Автор: Богданова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №13
Населённый пункт: Свердловской области г.Тавды
Наименование материала: статью
Тема: Опыт работы с детьми ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №13
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно – эстетическому направлению
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
ВОСПИТАТЕЛЯ
С ДЕТЬМИ ОВЗ.
Подготовила :
воспитатель
Богданова О.В.
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится
актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в
обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями
для их адаптации в обществе. Опыт осуществления интегративных программ в
России и во всем мире привел к пониманию того, что, с одной стороны,
индивидуальный подход, который применяется к детям с ограниченными
возможностями здоровья, важен каждому ребенку. Но с другой стороны,
становится очевидным, что выделение особых классов в школах и групп в
детском саду ведет к исключению детей с ограниченными возможностями
здоровья из социальной жизни детского сада и создает определенные барьеры во
взаимодействии и общении детей. Поэтому в настоящее время идеи интеграции
стали переходить к идее инклюзии. Инклюзивное образование - это специально
организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ
обучение
в
среде
сверстников
в
общеобразовательном
учреждении
по
федеральным государственным стандартам с учетом его особых образовательных
потребностей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, имеющие
недостатки в психическом и (или) физическом развитии, потвержденные ПМПК,
состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ
вне специальных условий обучения и воспитания. Речь идет о физических,
психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те
или иные функции или обязанности.
Получение детьми с
ограниченными
возможностями
здоровья
образования
является
одним
из
основных
и
неотъемлемых
условий
их
успешной
социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества,
эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной
деятельности.
Мою группу посещали 2 ребёнка с ТНР, 3 детей с ЗПР, а также 1 ребенок –
инвалид, он обучался по основной образовательной программе.
В заключении ПМПК детям были рекомендованы специальные образовательные
условия:
1. Обучение и воспитание по адаптированной общеобразовательной программе
ДО для детей с ОВЗ.
2. Индивидуальные занятия по всем разделам программы.
Совместно со специалистами на каждого ребенка с ОВЗ была разработана
индивидуальная адаптированная образовательная программа в соответствии с его
индивидуальными и возрастными особенностями. Главной целью которой было:
-создание
специальных
условий
для
полноценного
проживания
ребёнком
дошкольного детства;
-формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие
психических
и
физических
качеств
в
соответствии
с
возрастными
и
индивидуальными особенностями;
-подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности
жизнедеятельности ребёнка.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.
Определить
и
составить
структуру
индивидуального
образовательного
маршрута.
2. Обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития ребёнка с
ОВЗ
и
оказания
помощи
в
освоении
Адаптированной
образовательной
программы.
Все результаты освоения детьми образовательных областей заносились в
индивидуальную карту развития ребёнка, с целью определения динамики. При
оценке динамики продвижения ребенка с ОВЗ важно сравнивать его не с
другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне
развития.
Особое внимание при работе с детьми с ОВЗ следует уделить таким направлениям
их развития, как:
физическое здоровье
познавательные качества
социально-коммуникативные навыки
художественно-эстетическое развитие
речевое развитие
Одним
из условий повышения
эффективности
развивающей
педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка
предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих
полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших
психических функций и становление личности ребенка.
В работе с детьми ОВЗ применялись следующие подходы:
1.
индивидуальный подход;
2.
предотвращение наступления утомляемости;
3.
активизация познавательной деятельности;
4.
проведение подготовительных занятий;
5.
обогащение знаниями об окружающем мире;
6.
коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания,
мышления;
7.
проявление педагогического такта.
Одним из факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка ОВЗ в ДОУ,
является овладение им игровыми и коммуникативными навыками. Работу по
освоению первоначальных представлений социального характера и развитию
коммуникативных навыков, направленных на включение дошкольников с
ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений,
осуществляла по нескольким направлениям:
• в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу,
оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;
• в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие
представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;
• в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-
драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками,
позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и
правилам взаимоотношений;
• в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.
Социально значимой задачей в работе воспитателя с детьми с ОВЗ является
подготовка
детей
к
успешному
обучению
в
школе.
Коррекционно-
образовательную деятельность в группах с детьми с ОВЗ ведут учитель-логопед,
педагог-психолог и воспитатель.
К коррекционным задачам воспитателя можно отнести следующее:
- закрепление речевых навыков на индивидуальных и фронтальных занятиях,
- максимальное пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в
процессе режимных моментов,
- систематический контроль за поставленными звуками и грамматической
правильностью речи детей,
- развитие внимания и памяти – процессов тесно связанных с речью,
- совершенствование словесно-логического мышления,
- развитие артикуляционной и мелкой моторики.
В
основных
принципах
ФГОС
ДО (п.
1.4) отмечена
необходимость «сотрудничества Организации с семьей».
Роль воспитателя – выстроить корректную работу не только с детьми, но также с
их
семьями,
наладить
эффективное
взаимодействие
с
профильными
специалистами.
В работе с родителями использовались такие формы:
• Консультирование.Главное, чтобы родители верили в своих детей и были
помощниками для педагогов.
• Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком,
наблюдают за работой воспитателя.
• Проведение совместных праздников, где родители могли видеть достижения
своего ребенка, участвовать в них.
Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:
выявить интересы, склонности, способности, детей к различным видам
деятельности;
оказать помощь в поисках «себя»;
создать условия для индивидуального развития ребенка;
создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
расширить рамки общения с социумом;
создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального
развития ребенка;
создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе,
другим людям, окружающему миру;
выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение педагогов
дополнительного образования, родителей родителям к ее реализации;
осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и
выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы;
любовь
к
ребенку и,
как следствие,
принятие
его как
личности,
сопереживание, терпение, умение прощать;
ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать
содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от
субъективных оценок и выводов;
умение быть товарищем, партнером, защитником для ребенка.