Автор: Коршунова Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 45 "Добрая фея"
Населённый пункт: Кемеровская область г. Междуреченск
Наименование материала: Проект
Тема: Волонтёрское движение в ДОУ "Рука в руке", как средство эффективной социализации дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 45 Добрая фея»
Проект
Волонтёрское движение в детском саду «Рука к руке»
как средство эффективной социализации
дошкольников
Авторы- составители:
Коршунова Ю.Н.
воспитатель
г.Междуреченск 2021
Аннотация проекта
Проект направлен на организацию волонтёрского движения в детском саду –
перспективное
направление
в
деятельности
детей,
которое
дает
огромные
возможности для развития духовно-нравственной личности дошкольников.
Основная проблема:
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации.
Именно в ранние детские годы у людей закладываются представления об
окружающем мире, о человеческом обществе, о добре и зле, формируются духовно -
ценностные ориентиры, идеалы. Современные дети живут и развиваются в
совершенно новых социокультурных условиях. Материальные ценности во многих
семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о
гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и
великодушии. Занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в
семье, и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных
детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни
ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
У детей дошкольного возраста отсутствует опыт социально - нравственной позиции,
связанный с различными сторонами общественной жизни человека в их целостности
и многообразии.
Волонтёрское
движение
способно
организовать
активную
деятельность
дошкольников, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных
изменений в детском саду и ближайшем социальном окружении, выявлению
результатов,
на
основе
которых
у
детей
сформируется
отзывчивость,
внимательность, коммуникабельность, милосердие.
Актуальность темы:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: - игре, общении,
познавательно- исследовательской деятельности, конструировании.
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда,
другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам
и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры
в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по
разным вопросам.
- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в
совместной деятельности.
Модернизация
образования
требует
работать
не
только
в
режиме
функционирования, но и в режиме развития. Развиваться - это значит применять
инновационные технологии. Одной из таких технологий является «волонтёрское
движение»,
которое оптимально соответствуют поставленной цели развития
личности.
Волонтёр - это синоним слова «доброволец». Волонтер – это человек, несущий веру
в доброе, надежду на будущее и любовь к окружающим!
Настоящий волонтёр – это пример нравственности и здорового образа жизни,
толерантности и сотрудничества, осознанности и бескорыстия. Об этом говорит
Всемирная декларация добровольцев.
Волонтерское движение в детском саду – это желание научиться новому, приобрести
круг общения, помочь нуждающимся людям. В основе волонтерского движения
стоят принципы: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому», «сам
захотел, и сам выбрал что делать» Объединяя родителей, педагогов и детей
волонтёрской деятельностью, которая продиктована доброй волей состоит в том,
что оно приведет:
- к более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности,
самостоятельности и инициативы;
- к оптимизации детско-родительских отношений и умению работать в команде.
Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к
окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и
милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств,
является их желание помочь, проявить добродушие, пожалеть слабого, маленького,
одинокого, больного.
Организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная
возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для
успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе,
взаимодействие с окружающим социумом.
Основные ориентиры проекта:
Срок реализации проекта:
1 год (с 01.09.2021 по 31.05.2022) с дальнейшим пролонгированием.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители,
социальные партнёры.
Адресация
проекта:
проект
предназначен
для
педагогов
ДОУ,
педагогов
дополнительного образования.
Типовые особенности проекта:
• По характеру создаваемого продукта: информационный, творческий
• По количеству участников: групповой.
• По продолжительности: долгосрочный.
Каковы возможные особенности проекта: на уровне образовательного учреждения.
Практическая значимость:
Внедрение
волонтерского
движения
в
дошкольном
учреждении
на
основе
свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых
продиктована доброй волей, а не принуждением, приведет к более эффективному
формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность,
коммуникабельность,
самостоятельность;
оптимизации
детско-родительских
отношений; повышению рейтинга детского сада. Всеми участниками проекта будет
осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад –
социум». Дошкольники могут приобрести позитивный опыт социального взросления
и социальной ответственности, почувствовать себя взрослыми и нужными.
Цель проекта: Внедрение волонтерского движения в деятельность детского сада,
направленного
на
развитие
духовно-нравственной
личности
дошкольников;
формирование
у
воспитанников
активной
жизненной
позиции,
умения
ориентироваться в социуме и высокого патриотического сознания.
Задачи проекта:
1.
Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников, педагогов,
родителей детского сада.
2.
Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества,
позитивные установки на добровольческую деятельность.
3.
Формировать у воспитанников чувство собственного достоинства как представителя
своего народа. Способствовать повышению значения семейных ценностей.
4.
Создать условия для возможностей детям, родителям и педагогам приобретать новые
знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе.
5.
Воспитывать толерантное отношение к другим людям независимо от культурной среды и
этнической принадлежности.
6.
Воспитывать в детях такие качества, как милосердие, внимательность, заботу о ближнем,
желание помогать другим людям.
Новизна проекта
Данный проект представляет собой новый взгляд на организацию работы
современного
педагога
в
дошкольном
образовательном
учреждении.
Благотворительная
деятельность
в
таких
сферах,
как
образование
является
важнейшим факторам нравственного развития.
В соответствии с целевыми
ориентирами ФГОСДО, духовно-нравственная культура складывается из установки
на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне
зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности,
религиозных верований, физических и психических особенностей.
Такая форма работы, как волонтёрская деятельность становится мощным средством
нравственного
воспитания,
коммуникации,
необходимыми
для
совместной
деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Ресурсное обеспечение проекта:
Кадровое: Заведующая ДОУ, старший воспитатель, музыкальный руководитель,
педагоги ДОУ, специалисты ДОУ, социальные партнёры, родители.
Информационное: методическая и справочная литература, периодическая печать,
Интернет ресурсы, сайт ДОУ.
Материально-техническое: наглядные и дидактические пособия, компьютерное и
мультимедийное
оборудование,
цифровые
ресурсы
(фотоаппарат,
диктофон,
микрофон, видеокамера), материалы для продуктивной деятельности .
Этапы реализации проекта: (2021-2022 учебный год)
Данный проект предполагается реализовать в три этапа:
1 этап - подготовительный, планово-прогностический
(сентябрь 2021г.)
2 этап - практический, основной (октябрь 2021– май 2022г.)
3 этап – итоговый (май 2022г.)
План реализации проекта
Этап
Содержание этапа
I этап
подготовительный: сентябрь
2021 года.
-определение цели и задач проекта;
-планирование
работы
с
детьми,
родителями,
социальными партнерами;
-предварительная работа по сбору информации;
- анкетирование родителей;
-изучение литературы, интернет-ресурсов, опыт работы
других ДОУ
Работа с педагогами ДОУ
-разработка
механизма
внедрения
технологии
«волонтёрское движение»
-консультация для педагогов: «Что такое волонтёрство?»
-организация центра волонтёрского движения «Рука к
руке»
-подготовка различных атрибутов для работы в центре
волонтёрского движения (презентации, значки, эмблема,
футболки, галстуки, смайлики)
Работа с родителями
-консультации для родителей: «Волонтёрское движение в
детском саду», «Волонтёры: история и современность»
Работа с детьми
-кастинг детей для вступления в ряды волонтёрского
движения;
-знакомство
детей
с
волонтёрами,
с
волонтёрской
деятельностью.
-просмотр видео-презентации «Дети – волонтеры».
- чтение детской художественной литературы о добрых
делах, о взаимопомощи.
II этап
Практический,
основной:
октябрь- май2021-2022
Октябрь
Работа с педагогами ДОУ/ Работа с родителями
- акция «День пожилого человека»
- размещение на сайте ДОУ информаии
по созданию
волонтёрского движения в детском саду
Работа с детьми
- торжественное мероприятие «Рука к руке»
(принятие в ряды волонтерского движения)
- оформление стенда «Рука к руке»
- акция «День пожилого человека»
-изготовление
подарков
пожилым
людям
детьми,
совместно с родителями и педагогами
- неделя помощи «Спешите делать добрые дела»
- трудовой десант «Убираем листья»
Ноябрь
Работа с педагогами и родителями
- выпуск и распространение буклетов «Волонтёр – это
актуально»
- акция «День матери»
- благотворительная акция «Твори добро»
Работа с детьми
- акция «День матери»
- изготовление подарков для мам
- беседа «Помогаю маме» – добрые дела дома
- выставка рисунков «Как я помогаю маме»
-неделя добра – помогаем малышам
- благотворительная акция «Твори добро»
Декабрь
Работа с педагогами
Работа с родителями
- оформление фотоальбома в рамках проекта «Наши добрые
дела»
Работа с детьми
- акция «Мешок Деда Мороза» - подарки для малышей
- неделя помощи «Спешите делать добрые дела»
- чтение детской художественной литературы о добре, о
внимании и заботе о близких
- рефлексивные круги (чем я могу помочь и как на самом
деле помогаю)
Работа с социальными партнёрами
Приглашение
в
детский
сад
волонтёров-школьников.
Совместная деятельность, презентации.
Январь
Работа с педагогами
Работа с родителями
- творческий марафон «Мы – волонтёры!»
- акция «Покормите птиц зимой!»
Работа с детьми
- помогаем малышам
- неделя добрых дел
- акция «Покормите птиц зимой!»
- квест-игра совместно с родителями «Дорогою добра»
- оформление стенда «Рука к руке» новыми рубриками
Февраль
Работа с педагогами
Работа с родителями
- неделя добрых дел
-акция «Доброе сердце» - оказание посильной помощи
больным и нуждающимся
Работа с детьми
-презентация промо-ролика «Мы - волонтёры»
-неделя добрых дел
- акция «Доброе сердце» - оказание посильной помощи
больным и нуждающимся
- чтение художественной литературы о добре и зле
- акция «Книжка заболела»
Март
Работа с педагогами Работа с родителями
-Неделя волонтёрства в ДОУ
-
акция «Женщины планеты»
Работа с детьми
-
игровая и театрализованная деятельность:
«Мама для мамонтёнка», «Наши бабушки»
-художественно-творческая работа: рисунки детей к Дню
8 марта
-игры
по
развитию
эмоциональной
сферы
детей,
коммуникации
-
оформление стенда «Рука к руке» новыми рубриками
-
фотоотчёт «Мои добрые поступки и дела»
-
неделя добрых дел
Апрель
Работа с педагогами
Работа с родителями
-
акция «День Земли»
-
акция «Подари книгу детскому саду»
Работа с детьми
-
акция «День Земли»
-
трудовой десант «Убираем мусор»
-
неделя добрых дел
-квест-игра «Путешествие в мир добрых дел и поступков»
-
акция «Подари книгу детскому саду»
-
репортаж «Мы – волонтёры»
Работа с социальными партнёрами
-квест-игра «Путешествие в мир добрых дел и поступков»
(приглашение родителей, социальных партнёров)
Май
Работа с педагогами
Работа с родителями
-
акция «Георгиевская ленточка»
Работа с детьми
-акция «Георгиевская ленточка» - помощь ветеранам,
подарки, экскурсия на мемориал
-
акция «Посади цветок»
-неделя добрых дел
- акция «Игрушка на память»
- оформление стенда «Рука к руке», фотоотчёт
Работа с социальными партнёрами
- совместный выход на мемориал со школьниками
-
публикации
в
СМИ,
на
сайте
ДОУ
о
работе
волонтёрского движения в рамках проекта
III этап
аналитический:
май 2022 г.
- Анализ результатов работы по внедрению волонтёрского
дижения в ДОУ
- На основе данных анализа разработка дальнейшего плана
действий.
- Распространение опыта через СМИ, Интернет –
ресурсы, участие во Всероссийских конкурсах.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1.
Создание в ДОУ волонтёрского движения с детьми подготовительной к школе группы,
направленного на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, умение
ориентироваться в социуме и высокого патриотического сознания.
2.
Использование
педагогами
комплекса
воспитательных
средств
и
методов,
способствующих у детей проявлению милосердия, доброты, толерантности, любви к
природе, преодолению отчуждения между воспитателями, детьми и родителями,
привлечение семьи к волонтёрскому движению в детском саду.
3.
Формирование у детей предпосылок толерантного отношения к людям независимо от
культурной среды и этнической принадлежности.
4.
Высокие показатели социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников:
готовность
прийти
на
помощь,
милосердие,
внимательность,
волевые
качества,
инициатива.
5.
Развитие
умения
детей
ориентироваться
и
продуктивно
взаимодействовать
с
информационной средой и окружающим социумом.
6.
Расширение связи с родителями и социальными партнёрами города в совместной
деятельности в рамках проекта.
Риски,
негативные
последствия
реализации
проекта
и
механизмы
их
устранения.
Риски
Механизмы устранения
Недостаточный
уровень
заинтересованности
родителями
проектом.
Повышение мотивации через включение в
волонтёрскую деятельность родителей через
различные мероприятия.
Предполагаемые продукты:
1. Разработан комплекс мер по созданию условий в ДОУ по реализации проекта: а) создан
стенд волонтёрского движения в детском саду «Рука к руке»
2. Разработаны методы, приемы, формы организации работы по внедрению в
педагогический процесс волонтёрского движения:
а) создан банк презентаций, художественной литературы по формированию у детей
милосердия, добра, заботы о людях, о природе;
б) разработаны сценарии квест-игр, мероприятий в рамках проекта;
г) разработаны и изготовлены дидактические игры, творческие
задания,
психотехнические
упражнения
по
развитию
эмоциональной
сферы
детей,
коммуникации.
Перспективы распространения Проекта:
В дальнейшем, проект может быть представлен на региональном уровне – участие на
Забайкальском
образовательном
форуме,
выход
на
федеральный
уровень
(педагогические сайты, конкурсы, форумы) – в качестве руководства по организации
совместной деятельности взрослых и детей, основанной на волонтёрском движении
в детском саду – перспективном направлении в деятельности детей, которое дает
огромные
возможности
для
нравственного
воспитания.
Распространение
и
трансляция опыта работы в рамках проекта через публикации и статьи в СМИ, через
участие в образовательных инициативах различного уровня, через электронные
отчёты на сайте МДОУ «Детский сад № 45 Добрая фея».
Возможности дальнейшего развития проекта:
Продолжить работу волонтёрского движения в условиях детского сада. Привлекать
новых социальных партнёров.
Список литературы:
1.
Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России //Научная мысль XXI
века: результаты фундаментальных и прикладныхисследований : материалы Междунар.
науч.-практ. конф. – Самара, 2017. –С. 80-81
2.
Гришаева Н.. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в
дошкольном образовании. 2002 № 5.
3.
Микляева В.Н. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.:
ТЦ Сфера, 2013г.
4.
Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная
работа. - 2003. - №3. - С. 51-54.