Напоминание

"Удивительная вода"


Автор: Наталия Владимировна Филиппова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 116" города Чебоксары
Населённый пункт: Чувашской Республики
Наименование материала: методическая разработка по познавательному развитию
Тема: "Удивительная вода"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 116 «Родничок» общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по физическому развитию детей»

города Чебоксары Чувашской Республики

Проект

«Удивительная вода»

Выполнили:

воспитатели первой

квалификационной категории

Филиппова Наталия Владимировна

Чебоксары 2022 г.

Содержание

1.

Аннотация проекта …………………………………………………….2

2.

Актуальность проблемы. Постановка проблемы ……………………3

3.

Цели и задачи проекта …………………………………………………4

4.

Стратегия достижения поставленных целей и задач ….……………..4

5.

Ожидаемые результаты………………………………………………...7

6.

Список литературы …………………………………………………….8

7.

Приложения …………………………………………………………...9

1.

Аннотация проекта

Проект разработан в ходе особой актуальности, проблемы воспитания,

экологической культуры дошкольников. Пока существует человек на земле,

он будет употреблять воду, исследовать и изучать ее. Наблюдая за детьми,

мы заметили, что им интересна тема «воды», они с удовольствием играют с

водой. Но они практически про воду ничего не знают. Их кругозор ограничен

только тем, что воду пьют, в ней моются, купаются, стирают.

С целью формирования знаний детей о воде, о важности воды, был

разработан проект «Удивительная вода» для детей среднего дошкольного

возраста. Данный проект позволяет уточнить и расширить представление

детей о воде и разгадать некоторые секреты воды, а также воспитывать

грамотное поведение по отношению к воде в быту и в природе.

Новизна проекта заключается в том, что в основу работы положен прием

погружения в проблему, которая решается через непосредственное

добывание детьми фактов путем познавательно – исследовательской

деятельности. Также, данный проект, составлен в соответствии с

требованиями ФГОС.

По окончанию проекта у детей появляются представления о том, что

вода очень нужна всему живому. Без воды не могут прожить ни люди, ни

животные, ни растения. В процессе исследовательской деятельности у детей

сформируются представления о свойствах и качествах воды. Научатся

анализировать, делать выводы

Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатели, родители

воспитанников

Сроки реализации проекта: краткосрочный, месяц.

Ресурсы проекта:

- приобретение материалов для проведения опытов (фильтры для воды,

зеркало прозрачные пробирки, прозрачные емкости, стаканчики (формочки)

для воды и т. д.);

- оформления картотеки опытов и экспериментов с водой;

- подбор художественной литературы;

- подбор дидактических игр; музыкальное сопровождение;

- проектор, ноутбук.

2. Актуальность проблемы. Постановка проблемы.

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе

позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является

первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому

формирование у детей основы культуры рационального природопользования

необходимо начинать с самого раннего возраста. С целью формирования

культуры природопользования, в частности, воспитания бережного

отношения к воде, в детском саду был разработан проект «Удивительная

вода» для детей среднего дошкольного возраста.

Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это

вода. Вода - любимый всеми детьми объект для исследования. Она для нас –

самое привычное и простое вещество. В обычной жизни мы редко

задумываемся о существенной роли воды. А между тем ничто живое не

может появиться, развиваться и существовать без воды. Вода в жизни

человека и всего живого на Земле играет главную роль. Вода – это сама

жизнь! Вода - простое вещество, однако при этом она обладает рядом

необычных свойств, которые не перестают удивлять людей. Изучение

уникальных свойств воды постоянно открывает нам все новые и новые

тайны, задает нам новые загадки и бросает новые вызовы.

Исходя из этого важно познакомить детей дошкольного возраста с

важностью воды, её свойствами в процессе образовательной,

исследовательский, экспериментальной деятельности.

Дети не понимают её важности и ценности. Они привыкли к тому, что

вода окружает нас везде. Не имеет ни цвета, ни запаха, она всегда рядом. Как

объяснить ребёнку, что вода - это основа жизни на Земле, что она обладает

различными свойствами.

Данный проект основан именно на приобретении детьми опыта по

знакомству со свойствами простого и понятного для них вещества - воды.

Наблюдения и опыты развивают у детей любознательность,

наблюдательность и эмоциональную отзывчивость, активизируют

восприятие и познавательный. Не стоит забывать о ведущем виде

деятельности – игре. При проведении экспериментов и в процессе игры дети

получают массу положительных эмоций, делятся друг с другом

впечатлениями и приобретают опыт взаимодействия с водой, знакомясь с её

свойствами. Для ребёнка дошкольного возраста важно чувствовать и

ощущать – именно так они познают окружающий мир.

Именно поэтому важно дать ребёнку самому переливать воду, окрашивать её,

наблюдать за испарением – это возможность для каждого из них

познакомиться со свойствами воды, увидеть в таком простом и привычном

для них веществе как вода массу интересных особенностей. Знания,

полученные ребёнком в процессе собственной деятельности, а это его опыт,

усваиваются прочно и надолго.

Проблема: У детей недостаточно сформированы представления о свойствах

воды и не осознают ее ценности для всего живого на земле.

3. Цель и задачи проекта

Цель проекта:

Формирование у детей представлений и расширения знаний о свойствах и

состоянии воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов,

воспитывать бережное отношение к воде.

Задачи проекта:

- расширение представлений детей о свойствах и качествах воды через опыты

и эксперименты.

- формирование представлений детей о воде как о источнике

жизнедеятельности для всего живого на земле;

- формировать навыки мыслительных действий, умение анализировать,

делать выводы; активизировать словарь детей.

- развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской

деятельности, эмоционально-эстетические чувства, самостоятельность,

активность, инициативность.

- воспитывать грамотное поведение по отношению к воде в быту и в

природе.

- способствовать участию родителей в проектной деятельности.

Участники и их роль в реализации проекта:

Участники

Роль реализации проекта

Педагоги

Разрабатывают, реализуют проект

Родители

Принимают участие в реализации проекта,

взаимодействуют с воспитателем

Дети

Участники проекта

4. Стратегия достижения поставленных целей и задач.

Этап проекта

Мероприятия

Ответственные

Подготовитель

ный

-подбор литературы, наглядных и

дидактических материалов:

настольно-дидактические игры,

иллюстрации, презентации и

видеоматериалы по теме проекта;

-подготовка материалов для

организации творческой и

познавательно-исследовательской дея

тельности: материалы и оборудование

Воспитатели, дети

и родители

для изготовления проведения

исследовательской деятельности.

-сбор иллюстраций и фотографий для

изготовления альбома «Что мы знаем

о воде?».

-провести просветительскую работу с

родителями по организации

познавательно – исследовательской

деятельности дошкольников.

Основной этап

Работа с детьми:

- наблюдение на прогулках;

- опыты: «Текучесть воды», «Вода

прозрачная», «У воды нет вкуса,

цвета, запаха», «Вода не имеет

формы», «Лед- твердая вода», «Лед

легче воды», «Горяча -холодная»,

«Вода – это жидкость», «Очищение

воды», «Вода – растворитель», «Лед»,

«Круговорот воды в природе»,

«Мыльные пузыри», «Куда

спряталась вода», «Плавает – тонет»,

«Снег и лед. Цветные льдинки»;

- чтение художественной литературы:

«Алешка и снежок» Е. Андреева,

«Кто не умывается» П. Синявский,

«Капелька» Г. Люшнин.

Дидактические игры: «Моем наши

ручки», «Какая разная вода»,

«плавает не плавает», «где спряталась

вода».

- беседа: «Вода вокруг нас», «Вода

нужна всем», «Водный транспорт».

- просмотр мультфильма:

«Мойдодыр», «Капитошка»,

«Лунтик».

- Художественная деятельность

рисование губкой, рисование «Рыбки

плавают в реке»,

аппликация «Ледоход на реке»,

лепка «Ручейки»;

- конструирование из

бумаги «Воронка» для фильтра для

очистки воды.

- чтение стихотворения «Что

Воспитатели, дети

и родители

случилось с водой?» - Б.

Заходер, «Капля и море» - Э.

Мошковская.

- чтение рассказа «Как люди речку

обидели» - Н. А. Рыжова.

-прослушивание аудиозаписи: «Звуки

природы», «Шум моря», «Музыка

дождя», «Звонкий ручей».

-рассматривание иллюстраций с

изображением реки, озера, моря;

предметных картинок с сюжетами

использования воды.

-дидактические игры: «Природа и

человек», «Береги природу», «Ходят

капельки по кругу», «Живое, не

живое?».

-подвижные игры: «Мы -

капельки», «Море волнуется», «На

болоте», «Воздух, земля, вода», «Туча

и капельки», «С кочки на кочку», «мы

большие киты».

-физкультурные

минутки: «Ручейки», «Дождик,

дождик», «Капельки».

Работа с родителями:

- Участие родителей в пополнении

предметно – развивающей среды

(картинки с изображением водоемов и

т. д.); книжного уголка (сказки,

стихотворения, рассказы «О воде»).

- Рекомендация «Разучивание с

детьми потешек по теме».

- Консультации «Куда исчезает вода»,

«Волшебница вода», «Закаляемся

водой»

-подбор информационного и

наглядного материалов о воде.

- помощь в сборе картинок для

составления альбома «Что мы знаем

о воде?»

Заключительный

этап

- обобщение и анализ результатов

работы;

- выявление полученных знаний детей

Воспитатели, дети

и родители

в ходе проектной деятельности;

- оформление фотовыставки «Мы

экспериментаторы»

- подведение итогов работы над

проектом;

- презентация альбома «Что мы знаем

о воде

- анкетирование родителей

«Формирование представлений о

свойствах воды, как о ценном и

полезном продукте

- развлечение «Путешествие с

ручейком».

5. Ожидаемые результаты:

1.

У детей сформируются представления о воде, ее свойствах и качествах.

2.

Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в

природе.

3.

У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту.

4.

Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом

образовании детей.

5.

Возникает понимание значимости воды в жизни человека и всего живого.

6. Список литературы.

1.

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей

среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. –

СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.

2.

А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и

экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных

учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

3.

Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире

поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей

дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

4.

Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по

экологическому

воспитанию:

Средняя,

старшая,

подготовительная

группы. – М.: ВАКО, 2008.

5.

Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»:

Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е

изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

6.

Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по

теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

7.

Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ

Сфера, 2013.

8.

С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном

детстве». Москва «Просвещение», 2005.

9.

Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003.

10.Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6

лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.

11.Санитарно-эпидемилогические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы в дошкольных организациях- СанПиН

2.4.1.2660-10.

12.Технология «Волшебница вода» Н.А. Рыжова

7. Приложения

\



В раздел образования




Яндекс.Метрика