Авторы: Ладыко Татьяна Анатольевна, Иван Года Дьяконов
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 21 "Гнёздышко"
Населённый пункт: г. Междуреченск
Наименование материала: нод
Тема: Развитие речи. Звуковая культура речи.
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ № «21 «Гнездышко», г. Междуреченск, 2022 г.
Воспитатель Ладыко Татьяна Анатольевна
«Звуковая культура речи: звуки м, м*.».
Вторая младшая группа.
Воспитатель: Щербакова Ирина Павловна.
Цель: упражнять в четком и правильном произношении звуков м и м*.
Задачи:
Обучающие:
формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить
спокойно, с естественной интонацией актуализировать словарный запас детей;
Развивающие:
развивать моторику речевого аппарата, слуховое восприятие, речевой слух,
внимание.
Воспитательные:
воспитывать положительные взаимоотношения со сверстниками, желание
помогать друг другу.
Методы и приемы:
Наглядные (показ, демонстрация,
Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ,
Игровые (дидактические упражнения).
Материалы и оборудование: кукла Машенька, игрушки – кошка, собака, корова,
мышка и мишка, мячик, маски кошки, котенка, коровы, теленка, ключик, ширма,
карандаши, бумага для рисования, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: беседы о животных – кошках, и умении
произносить звуки: мяу и фр-р, артикуляционная гимнастика, знакомство с
песней «Кошка» муз А. Александрова, сл. Н. Френкеля.
Ход образовательной ситуации:
1. Организационный момент.
– Ребята, вы любите ходить в гости? (ответы детей)
- А любите, когда к вам приходят гости? (ответы детей)
- К нам пришла в гости кукла. Как твое имя, кукла?
(кукла говорит на ушко воспиттателю)
- Кукла сказала, ее зовут Маша.
- Скажите, как ее зовут? (повторяют)
-Она тоже, оказывается, умеет говорить.
-А как вы думаете, что куколка нам сейчас скажет? (ответы детей)
-А давайте внимательно послушаем: (кукла говорит слово «Ма-ма»).
-Что сказала кукла? (ответы детей)
-Ребята, Маша предлагает нам поиграть в игру, которая называется «Заводные
куклы».
Артикуляция звука М, МЬ.
1. Игра «Заводные куклы».
-Хотите стать говорящими куклами? (ответы детей)
- Что нам в этом поможет? (показывает ключик). Раньше, чтобы кукла
заговорила, ее надо было завести ключиком, и я и вас заведу ключиком – вот так.
Тот, кого я завела, должен четко сказать: «Мама, я тебя люблю».
(После того как 5–6 малышей выступят в роли заводных кукол, игра
продолжается в несколько измененном варианте. Дети изображают заводных
коров, телят, козочек и козлят, кошек и котят (по выбору).
-Ребята, взрослого животного голос грубее, а у их детенышей какой
голосок? (ответы детей) (тоньше).
- А теперь вы будете изображать животных. Помните, что голоса взрослых
животных грубее, а голоса детёнышей тоньше.
- Заведу-ка я вот этого беленького котёнка.
- Сейчас заведу большого чёрного кота.
- А теперь заведу большую пятнистую корову.
- Сейчас заведу маленького телёнка.
2. Чтение рассказа про кошку Мурку.
- У куклы Маши есть кошка. Она очень любит играть с ней.
(показать игрушку)
- Сейчас я вам расскажу про неё.
Тогда садитесь поудобнее и слушайте внимательно. (Дети садятся на ковёр)
Рассказ читается без наглядного сопровождения.
-Жила-была Мурка. Она очень любила молоко. Быстро-быстро она лакала молоко
язычком. Но мылась она без мыла. Да-да! Просто чисто-чисто вылизывала свою
шкурку язычком.
- Как звали кошку? (ответы детей).
-Что любила Мурка? (ответы детей)
-Покажите, как лакала она молоко? (артикуляционная гимнастика язычком).
- Ой, ребята, что-то Мурке грустно стало. Кажется, я знаю почему - она хочет
кушать. А чем же ее покормить? (Молоком).
3. Исполнение песенки «Кошка» (муз А. Александрова, сл. Н. Френкеля.)
Киска к деткам подошла
Молочка просила.
Молочка просила,
«Мяу» - говорила
Мяу-мяу-мяу. (дети подпевают)
Угостили молочком – (дети подставляют ладошки, кошка из них «лакает»
Кисонька поела,
Кисонька поела,
Песенку запела:
- Мурр… Мурр…Мурр… (дети подпевают)
Воспитатель: - Ребята, скажите, как Мурка просила молока (Мяу-
мяу) (индивидуальные ответы детей)
- Скажите, какую песенку пела кисонька (мур) (индивидуальные ответы детей.)
4. Чтение стихотворения Г. Сапгира «Кошка»
-На улице зима и наша Мурка заболела, у неё болит горлышко, и она не может
говорить.
- Я хочу ей помочь, а вы хотите? (ответы детей) Давайте поможем.
(вначале воспитатель читает стихотворение Г. Сапгира «Кошка», а
затем повторяет его, и дети участвуют в диалоге)
- Кошка, как тебя зовут?
- Мяу (дети)
-Стережешь ты мышку тут?
-Мяу (дети)
-Мяу, хочешь молочка?
-Мяу (дети)
- А в приятели – щенка?
-Фр-р!
-А теперь хотите поиграть? (ответы детей)
(Воспитатель повторяет стихотворение)
-Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать за кошку, как говорит кошка –
мяу. Правильно.
5. Физкультминутка.
-А сейчас кукла Маша приглашает вас поиграть:
Мы топаем ногами, мы хлопаем руками,
Киваем головой. Мы руки поднимаем,
мы руки опускаем, мы кружимся потом.
6. Игра «Вставь словечко»
Молодцы ребята! Давайте поиграем ещё в одну игру, она называется «Вставь
словечко».
На полу скребется – (мышка). Спит в берлоге бурый – (мишка). Этот мишка очень
– (мил). Только лапы он не (мыл). Убежала в норку – (мышка). Спать залёг в
берлогу – (мишка). Мальчик мал, но очень – (мил). Он водичкой руки - (мыл). Кто
всю зиму в шубе спал, лапку бурую сосал. А проснувшись, стал реветь, этот зверь
лесной - (медведь). Наша Таня громко плачет, уронила в речку – (мячик). Руки
мыть пошла Людмила, ей понадобилось – (мыло).
7. Рисование «Мяч»
- Ребята, посмотрите, под столом стоит коробка. Как вы думаете, что там?
-Хотите открыть ее? В коробке лежит мяч. Дети рисуют мяч для куклы Маши.
-Кукла Маша сказала мне, что ей очень понравились ваши рисунки.
8. Рефлексия.
-У кого ребята мы были в гостях? (ответы детей) (у куклы Маши).
-В кого мы сегодня превращались? (ответы детей) (заводных кукол)
- Кто к нам в гости приходил? (ответы детей) (Мишка и Мурка)
-Как разговаривает кошка? (ответы детей)
- Как маленький котенок? (ответы детей)
-Мне очень понравилось с вами играть, вы хорошо отвечали на вопросы.
-А что вы нарисовали кукле Маши? (ответы детей)