Автор: Пятак Марина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя школа №2"
Населённый пункт: город Луга, Ленинградская область
Наименование материала: проект
Тема: Безопасная дорога
Раздел: начальное образование
II Всероссийский
дистанционный конкурс среди
классных руководителей
на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
Тематическое направление
«Безопасная дорога»
Тема методической разработки
Автор: Пятак Марина Анатольевна,
учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная
школа им. Героя Советского Союза А.П. Иванова»
2021 год
Паспорт социального проекта
1
Автор проекта
Пятак Марина Анатольевна
2
Название
организации,
реализующей проект
МОУ «Средняя школа №2»
3
Адрес организации, телефон
г.Луга, ул. Красной Артиллерии, д.1
4
Полное название проекта
«Безопасная дорога»
5
Цели проекта
- Формирование у младших школьников навыков
безопасного
участия
в
процессе
движения,
предотвращающих ДТП;
- Активизация пропагандистской деятельности
среди учащихся школы по правилам дорожного
движения и безопасному поведению на дороге.
6
Задачи
- Формировать у детей потребность в усвоении
правил дорожного и пешеходного движения на
улице, дороге.
-Прививать
практические
навыки
ориентирования
в
дорожно
-
транспортной
ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора,
разметке дороги через поисковую деятельность.
- С помощью разнообразных методов и приемов
оптимизировать работу с родителями детей для
полноценного развития личности ребенка и
закреплению знаний
о
правилах дорожного
движения.
-
Создавать
условия
для
формирования
социальных навыков и норм поведения на основе
совместной
деятельности
с
родителями,
на
основе взаимной помощи.
- Развивать у детей познавательный интерес,
умение
своевременно
и
самостоятельно
указывать на проблемную ситуацию, делиться с
окружающими людьми приобретенным опытом.
- Активизировать работу по пропаганде правил
дорожного
движения
и
безопасного
образа
жизни среди детей, их родителей.
- Прививать навыки личной безопасности.
7
Сроки реализации проекта
2020-2021 учебный год
8
Место реализации
Школа
9
Ожидаемые результаты проекта.
- Осознанное отношение учащихся к вопросам
личной безопасности и безопасности
окружающих.
- Проявление учащимися
дисциплинированности, выдержки,
самостоятельности в соблюдении правил
поведения. - Умение предвидеть возможную
опасность, находить способы избегать ее.
- Знание детьми правил безопасного поведения
на улицах города.
- Совместная деятельность с родителями по
охране и безопасности жизни детей
10
Контингент участников проекта
- педагоги школы,
- учащиеся школы,
- родители учащихся школы,
- инспектор по пропаганде БДД ОГИБДД.
11
Основные направления
реализации проекта
- просветительское,
- практическое
Новизна.
Система деятельности школы по овладению детьми базовыми правилами поведения на
дороге, представленная в проекте, отражает творческие подходы к решению данной
проблемы.
Актуальность.
Невозможно представить современный мир без автомобилей и больших скоростей. Дети
привыкли к нашему динамичному миру, они воспринимают мчащийся транспорт на
дорогах, как неотъемлемую часть нашей жизни. Дети не понимают, какую опасность таит
в себе мир машин и дорог. Дать им начальные знания безопасного движения и поведения
на дороге, рассказать о значении дорожных знаков и правилах применения их
повседневной жизни – наша задача. Ведь дорожные происшествия с участием детей стали
не редкостью на улицах городов; основными причинами ДТП, совершенных по
неосторожности детьми - переход дороги в неустановленном месте, неподчинения
сигналам регулирования, игра на проезжей части. Причина таких происшествий кроется в
непонимании взрослыми важности обучения детей основам ПДД и собственной
ответственности перед ними.
Безопасность детей на улице зависит от того, насколько хорошо знают и выполняют они
правила дорожного движения.
В 2017 г. мы с ребятами приняли участие в районном соревновании "Безопасное колесо" и
заняли 1 место. Команда стала участником областного этапа этого соревнования. Ребята
вырастали, и дальнейшее участие в этом проекте становилось невозможным из-за
возраста. У учащихся были знаниями и желание заниматься интересным делом. Так
появилась и дальше заниматься вопросами безопасности на дорогах.
Пятак М.А. провела опрос учащихся начальной школы и их родителей.
Анализ результатов, проведённого мною опроса учащихся начальных классов
свидетельствует:
- чётко представляют свой безопасный маршрут – 39%
- могут переходить проезжую часть, соблюдая сигналы светофора – 37%
- могут распознать различные виды знаков, места их установки – 44%
- знают правила перехода через проезжую часть – 52%
Опрос родителей показал следующее:
- знакомят своих детей с правилами дорожного движения – 32%
- показывают своему ребёнку безопасную дорогу из дома в школу и обратно – 37%
- сами соблюдают правила дорожного движения – 41%.
Таким образом результаты анкетного опроса показали, что:
- значительная часть учащихся и их родителей не имеет сформированной потребности в
знании ПДД,
- не имеют представлений о способах оказания первой медицинской помощи при ДТП.
Анализ этих данных заставил не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через
школу и семью проходит всё население страны, именно на этом этапе социализации
личности формируется потребность знания и применения правил дорожного движения.
Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?
На первый взгляд, легко. Надо только познакомить его с правилами дорожного движения
и никаких проблем.
На самом деле очень трудно. Ведь мы, взрослые, на глазах детей нарушаем эти правила, и
не задумываемся, что ставим перед ребенком неразрешимую задачу: Как правильно? Как
говорят или как делают?
Когда же ребенок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, школа.
Почему не научили, не показали, не уберегли? Но ведь в первую очередь родители своим
примером должны научить и уберечь.
В 2020-2021 учебном году в МОУ «Средняя школа №2» под моим руководством создан
отряд ЮИД «Школьный патруль» на базе 4 «А» класса.
Я уверена, что педагоги, семья могут и должны выработать общие подходы к решению
данной проблемы. Содействовать этому призван и мой проект «Безопасная дорога».
От задумки – до результата
1 этап – подготовительный
На этом этапе идёт разработка задач, целей проекта. При планировании работы над
проектом были изучены нормативно-правовые документы по безопасности дорожного
движения, а именно:
- Конституция РФ
- Конвенция «О правах ребёнка»
- Правила дорожного движения
- Устав образовательного учреждения
- Учебный план
- Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков по ПДД.
На этом этапе разрабатываются основные направления реализации проекта с
перечислением основных мероприятий по работе со всеми участниками проекта и
предполагаемые результаты.
2 этап - реализация проекта:
1.Организация работы с родителями.
Задачи:
- обеспечение семей учащихся информацией о количестве ДТП с участием детей в
Ленинградской области,
- оказание практической помощи по вопросам соблюдения учащимися ПДД,
- ознакомление родителей учащихся с основами безопасного поведения.
- проведение информационно-библиографической работы,
- создание банка педагогического опыта работы с семьями учащихся в сфере работы по
изучению правил дорожного движения.
Формы работы:
- лекции,
- индивидуальные и общие консультации,
- конкурсы.
2. Организация работы с учащимися:
Задачи:
- предоставить учащимся базовое образование в рамках государственных стандартов,
- сформировать у учащихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения ПДД,
- применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, направленные
на предупреждение несчастных случаев на дорогах,
- использовать материально-технический потенциал школы для обучения и воспитания
грамотных участников дорожного движения.
- воспитывать чувство взаимовыручки, коллективизма.
Формы работы:
- беседы
- классные часы
- конкурсы рисунков
- практические занятия по ПДД
- оформление наглядной агитации
- игры, конкурсы,
- акции.
План мероприятий
№
мероприятие
ответственный
сроки
выполнение
1.
Анкетирование
учащихся
по ПДД
Пятак М.А.
Отряд ЮИД,
Сентябрь
2020 г.
+
2.
Проведение
мероприятий
по ПДД «Посвящение в
пешеходы».
Пятак М.А.
Отряд ЮИД
Октябрь-
ноябрь
2020
г.-
2021г.
+
3.
Изучение и обыгрывание
дидактических
и
Пятак М.А.
Сентябрь-
октябрь
+
подвижных игр по ПДД.
Отряд ЮИД
2020 г.
4.
Решение игровых ситуаций,
викторины по ПДД.
Пятак М.А.
Октябрь-
ноябрь
2020 г.
+
5.
Участие
в
региональной
акции
«Бумажный
журавлик»
Пятак М.А.,
отряд ЮИД,
инспектор
по
пропаганде
БДД
Мухина Е.Н.
Ноябрь
2020 г.
+
6.
Разработка
безопасного
маршрута
от
дома
до
школы
Пятак М.А.,
классные
руководители,
родители
Сентябрь
2020 г.
+
7.
Изучение опасных мест на
дорогах города
Пятак М.А.,
отряд ЮИД,
инспектор
по
пропаганде
БДД
Мухина Е.Н.,
родители
Ноябрь
2020 г.
+
8.
Акция «Письмо водителю»
Пятак М.А., отряд
ЮИД,
инспектор
по
пропаганде
БДД
Мухина Е.Н.
Ноябрь
2020 г.
+
9.
Участие во Всероссийском
конкурсе
поделок
«Дети.
Движение. Безопасность»
Пятак М.А.,
Отряд ЮИД
Декабрь
2020 г.
Диплом
1
степени
10.
Участие
районном
конкурсе
«Безопасное
колесо»
Пятак М.А.,
Ермекбаев Р.Т.,
Отряд ЮИД
Апрель
2021
г.
Матвеев
К.
1
место в личном
первенстве;
Курчанов
К.
3
место в личном
первенстве;
Мергенева
Л.
2
место в личном
первенстве.
11.
Участие
в
региональной
акции
«Скорость
-
не
главное»
Пятак М.А.,
Фрейндорф Е.Е.,
Отряд ЮИД,
инспектор
по
Февраль
2021
+
пропаганде
БДД
Мухина Е.Н.
12.
Игры,
конкурсы,
викторины для учащихся 1-
3 классов
Пятак М.А.,
Отряд ЮИД
Март
–
май
2021
+
13.
Чтение
художественной
литературы
Пятак М.А.
Сентябрь
– май
2020
–
2021 г.
+
14.
Классные часы. Оказание
первой
медицинской
помощи пострадавшим
Пятак М.А.
Январь
–
май
2021 г.
+
15.
Диагностика
успешности
реализации проекта.
Пятак М.А.
Май
2021
г.
+
16.
Подведение итогов проекта
Пятак М.А.
Май
2021
г.
+
3 этап – анализ результатов проекта.
В отряде ЮИД в сентябре было 5 человек. В январе стало 14 человек.
Разработка безопасного маршрута от дома до школы
Разработка безопасного маршрута от дома до школы является практической
составляющей формирования знаний по ПДД среди учащихся школы. Дети совместно с
родителями разрабатывают и отрабатывают безопасный маршрут дороги от школы и
обратно.
Акцци «Письмо водителю», «Бумажный журавлик». «Скорость – не главное».
Данные акции проводились центром «Ладога» совместно с отделением ГИБДД. Ребята из
отряда ЮИД принимали участие в акциях.
Участие во Всероссийском конкурсе поделок «Дети. Движение. Безопасность».
Юные инспектора движения под руководством Пятак М.А. выполнили творческую работу
под названием: «Водитель притормози, юного пешехода пропусти». Работа заняла 1
место.
Эффекты от реализации проекта
Главное - помнить, что детям должно быть интересно и у них есть возможность
участвовать в важнейшем деле - сохранение здоровья и жизни на дорогах страны. По
статистике, количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей то
снижается, а даже поднимается до страшных цифр. Чаще виновными в беде оказываются
взрослые. Найти слова утешения бывает очень трудно, а вот если ребенок, находящийся
рядом в машине, скажет: «Папа, не спеши!» или «Не торопись, я хочу стать взрослым!»,
тогда и трагедии можно избежать. Именно поэтому пропаганда безопасности дорожного
движения, соблюдения правил дорожного движения и воспитание культуры поведения на
дороге являются главными задачами проекта.
Участие в жизни отряда воспитывает не только законопослушных участников дорожного
движения, но и активную гражданскую позицию подрастающего поколения. Ребята учатся
отстаивать свои взгляды и применять знания и умения в повседневной жизни.
Работа в команде педагогов, инспекторов ГИБДД и, конечно, родителей - это верный путь
и уверенность, что наши дети будут достойными участниками безопасного дорожного
движения.
Возможность тиражирования проекта
Данный опыт передам классному руководителю 5 «А» класса в 2021-2022 учебном году
для продолжения работы с целью стимулирования интереса детей к теме безопасного
дорожного движения и к деятельности отряда ЮИД.