Автор: Михайлина Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №321
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Экспериментирование – метод формирования познавательной активности у детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Экспериментирование – метод формирования
познавательной активности у детей раннего возраста
Воспитатель МБДОУ «ДС № 321г. Челябинска»
Михайлина Светлана Александровна
Известно, что уже в раннем младенчестве, видя яркий предмет, слыша
мелодию, пение, громкую речь, ребёнок начинает проявлять «интерес» к
окружающему миру. Это начальная ориентировочная активность, которая
является физиологической основой познавательного развития ребёнка.
Актуальность метода формирования познавательной активности у детей
раннего возраста заключается в следующем: экспериментальные занятия
способствуют развитию наблюдательности, интереса детей к окружающему
миру,
формируют
реальные
представления
детей
об
окружающем,
мотивируют их на осмысленную познавательную деятельность, обогащают
детскую речь и познавательный опыт, стимулируют речемыслительную
активность детей, уточняют и конкретизируют детский понятийный аппарат,
развивают моторную ловкость рук.
По мнению многих педагогов, экспериментальная деятельность является
одним из видов познавательной деятельности детей, то есть тем видом
практической деятельности, с помощью которой они познают окружающий
мир.
Ребенок – прирожденный исследователь
Важно вовлекать ребенка в исследовательскую работу – проведение
простейших опытов и экспериментов под руководством взрослого. Опыты
чем-то напоминают ребятам фокусы, они не обычны, а главное – дети
проделывают их сами.
Иногда случается так, что взрослый просто показывает тот или иной опыт,
а дети следят. Конечно так проще, но ребенку необходимо проделать все
самому.
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как метод
экспериментирования
прочно
занимает
свое
место
в
дошкольном
образовании. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он
дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого
объекта,
о его взаимоотношениях с окружающей средой и другими
объектами.
В
процессе
эксперимента
идет
обогащение
памяти
ребенка,
активизируются его мыслительные процессы, необходимость давать отчет об
увиденном, формулировать обнаруженные закономерности, стимулировать
развитие речи.
Все дети очень любопытны, в каждом ребёнке заложено стремление
познавать окружающий мир. Они любят всё необычное, интересное и
загадочное. Занятия с проведением опытов вызывают и детей живой интерес.
Зачастую таких занятий бывает мало ребёнку, ему хочется больше времени
проводить в лаборатории.
В своем развитии на протяжении дошкольного детства, ребенок проходит
целый этап эволюционного развития человеческого общества, накапливает
огромный багаж практических знаний.
В домашних условиях легко превратить экспериментирование в игру.
Существует целый перечень домашних игр – экспериментов:
Игры-эксперименты в ванной – это игры с водой и мыльными пузырями,
«Тонет – не тонет» и т.п.
Игры-эксперименты
в
комнате: «Из
чего
сделано?»,
«Устройство
пылесоса», «Как увидеть электричество?» (с расческой, с воздушным шаром,
наэлектризованная одежда), «Почему завял цветок?», «Как вырастить
зеленый лук?» и т.д.
Ведь в умелых руках даже обычная пластиковая бутылка может
превратиться в фильтр, в который можно наливать воду или насыпать песок,
а обычный пакет для мусора может стать ловушкой для воздуха, ну а если
его разрезать на ленточки и прикрепить с помощью скотча к палочке, то
можно будет увидеть направление ветра на прогулке или сделать ветер
самим.
Существует два вида экспериментов демонстрационные и фронтальные:
Демонстрационные.
Демонстрационными называются наблюдения и эксперименты, при которых
в группе имеется один объект и этот объект находится в руках у педагога.
Педагог сам проводит опыт, а дети следят за ходом и результатами. Такие
эксперименты менее трудоёмки на всех этапах работы; он прости в
методическом отношении. Проводя опыт воспитатель распределяет время на
различные этапы; внимание детей; легче следить за качеством усвоения
знаний. Меньше риска правил безопасности и непредвиденных ситуаций. Но
детям при демонстрационном наблюдении объект виден под каким-то одним
углом зрения и мелкие детали не могут рассмотреть, лишены возможности
обследовать
действиями.
Восприятие
осуществляется
с
помощью
зрительного
анализатора,
не
задействованные
кожный,
двигательный,
вкусовой и т.д. Не мало важным недостатком является пассивность детей;
они
только
видят,
но
сами
не
принимают
участие.
И
затруднена
индивидуализация обучения.
Фронтальные.
Фронтальными называются такие наблюдения и эксперименты при которых
в группе имеются много объектов и они находятся в руках у детей. Дети
хорошо видят мелкие детали, рассматривают объект со всех сторон,
используют для обследования все анализаторы, дети работают столько
времени,
сколько
требуется
при
своём
уровне
подготовленности
и
сформированности трудовых навыков. Такие эксперименты на много выше,
чем демонстрационные. Но при фронтальных объектах труднее найти много
объектов, сложнее написать конспект, также труднее следить за ходом
процесса познания, за качеством усвоения.
Я работаю воспитателем в группе раннего возраста, мне моя работа очень
нравится, это так здорово открывать для малышей такой большой и
непонятный
для
них
мир.
Все
мои
детки
очень
подвижные
и
любознательные. Они очень любят поэкспериментировать, поэтому в
своей группе мы оборудовали центр песка и воды.
Игры с водой и песком открывают широкие возможности для
познавательного развития детей. Малыши получают новые впечатления,
испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и
песка.
Также мы проводим опыты и с другими предметами: с мыльными
пузырями,
бумагой, магнитами. Зимой мы экспериментируем со снегом и льдом.
При организации опытно - экспериментальной деятельности детей раннего
возраста я стараюсь учитывать возрастные особенности детей поэтому:
- все предлагаемые мероприятия эмоционально окрашены и вызывают у
детей положительные эмоции и желание действовать.
- для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора,
поэтому ко многим опытам и экспериментам мы постоянно возвращаемся. За
один раз предлагаю рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях,
или один предмет с разными свойствами. Благодаря целенаправленной
работе по опытно-экспериментальной деятельности дети становятся более
наблюдательными и любознательными.
Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия
превращаются
в
сухие
абстракции.
В
дошкольном
воспитании
экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет
ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на
собственных
наблюдениях,
опытах,
установлении
взаимозависимостей,
закономерностей.
Таким образом, детское экспериментирование как метод является
эффективным
и
необходимым
для
развития
у
дошкольников
исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличение
объёма знаний, умений и навыков.
Библиографический список
1.
Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду: пособие для работников детских учреждений.
– М. ТЦ Сфера, 2004.
2.
Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду. – М., 2007
3.
Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском
саду. – М., 2001.
4.
Кокуева Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе:
методическое пособие. – М.:АРКТИ, 2005.
5.
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду.
– М., 2001.
6.
Новосёлова С. Л. Развивающая предметная среда. – М., 1995.
7.
Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: вторая
группа раннего возраста. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.