Напоминание

"Основные направления работы по формированию техники речи у детей".


Автор: Трунина Галина Федоровна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 13"
Населённый пункт: г. Саранск
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Основные направления работы по формированию техники речи у детей".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Основные направления работы по формированию техники речи у

детей.

В своей практике мы часто сталкиваемся с проблемой монотонности и

невыразительности детской речи. Это проявляется при выступлениях на

праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх–

драматизациях.

Детей нужно научить правильно использовать интонационные средства

выразительности, чтобы они умели передавать в собственной речи различные

чувства и переживания, а также понимали чувства и отношения к ним других

людей.

Выделим основные направления работы по формированию техники речи:

-развитие артикуляционной моторики (гимнастика для губ, языка, щек:

«Лопаточка», «Иголочка», «Качели», «Ковшик», «Трубочка», «Пышка -

худышка» и др.);

-развитие физиологического и речевого дыхания;

-развитие голосовой функции;

-работа по совершенствованию ритмико-мелодической стороны речи (темпа,

ритма, логического ударения, эмоциональной окрашенности высказывания);

-обучение детей соблюдению норм произношения.

Нередко у детей отмечаются различные несовершенства дыхания:

ослабленный вдох и выдох, тихая речь, затруднения в произнесении длинных

фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность

речи, так как дети в середине фразы вынуждены набирать воздух, или, что

еще хуже, -говорить на вдохе.

Работа по формированию правильного дыхания проводится в определенной

последовательности:

-формирование правильного диафрагмального дыхания;

-дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха;

-развитие

таких

качеств

дыхания,

как

сила,

продолжительность,

целенаправленность.

Работая над формированием диафрагмального дыхания, необходимо

обратить внимание на правильную осанку ребенка. Во время вдоха брюшная

стенка должна выдвигаться вперед. При выдохе живот втягивается.

С целью дифференциации носового и ротового выдоха используются

упражнения, которые подготавливают детей к правильному речевому

дыханию:

«Ныряльщики» – вдох ртом, выдох носом;

«Больной тяжело дышит» – вдох ртом, выдох ртом;

«Кто лучше надует игрушку» – вдох носом, выдох ртом;

«Насос»

-

Вдох

носом,

выдох

через

правую

(левую)

ноздрю;

«Доктор

слушает

больного»

вдох

носом,

выдох

носом.

Для развития физиологического дыхания используются такие игры как:

«Цветочная поляна» - «Воздух насыщен цветочными ароматами. Медленно,

спокойно, бесшумно, глубоко вдохнули - задержали дыхание -выдох».

«Забей мяч в ворота» - Ватные шарики лежат на краю стола. Педагог

предупреждает, что дуть на мяч можно лишь на одном выдохе, дуть

несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Начали» дети дуют на ватные

шарики.

Как только первоначальные навыки по развитию физиологического

дыхания освоены, следует перейти к работе над речевым дыханием. После

короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в

момент которого совершается речевой акт.

Сначала в работу включаются звуки, затем слоги, слогосочетания, слова,

предложения, чистоговорки.

Например: «Волки воют» (ууууу), «Девочка плачет» (аааааа)...

«Дровосеки» - Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены, пальцы рук

сцеплены «замком». Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперед,

медленно опуская «тяжелый топор», произнести – ух! – на длительном

выдохе.

«Зайка прыгает» (оп, оп, оп…)», « Медведь топает» (топ-топ-топ);

Произнесение на одном выдохе слов и фраз путем наращивания:

«Ветер. Дует ветер. Дует сильный ветер. Дует сильный и холодный ветер».

«Произнеси чистоговорки» - Педагог предлагает детям вдохнуть и на выдохе

сказать: «Са-са-са – на столе оса»

В целях профилактики нарушений голоса надо следить за состоянием

носоглотки детей и правильным пользованием голосом. Детям, которые

перенесли заболевания верхних дыхательных путей, не следует давать

большой нагрузки на голос. Нельзя допускать чрезмерно громкой речи,

особенно в холодную погоду.

Задачей педагогов является следующее: во-первых, развивать у детей

основные качества голоса: силу и высоту; во-вторых, приучать их говорить

без напряжения, меняя голос в соответствии с ситуацией.

Для развития силы голоса предлагаются упражнения:

-Удлинение произнесения звуков (при средней силе голоса).

-Усиление голоса (беззвучная артикуляция – шепот – тихо – громко).

-Ослабление голоса (громко – тихо – шепот – беззвучная артикуляция).

-Те же упражнения, но без паузы.

-Прямой счет от 1 до 5 с постепенным усилением голоса.

-Обратный счет от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса.

-«Скажи громко, скажи тихо, скажи шепотом»;

-«Эхо», когда дети делятся на две группы и одна кричит громко, а другая

отвечает тихо:

В лесу кричим: «Ау! Ау!» (громко)

А нам в ответ: «Ау! Ау!» (тихо)

Горе кричим: «Ау! Ау!» (громко)

Гора в ответ: «Ау! Ау!» (тихо)

-«Вьюга», когда дети изображают голосом, как завывает вьюга: «у-у-у…».

В игре «Далеко - близко» ребенок говорит то тихим голосом, то громким, а

другие отгадывают, где он, далеко или близко.

Учимся

менять

силу

голоса

при

чтении

специально

подобранных

стихотворений.

Вот одно из них:

Была (голосом средней силы)

тишина, тишина, тишина... (тихо)

Вдруг грохотом грома (громко)

сменилась она (голосом средней силы).

И вот уже дождик (голосом средней силы)

Тихонько, ты слышал? (тихо)

Закапал, закапал, закапал по крыше (голосом средней силы).

(А. Барто)

Другой вид упражнений направлен на развитие умения говорить голосом

разной высоты (путем подражания звучанию различной высоты с опорой на

движения руки и графические изображения).

-Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков.

-Повышение и понижение голоса при произнесении сочетаний из двух или

трех звуков.

-Повышение и понижение голоса при произнесении слогов.

-«Большой - маленький» - дети изображают голосом, как лает большая

собака и как отвечает маленький щенок (кошка – котенок, коза-козленок…)

-«Вопрос — ответ».

Дети делятся на две группы, произнося текст разным по высоте голосом.

Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким.

- Ну, Весна, как дела? (высоко)

- У меня уборка, ( низко)

- Для чего тебе метла? (высоко)

- Снег мести с пригорка. (низко)

(О. Высотская)

- Был сапожник? (высоко)

- Был. (низко)

- Шил сапожки? (высоко)

- Шил. (низко)

- Для кого сапожки? (высоко)

- Для пушистой кошки, (низко)

(А. Шибаев)

Можно инсценировать русские народные сказки: «Три медведя»,

«Колобок», «Теремок».

В процессе работы над техникой речи формируются навыки восприятия

интонационных компонентов речи: темпа, ритма, тембра, логического

ударения.

Темп. В процессе работы над восприятием темпа речи используются

разные образцы рассказа текста: «быстро» и «медленно», после овладения

ими демонстрируется образец умеренного темпа. При объяснении

используется наглядный материал – карточки с символами, например:

«Черепаха», «Ракета». В качестве речевого материала на данном этапе

используются потешки, поговорки, чистоговорки, скороговорки.

В самом начале тренировок необходимо сформировать умение детей

подчинять скорость своих движений темпу речевого образца. Для этого

детям предлагается прохлопать темп, заданный педагогом при чтении текста.

При этом дети должны четко следить за темпом речи педагога – если он

замедляется, то и они должны замедлиться и наоборот. Используются такие

речевые игры, как «Барабанщик», «Карусели», «Курочка и цыплята».

Ритм. Для того чтобы научить детей чувствовать ритмический рисунок

речи, детям предлагается прохлопывать в ладоши сначала серии слогов,

затем короткие простые стихи, например – слоги «Да–да–Да–да; ма–Ма–ма–

Ма; Ра–ра–ра–Ра–ра–ра». Педагог может задавать ритм хлопками в ладоши,

ударом в барабан.

Тембр. Обучение детей восприятию тембра голоса начинается с

ознакомления детей с разными по типу окрасками голоса:

- радостный и грустный.

- удивленный, испуганный, гневный, строгий, обиженный, недовольный и др.

В качестве наглядности используются карточки-символы с изображением

эмоций. В качестве речевого материала - короткие фразы и небольшие

тексты, с ярко выраженной эмоциональной окраской.

Знакомство с интонацией, средствами ее выражения и способами

обозначения

.

1.Знакомство с повествовательной интонацией.

«Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса».

Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего

повествовательного предложения сопровождается движением руки в

горизонтальном направлении и обозначается графически так: →.

2.

Знакомство с вопросительной интонацией.

Педагог вместе с детьми вспоминает, что изменением голоса можно

передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос,

можно о чем-то спросить. Взрослый задает вопрос. Затем предлагает сделать

это детям. Педагог показывает, что в конце вопросительного предложения

голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим

движением руки и обозначается вопросительным знаком. Демонстрируется

карточка с изображенным на ней вопросительным знаком и заучивается

стихотворение: Это кривоносый вопросительный знак,

Задает он всем вопросы: «Кто? Кого? Откуда? Как?»

После знакомства со знаком предлагается выделить из текста

вопросительные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком.

Примерный текст:

Хомяк

Повезло хомяку. Попалось на глаза гнездо, а в гнезде яйца. Забирай и

пируй. Но как забрать? Взять зубами? Не взять. За щеку затолкать? Не

поместятся. Что же делать? Значит не по зубам? Задумался хомяк. Как

же быть? И придумал: стал яйца носом к себе в нору перекатывать.

3.Знакомство с восклицательной интонацией.

Детям последовательно демонстрируется несколько картинок, которые

соотносятся с междометиями типа «Ой!», «Ах!», «Ух!», «Ура!» и т. п.

Проводится беседа по содержанию каждой картинки. Например:

-Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой!)

-Девочка разбила любимую мамину чашку. Как она воскликнула? (Ах!)

-Мальчики играют в войну. Что они кричат? (Ура!) И т. д.

-Как мы говорим эти слова: спокойно или громко, восклицая? Для

обозначения восклицания дается восклицательный знак. Заучивается

стихотворение про восклицательный знак:

Чудак — восклицательный знак

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

«Ура! Долой! Караул! Разбой!»

После знакомства со знаком предлагается выделить из текста

восклицательные предложения, поднимая карточку с восклицательным

знаком. Примерный текст:

Самый важный

«Я самый важный! Я всех бужу», — говорил будильник. «Я важнее! Я всех

вожу! — говорил автобус. «А я важнее вас! Я построил этот дом», — говорил

подъемный кран. Высоко сияло солнце. Услышало оно этот спор и сказало:

«Мне сверху все видно. Послушайте, что я скажу: важнее всех человек!»

Затем учим детей произносить повествовательные, вопросительные,

восклицательные предложения с соответствующей интонацией.

Обыгрываем стихотворения.

- Черная курочка, куда ты пошла?

- На речку.

- Зачем ты пошла?

- За водичкой.

- Зачем тебе водичка?

- Цыпляток поить.

- Как цыплята просят пить?

- Пи, пи, пи...

Не плачь! Не плачь!

Куплю калач!

Не плачь, дорогой!

Куплю другой!

Не плачь, не кричи!

Куплю три!

Логическое ударение. Прежде, чем начать работать над логическим

ударением, необходимо доступно объяснить детям суть данного понятия.

«Слова, которые наиболее важны, обычно выделяются голосом –

произносятся громче или медленнее, чем остальные слова в предложении».

При восприятии на слух слов, на которые падает логическое ударение, важно

привлечь внимание детей к смыслу каждой фразы и провести анализ и

оценку фразы.

Например, такое упражнение – педагог произносит фразу «Мама купила

пальто» и организует ее анализ:

- Какое слово я выделила как самое важное? Да, именно мама, а не кто-то

другой купил пальто.

- Послушайте, как я скажу теперь: «Мама купила пальто».

- Что я уточнила о маме? (Что она пальто купила, а не сшила.)

- Как я произнесла важное по смыслу слово? (громко.)

- Да, а еще его можно сказать тихо и растянуто.

- Послушайте еще раз: «Мама купила пальто».

Что я теперь уточнила о маме? (Она купила пальто, а не туфли или сапоги).

- Как я выделила важное слово? (Произнесли его растянуто.)

А как еще можно выделить? (Произнести его громко.)

В процессе выполнения упражнений для ознакомления с логическим

ударением детям даются такие задания как:

прослушать речевой материал и назвать слово, на которое падает

логическое ударение, объяснить, почему это слово выделено;

при повторном воспроизведении речевого материала, услышав выделенное

слово, хлопнуть в ладоши (топнуть, присесть и т.д.); объяснить, почему это

слово выделено;

После формирования навыков восприятия интонационных компонентов

речи можно переходить ко второму этапу развития выразительности речи –

формирование навыков использования интонации в активной речи.

Для развития выразительной речи необходимо создать такие условия, в

которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и

взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.

Поэтому на данном этапе можно использовать занятия по театрализованной

деятельности.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных

высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая

культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем,

ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие

педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи

ребенка. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться

разными выразительными средствами в их сочетании: речь, напев, мимика,

пантомимика, движения.

Благодаря интонации речь приобретает законченный характер.

Хорошая дикция, т.е. четкое, ясное произнесение каждого звука, а также

слова и фразы в целом, формируется у ребенка постепенно и тесно связана с

правильным звукопроизношением, с воспитанием внимания, привычки

слушать речь окружающих и свою собственную.

Педагогам и родителям следует обращать внимание на соблюдение детьми

произносительных норм родного языка. Это достигается путем тактичного

исправления ошибок в речи детей и по подражанию, когда педагоги дают

правильные образцы произношения в собственной речи.

Таким образом, овладение техникой речи сложный, длительный процесс,

требующий специальных занятий, основанных на соблюдении принципов:

«от простого к сложному», последовательности и систематичности.

В связи с этим данную работу целесообразно начинать с раннего возраста.

Работа, направленная на формирование выразительности речи должна быть

включена в режимные моменты и в образовательную деятельность.

Обучение детей технике речи в детском саду будет не только иметь большое

значение для формирования их речевых навыков, но также являться важной

мерой предупреждения нарушений чтения и письма в школьном возрасте.

Литература.

1.

Агранович З.Е. Овладение техникой речи в дошкольном

возрасте.//Дошкольная педагогика. – 2003-№ 5 – с. 13.

2.

2. Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. Фонетическая и

логопедическая ритмика в ДОУ. – М., 2005. – с. 17-19, 56-58.

3.

3. Новиковская О. А. Развиваем общие речевые навыки.// Дошкольная

педагогика. – 2001 г. № 2., с. 31.



В раздел образования




Яндекс.Метрика