Автор: Елизарова Оксана Владимировна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "Д/с №8 "Сказка"
Населённый пункт: Южноуральский городской округ. Челябинская область
Наименование материала: Эффективное взаимодействие педагога с родителями. Как сообщить родителям негативную информацию о ребенке.
Тема: Эффективное взаимодействие педагога с родителями.
Раздел: среднее образование
Эффективное взаимодействие педагога с родителями. Как сообщить родителям
негативную информацию о ребенке.
Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. При этом ведущая роль
в общении педагога и родителей принадлежит первому, так как именно он является
официальным представителем образовательного учреждения. Именно поэтому знание и
отработка техник эффективного общения является одним из ключевых компонентов
педагогического мастерства. Одна из проблем, с которой встречаются воспитатели в своей
работе, это проблема оказания помощи родителям в воспитании детей. Несомненно, перед
многими педагогами встает вопрос о том, как давать советы родителям, как научиться
оказывать им реальную помощь, как сообщать не только хорошую, но и негативную
информацию о детях, если в этом есть необходимость. И если опытные воспитатели
чувствуют себя более уверенно в этих вопросах, то молодые специалисты зачастую
испытывают трудности в установлении контакта с родителями. Рассмотрим несколько
способов сообщения негативной информации о ребенке.
Способ первый. Принцип «сэндвича». В разговоре с родителями педагогу следует делать
акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы, что поможет
сделать общение более эффективным. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке хорошее, а
затем переходить к неприятным моментам. Завершать такой разговор следует тоже на
хорошей ноте. Сообщая неприятные моменты, нужно говорить о проступке ребенка, а не о
его личности.
Способ
второй.
Использование
речевых
штампов
нацеливающих
родителей
на
сотрудничество с педагогом. Можно использовать такие речевые штампы:
«Вера
Алексеевна! Не смогли бы вы ...» «Вера Алексеевна! Я прошу ... » ( обращение к родителям
лучше выражать в виде просьбы, а не требования) (Сравните: «Вера Алексеевна! Я
требую ...!») « Вы не замечали, что в последнее время ...» (желательно озадачить родителя).
«Как вы думаете, с чем это может быть связано?» (Сравните: «Саша постоянно .., сегодня он
снова ... ) «Вы знаете, меня очень тревожит, что ... Как вы думаете, что может этому быть
этому причиной?» (Сравните: «Ваш ребенок ... (такой-то), все время ... ».) « Как выдумаете,
с каким специалистом вам лучше обсудить ..?»
(Сравните: «У Саши ( такие-то проблемы) .., вам обязательно нужно показаться к ...(врачу,
психологу, психиатру)» «Давайте вместе попробуем поступить ...(так или так)» «Давайте
вместе подумаем, как ...» «Мы с вами могли бы помочь Саше ...(здесь используется
местоимение «Мы», что подчеркивает общность интересов, солидарность с родителями) «
Как мы можем помочь вам в том чтобы ...» (нацеливание родителя на совместное решение
проблемы)
Способ третий. Передача негативной информации о ребенке в позитивном ключе. При
таком способе подачи информации о ребенке акцент следует делать на достижениях ребенка,
даже если они не очень существенны для вас, как для взрослого. Перефразирование
содержания в позитивном ключе дает возможность родителю понять ситуацию и не
испытывать при этом дискомфорта и чувства вины за своего ребенка. Например: «Ваня
сегодня смог целых 10 минут внимательно выполнять задание и ни разу не отвлекся.»
Сравните (Ваня не может усидеть спокойно больше 10 минут, постоянно отвлекается).
Способ четвертый. Применение при общении стиля «адвокат». При таком стиле общения
педагог встает на позицию уважения и заинтересованности к родителям, задавая себе
следующую внутреннюю установку: Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся
найти выход, и я протягиваю вам руку помощи. Я не обвиняю вас и вашего ребенка в
случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины. Для меня
важно не выявление этих причин (кто прав, кто виноват - решать не мне), не выражение
своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации. Я педагог, и
моя профессиональная задача - дать знания ребенку, которые он сможет использовать в
жизни.