Автор: Богданова Анна Эдуардовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ N109 "Букварёнок"
Населённый пункт: г. Вологда
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы
Раздел: дошкольное образование
Рабочая программа
воспитателя подготовительной к школе группы
разработанная на основе образовательной
программы дошкольного образования «От
рождения до школы»
под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.
А. Васильевой
на 2022-2023 учебный год
Структура программы:
Целевой раздел
Содержательный раздел
Организационный раздел
Рабочая программа основывается на следующих
нормативно-правовых документах:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Санитарные правила и нормы СанПин 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Устав ДОУ;
Образовательная и воспитательная программой МБДОУ «Детский сад № 109 «Букварёнок».
Цель рабочей программы:
создание благоприятных условий для полноценного проживания каждым ребенком
дошкольного детства;
создание условий для формирования у детей основ базовой культуры личности,
всестороннего развития психических и физических качеств каждого ребёнка в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
подготовка дошкольников к жизни в современном обществе;
обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Приоритетные задачи реализации рабочей
программы:
Способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию
игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, двигательной, чтению
художественной литературы, музыкально-художественной, продуктивной деятельности;
· Укреплять здоровье воспитанников, приобщать их к здоровому образу жизни, развивать
двигательную и гигиеническую культуру детей.
· Обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных
областей;
· Реализовывать формы организации совместной взросло-детской (партнерской деятельности) в
ходе образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, в
работе с родителями.
· Развивать гуманистическую направленность отношения детей к миру, воспитывать у детей
культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям.
· Развивать у детей познавательную активность, познавательные интересы, интеллектуальные
способности, самостоятельность и инициативу, стремление к активной деятельности и творчеству.
· Развивать эстетические чувства детей, творческие способности, эмоционально-ценностные
ориентации, приобщать воспитанников к искусству и художественной литературе.
Возрастные особенности детей подготовительной группы
(6-7 лет)
Дети подготовительной к школе группе начинают осваивать в сюжетно-ролевых играх сложные взаимодействия
людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более
сложными, обретают смысл. Игровое пространство усложняется..
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной
деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается
их цветовая гамма.
Дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они способны
выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
Дети могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Данный вид
деятельности важен для углубления пространственных представлений.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени
ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время
произвольного внимания достигает 30 минут.
Продолжает развиваться речь, её звуковая сторона, грамматический строй, лексика, расширяется словарь.
Дети активно употребляют обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
В этом году у детей группы завершается дошкольный возраст. Основные достижения связаны с освоением
мира вещей как предметов человеческой культуры, с освоением форм позитивного общения с людьми, с
развитием половой идентификации, с формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста дети
должны обладать высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволит им в дальнейшем
успешно учиться в школе.
Образовательная деятельность в соответствии с направлениями
развития
1.Социально-коммуникативное развитие:
приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;развитие
физических, личностных и интеллектуальных качеств; воспитание сознательного отношения к труду
как к основной жизненной потребности, трудолюбия; формирование основ безопасности собственной
жизнедеятельности;формирования основ экологического сознания; развитие активной речи детей в
различных видах деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами русской речи.
Познавательно развитие:
развитие познавательно-исследовательской деятельности, конструирование;формирование
элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира; расширение
кругозора детей.
Речевое развитие:
развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству
Художественно-эстетическое развитие:
развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
развитие творчества; приобщение к изобразительному искусству; развитие мелкой моторики рук.
Физическое развитие:
сохранение и укрепление здоровья воспитанников;воспитание физических и личностных качеств,
воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование представлений о здоровом образе жизни;
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
(планируемые результаты освоения программы):
Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает
чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками Ребёнок способен договариваться, учитывать
интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе
чувство веры в себя.
Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, владеет
разными формами и видами игры.
Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использует речь для выражения своих
мыслей, чувств и желаний, построения . речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах. У ребёнка
складываются предпосылки грамотности.
Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности,
во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Он может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Ребёнок проявляет любознательность. Он склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе,
природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными
представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Ребёнок открыт новому, проявляет
стремления к получению знаний, положительную мотивацию к дальнейшему обучению в школе, институте.
Ребёнок проявляет уважение к жизни в различных её формах и заботу об окружающей среде.
Ребёнок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения, имеет представления о её
географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
Ребёнок имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные
ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
Ребёнок имеет начальные представления о здоровом образе жизни, воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников:
Основной целью установления взаимоотношений ДОУ и семьи является создание единого
пространства семья – детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса будет
комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
единый подход к процессу воспитания ребёнка;
взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
дифференцированный подход к каждой семье;
равно ответственность родителей и педагогов.
Основные формы работы с родителями:
Беседы, консультации (групповые, индивидуальные)
Анкетирование
Выставки семейного творчества, фотовыставки
Проектная деятельность
Наглядно-педагогическая пропаганда
Родительские собрания
Особенности организации развивающей предметно-
пространственной среды:
РППС группы должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,
вариативной, доступной и безопасной для детей. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки
обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. РППС обеспечивает
возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а
также возможности для уединения.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной
среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей
детей.
Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных
составляющих предметной среды.
Вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования,
уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих
свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает доступность для воспитанников где осуществляется образовательная
деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все
основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов
требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Программа воспитания как обязательная часть
основной образовательной программы
Программа воспитания направлена на решение вопросов гармоничного вхождения
воспитанников в социальный мир и налаживания взаимоотношений с окружающими их
людьми. В центре программы воспитания в соответствии с ФГОС ДО находится одна из
ключевых задач: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребенка.
Так же одним из приоритетных направлений на текущий учебный год является
нравстенно-патриотическое воспитание дошкольников, включающее в себя воспитание
любви не только к близким людям, к детскому саду, но и к родному городу и к своей
родной стране. В работе по данному направлению используются методические
рекомендации «Об использовании в обучении и воспитании обучающихся
образовательных организаций государственных символов Российской Федерации»
(Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 N СК-295/06 "Об использовании
государственных символов Российской Федерации«)
Спасибо
за внимание!!!