Напоминание

Волонтёрское движение в ДОУ "Рука в руке", как средство эффективной социализации дошкольников.


Автор: Коршунова Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 45 "Добрая фея"
Населённый пункт: Кемеровская область г. Междуреченск
Наименование материала: Проект
Тема: Волонтёрское движение в ДОУ "Рука в руке", как средство эффективной социализации дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 45 Добрая фея»

Проект

Волонтёрское движение в детском саду «Рука к руке»

как средство эффективной социализации

дошкольников

Авторы- составители:

Коршунова Ю.Н.

воспитатель

г.Междуреченск 2021

Аннотация проекта

Проект направлен на организацию волонтёрского движения в детском саду –

перспективное

направление

в

деятельности

детей,

которое

дает

огромные

возможности для развития духовно-нравственной личности дошкольников.

Основная проблема:

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации.

Именно в ранние детские годы у людей закладываются представления об

окружающем мире, о человеческом обществе, о добре и зле, формируются духовно -

ценностные ориентиры, идеалы. Современные дети живут и развиваются в

совершенно новых социокультурных условиях. Материальные ценности во многих

семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о

гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и

великодушии. Занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в

семье, и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных

детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни

ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.

У детей дошкольного возраста отсутствует опыт социально - нравственной позиции,

связанный с различными сторонами общественной жизни человека в их целостности

и многообразии.

Волонтёрское

движение

способно

организовать

активную

деятельность

дошкольников, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных

изменений в детском саду и ближайшем социальном окружении, выявлению

результатов,

на

основе

которых

у

детей

сформируется

отзывчивость,

внимательность, коммуникабельность, милосердие.

Актуальность темы:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности,

проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: - игре, общении,

познавательно- исследовательской деятельности, конструировании.

- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда,

другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно

взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам

и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры

в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по

разным вопросам.

- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в

совместной деятельности.

Модернизация

образования

требует

работать

не

только

в

режиме

функционирования, но и в режиме развития. Развиваться - это значит применять

инновационные технологии. Одной из таких технологий является «волонтёрское

движение»,

которое оптимально соответствуют поставленной цели развития

личности.

Волонтёр - это синоним слова «доброволец». Волонтер – это человек, несущий веру

в доброе, надежду на будущее и любовь к окружающим!

Настоящий волонтёр – это пример нравственности и здорового образа жизни,

толерантности и сотрудничества, осознанности и бескорыстия. Об этом говорит

Всемирная декларация добровольцев.

Волонтерское движение в детском саду – это желание научиться новому, приобрести

круг общения, помочь нуждающимся людям. В основе волонтерского движения

стоят принципы: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому», «сам

захотел, и сам выбрал что делать» Объединяя родителей, педагогов и детей

волонтёрской деятельностью, которая продиктована доброй волей состоит в том,

что оно приведет:

- к более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности,

самостоятельности и инициативы;

- к оптимизации детско-родительских отношений и умению работать в команде.

Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к

окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и

милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств,

является их желание помочь, проявить добродушие, пожалеть слабого, маленького,

одинокого, больного.

Организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная

возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для

успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе,

взаимодействие с окружающим социумом.

Основные ориентиры проекта:

Срок реализации проекта:

1 год (с 01.09.2021 по 31.05.2022) с дальнейшим пролонгированием.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители,

социальные партнёры.

Адресация

проекта:

проект

предназначен

для

педагогов

ДОУ,

педагогов

дополнительного образования.

Типовые особенности проекта:

• По характеру создаваемого продукта: информационный, творческий

• По количеству участников: групповой.

• По продолжительности: долгосрочный.

Каковы возможные особенности проекта: на уровне образовательного учреждения.

Практическая значимость:

Внедрение

волонтерского

движения

в

дошкольном

учреждении

на

основе

свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых

продиктована доброй волей, а не принуждением, приведет к более эффективному

формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность,

коммуникабельность,

самостоятельность;

оптимизации

детско-родительских

отношений; повышению рейтинга детского сада. Всеми участниками проекта будет

осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад –

социум». Дошкольники могут приобрести позитивный опыт социального взросления

и социальной ответственности, почувствовать себя взрослыми и нужными.

Цель проекта: Внедрение волонтерского движения в деятельность детского сада,

направленного

на

развитие

духовно-нравственной

личности

дошкольников;

формирование

у

воспитанников

активной

жизненной

позиции,

умения

ориентироваться в социуме и высокого патриотического сознания.

Задачи проекта:

1.

Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников, педагогов,

родителей детского сада.

2.

Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества,

позитивные установки на добровольческую деятельность.

3.

Формировать у воспитанников чувство собственного достоинства как представителя

своего народа. Способствовать повышению значения семейных ценностей.

4.

Создать условия для возможностей детям, родителям и педагогам приобретать новые

знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе.

5.

Воспитывать толерантное отношение к другим людям независимо от культурной среды и

этнической принадлежности.

6.

Воспитывать в детях такие качества, как милосердие, внимательность, заботу о ближнем,

желание помогать другим людям.

Новизна проекта

Данный проект представляет собой новый взгляд на организацию работы

современного

педагога

в

дошкольном

образовательном

учреждении.

Благотворительная

деятельность

в

таких

сферах,

как

образование

является

важнейшим факторам нравственного развития.

В соответствии с целевыми

ориентирами ФГОСДО, духовно-нравственная культура складывается из установки

на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне

зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности,

религиозных верований, физических и психических особенностей.

Такая форма работы, как волонтёрская деятельность становится мощным средством

нравственного

воспитания,

коммуникации,

необходимыми

для

совместной

деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Ресурсное обеспечение проекта:

Кадровое: Заведующая ДОУ, старший воспитатель, музыкальный руководитель,

педагоги ДОУ, специалисты ДОУ, социальные партнёры, родители.

Информационное: методическая и справочная литература, периодическая печать,

Интернет ресурсы, сайт ДОУ.

Материально-техническое: наглядные и дидактические пособия, компьютерное и

мультимедийное

оборудование,

цифровые

ресурсы

(фотоаппарат,

диктофон,

микрофон, видеокамера), материалы для продуктивной деятельности .

Этапы реализации проекта: (2021-2022 учебный год)

Данный проект предполагается реализовать в три этапа:

1 этап - подготовительный, планово-прогностический

(сентябрь 2021г.)

2 этап - практический, основной (октябрь 2021– май 2022г.)

3 этап – итоговый (май 2022г.)

План реализации проекта

Этап

Содержание этапа

I этап

подготовительный: сентябрь

2021 года.

-определение цели и задач проекта;

-планирование

работы

с

детьми,

родителями,

социальными партнерами;

-предварительная работа по сбору информации;

- анкетирование родителей;

-изучение литературы, интернет-ресурсов, опыт работы

других ДОУ

Работа с педагогами ДОУ

-разработка

механизма

внедрения

технологии

«волонтёрское движение»

-консультация для педагогов: «Что такое волонтёрство?»

-организация центра волонтёрского движения «Рука к

руке»

-подготовка различных атрибутов для работы в центре

волонтёрского движения (презентации, значки, эмблема,

футболки, галстуки, смайлики)

Работа с родителями

-консультации для родителей: «Волонтёрское движение в

детском саду», «Волонтёры: история и современность»

Работа с детьми

-кастинг детей для вступления в ряды волонтёрского

движения;

-знакомство

детей

с

волонтёрами,

с

волонтёрской

деятельностью.

-просмотр видео-презентации «Дети – волонтеры».

- чтение детской художественной литературы о добрых

делах, о взаимопомощи.

II этап

Практический,

основной:

октябрь- май2021-2022

Октябрь

Работа с педагогами ДОУ/ Работа с родителями

- акция «День пожилого человека»

- размещение на сайте ДОУ информаии

по созданию

волонтёрского движения в детском саду

Работа с детьми

- торжественное мероприятие «Рука к руке»

(принятие в ряды волонтерского движения)

- оформление стенда «Рука к руке»

- акция «День пожилого человека»

-изготовление

подарков

пожилым

людям

детьми,

совместно с родителями и педагогами

- неделя помощи «Спешите делать добрые дела»

- трудовой десант «Убираем листья»

Ноябрь

Работа с педагогами и родителями

- выпуск и распространение буклетов «Волонтёр – это

актуально»

- акция «День матери»

- благотворительная акция «Твори добро»

Работа с детьми

- акция «День матери»

- изготовление подарков для мам

- беседа «Помогаю маме» – добрые дела дома

- выставка рисунков «Как я помогаю маме»

-неделя добра – помогаем малышам

- благотворительная акция «Твори добро»

Декабрь

Работа с педагогами

Работа с родителями

- оформление фотоальбома в рамках проекта «Наши добрые

дела»

Работа с детьми

- акция «Мешок Деда Мороза» - подарки для малышей

- неделя помощи «Спешите делать добрые дела»

- чтение детской художественной литературы о добре, о

внимании и заботе о близких

- рефлексивные круги (чем я могу помочь и как на самом

деле помогаю)

Работа с социальными партнёрами

Приглашение

в

детский

сад

волонтёров-школьников.

Совместная деятельность, презентации.

Январь

Работа с педагогами

Работа с родителями

- творческий марафон «Мы – волонтёры!»

- акция «Покормите птиц зимой!»

Работа с детьми

- помогаем малышам

- неделя добрых дел

- акция «Покормите птиц зимой!»

- квест-игра совместно с родителями «Дорогою добра»

- оформление стенда «Рука к руке» новыми рубриками

Февраль

Работа с педагогами

Работа с родителями

- неделя добрых дел

-акция «Доброе сердце» - оказание посильной помощи

больным и нуждающимся

Работа с детьми

-презентация промо-ролика «Мы - волонтёры»

-неделя добрых дел

- акция «Доброе сердце» - оказание посильной помощи

больным и нуждающимся

- чтение художественной литературы о добре и зле

- акция «Книжка заболела»

Март

Работа с педагогами Работа с родителями

-Неделя волонтёрства в ДОУ

-

акция «Женщины планеты»

Работа с детьми

-

игровая и театрализованная деятельность:

«Мама для мамонтёнка», «Наши бабушки»

-художественно-творческая работа: рисунки детей к Дню

8 марта

-игры

по

развитию

эмоциональной

сферы

детей,

коммуникации

-

оформление стенда «Рука к руке» новыми рубриками

-

фотоотчёт «Мои добрые поступки и дела»

-

неделя добрых дел

Апрель

Работа с педагогами

Работа с родителями

-

акция «День Земли»

-

акция «Подари книгу детскому саду»

Работа с детьми

-

акция «День Земли»

-

трудовой десант «Убираем мусор»

-

неделя добрых дел

-квест-игра «Путешествие в мир добрых дел и поступков»

-

акция «Подари книгу детскому саду»

-

репортаж «Мы – волонтёры»

Работа с социальными партнёрами

-квест-игра «Путешествие в мир добрых дел и поступков»

(приглашение родителей, социальных партнёров)

Май

Работа с педагогами

Работа с родителями

-

акция «Георгиевская ленточка»

Работа с детьми

-акция «Георгиевская ленточка» - помощь ветеранам,

подарки, экскурсия на мемориал

-

акция «Посади цветок»

-неделя добрых дел

- акция «Игрушка на память»

- оформление стенда «Рука к руке», фотоотчёт

Работа с социальными партнёрами

- совместный выход на мемориал со школьниками

-

публикации

в

СМИ,

на

сайте

ДОУ

о

работе

волонтёрского движения в рамках проекта

III этап

аналитический:

май 2022 г.

- Анализ результатов работы по внедрению волонтёрского

дижения в ДОУ

- На основе данных анализа разработка дальнейшего плана

действий.

- Распространение опыта через СМИ, Интернет –

ресурсы, участие во Всероссийских конкурсах.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1.

Создание в ДОУ волонтёрского движения с детьми подготовительной к школе группы,

направленного на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, умение

ориентироваться в социуме и высокого патриотического сознания.

2.

Использование

педагогами

комплекса

воспитательных

средств

и

методов,

способствующих у детей проявлению милосердия, доброты, толерантности, любви к

природе, преодолению отчуждения между воспитателями, детьми и родителями,

привлечение семьи к волонтёрскому движению в детском саду.

3.

Формирование у детей предпосылок толерантного отношения к людям независимо от

культурной среды и этнической принадлежности.

4.

Высокие показатели социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников:

готовность

прийти

на

помощь,

милосердие,

внимательность,

волевые

качества,

инициатива.

5.

Развитие

умения

детей

ориентироваться

и

продуктивно

взаимодействовать

с

информационной средой и окружающим социумом.

6.

Расширение связи с родителями и социальными партнёрами города в совместной

деятельности в рамках проекта.

Риски,

негативные

последствия

реализации

проекта

и

механизмы

их

устранения.

Риски

Механизмы устранения

Недостаточный

уровень

заинтересованности

родителями

проектом.

Повышение мотивации через включение в

волонтёрскую деятельность родителей через

различные мероприятия.

Предполагаемые продукты:

1. Разработан комплекс мер по созданию условий в ДОУ по реализации проекта: а) создан

стенд волонтёрского движения в детском саду «Рука к руке»

2. Разработаны методы, приемы, формы организации работы по внедрению в

педагогический процесс волонтёрского движения:

а) создан банк презентаций, художественной литературы по формированию у детей

милосердия, добра, заботы о людях, о природе;

б) разработаны сценарии квест-игр, мероприятий в рамках проекта;

г) разработаны и изготовлены дидактические игры, творческие

задания,

психотехнические

упражнения

по

развитию

эмоциональной

сферы

детей,

коммуникации.

Перспективы распространения Проекта:

В дальнейшем, проект может быть представлен на региональном уровне – участие на

Забайкальском

образовательном

форуме,

выход

на

федеральный

уровень

(педагогические сайты, конкурсы, форумы) – в качестве руководства по организации

совместной деятельности взрослых и детей, основанной на волонтёрском движении

в детском саду – перспективном направлении в деятельности детей, которое дает

огромные

возможности

для

нравственного

воспитания.

Распространение

и

трансляция опыта работы в рамках проекта через публикации и статьи в СМИ, через

участие в образовательных инициативах различного уровня, через электронные

отчёты на сайте МДОУ «Детский сад № 45 Добрая фея».

Возможности дальнейшего развития проекта:

Продолжить работу волонтёрского движения в условиях детского сада. Привлекать

новых социальных партнёров.

Список литературы:

1.

Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России //Научная мысль XXI

века: результаты фундаментальных и прикладныхисследований : материалы Междунар.

науч.-практ. конф. – Самара, 2017. –С. 80-81

2.

Гришаева Н.. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в

дошкольном образовании. 2002 № 5.

3.

Микляева В.Н. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.:

ТЦ Сфера, 2013г.

4.

Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная

работа. - 2003. - №3. - С. 51-54.



В раздел образования




Яндекс.Метрика