Автор: Розанова Анна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ 6
Населённый пункт: город Тутаев Ярославская область
Наименование материала: методическая разработка урока математики
Тема: "Состав числа 8"
Раздел: начальное образование
Урок математики (1 класс)
Учитель:
Розанова Анна Анатольевна
Класс:1б
Предмет: математика
УМК/система: «Планета Знаний».
Тема: «Состав числа 8».
Цель урока:
создать условия для формирования у учащихся знания состава числа 8.
Задачи:
обучающая:
формировать навыки сложенияи вычитания чисел на основе знания состава числа 8
развивающая:
развивать навыки устного счёта;
развивать логическое мышление, математическую речь, умение объяснять и доказывать;
воспитательная:
воспитывать любознательность, стремление познавать новое, интерес к предмету.
Тип урока: изучение нового.
Планируемые результаты образования:
Личностные УУД:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Развивающие метапредметные:
Регулятивные УУД:
уметь определять и формулировать тему, цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учёта характера сделанных ошибок;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД:
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помо-
щью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
понимать смысл сложения и вычитания чисел на основе знания состава числа 8.
Оборудование:
Математика. Учебник для 1 класса начальной школы в 2 частях. Часть 1. / М.И.Башмаков,
М.Г.Нефёдова – М.: АСТ: Астрель, 2012.
Математика. Рабочая тетрадь №1 к учебнику М.И. Башмакова, М.Г. Нефёдовой «Математика»:
1 кл./М.Г. Нефёдова – М.: АСТ: Астрель, 2013.
для учителя: изображения осьминогов, методическое пособие «Математические бусы», картин-
ки морских ракушек (со словами стихотворения для рефлексии)
для ученика: сигнальные карточки-смайлики, круги для изучения состава числа 8, фигура ось-
минога, карточка-помощница.
Ход урока.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Самоопределе-
ние к деятельно-
сти.
Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
Математики урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать.
-Какими качествами должен обладать че-
ловек, чтобы он смог открыть математиче-
скую тайну?
-А вам нравится открывать тайны матема-
тики? Фиксирую по сигнальным карточ-
кам.
-Я рада, что у вас хороший настрой и вы
готовы к открытию новых знаний. Тогда в
путь!
-Смекалистым, любознательным,
внимательным, желающим узнавать
новое, исследователем …
Показывают настроение сигнальны-
ми карточками.
2. Актуализация
опорных знаний и
мотивация.
У острова, на дне морском
Средь водорослей и кораллов,
Где рыбы ходят косяком,
Где валунов, камней не мало,
В своём укромном уголке
Живёт…
- Кто может жить на морском дне?
- Какое морское животное появится у нас
на уроке, вы узнаете, выполнив математи-
ческое задание. Вам необходимо соеди-
нить цифры по порядку от 1 до 10.
- Внимательно прослушайте инструкцию,
и по сигнальным карточкам покажите, по-
нятно ли вам задание.
- Выполните задание.
Груша с длинными руками
Поселилась в океане,
Целых восемь рук и ног.
Это чудо – …
(на доске открывается осьминог с осьми-
ножками)
Крабы, морские ежи, медузы ….
Читают задание, сигнальными
карточками показывают его пони-
мание.
Самостоятельная работа: решают
примеры и закрашивают фрагменты
картинки определённым цветом.
- Осьминог!
Выполняют самопроверку по образ-
цу.
Оценивают свою работу, самооцен-
ку показывают сигнальными
карточками-смайликами
3. Постановка
учебной задачи.
- Интересно, зачем осьминог со свои-
миосьминожками пожаловал к нам в гости
на урок математики? Кто догадался?
- Сформулируйте тему урока.
- Какие математические тайны узнаем?
- Принёс нам цифру 8, потому что у
осьминога 8 ног и вокруг большого
осьминога 8 маленьких.
- Состав числа 8.
- Узнаем состав числа 8, научимся
решать примеры на состав 8, приме-
нять состав числа 8 при вычитании
чисел.
4. «Открытие» но-
вого знания.
Вот осьминог, у него осьминожки
Хотят они поиграть немножко.
- сколько ног у осьминога?
- сколько осьминогов на рисунке?
- что могут означать равенства:
1+7=8 3+5=8
2+6=8 4+4=8
- Молодцы!
Используя данное задание давайте соста-
вим выражения на состав числа 8 и запи-
шем на фигуре осьминога.
1+7=8 и 7+1=8
2+6=8 и 6+2=8
3+5=8 и 5+3=8
4+4=8
Загибают лапки осьминога, на которых за-
писаны правильные выражения.
Находят глазами осьминожек в
учебнике на странице 88.
- у осьминога 8 ног.
- на рисунке 8 осьминогов.
- 1+7=8 - число осьминогов с газе-
той .
- 2+6=8 - 2взрослых, а 6 детей.
3+5=8 - 3 сидят, а 5 играют.
- 4+4=8 - 4 красных, а 4 синих.
Поздравляют друг друга пожатием
руки.
Физкультминутка.
- Внимание! В гости к осьминогам спешат
рыбки!
Рыбки плавали, плескались
В чистой, тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Выполняют движения.
5. Первичное за-
крепление.
-Осьминожки подготовили для вас очень
интересные задание: стр.88 учебника, зада-
ние 2.
- Выполняем его на стр.51 тетради.
- Выполним взаимопроверку в парах. Что
будем оценивать?
-выполним задание 3.
Нарисуй фишки домино, на которых сум-
ма очков равна 8.
А теперь возьмём в руки карандаш красно-
го и зелёного цвета и выполним задание 4.
- рассмотри фигуру . Из скольких клеток
она состоит?
- Как разделить фигуру из 8 клеток на 2
части?
- Раскрась в тетради фигуры из 8 клеток
по разному и запиши равенства к каждому
рисунку.
По моделям составляют выражения
на состав числа 8.
- Правильность, аккуратность.
- проверка по эталону.
6. Включение в си-
стему знаний.
Стр. 89 № 5
- выполни вычитание используя значения
сложения.
Стр. 89 № 6 - учебник
Дети высказывают своё мнение и
предположение, как можно сосчи-
тать.
7. Рефлексия.
Завершается урок.
Он пошёл ребятам впрок?
Постарались всё понять?
Учились тайны открывать?
Какие тайны математики открыли?
Чему научились?
- Ребята, осьминогам вы понравились, и
они дарят вам на память ракушки. - Спаси-
бо за урок!
Ответы детей.