Автор: Шушеньков Сергей Анатольевич
Должность: тренер преподаватель
Учебное заведение: МКУ ДО "ДЮСШ г.Алдан" МР"Алданский район" РС(Я)
Населённый пункт: Алдан, Саха (Якутия), Россия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Средства и методы воспитания прыгучести у юных волейболисток
Раздел: дополнительное образование
Средства и методы воспитания прыгучести
у юных волейболисток
В современном волейболе актуальной проблемой является воспитание прыгучести,
высокий уровень которой, дает возможность волейболисту эффективно действовать при
выполнении нападающих ударов, блокирования и подачи в прыжке.
По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых
упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке
развивается мышечное усилие максимальной мощности, имеющие реактивно-взрывной
характер. Таким образом, прыгучесть является одним из главных специфических
двигательных качеств определяющимся скоростью движения в заключительной фазе
отталкивания. Чем быстрее отталкивание, выше начальная скорость взлёта.
Различают общую прыгучесть, под которой понимают способность выполнять прыжок
(вверх, в длину) и специальную прыгучесть - способность развить высокую скорость
отталкивания. Основным звеном в воспитании прыгучести следует считать сочетание
разбега с отталкиванием.
Основные требования при воспитании прыгучести предъявляются к работе нервно
мышечного аппарата, работа которого зависит от функциональной подготовки и
функционального состояния организма, т.е. от величины стартовой скорости. Вместе с
тем для выполнения прыжка необходимо обладать высоко развитой ловкостью, которая
особенно необходима в полётной опорной фазе прыжка. Прыжок является краеугольным
камнем во многих видах спорта (баскетбол, волейбол и др.).
Прыгучесть - это комплексное качество, основу которого составляет сила мышечных
групп, участвующих в прыжке и скорость сокращений мышечных волокон при
оптимальной амплитуде движения.
Для полного представления о прыгучести вначале разберем технику выполнения прыжка.
Он состоит из двух фаз:
фазы амортизации (сгибание ног);
фазы отталкивания.
Первая фаза-характеризуется тем, что центр тяжести идет вниз и приближается к точке
опоры. Угол сгибания в коленном суставе, при выполнении прыжка для нападающего
удара, колеблется от 90° до 110°. В этой фазе происходит уступающая работа мышц.
Вторая фаза - активное отталкивание - определяет высоту прыжка волейболиста. Во
второй фазе происходит удаление центра тяжести от опоры. Эта фаза характеризуется
преодолевающей работой мышц. Максимум усилий возникает в момент перехода от
уступающей работы к преодолевающей. Наши исследования показали, что время
отталкивания в 2 раза меньше времени амортизации.
В таблице 7 представлен вклад суставных движений в высоту прыжка.
Как следует из таблицы, наибольшая величина вклада, равная 56%, обеспечивается
разгибанием ног в коленных суставах и 22 % - сгибанием в голеностопных суставах.
Сопоставив эти данные с вкладом четырехглавой и медиальной широкой
Таблица 7
№ п/
п
Элементарные движения
%
1
Сгибание голеностопного сустава
22
2
Разгибание коленного и тазобедренного суставов
56
3
Разгибание туловища
10
4
Поднимание головы
2
5
Мах руками
10
мышцы бедра и мышц задней поверхности бедра (двуглавая, полусухожильная,
полуперепончатая мышца и голени (камба-лавидная, икроножная, большеберцовая, задняя
большеберцовая) в результирующее давление ногами на опору, можно констатировать
следующее:
1. суммарный вклад мышц в разгибание коленного и сгибания голеностопного
суставов ног в преодолевающем режиме составляет в среднем 78 %;
2. основная доля этого вклада приходится на двусуставные мышцы задней
поверхности бедра и голени.
Естественно перед детскими тренерами встает вопрос: когда же надо начинать воспитание
этого столь важного физического качества и какие средства, и методы наиболее
эффективны в возрастном аспекте?
Для выявления наиболее благоприятных периодов воспитания прыгучести мы
исследовали динамику этого качества у юных волейболистов 10-18 лет (возраст ограничен
пребыванием юных волейболистов в ДЮСШ). Нами было установлено, что с возрастом
уровень развития прыгучести у юных волейболистов неуклонно повышается (в период 10-
18 лет на 48,6 см). Среднегодовой прирост результатов за этот период составляет 6,07 см.
Однако рост показателей прыгучести происходит не равномерно. Самый значительный
прирост наблюдается в возрасте от 10 до 12 лет, т.е. попадает на начальный этап
подготовки юных волейболистов. За этот период результат прыжка в высоту с места
увеличивается на 12,5 см. В период от 12 до 13 лет результат увеличивается на 5см, что
составляет 13,3 %. С 13 до 14 лет и с 14 до 15 темпы прироста результата снижаются и
соответственно равны 3,5 см (8,24%) и 2 см (4,35%). Следовательно, наименьший прирост
величины прыжка у юных волейболистов наблюдается в период от 14 до 15 лет. Затем
происходит постепенное увеличение высоты прыжка. Так в период от 15 до 16 лет
прирост составляет 4 см (8,33 %), от 16 до 17 лет - 9,5 см (18,27 %), а от 17 до 18 лет - 5,5
см (9,34%). Для тренеров очень важно не упустить этапы наиболее выраженной динамики
изменения прыгучести у юного волейболиста и путем своевременного и
целенаправленного применения средств и методов воспитания прыгучести успешно
влиять на полное проявление этого очень важного физического качества.
Основными средствами воспитания прыгучести являются прыжковые упражнения и
упражнения с отягощениями.
Особенно хочется подчеркнуть, что прыгучесть определяется способностью неврно-
мышечного аппарата (достижения достаточно высоких показателей силы ног в
максимально короткое время).
В системе многолетней подготовки юных волейболистов прыжковые упражнения
являются неотъемлемой частью тренировочного процесса, их включение в тренировку
имеет следующую последовательность:
горизонтальные прыжки на двух и с ноги на ногу с акцентом на отталкивание
вперед;
горизонтальные прыжки на двух и с ноги на ногу с акцентом на отталкивание
вверх.
Прыжковые упражнения без отягощения полезно давать (в небольшом объеме)
ежедневно.
В группе спортивного совершенствования (при достижении оптимального уровня
физической подготовленности юных волейболистов) в тренировочный процесс
включаются прыжки (скачки) с отягощением в области поясничной части туловища
(утяжеленные манжеты, пояса), а также «прыжки в глубину» с адекватной уровню
подготовленности высоты.
Важное место в тренировочном процессе при воспитании прыгучести у волейболистов
занимают упражнения с отягощением, которые являются сильным средством
психофизиологического воздействия на нервно-мышечную систему организма.
Цель применения упражнений с отягощениями обусловлена органической
необходимостью неуклонного (ежегодного) повышения уровня развития скоростно-
силового компонента - прыгучести. Чем выше уровень развития прыгучести, тем больше
двигательный потенциал при выполнении таких технических приемок как: нападающий
удар, блок и подачи в прыжке.
На первых этапах подготовки применения упражнений с отягощениями диктуется
необходимостью локального укрепления звеньев опорно-двигательного аппарата,
используются тренажеры и различные тренажерные устройства.
При выполнении упражнений с отягощениями не следует забывать о допустимых на
организм юного волейболиста нагрузках в зависимости от возраста и его физической
подготовленности, а также о том, что упражнения с отягощениями должны быть
скоростно-силового характера (приседание и быстрое вставание или выпрыгивание и т.п.).
Угол сгибание в коленях при выполнении приседаний должен быть 90° - 120° и такие же
условия выполнения этих упражнений на тренажере.
Параметры физической нагрузки при воспитании прыгучести с помощью примерных
упражнений с отягощением представлены в таблице 8.
Таблица 8
Нагрузка
Все отягощения в % от мах силы*
10-40
Количество приседаний в полуприседе в
серии
10-20
Количество серий
4-6
Отдых между сериями
2-3 мин
* Определение максимальной силы смотри в разделе «Сила».
Необходимо помнить, что упражнения с отягощениями выполняют роль
дополнительного средства воспитания прыгучести у юных волейболистов, а
основными средствами являются прыжковые упражнения.
3.7.1. Использование прыжков в глубину для воспитания прыгучести у юных
волейболистов.
Прыжки в глубину - предъявляет чрезвычайно высокие требования к механической
прочности опорно - двигательного аппарата. Их применению должны предшествовать
общая силовая подготовка и специально - подготовительные упражнения, избирательно
направленные на ускорение соответствующих мышц и суставов. При выполнении
упражнений, связанных с прыжком в глубину, можно обойтись без дополнительного
отягощения и использовать для ударной стимуляции мышц вес собственного тела.
Начинать надо с небольшой высоты спрыгивания (0,25-0,3 м), постепенно доводя ее до
оптимальной, которая соответствует подготовленности юного волейболиста в данный
момент. Эта высота должна обеспечивать развитие значительного динамического усилия
без замедления переключения мышц с уступающей работы на преодолевающую.
Приземляться следует на обе полусогнутые ноги (равномерно распределяя вес тела на обе
нижние конечности, чтобы не подвергаться травме). Глубина амортизации (сгибание ног в
коленном суставе) должна быть 90°-110°, а следующее отталкивание нужно выполнять
быстро, с энергичным взмахом рук. Чтобы стимулировать мощное отталкивание от опоры,
надо стремиться достать руками или головой подвешенный на соответствующей высоте
ориентир (мяч, флажок и т.п.), если отталкивание выполняется вверх, или приземлиться за
отметку, если отталкивание направлено вверх - вперед. Увеличение прыжка вверх или в
длину наглядно отражает сдвиги в уровне специальной подготовленности (прыгучести),
что всегда положительно сказывается на эмоциональном состоянии игрока.
Усталость или боли в мышцах, а также не залеченные до конца травмы, являются
противопоказанием к выполнению прыжков в глубину.
Для воспитания и совершенствования прыгучести в основном используются следующими
методами:
• повторный метод;
• метод круговой тренировки с применением упражнений с отягощением и
различных прыжковых упражнений (6-8 станций);
• соревновательный метод;
• игровой метод;
• метод непредельных усилий (30-50% от максимальной силы);
• метод кратковременных усилий (70-90 % от максимальной силы).
В связи с возрастными особенностями детского организма при воспитании прыгучести с
юными волейболистами до 14 лет можно использовать только первые четыре метода, а с
15 лет можно использовать все перечисленные методы из раздела «сила» для скоростно-
силовой подготовки.
Примерные упражнения для воспитания прыгучести
1. Прыжок в длину с места толчком двух ног - варианты:
o
- вперед,
o
- стоя боком по направлению прыжка,
o
- с поворотом на 90°, 180°;
2. Тройные прыжки в длину толчком двух ног;
3. Передвижения прыжками на носках;
4. Прыжки на двух ногах вперёд по лестничным ступенькам;
5. Прыжки на одной ноге, вторую держать за голеностоп сзади, (впереди);
6. Прыжки в длину, с ноги на ногу;
7. Серийные прыжки через барьеры, скамейки варианты:
o
- боком;
o
- боком с ноги на ногу
o
- с поворотом на 90°, 180°;
8. Прыжки на одной, двух ногах, подтягивая колени к груди варианты: - ноги врозь,
коснуться пальцами ног;
9. В парах, взявшись за руки, прыжки в приседе в разных направлениях;
10. Стоя лицом друг к другу, держать за голеностопный сустав разноименную ногу
партнера рукой, другая рука на плече партнера-прыжки на одной ноге в разных
направлениях;
11. Продвижение прыжками с одной ноги на другую с отягощением (отягощение
индивидуальное жилет, пояс и т.п.);
12. Подъем и сход с возвышения с отягощением на плечах (вес отягощения
индивидуальный);
13. Приседания и быстрое вставание с отягощением на плечах (вес отягощения
индивидуальный);
14. Лежа на спине - отталкивание подвижного груза ногами на тренажере;
15. Запрыгивание на возвышение и спрыгивание с поворотом после запрыгивания и
спрыгивания на 180°;
16. Серийные прыжки вверх с места, с разбега с доставанием разметки (предмета);
17. Имитация нападающих ударов, блокирования на месте и после перемещения;
18. Подскоки с выпрямленными коленями;
19. Серийные нападающие удары с разбега через сетку (3-5);
20. Блокирование поточных нападающих ударов (не более 10);
21. Прыжки «в глубину». Спрыгивание с возвышения, с последующим
запрыгиванием на это же возвышение (высота от 30-60 см для юношей, 30-50 см
для девушек).
22. Прыжок «в глубину» с последующим прыжком в длину;
23. Прыжки на правой (левой) ноге с подтягиванием колена к груди, с
продвижением вперед;
24. Прыжки толчком двух ног, подтягивая колени к груди;
25. Стоя на наклонной плоскости, подъем на носки ног (с отягощением);
26. Спрыгивание с тумбы и 3 прыжка в длину;
27. Спрыгивание с тумбы и тут же запрыгивание на другую тумбу;
28. Спрыгивание с тумбы и тут же запрыгивание на другую тумбу - с
продвижением вперед (до 10 прыжков). После последней тумбы прыжок вверх или
в длину;
29. Спрыгивание с тумбы - прыжок через л/а барьер - прыжок на тумбу и т.д.;
30. Прыжки через барьеры. Оптимальная высота 50-70% от max прыжка вверх с
места у юношей и 40-60 % от max -у девушек.
31. Прыжки с ноги на ногу вверх по возвышенной местности или по ступенькам
лестницы.
32. Прыжки на двух ногах (напрыгивания - спрыгивания). 6-8 прыжков в серии.
33. Прыжки на двух ногах через барьеры, установленные с разным уровнем
высоты.
34. Прыжки на двух ногах через 8-Ю барьеров, последовательно установленных с
увеличением расстояния и повышение уровня высоты.
35. Прыжки с отягощением (жилетом, поясом, вес отягощения 1-3 кг) с ноги на
ногу 5-7 максимальных прыжков в серии.
36. Прыжки из пол у приседа с отягощением (жилетом, поясом, вес отягощения 1-3
кг). 5-7 максимальных прыжков в серии:
o
• Прыжок с места в длину.
o
• Прыжок с места вверх.
o
• Прыжок на расстояние (например, 5-10 прыжков как можно дальше).
o
• Прыжок на скорость (например, 5-Ю прыжков на время).
Приведенный каталог не исчерпывает всего многообразия упражнений для воспитания и
совершенствования прыгучести у юных волейболистов. Подходя творчески к составлению
планов тренировки, тренер на основании предложенных упражнений, может применять
другие, а также свои фирменные упражнения.
Если тренировочные занятия посвящены полностью прыжковой подготовке, то нужно
выполнять - 50 % горизонтальных (в длину) и 50 % вертикальных (в верх) прыжков.
ИГРЫ:
На площадке поставлены коробки и другие предметы. Волейболисты свободно двигаются
в этой зоне, перепрыгивая через каждый предмет, по мере приближения.
№2.
Вокруг квадратной площади проложена трасса с препятствиями. Назначается
определенное число «охотников». Их задача «поймать» других волейболистов,
находящихся внутри квадрата. Пойманные волейболисты должны пробежать круг по
трассе преодолевая препятствия прыжками перед тем, как им разрешат вернуться обратно
в квадрат. Задача охотников в том, чтобы все остальные волейболисты тоже прошли через
эту процедуру (охотники в темных шортах).
Для каждой команды прокладывается трасса с препятствиями. Игроки каждой команды
разбиваются на две группы, которые располагаются на противоположных концах трассы.
Первый волейболист преодолевает расстояние перепрыгивая препятствие прыжком
отталкиваясь одной ногой и хлопает первого волейболиста по плечу в противоположной
группе, чтобы он начал преодолевать препятствие и т.п. Соревнование заканчивается,
когда все волейболисты возвращаются на свою первоначальную позицию.
Альтернатива: бег с препятствиями в одном направлении и гладкий спринт в обратном
направлении. От прыжка к прыжку чередуя высоту препятствий или увеличивая
количество препятствий.