Напоминание

Метод проекта как одна из форм работы с детьми с ограниченными возможностями


Автор: Хлопова Марина Геннадиевна
Должность: воспитатель I квалификационной категории
Учебное заведение: ГАУ АО БЦССУ "Радуга"
Населённый пункт: г. Белогорск, Амурская область
Наименование материала: Доклад
Тема: Метод проекта как одна из форм работы с детьми с ограниченными возможностями
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Метод проекта как одна из форм работы с детьми с ОВЗ

Метод проектов – один из способов реализации системно —

деятельностного подхода не только в образовании, но и в воспитании.

Важным

достоинством

данного

метода

является

возможность

его

органичного

включения

в

систему

традиционных

воспитательных

мероприятий практически любого детского учреждения, независимо от типа

и вида.

Немного из истории. Метод проектов возник в 20 –е годы XX века в

США. Разработан американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Идеи

проектного обучения возникли в России практически параллельно с

разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога

С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников,

пытавшаяся

активно

использовать

проектные

методы

в

практике

преподавания.

В последнее время этому методу снова уделяется пристальное внимание во

многих странах мира. Основной тезис современного понимания метода

проектов,

который

привлекает

к

себе

многие

образовательные

и

воспитательные системы, заключается в понимании воспитанниками, для

чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в

своей жизни.

Проектная деятельность имеет ряд положительных моментов:

— создаёт ситуацию успеха;

— способствует социализации путём вовлечения в деятельность;

способствует

повышению

самооценки,

социальной

значимости,

самоутверждению;

— создаёт положительную мотивацию к обучению;

— способствует осуществлению межпредметных связей;

— обеспечивает работу в индивидуальном режиме, темпе, что способствует

здоровьсбережению.

При

организации

проектной

деятельности,

возникают

трудности,

связанные

с

психофизическими

особенностями

детей:

тотальное

недоразвитие всех высших психических функций: речи, восприятия, памяти,

внимания, восприятие, а также эмоциональной сферы.

При работе над проектом, каждый ребёнок вносит свой вклад,

соответствующий его здоровью и возможностям, и видит результат общей

работы.

Считаю, что благодаря

внедрению

в

воспитательный

процесс

современных технологий, дети с ограниченными возможностями здоровья

имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для

дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень

мотивации к различным видам деятельности.

Игровые,

здоровьесберегающие

технологии

и

технологии

дифференцированного

воспитания

используются

практически

всеми

педагогами.

Опыт показывает, что проектный метод имеет неоценимое значение для

пробуждения и развития осознанного интереса к окружающему миру. Передо

мной, как перед воспитателем, стоит сложная задача не только научить, но и

заинтересовать, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают.

Одной из главных задач для меня на сегодняшний момент, становится задача

создания

максимально

возможных

условий

для

развития

детского творчества.

Проект – это как раз проявление творчества. Поэтому я активно использую

эту форму в своей работе. По словам П.П. Блонского, «…творческую

личность можно воспитать только посредством упражнения в творчестве».

Конечно, можно поспорить — какие же упражнения в творчестве может

предложить учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей ребенку с нарушениями в развитии? Как правило, развиваются

только «лежащие на поверхности» природные способности ребенка: умение

петь,

рисовать,

танцевать,

и

очень

мало

упражнений,

связанных

с

преобразованием, с опытным исследованием окружающего мира. С одной

стороны,

это

следствие

сложившегося

«стереотипа

ограниченности»

умственных способностей ребенок, а с другой стороны – отсутствие

потенциала для творчества. Кроме того, от воспитателя требуется больших

усилий для поиска направлений творческой деятельности ребенка. Ребенок

будет успешен если педагог хорошо знает структуру нарушения ребенка, и

соответственно учитывает в работе его индивидуальные особенности. Только

в этом случае проектная деятельность даёт детям возможность быть

уверенными в своих силах, самореализоваться, быть активными участниками

социума.

Безусловно, для детей с нарушением интеллекта, проект очень сложен, и

имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать

при его реализации:

— он должен быть ориентирован на психофизические возможности ребёнка,

т.к. у каждого ребёнка свои «особенности» в развитии;

— ребенку с нарушением в развитии важно научиться общению и общаться.

— способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и

прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет ему войти в

большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он

сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем.

Работа над проектом- это общение детей друг с другом, со взрослыми.

Поэтому в качестве приоритетной является коллективная деятельность.

Необходимо понимать, что ребенку с нарушением интеллекта необходимо

научиться общению в трудовом процессе: учиться формулировать свои

желания и потребности, попросить о помощи, слушать и слышать говорящих

с ним людей, адекватно реагировать на замечания и похвалу – всё это

поможет его социализации. С помощью приобретённых навыков ребёнок

сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нём.



В раздел образования




Яндекс.Метрика