Напоминание

Опыт работы с детьми ОВЗ


Автор: Богданова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №13
Населённый пункт: Свердловской области г.Тавды
Наименование материала: статью
Тема: Опыт работы с детьми ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №13

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно – эстетическому направлению

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

ВОСПИТАТЕЛЯ

С ДЕТЬМИ ОВЗ.

Подготовила :

воспитатель

Богданова О.В.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится

актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в

обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями

для их адаптации в обществе. Опыт осуществления интегративных программ в

России и во всем мире привел к пониманию того, что, с одной стороны,

индивидуальный подход, который применяется к детям с ограниченными

возможностями здоровья, важен каждому ребенку. Но с другой стороны,

становится очевидным, что выделение особых классов в школах и групп в

детском саду ведет к исключению детей с ограниченными возможностями

здоровья из социальной жизни детского сада и создает определенные барьеры во

взаимодействии и общении детей. Поэтому в настоящее время идеи интеграции

стали переходить к идее инклюзии. Инклюзивное образование - это специально

организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ

обучение

в

среде

сверстников

в

общеобразовательном

учреждении

по

федеральным государственным стандартам с учетом его особых образовательных

потребностей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, имеющие

недостатки в психическом и (или) физическом развитии, потвержденные ПМПК,

состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ

вне специальных условий обучения и воспитания. Речь идет о физических,

психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те

или иные функции или обязанности.

Получение детьми с

ограниченными

возможностями

здоровья

образования

является

одним

из

основных

и

неотъемлемых

условий

их

успешной

социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества,

эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной

деятельности.

Мою группу посещали 2 ребёнка с ТНР, 3 детей с ЗПР, а также 1 ребенок –

инвалид, он обучался по основной образовательной программе.

В заключении ПМПК детям были рекомендованы специальные образовательные

условия:

1. Обучение и воспитание по адаптированной общеобразовательной программе

ДО для детей с ОВЗ.

2. Индивидуальные занятия по всем разделам программы.

Совместно со специалистами на каждого ребенка с ОВЗ была разработана

индивидуальная адаптированная образовательная программа в соответствии с его

индивидуальными и возрастными особенностями. Главной целью которой было:

-создание

специальных

условий

для

полноценного

проживания

ребёнком

дошкольного детства;

-формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие

психических

и

физических

качеств

в

соответствии

с

возрастными

и

индивидуальными особенностями;

-подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности

жизнедеятельности ребёнка.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.

Определить

и

составить

структуру

индивидуального

образовательного

маршрута.

2. Обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития ребёнка с

ОВЗ

и

оказания

помощи

в

освоении

Адаптированной

образовательной

программы.

Все результаты освоения детьми образовательных областей заносились в

индивидуальную карту развития ребёнка, с целью определения динамики. При

оценке динамики продвижения ребенка с ОВЗ важно сравнивать его не с

другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне

развития.

Особое внимание при работе с детьми с ОВЗ следует уделить таким направлениям

их развития, как:

физическое здоровье

познавательные качества

социально-коммуникативные навыки

художественно-эстетическое развитие

речевое развитие

Одним

из условий повышения

эффективности

развивающей

педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка

предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих

полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших

психических функций и становление личности ребенка.

В работе с детьми ОВЗ применялись следующие подходы:

1.

индивидуальный подход;

2.

предотвращение наступления утомляемости;

3.

активизация познавательной деятельности;

4.

проведение подготовительных занятий;

5.

обогащение знаниями об окружающем мире;

6.

коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания,

мышления;

7.

проявление педагогического такта.

Одним из факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка ОВЗ в ДОУ,

является овладение им игровыми и коммуникативными навыками. Работу по

освоению первоначальных представлений социального характера и развитию

коммуникативных навыков, направленных на включение дошкольников с

ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений,

осуществляла по нескольким направлениям:

• в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу,

оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;

• в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие

представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;

• в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-

драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками,

позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и

правилам взаимоотношений;

• в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.

Социально значимой задачей в работе воспитателя с детьми с ОВЗ является

подготовка

детей

к

успешному

обучению

в

школе.

Коррекционно-

образовательную деятельность в группах с детьми с ОВЗ ведут учитель-логопед,

педагог-психолог и воспитатель.

К коррекционным задачам воспитателя можно отнести следующее:

- закрепление речевых навыков на индивидуальных и фронтальных занятиях,

- максимальное пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в

процессе режимных моментов,

- систематический контроль за поставленными звуками и грамматической

правильностью речи детей,

- развитие внимания и памяти – процессов тесно связанных с речью,

- совершенствование словесно-логического мышления,

- развитие артикуляционной и мелкой моторики.

В

основных

принципах

ФГОС

ДО (п.

1.4) отмечена

необходимость «сотрудничества Организации с семьей».

Роль воспитателя – выстроить корректную работу не только с детьми, но также с

их

семьями,

наладить

эффективное

взаимодействие

с

профильными

специалистами.

В работе с родителями использовались такие формы:

• Консультирование.Главное, чтобы родители верили в своих детей и были

помощниками для педагогов.

• Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком,

наблюдают за работой воспитателя.

• Проведение совместных праздников, где родители могли видеть достижения

своего ребенка, участвовать в них.

Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:

выявить интересы, склонности, способности, детей к различным видам

деятельности;

оказать помощь в поисках «себя»;

создать условия для индивидуального развития ребенка;

создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

расширить рамки общения с социумом;

создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального

развития ребенка;

создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе,

другим людям, окружающему миру;

выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение педагогов

дополнительного образования, родителей родителям к ее реализации;

осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и

выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы;

любовь

к

ребенку и,

как следствие,

принятие

его как

личности,

сопереживание, терпение, умение прощать;

ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать

содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от

субъективных оценок и выводов;

умение быть товарищем, партнером, защитником для ребенка.



В раздел образования




Яндекс.Метрика