Автор: Савельева Ирина Петровна
Должность: учитель татарского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ "Нижнекамская школа № 18 для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: город Нижнекамск РТ
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: «Дорогою добра»
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нижнекамская школа №18 для детей с ограниченными возможностями
здоровья»
«Согласовано»
Руководитель МО
ГБОУ «Нижнекамская школа
№ 18»
___________Хисматуллина
Л.Р.
Протокол № _____ от
«____»____________2021 г.
«Согласовано»
Зам. Директора по ВР
ГБОУ «Нижнекамская школа
№ 18»
_____________ Гаева С.Б.
«____»____________2021 г.
«Утверждаю»
Директор ГБОУ
«Нижнекамская школа № 18»
_____________Ямашева М.З.
Приказ № ___ от
«___»____________2021 г
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Дорогою добра»
Учитель: Савельева И.П.
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для учащихся
с ограниченными
возможностями здоровья и рассчитана на 1 год обучения.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обес-
печении дополнительных условий для развития интересов, склонностей,
способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), организации их свободного времени.
Внеурочная деятельность «Дорогою добра» ориентирована на создание
условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой
самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
в
комфортной
развивающей
среде,
стимулирующей
возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;
позитивного отношения к окружающей действительности;
социального ста-
новления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в
детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации
дальнейших жизненных планов обучающихся и лучшего усвоения учебного
предмета
«Чтение»,
«Культура
родного
края»
по
ФГОС
для
детей
с
ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Дорогою добра»
составлена
на
основе
Федерального
государственного
образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 года №1598, Приказа Министерства образования
и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1015).
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач
образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей,
накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на
его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями,
собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений
и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Рабочая программа построена на позициях гуманно — личностного отно-
шения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование ду-
ховных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных
качеств.
Цель программы:
формирование у детей духовно-нравственных ориентиров при построении
деятельности,
общения
и
взаимоотношений,
основ
мировоззрения
и
самовоспитания.
Задачи программы:
Обучающие
- развивать познавательную активность учащихся;
- формирование умения давать нравственную оценку своим и чужим поступкам,
стремления к выполнению моральных норм.
Развивающие:
-
развитие внимания, памяти, логического мышления, пространственного вообра-
жения;
развитие учебно- познавательного интереса к внеучебному материалу;
- развитие художественного вкуса, творческих способностей детей.
Воспитательные:
- неравнодушное отношение к жизненным проблемам других людей, сочувствие
к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- расширение коммуникативных способностей детей;
- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Содержание программы:
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и
тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность
выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация
поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не
причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания о
школьников
идет к следующей логике: ознакомление с внутренней сутью
нравственного поступка – мотивом. Шестиклассники подводятся к пониманию
ответственности
за
выбор
поведения,
ознакомлению с
нравственными
качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным
нормам.
Нравственное развитие личности школьника, как приоритетная цель
школы предполагает организацию нравственного образования школьников как в
процессе изучения учебных предметов («Чтение», «Окружающий мир»), так и во
внеурочной
деятельности
«Дорогою
добра». Принцип гуманизма лежит
в
основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в
учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие
нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации,
эмоциональной
отзывчивости;
на
формирование
умения
осуществлять
нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с
детьми: личностно
направленные, стимулирующие, развивающие,
активизирующие.
Для достижения поставленных задач могут быть использованы следующие
формы организации деятельности:
- игровая;
- познавательная;
- конкурсы;
- сюжетно – ролевые игры;
- диалог;
- экскурсия;
- просмотр мультфильмов;
- посещение библиотеки.
Программа «Дорогою добра» рассчитана на 1 год (34 ч.). Занятия
проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием 1 раз в
неделю. Продолжительность одного занятия - 40 мин.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию
инициативы,
выдумки
и
творчества
детей
в
атмосфере
эстетических
переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Планируемые результаты освоения рабочей программы по курсу.
В результате изучения программного материала к концу 6 класса
обучающиеся должны знать:
Правила этики и культуры речи.
Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.
Об источниках наших нравственных знаний.
О совести как основе нравственности.
Заветы предков. «Поучение» В. Мономаха.
Стихотворения о родине (на выбор).
Афоризмы.
О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
Уметь:
Различать хорошие и плохие поступки.
Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь
мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию
Учебно – методическое обеспечение программы.
Формы и методы контроля:
анкетирование;
устный опрос;
наблюдение;
диагностика;
мониторинг;
самостоятельная работа;
тестирование;
творческие задания
Формой подведения итогов за год обучения является - зачёт.
Содержание
№
Тема
Количество
часов
1
Культура общения
9
2
Самовоспитание
7
3
Общечеловеческие нормы нравственности
10
4
Искусство и нравственность
8
Итого
34
Тематический план и содержание
(1 час в неделю, 34 часа в год)
№
Тема занятия
Кол-во часов
теори
я
практ
ика
Культура общения– 9 часов
1
Традиции общения в русской семье. «Домострой».
1
2
Культура общения в современной семье.
1
3
Да здравствует вежливость!
1
4
О терпимости к ближним.
1
5
Культура спора.
1
6
Этикетные ситуации.
1
7
Волшебные слова.
1
8
В мире мудрых мыслей.
1
9
Правила общения с окружающими.
1
Самовоспитание - 7 часов
10
«Познай самого себя».
1
11
Самовоспитание.
1
12
Определение цели и составление плана самовоспитания
на неделю.
1
13
Как я работаю над собой.
1
14
О терпении.
1
15
Конец каждого дела обдумай перед началом.
1
16
«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь
пересмотри».
1
Общечеловеческие нормы нравственности – 10 часов
17
Об источниках наших нравственных знаний.
1
18
Совесть - основа нравственности.
1
19
«Чем ты сильнее, тем будь добрее».
1
20
«Досадно мне, что слово честь забыто».
1
21
Заветы предков.
1
22
Россияне о любви к Родине.
1
23
Твоя малая родина.
1
24
«Мой первый друг, мой друг бесценный».
1
25
Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.
1
26
«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца
людей».
1
Искусство и нравственность – 8 часов
27
Нравственное содержание древних мифов.
1
28
За что народ любил Илью Муромца и чтил своих
былинных героев.
1
29
Положительные герои в былинах и сказках.
1
30
Отрицательные герои в литературных произведениях
1
31
«Зло, как и добро, имеет своих героев».
1
32
Искусство и нравственность
1
33
«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»
1
34
Итоговое занятие.
1
Список литературы
1. Программы для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида
(Программы для подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. Автор-составитель В.В.Воронкова. Под
редакцией В.В. Воронковой. Москва, «Просвещение», 2015 год).
2. Классные часы по этикету для учащихся 1 – 4 классов, Агафонова А.Д.
«Академия развития», 2009 г
3. Тематические классные часы в начальной школе. Как вести себя в школе и
дома. Павлова О.В. «Учитель», 2007 г.
4. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М.,
Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
Оценочные средства
(контрольно-измерительные материалы)
к рабочей программе курса внеурочной деятельности
«Дорогою добра»
Оценочные (контрольно-измерительные) материалы для контроля освоения
курса «Дорогою добра» разработаны в соответствии с рабочей программой
курса внеурочной деятельности для 5-9 класса. Контроль и оценка результатов
освоения курса осуществляются в процессе выполнения зачетных работ.
Зачётная работа
Назначение зачетной работы: определить степень сформированности основных
компетенций, оценить качество подготовки обучающихся по всем основным
темам , изучаемым в 6 классе по курсу «Дорогою добра».
Структура: зачетная работа состоит из 5 заданий
Система оценивания зачетной работы.
Оценка работы обучающихся производится по принципу: «зачет», «незачет.
Инструкция: каждый правильный ответ на вопрос №1, №3 и №5 оценивается в
0,5 балла, полный правильный ответ на задание №2 оценивается в 2 балла, ответ
с одной неверной цифрой – в 1 балл. Правильный ответ на задание №4
оценивается в 2 балла.
1.
Найдите среди пословиц и поговорок те, в которых говорится о добре и до-
брых делах. Подчеркните их
• Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
• Не родись красивым, а родись счастливым.
• Не гонись за красотой, а гонись за добротой.
• Май леса наряжает, лето в гости приглашает.
• Добрая душа что большой костёр — издалека видна.
• Красивое слово — серебро, а хорошее дело — золото.
• За добро добром и платят.
• Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.
• Жизнь дана на добрые дела.
• Встречают по одёжке, а провожают по уму.
• Делай другим добро— будешь сам без беды.
• Деньги пропали — наживёшь, время пропало — не вернёшь.
2.
Соедините слова и их значения. Запомните значение слов.
Слова
Значение
А) Добро
Б) Поступок
В) Забота
Г) Доброволец
Д) Милосердие
Е) Доброта
1) любой, кто сознательно и бескорыстно трудится
на благо других
2) отзывчивость, душевное расположение к
людям, стремление делать добро
3) сострадание, сердечное участие в жизни
нуждающихся (больных, раненых престарелых)
4) какое-либо действие, совершённое человеком,
иногда — в сложных обстоятельствах
5) все положительное, хорошее, полезно»
(противопоставление — зло)
6) действия по отношению к человеку животному,
предмету, нацеленные на; его благополучие
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
Е
3.
Подчеркните те качества, которые, как вы считаете, необходимы каждому до-
бровольцу.
Аккуратность, смелость, красота, доброта, лень, вежливость, сила,
забывчивость, впечатлительность, общительность, необязательность,
воспитанность, быстрота реакции, хвастовство
4. Отметьте правильные высказывания, характеризующие работу в команде,
словом «да», а ошибочные – словом «нет».
1. Работаем вместе, чтобы достичь общей цели.
2. Никогда не соглашайся с мнением другого.
3. Стараемся, чтобы все члены команды
достигли успеха.
4. Чтобы чему-то научиться, мы должны
сотрудничать.
5. Каждый должен сам успеть справиться с
заданием.
6. Дисциплину соблюдать не обязательно.
7. Если один из членов команды говорит —
другие слушают
8. Не обязательно выслушивать мнение каждого.
5.Выберите и подчеркните те дела, которые проще выполнять сообща:
1. Подготовка концерта в детском доме.
2. Сбор макулатуры.
3. Подготовка письма для одинокой бабушки.
4. Уход за могилой неизвестного солдата.
5. Чтение стихов.
6. Организация игры с дошкольниками.
7. Сбор корма для приюта бездомных животных.
8. Проведение Урока доброты у младших школьников
Критерии оценивания работы
1
• Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
• Не гонись за красотой, а гонись за добротой.
• Добрая душа что большой костёр — издалека видна.
• Красивое слово — серебро, а хорошее дело — золото.
• За добро добром и платят.
• Жизнь дана на добрые дела.
• Делай другим добро— будешь сам без беды.
2
546132
3
аккуратность, смелость, доброта, вежливость, сила, общительность,
воспитанность, быстрота реакции
4
13457
5
124678
Шкала перевода
«незачет»
0-4 баллов
«зачет»
5-10 баллов