Напоминание

«Дорогою добра»


Автор: Савельева Ирина Петровна
Должность: учитель татарского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ "Нижнекамская школа № 18 для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: город Нижнекамск РТ
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: «Дорогою добра»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нижнекамская школа №18 для детей с ограниченными возможностями

здоровья»

«Согласовано»

Руководитель МО

ГБОУ «Нижнекамская школа

№ 18»

___________Хисматуллина

Л.Р.

Протокол № _____ от

«____»____________2021 г.

«Согласовано»

Зам. Директора по ВР

ГБОУ «Нижнекамская школа

№ 18»

_____________ Гаева С.Б.

«____»____________2021 г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ

«Нижнекамская школа № 18»

_____________Ямашева М.З.

Приказ № ___ от

«___»____________2021 г

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Дорогою добра»

Учитель: Савельева И.П.

2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для учащихся

с ограниченными

возможностями здоровья и рассчитана на 1 год обучения.

Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обес-

печении дополнительных условий для развития интересов, склонностей,

способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями), организации их свободного времени.

Внеурочная деятельность «Дорогою добра» ориентирована на создание

условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой

самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями)

в

комфортной

развивающей

среде,

стимулирующей

возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;

позитивного отношения к окружающей действительности;

социального ста-

новления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в

детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;

профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации

дальнейших жизненных планов обучающихся и лучшего усвоения учебного

предмета

«Чтение»,

«Культура

родного

края»

по

ФГОС

для

детей

с

ограниченными возможностями здоровья.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Дорогою добра»

составлена

на

основе

Федерального

государственного

образовательного

стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки Российской

Федерации от 19 декабря 2014 года №1598, Приказа Министерства образования

и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1015).

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач

образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей,

накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на

его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями,

собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений

и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Рабочая программа построена на позициях гуманно — личностного отно-

шения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование ду-

ховных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных

качеств.

Цель программы:

формирование у детей духовно-нравственных ориентиров при построении

деятельности,

общения

и

взаимоотношений,

основ

мировоззрения

и

самовоспитания.

Задачи программы:

Обучающие

- развивать познавательную активность учащихся;

- формирование умения давать нравственную оценку своим и чужим поступкам,

стремления к выполнению моральных норм.

Развивающие:

-

развитие внимания, памяти, логического мышления, пространственного вообра-

жения;

развитие учебно- познавательного интереса к внеучебному материалу;

- развитие художественного вкуса, творческих способностей детей.

Воспитательные:

- неравнодушное отношение к жизненным проблемам других людей, сочувствие

к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- расширение коммуникативных способностей детей;

- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Содержание программы:

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и

тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность

выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация

поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не

причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания о

школьников

идет к следующей логике: ознакомление с внутренней сутью

нравственного поступка – мотивом. Шестиклассники подводятся к пониманию

ответственности

за

выбор

поведения,

ознакомлению с

нравственными

качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным

нормам.

Нравственное развитие личности школьника, как приоритетная цель

школы предполагает организацию нравственного образования школьников как в

процессе изучения учебных предметов («Чтение», «Окружающий мир»), так и во

внеурочной

деятельности

«Дорогою

добра». Принцип гуманизма лежит

в

основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в

учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие

нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации,

эмоциональной

отзывчивости;

на

формирование

умения

осуществлять

нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с

детьми: личностно

направленные, стимулирующие, развивающие,

активизирующие.

Для достижения поставленных задач могут быть использованы следующие

формы организации деятельности:

- игровая;

- познавательная;

- конкурсы;

- сюжетно – ролевые игры;

- диалог;

- экскурсия;

- просмотр мультфильмов;

- посещение библиотеки.

Программа «Дорогою добра» рассчитана на 1 год (34 ч.). Занятия

проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием 1 раз в

неделю. Продолжительность одного занятия - 40 мин.

Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию

инициативы,

выдумки

и

творчества

детей

в

атмосфере

эстетических

переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Планируемые результаты освоения рабочей программы по курсу.

В результате изучения программного материала к концу 6 класса

обучающиеся должны знать:

Правила этики и культуры речи.

Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.

Об источниках наших нравственных знаний.

О совести как основе нравственности.

Заветы предков. «Поучение» В. Мономаха.

Стихотворения о родине (на выбор).

Афоризмы.

О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.

Уметь:

Различать хорошие и плохие поступки.

Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.

Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь

мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию

Учебно – методическое обеспечение программы.

Формы и методы контроля:

анкетирование;

устный опрос;

наблюдение;

диагностика;

мониторинг;

самостоятельная работа;

тестирование;

творческие задания

Формой подведения итогов за год обучения является - зачёт.

Содержание

Тема

Количество

часов

1

Культура общения

9

2

Самовоспитание

7

3

Общечеловеческие нормы нравственности

10

4

Искусство и нравственность

8

Итого

34

Тематический план и содержание

(1 час в неделю, 34 часа в год)

Тема занятия

Кол-во часов

теори

я

практ

ика

Культура общения– 9 часов

1

Традиции общения в русской семье. «Домострой».

1

2

Культура общения в современной семье.

1

3

Да здравствует вежливость!

1

4

О терпимости к ближним.

1

5

Культура спора.

1

6

Этикетные ситуации.

1

7

Волшебные слова.

1

8

В мире мудрых мыслей.

1

9

Правила общения с окружающими.

1

Самовоспитание - 7 часов

10

«Познай самого себя».

1

11

Самовоспитание.

1

12

Определение цели и составление плана самовоспитания

на неделю.

1

13

Как я работаю над собой.

1

14

О терпении.

1

15

Конец каждого дела обдумай перед началом.

1

16

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь

пересмотри».

1

Общечеловеческие нормы нравственности – 10 часов

17

Об источниках наших нравственных знаний.

1

18

Совесть - основа нравственности.

1

19

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

1

20

«Досадно мне, что слово честь забыто».

1

21

Заветы предков.

1

22

Россияне о любви к Родине.

1

23

Твоя малая родина.

1

24

«Мой первый друг, мой друг бесценный».

1

25

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

1

26

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца

людей».

1

Искусство и нравственность – 8 часов

27

Нравственное содержание древних мифов.

1

28

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих

былинных героев.

1

29

Положительные герои в былинах и сказках.

1

30

Отрицательные герои в литературных произведениях

1

31

«Зло, как и добро, имеет своих героев».

1

32

Искусство и нравственность

1

33

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

1

34

Итоговое занятие.

1

Список литературы

1. Программы для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида

(Программы для подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида. Автор-составитель В.В.Воронкова. Под

редакцией В.В. Воронковой. Москва, «Просвещение», 2015 год).

2. Классные часы по этикету для учащихся 1 – 4 классов, Агафонова А.Д.

«Академия развития», 2009 г

3. Тематические классные часы в начальной школе. Как вести себя в школе и

дома. Павлова О.В. «Учитель», 2007 г.

4. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М.,

Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.

Оценочные средства

(контрольно-измерительные материалы)

к рабочей программе курса внеурочной деятельности

«Дорогою добра»

Оценочные (контрольно-измерительные) материалы для контроля освоения

курса «Дорогою добра» разработаны в соответствии с рабочей программой

курса внеурочной деятельности для 5-9 класса. Контроль и оценка результатов

освоения курса осуществляются в процессе выполнения зачетных работ.

Зачётная работа

Назначение зачетной работы: определить степень сформированности основных

компетенций, оценить качество подготовки обучающихся по всем основным

темам , изучаемым в 6 классе по курсу «Дорогою добра».

Структура: зачетная работа состоит из 5 заданий

Система оценивания зачетной работы.

Оценка работы обучающихся производится по принципу: «зачет», «незачет.

Инструкция: каждый правильный ответ на вопрос №1, №3 и №5 оценивается в

0,5 балла, полный правильный ответ на задание №2 оценивается в 2 балла, ответ

с одной неверной цифрой – в 1 балл. Правильный ответ на задание №4

оценивается в 2 балла.

1.

Найдите среди пословиц и поговорок те, в которых говорится о добре и до-

брых делах. Подчеркните их

• Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

• Не родись красивым, а родись счастливым.

• Не гонись за красотой, а гонись за добротой.

• Май леса наряжает, лето в гости приглашает.

• Добрая душа что большой костёр — издалека видна.

• Красивое слово — серебро, а хорошее дело — золото.

• За добро добром и платят.

• Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.

• Жизнь дана на добрые дела.

• Встречают по одёжке, а провожают по уму.

• Делай другим добро— будешь сам без беды.

• Деньги пропали — наживёшь, время пропало — не вернёшь.

2.

Соедините слова и их значения. Запомните значение слов.

Слова

Значение

А) Добро

Б) Поступок

В) Забота

Г) Доброволец

Д) Милосердие

Е) Доброта

1) любой, кто сознательно и бескорыстно трудится

на благо других

2) отзывчивость, душевное расположение к

людям, стремление делать добро

3) сострадание, сердечное участие в жизни

нуждающихся (больных, раненых престарелых)

4) какое-либо действие, совершённое человеком,

иногда — в сложных обстоятельствах

5) все положительное, хорошее, полезно»

(противопоставление — зло)

6) действия по отношению к человеку животному,

предмету, нацеленные на; его благополучие

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

3.

Подчеркните те качества, которые, как вы считаете, необходимы каждому до-

бровольцу.

Аккуратность, смелость, красота, доброта, лень, вежливость, сила,

забывчивость, впечатлительность, общительность, необязательность,

воспитанность, быстрота реакции, хвастовство

4. Отметьте правильные высказывания, характеризующие работу в команде,

словом «да», а ошибочные – словом «нет».

1. Работаем вместе, чтобы достичь общей цели.

2. Никогда не соглашайся с мнением другого.

3. Стараемся, чтобы все члены команды

достигли успеха.

4. Чтобы чему-то научиться, мы должны

сотрудничать.

5. Каждый должен сам успеть справиться с

заданием.

6. Дисциплину соблюдать не обязательно.

7. Если один из членов команды говорит —

другие слушают

8. Не обязательно выслушивать мнение каждого.

5.Выберите и подчеркните те дела, которые проще выполнять сообща:

1. Подготовка концерта в детском доме.

2. Сбор макулатуры.

3. Подготовка письма для одинокой бабушки.

4. Уход за могилой неизвестного солдата.

5. Чтение стихов.

6. Организация игры с дошкольниками.

7. Сбор корма для приюта бездомных животных.

8. Проведение Урока доброты у младших школьников

Критерии оценивания работы

1

• Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

• Не гонись за красотой, а гонись за добротой.

• Добрая душа что большой костёр — издалека видна.

• Красивое слово — серебро, а хорошее дело — золото.

• За добро добром и платят.

• Жизнь дана на добрые дела.

• Делай другим добро— будешь сам без беды.

2

546132

3

аккуратность, смелость, доброта, вежливость, сила, общительность,

воспитанность, быстрота реакции

4

13457

5

124678

Шкала перевода

«незачет»

0-4 баллов

«зачет»

5-10 баллов



В раздел образования




Яндекс.Метрика