мизинец)
Будет у нас молоко и творожок).
Бабушка Арина: Сегодня я вам рассказала про наших любимцев. Давайте
вспомним и назовём, какие животные живут у нас на дворе? - корова, коза,
свинья, лошадь, собака. А кошка?- дома. Это домашние животные. А как вы
запомнили, чем я кормлю своих животных, сейчас мы проверим. Я
приготовила для вас иргу. Кто хочет собирать карточки? - 1 подгруппа. А кто
хочет украсить красивый коллаж на память о нашей поездке? - 2 подгруппа.
Рассаживаемся за столы. Вам надо распределить правильно корм и
детёнышей домашних животных. А пока вы выполняете задание , я
предлагаю послушайте стихотворение Р. Сефа «Домашние животные».
( Звучит аудио-запись )
Слайд 15: Эти животные дома живут,
Домашними их потому и зовут
Мы их укрываем в тепле от мороза
Их поим и кормим, коль надо- стрижём,
Их ласково гладим всегда бережём.
Они к нам привязаны, очень послушны
И к голосу нашему не равнодушны.
Собаки прилежно нам дом стерегут,
Все кошки конечно при доме живут.
И нашу еду от мышей берегут.
Давайте, проверим, все ли справились с заданием и правильно покормили
моих любимцев. Все справились! Вы хорошие помощники, помогли бабушке
по хозяйству. Я хочу вас угостить оладушками, которые испекла из молока,
яиц и муки ( заранее приготовленные на кухне ).
Ладушки, ладушки!
Пекла бабушка оладушки
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Хороши оладушки! У нашей доброй бабушке!
Дети благодарят бабушку за оладушки.
Бабушка Арина: Ну а теперь прощаться пора, я вас провожу, помогу сесть в
поезд. До свидание ребятки! Приезжайте ещё ко мне в гости. Дети садятся по
местам. Звучит запись песни « Паровозик из Ромашково».
Воспитатель: Вот мы и приехали в садик. Ребята, а где мы сегодня с вами
были? - ответы детей. Кого мы с вами видели? - ответы детей. Чем же
отличаются животные от своих детёнышей? - ответы детей. Вам
понравилось? - Да. А куда вы хотели бы поехать в следующий раз? - ответы
детей.