Автор: Соловьёва Светлана Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 109 "Букварёнок"
Населённый пункт: город Вологда
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Планирование воспитательно-образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Раздел: дошкольное образование
Консультация-практикум для молодых педагогов в МБДОУ.
«Планирование воспитательно-образовательной
деятельности в соответствии с ФГОС ДО: перспективное, календарное.
Подбор материала, создание условий для проведения НОД».
Подготовила – старший воспитатель Соловьёва Светлана Николаевна.
«Как только вы принимаетесь делать какую-то работу, находится
другая, которую надо сделать еще раньше».
(Закон Мерфи)
Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из
сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями.
В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа
которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию
данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования
дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования.
Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное
образование дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения
могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов
образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы
педагогического коллектива и родителей.
Основой образовательного процесса является планирование.
План – это проект педагогической деятельности всех участников образовательного
процесса.
Планирование - это научно обоснованная организация педагогического процесса
ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.
Психолого-педагогические исследования последних лет показали, что
первостепенное значение при планировании имеет не столько знание
воспитателем возраста и индивидуальных особенностей детей, сколько учет
их личностных характеристик и возможностей. Развивающее, личностно
ориентированное взаимодействие понимается как опора на личностные
качества ребенка, что требует от воспитателя:
* постоянного изучения и хорошего знания индивидуальных особенностей,
темперамента, черт характера, взглядов, привычек детей;
*умения диагностировать, знать реальный уровень сформированности
личностных качеств, мотивов и интересов детей;
*своевременного выявления и устранения причин, мешающих ребенку в
достижении цели;
* сочетания воспитания с самовоспитанием;
* опоры на активность, развитие инициативы, самодеятельности детей.
Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном
учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации
основной образовательной программы – отражает различные формы
организации деятельности взрослых и детей.
В проектирование деятельности включаются все специалисты дошкольного
учреждения : музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре,
педагог психолог и, конечно, воспитатели как активные участники творческой
группы учреждения. На правах партнеров они вносят предложения
содержательного и организационного характера.
Обязательной педагогической документацией воспитателя является
план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому
он может быть составлен в любой удобной для педагога форме.
Однако существует несколько важных условий, которые необходимо
соблюдать при планировании:
объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
выделение целей и задач планирования на определенный период работы,
соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного
образования, по которой организуется воспитательно образовательный процесс,
возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями
образовательного процесса в детском саду;
четкое представление результатов работы, которые должны быть
достигнуты к концу планируемого периода;
выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться
поставленных целей, а значит получить планируемый результат.
Не менее важным условием планирования работы является учет особенностей
возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки
и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также
профессиональной компетентности педагогов.
План воспитательно-образовательной работы с детьми – это документ,
по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель
совместной деятельности и планирование должно быть совместным.
Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и
мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что
предстоит сделать для достижения целей и задач.
План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации.
Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип
перспективного и календарного планирования.
Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы
с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:
основываться на принципе развивающего образования, целью которого
является развитие каждого ребенка;
на комплексно-тематическом принципе построения образовательного
процесса;
*
на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации
которых формируются знания, умения и навыки, имеющие
непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
планируемое содержание и формы организации детей должны
соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам
дошкольной педагогики.
При планировании и организации педагогического процесса важно
учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и
ведущим видом деятельности для них является игра.
Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в дошкольном
учреждении должно основываться на комплексно - тематическом принципе.
В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения
образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации
образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а
усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения
каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение
через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по
«событийному» принципу. Такими событиями станут Российские праздники
(Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты,
День Земли и др.). Праздники – это радость, дань уважения, память.
Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно
ждать.
Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что
данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное
участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию
взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.
Выбирается тема, рассчитанная на 2-6 недель;
Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему;
Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации
совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях;
Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка,
праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.).
В первую очередь тематическое планирование - это планирование в
соответствии с примерной основной общеобразовательной программой
дошкольного образования по всем образовательным областям (физическому,
речевому, социально – коммуникативному, познавательному, художественно-
эстетическому)