Автор: Бычковская Светлана Михайловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №16 Колпинского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организация образовательной деятельности с детьми на прогулке в контексте ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка
«Организация образовательной деятельности с детьми на прогулке в контексте
ФГОС»
Подготовила: старший воспитатель Бычковская С.М.
В условиях реализации ФГОС ДО каждый педагог должен искать новые средства
и методы, которые соответствуют целям и требованиям дошкольного образования.
ФГОС ДО к структуре основной образовательной программы дошкольного
образования предусматривают решение программных образовательных задач в
совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не
только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении
режимных моментов, одним из которых и является прогулка.
Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять
задачи всестороннего развития детей.
Цель прогулки – укрепление здоровья детей; развитие их физических и умственных
способностей.
Задачи прогулки:
• оптимизировать двигательную активность детей;
• оказывать закаливающее воздействие на организм;
• способствовать развитию наблюдательности и познавательных способностей детей;
• познакомить детей с родным краем, его достопримечательностями, трудом взрослых;
• развитие самостоятельности.
При
планировании
содержания
прогулки
воспитатель
предусматривает
равномерное
чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение
физической нагрузки в течение всей прогулки.
В ходе прогулки возможна интеграция образовательных областей, таких как:
«Физическое развитие».
«Социально-коммуникативное развитие»
«Речевое развитие»
«Познавательное развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
Например, задачи образовательной области «Физическое развитие» решаются на
прогулке
в
ходе
подвижных
игр
с
детьми
и
развития
основных
движений.
Задачи
образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», на прогулке в ходе
ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, самостоятельной игровой деятельности,
дидактических игр с д
Задачи
образовательной
области «Познавательное развитие»
решаются
на
прогулке
через
организацию
игровой
деятельности,
наблюдений,
экспериментирования
с
предметами
окружающего
мира,
целевых
прогулок,
дидактических
игр
с
детьми.
Обязательные
составляющие
прогулок
–
совместная
деятельность
взрослого
с
детьми,
совместная
деятельность
со
сверстниками,
и
самостоятельная деятельность ребенка. Совместная деятельность взрослого с детьми в
ходе проведения прогулки проявляется особенно ярко, т.к. именно здесь осуществляется
те сно е
общение
между
ними
во
вс ех
видах
деятельно сти.
При
э т ом
ведущей игровой деятельности
ребенка
на
прогулке
любого
вида
должна
отводиться
особая роль.
Таким образом, прогулка – один из важных видов деятельности воспитателя,
требующий
от
педагога
высокого
профессионализма.
Задача
педагогов
осуществлять
планирование и организацию прогулок с учетом принципа интеграции образовательных
областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Особое
внимание
необходимо
уделять
содержанию
образовательного
процесса
детей
дошкольного
возраста
на
прогулке,
которое
должно
быть
направлено
на
формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных
качеств, формирование разнообразных видов деятельности, обеспечивающих социальную
успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию
недостатков в физическом и психическом развитии детей.
Виды прогулок:
Прогулка - развлечение (Цель: эмоциональная и психологическая разгрузка,
удовлетворение потребности в двигательной активности).Интересный вариант-прогулка с
персонажем., который привлекает детей к совместной, игровой деятельности.
Прогулка-событие (Цель: способствовать умственному , нравственному ,эстетическому
развитию; обогащение знаний воспитанников, расширение представлений об
окружающем мире, удовлетворение потребности в потребность в опытах и экспериментах,
развитие творчества и тд. М.б. посвящена определенной теме : «День победы» , «День
космонавтики» , «День города».
Прогулка- фантазия
Прогулка–поиск (квесты; геокешинг)
Прогулка–практикум
Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новая образовательная технология пришла к нам из
Америки, и представляет собой одну из разновидностей метода проекта.
В дословном переводе с английского языка лэпбук означает в дословном переводе с
английского языка значит " наколенная книга". Она представляет собой тематическую
папку с кармашками, блокнотами и окошками, подвижными деталями, которые ребенок
может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.
Еще один вариант
определения- «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или
коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность
размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, схем в любой форме и на
любую
тему.
Чаще
всего
основой
для
лэпбука
является
твердая
бумага
или
картон,
главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях.
Лэпбук
-
отличный
способ
закрепить
определенную
тему
с
детьми,
осмыслить
содержание
книги,
провести
исследовательскую
работу,
в
процессе
которой
ребенок
участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше
понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое
удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное,
рассматривая сделанную своими же руками книжку.
Лэпбук
хорошо
подойдет
для
занятий
в
группах,
где
одновременно
будут
заняты
несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому.
Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
1. целеполагание (выбор темы)
2. разработка лэпбука (составление плана)
3 .выполнение (практическая часть)
4. подведение итогов
Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. (требование ФГОС)
При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в
процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности.
Лэпбук обеспечивает:
• построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;
• развитие любознательности, познавательной мотивации и образовательной активности;
Зачем нужен лэпбук?
1.
Используя лэпбук ребенок изучая определенную тему визуально лучше понимает и
запоминает материал .
2. Также, это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время
ребенок просто открывает лэпбук и с
радостью повторяет пройденное, рассматривая
сделанную своими же руками книжку.
3. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети
разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с
карточками
или
фигурками
животных,
например,
а
старшим
детям
–
задания,
подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку.
Значение для педагога:
-способствует
организации
материала
по
изучаемой
теме
в
рамках
комплексно-
тематического планирования.
-способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности. -может быть
формой представления итогов проекта или тематической недели.
-способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
Значение Лэпбука для ребенка:
- способствует формированию самостоятельного поиска информации. В более старшем
возрасте.
-способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме.
-способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме.
Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.
Родители обеспечивают поддержку:
• организационную (экскурсии, походы)
•техническую (фото, видео)
•информационную (сбор информации для лэпбука)
•мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе)
В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия
для поддержки детской инициативы и творчества в группе.
В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей
собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем
собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает
условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.
Лэпбук помогает:
-структурировать сложную информацию;
-развивает познавательный интерес и творческое мышление;
-разнообразить даже самую скучную тему;
-научить простому способу запоминания;
-объединить всю семью (группу детей в детском саду) для увлекательного и полезного
занятия;
В зависимости от формы:
-стандартная книжка с двумя разворотами;
-папка с 3-5 разворотами;
-книжка-гармошка;
-фигурная папка.
Организация материала:
-стандартные кармашки;
-обычные и фигурные конверты;
- кармашки-гармошки;
-кармашки-книжки;
- окошки и дверцы;
-вращающиеся детали;
- высовывающиеся детали;
- карточки;
-стрелки;
-пазлы;
- чистые листы для заметок и т.д.
Вывод:
Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при
условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не
все, иногда даже не замечают главного.
А если воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и
видеть, дети захотят узнать больше.