Автор: Хлопова Марина Геннадиевна
Должность: воспитатель I квалификационной категории
Учебное заведение: ГАУ АО БЦССУ "Радуга"
Населённый пункт: г. Белогорск, Амурская область
Наименование материала: Доклад
Тема: Метод проекта как одна из форм работы с детьми с ограниченными возможностями
Раздел: среднее профессиональное
Метод проекта как одна из форм работы с детьми с ОВЗ
Метод проектов – один из способов реализации системно —
деятельностного подхода не только в образовании, но и в воспитании.
Важным
достоинством
данного
метода
является
возможность
его
органичного
включения
в
систему
традиционных
воспитательных
мероприятий практически любого детского учреждения, независимо от типа
и вида.
Немного из истории. Метод проектов возник в 20 –е годы XX века в
США. Разработан американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Идеи
проектного обучения возникли в России практически параллельно с
разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога
С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников,
пытавшаяся
активно
использовать
проектные
методы
в
практике
преподавания.
В последнее время этому методу снова уделяется пристальное внимание во
многих странах мира. Основной тезис современного понимания метода
проектов,
который
привлекает
к
себе
многие
образовательные
и
воспитательные системы, заключается в понимании воспитанниками, для
чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в
своей жизни.
Проектная деятельность имеет ряд положительных моментов:
— создаёт ситуацию успеха;
— способствует социализации путём вовлечения в деятельность;
—
способствует
повышению
самооценки,
социальной
значимости,
самоутверждению;
— создаёт положительную мотивацию к обучению;
— способствует осуществлению межпредметных связей;
— обеспечивает работу в индивидуальном режиме, темпе, что способствует
здоровьсбережению.
При
организации
проектной
деятельности,
возникают
трудности,
связанные
с
психофизическими
особенностями
детей:
тотальное
недоразвитие всех высших психических функций: речи, восприятия, памяти,
внимания, восприятие, а также эмоциональной сферы.
При работе над проектом, каждый ребёнок вносит свой вклад,
соответствующий его здоровью и возможностям, и видит результат общей
работы.
Считаю, что благодаря
внедрению
в
воспитательный
процесс
современных технологий, дети с ограниченными возможностями здоровья
имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для
дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень
мотивации к различным видам деятельности.
Игровые,
здоровьесберегающие
технологии
и
технологии
дифференцированного
воспитания
используются
практически
всеми
педагогами.
Опыт показывает, что проектный метод имеет неоценимое значение для
пробуждения и развития осознанного интереса к окружающему миру. Передо
мной, как перед воспитателем, стоит сложная задача не только научить, но и
заинтересовать, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают.
Одной из главных задач для меня на сегодняшний момент, становится задача
создания
максимально
возможных
условий
для
развития
детского творчества.
Проект – это как раз проявление творчества. Поэтому я активно использую
эту форму в своей работе. По словам П.П. Блонского, «…творческую
личность можно воспитать только посредством упражнения в творчестве».
Конечно, можно поспорить — какие же упражнения в творчестве может
предложить учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей ребенку с нарушениями в развитии? Как правило, развиваются
только «лежащие на поверхности» природные способности ребенка: умение
петь,
рисовать,
танцевать,
и
очень
мало
упражнений,
связанных
с
преобразованием, с опытным исследованием окружающего мира. С одной
стороны,
это
следствие
сложившегося
«стереотипа
ограниченности»
умственных способностей ребенок, а с другой стороны – отсутствие
потенциала для творчества. Кроме того, от воспитателя требуется больших
усилий для поиска направлений творческой деятельности ребенка. Ребенок
будет успешен если педагог хорошо знает структуру нарушения ребенка, и
соответственно учитывает в работе его индивидуальные особенности. Только
в этом случае проектная деятельность даёт детям возможность быть
уверенными в своих силах, самореализоваться, быть активными участниками
социума.
Безусловно, для детей с нарушением интеллекта, проект очень сложен, и
имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать
при его реализации:
— он должен быть ориентирован на психофизические возможности ребёнка,
т.к. у каждого ребёнка свои «особенности» в развитии;
— ребенку с нарушением в развитии важно научиться общению и общаться.
— способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и
прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет ему войти в
большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он
сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем.
Работа над проектом- это общение детей друг с другом, со взрослыми.
Поэтому в качестве приоритетной является коллективная деятельность.
Необходимо понимать, что ребенку с нарушением интеллекта необходимо
научиться общению в трудовом процессе: учиться формулировать свои
желания и потребности, попросить о помощи, слушать и слышать говорящих
с ним людей, адекватно реагировать на замечания и похвалу – всё это
поможет его социализации. С помощью приобретённых навыков ребёнок
сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нём.