Автор: Наталия Владимировна Филиппова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 116" города Чебоксары
Населённый пункт: Чувашской Республики
Наименование материала: методическая разработка по познавательному развитию
Тема: "Удивительная вода"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 116 «Родничок» общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по физическому развитию детей»
города Чебоксары Чувашской Республики
Проект
«Удивительная вода»
Выполнили:
воспитатели первой
квалификационной категории
Филиппова Наталия Владимировна
Чебоксары 2022 г.
Содержание
1.
Аннотация проекта …………………………………………………….2
2.
Актуальность проблемы. Постановка проблемы ……………………3
3.
Цели и задачи проекта …………………………………………………4
4.
Стратегия достижения поставленных целей и задач ….……………..4
5.
Ожидаемые результаты………………………………………………...7
6.
Список литературы …………………………………………………….8
7.
Приложения …………………………………………………………...9
1.
Аннотация проекта
Проект разработан в ходе особой актуальности, проблемы воспитания,
экологической культуры дошкольников. Пока существует человек на земле,
он будет употреблять воду, исследовать и изучать ее. Наблюдая за детьми,
мы заметили, что им интересна тема «воды», они с удовольствием играют с
водой. Но они практически про воду ничего не знают. Их кругозор ограничен
только тем, что воду пьют, в ней моются, купаются, стирают.
С целью формирования знаний детей о воде, о важности воды, был
разработан проект «Удивительная вода» для детей среднего дошкольного
возраста. Данный проект позволяет уточнить и расширить представление
детей о воде и разгадать некоторые секреты воды, а также воспитывать
грамотное поведение по отношению к воде в быту и в природе.
Новизна проекта заключается в том, что в основу работы положен прием
погружения в проблему, которая решается через непосредственное
добывание детьми фактов путем познавательно – исследовательской
деятельности. Также, данный проект, составлен в соответствии с
требованиями ФГОС.
По окончанию проекта у детей появляются представления о том, что
вода очень нужна всему живому. Без воды не могут прожить ни люди, ни
животные, ни растения. В процессе исследовательской деятельности у детей
сформируются представления о свойствах и качествах воды. Научатся
анализировать, делать выводы
Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатели, родители
воспитанников
Сроки реализации проекта: краткосрочный, месяц.
Ресурсы проекта:
- приобретение материалов для проведения опытов (фильтры для воды,
зеркало прозрачные пробирки, прозрачные емкости, стаканчики (формочки)
для воды и т. д.);
- оформления картотеки опытов и экспериментов с водой;
- подбор художественной литературы;
- подбор дидактических игр; музыкальное сопровождение;
- проектор, ноутбук.
2. Актуальность проблемы. Постановка проблемы.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе
позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является
первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому
формирование у детей основы культуры рационального природопользования
необходимо начинать с самого раннего возраста. С целью формирования
культуры природопользования, в частности, воспитания бережного
отношения к воде, в детском саду был разработан проект «Удивительная
вода» для детей среднего дошкольного возраста.
Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это
вода. Вода - любимый всеми детьми объект для исследования. Она для нас –
самое привычное и простое вещество. В обычной жизни мы редко
задумываемся о существенной роли воды. А между тем ничто живое не
может появиться, развиваться и существовать без воды. Вода в жизни
человека и всего живого на Земле играет главную роль. Вода – это сама
жизнь! Вода - простое вещество, однако при этом она обладает рядом
необычных свойств, которые не перестают удивлять людей. Изучение
уникальных свойств воды постоянно открывает нам все новые и новые
тайны, задает нам новые загадки и бросает новые вызовы.
Исходя из этого важно познакомить детей дошкольного возраста с
важностью воды, её свойствами в процессе образовательной,
исследовательский, экспериментальной деятельности.
Дети не понимают её важности и ценности. Они привыкли к тому, что
вода окружает нас везде. Не имеет ни цвета, ни запаха, она всегда рядом. Как
объяснить ребёнку, что вода - это основа жизни на Земле, что она обладает
различными свойствами.
Данный проект основан именно на приобретении детьми опыта по
знакомству со свойствами простого и понятного для них вещества - воды.
Наблюдения и опыты развивают у детей любознательность,
наблюдательность и эмоциональную отзывчивость, активизируют
восприятие и познавательный. Не стоит забывать о ведущем виде
деятельности – игре. При проведении экспериментов и в процессе игры дети
получают массу положительных эмоций, делятся друг с другом
впечатлениями и приобретают опыт взаимодействия с водой, знакомясь с её
свойствами. Для ребёнка дошкольного возраста важно чувствовать и
ощущать – именно так они познают окружающий мир.
Именно поэтому важно дать ребёнку самому переливать воду, окрашивать её,
наблюдать за испарением – это возможность для каждого из них
познакомиться со свойствами воды, увидеть в таком простом и привычном
для них веществе как вода массу интересных особенностей. Знания,
полученные ребёнком в процессе собственной деятельности, а это его опыт,
усваиваются прочно и надолго.
Проблема: У детей недостаточно сформированы представления о свойствах
воды и не осознают ее ценности для всего живого на земле.
3. Цель и задачи проекта
Цель проекта:
Формирование у детей представлений и расширения знаний о свойствах и
состоянии воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов,
воспитывать бережное отношение к воде.
Задачи проекта:
- расширение представлений детей о свойствах и качествах воды через опыты
и эксперименты.
- формирование представлений детей о воде как о источнике
жизнедеятельности для всего живого на земле;
- формировать навыки мыслительных действий, умение анализировать,
делать выводы; активизировать словарь детей.
- развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской
деятельности, эмоционально-эстетические чувства, самостоятельность,
активность, инициативность.
- воспитывать грамотное поведение по отношению к воде в быту и в
природе.
- способствовать участию родителей в проектной деятельности.
Участники и их роль в реализации проекта:
Участники
Роль реализации проекта
Педагоги
Разрабатывают, реализуют проект
Родители
Принимают участие в реализации проекта,
взаимодействуют с воспитателем
Дети
Участники проекта
4. Стратегия достижения поставленных целей и задач.
Этап проекта
Мероприятия
Ответственные
Подготовитель
ный
-подбор литературы, наглядных и
дидактических материалов:
настольно-дидактические игры,
иллюстрации, презентации и
видеоматериалы по теме проекта;
-подготовка материалов для
организации творческой и
познавательно-исследовательской дея
тельности: материалы и оборудование
Воспитатели, дети
и родители
для изготовления проведения
исследовательской деятельности.
-сбор иллюстраций и фотографий для
изготовления альбома «Что мы знаем
о воде?».
-провести просветительскую работу с
родителями по организации
познавательно – исследовательской
деятельности дошкольников.
Основной этап
Работа с детьми:
- наблюдение на прогулках;
- опыты: «Текучесть воды», «Вода
прозрачная», «У воды нет вкуса,
цвета, запаха», «Вода не имеет
формы», «Лед- твердая вода», «Лед
легче воды», «Горяча -холодная»,
«Вода – это жидкость», «Очищение
воды», «Вода – растворитель», «Лед»,
«Круговорот воды в природе»,
«Мыльные пузыри», «Куда
спряталась вода», «Плавает – тонет»,
«Снег и лед. Цветные льдинки»;
- чтение художественной литературы:
«Алешка и снежок» Е. Андреева,
«Кто не умывается» П. Синявский,
«Капелька» Г. Люшнин.
Дидактические игры: «Моем наши
ручки», «Какая разная вода»,
«плавает не плавает», «где спряталась
вода».
- беседа: «Вода вокруг нас», «Вода
нужна всем», «Водный транспорт».
- просмотр мультфильма:
«Мойдодыр», «Капитошка»,
«Лунтик».
- Художественная деятельность
рисование губкой, рисование «Рыбки
плавают в реке»,
аппликация «Ледоход на реке»,
лепка «Ручейки»;
- конструирование из
бумаги «Воронка» для фильтра для
очистки воды.
- чтение стихотворения «Что
Воспитатели, дети
и родители
случилось с водой?» - Б.
Заходер, «Капля и море» - Э.
Мошковская.
- чтение рассказа «Как люди речку
обидели» - Н. А. Рыжова.
-прослушивание аудиозаписи: «Звуки
природы», «Шум моря», «Музыка
дождя», «Звонкий ручей».
-рассматривание иллюстраций с
изображением реки, озера, моря;
предметных картинок с сюжетами
использования воды.
-дидактические игры: «Природа и
человек», «Береги природу», «Ходят
капельки по кругу», «Живое, не
живое?».
-подвижные игры: «Мы -
капельки», «Море волнуется», «На
болоте», «Воздух, земля, вода», «Туча
и капельки», «С кочки на кочку», «мы
большие киты».
-физкультурные
минутки: «Ручейки», «Дождик,
дождик», «Капельки».
Работа с родителями:
- Участие родителей в пополнении
предметно – развивающей среды
(картинки с изображением водоемов и
т. д.); книжного уголка (сказки,
стихотворения, рассказы «О воде»).
- Рекомендация «Разучивание с
детьми потешек по теме».
- Консультации «Куда исчезает вода»,
«Волшебница вода», «Закаляемся
водой»
-подбор информационного и
наглядного материалов о воде.
- помощь в сборе картинок для
составления альбома «Что мы знаем
о воде?»
Заключительный
этап
- обобщение и анализ результатов
работы;
- выявление полученных знаний детей
Воспитатели, дети
и родители
в ходе проектной деятельности;
- оформление фотовыставки «Мы
экспериментаторы»
- подведение итогов работы над
проектом;
- презентация альбома «Что мы знаем
о воде
- анкетирование родителей
«Формирование представлений о
свойствах воды, как о ценном и
полезном продукте
- развлечение «Путешествие с
ручейком».
5. Ожидаемые результаты:
1.
У детей сформируются представления о воде, ее свойствах и качествах.
2.
Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в
природе.
3.
У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту.
4.
Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом
образовании детей.
5.
Возникает понимание значимости воды в жизни человека и всего живого.
6. Список литературы.
1.
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. –
СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
2.
А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных
учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
3.
Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире
поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей
дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
4.
Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по
экологическому
воспитанию:
Средняя,
старшая,
подготовительная
группы. – М.: ВАКО, 2008.
5.
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»:
Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е
изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
6.
Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по
теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
7.
Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ
Сфера, 2013.
8.
С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном
детстве». Москва «Просвещение», 2005.
9.
Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003.
10.Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6
лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.
11.Санитарно-эпидемилогические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы в дошкольных организациях- СанПиН
2.4.1.2660-10.
12.Технология «Волшебница вода» Н.А. Рыжова
7. Приложения
\