Автор: Сафарова Юлия Камильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР Детский сад №58"
Населённый пункт: Саранск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром с элементами сюжетно-ролевой игры в средней группе"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Ребята – Поворята» с птицами дружны!»
Цель: Формирование представлений о природных изменениях в родном крае и о труде
человека.
Задачи:
1.
Продолжать знакомить детей с ранними признаками весны. Продолжать учить
различать «зимующих» и «перелетных» птиц родного края. Познакомить детей с
Международным Днем птиц – 1 апреля.
2.
Продолжать развивать познавательный интерес у детей, посредством сюжетно-
ролевой игры «Ребята - Поварята».
3.
Воспитывать бережное отношение у детей к природе и к труду человека.
Оборудование (демонстрационный материал):
1.
Интерактивная доска с изображением картинок, ноутбук, колонки:
Картинки: солнце, сосульки тают, проталины, подснежники, ручейки, легкая
одежда, сугробы снега, снежинки, шуба и шапка, санки;
Ветка дерева и на ней сидят птицы: ворона, воробей, голубь, синица, снегирь,
ласточка, журавль, грач, соловей, кукушка;
Кормушка с изображением снежинки и кормушка с изображением солнца;
Миска для замешивания теста;
Продукты: мука, яйцо, масло сливочное, сахар;
Картинка повара (белая униформа, халат или фартук, колпак).
2.
Столы и стулья для детей;
3.
Влажные очищающие салфетки для рук;
4.
Готовое тесто;
5.
Индивидуальные доски для работы с тестом;
6.
Стеки для резки теста;
7.
Формочки в виде птиц для выпекания печения;
8.
Готовое печение для угощения;
9.
Музыкальное сопровождение для персонажей;
10.
Костюмы для персонажей – две сороки.
Ход:
1.
Сюрпризный момент (вводная часть)
Дети стоят на ковре (врассыпную). На аудио проигрывается звук – стук в окно.
Воспитатель: - «Ребята, вы слышите?»
Дети: - «Да!»
Под музыку в костюмах залетают два персонажа (сороки).
Воспитатель: - «Здравствуйте уважаемые гости!
«Кто так расскажите
И что за новость сообщите?!»
Сороки: стихотворение о том, что они сороки, прилетели к нам в детский сад, сообщить о
том, что к нам в город из теплых стран должны прилететь птицы. А почему именно
сейчас и какие именно птицы должны прилететь, они не знают! И нам необходимо
срочно это выяснить.
Воспитатель: - «Спасибо вам уважаемые сороки за новость!» (сороки улетаю).
Воспитатель: -
«Ребята,
перед
нами
стоит
важная
задача,
справимся
с
ней?!» (да). Тогда, я вам предлагаю пройти к доске, присаживайтесь на стульчики».
2.
Работа с интерактивной доской (далее – Доска)
Стульчики стоят у Доски полукругом. Дети присаживаются на стульчики, лицом к Доске.
Воспитатель
:
- «Ребята, давайте разбираться с этой задачей и выяснять, какие же
птицы к нам должны прилететь и по какой причине? Я предлагаю вам рассуждать
таким образом, сороки сказали, что это птицы летят из теплых крав! Как вы думаете,
что это значит? (если не отвечаю, то: «как вы думаете, этим птицам необходима
теплая погода?»).
Дети отвечаю, что для этих птиц нужна теплая погода.
Воспитатель: - «Правильно! Птицам, которые к нам собираются прилететь необходима
теплая погода! А кто знает, какое время года сейчас у нас? (ранняя весна). А как вы это
определили? Давайте с вами сами придумаем картинку, где будет весна! Смотрим на
доску!»
На Доске появляются картинки: солнце, сосульки тают, проталины, подснежники,
ручейки, легкая одежда, сугробы снега, снежинки, шуба и шапка, санки. Дети поднимают
руку и называют только те картинки, которые относятся к признакам ранней весны. На
Доске появляется сюжетная картина ранней весны, с теми картинками, которые назвали
дети.
Воспитатель: - «Ребята, мы выяснили, что птицы должны прилететь ранней весной. И у
птиц есть даже свой праздник – Международный День птиц, который отмечается на
всей планете Земля – 1 апреля. Дата проведения праздника выбрана не случайно: как раз в
это время из теплых краев возвращаются пернатые. Взрослые и дети в этот день
благоустраивают места обитания водоплавающих птиц, вывешивают новые кормушки.
Птицам очень приятно возвращаться с новые обустроенные «дома»!»
Физминутка (стихотворение про птиц)
«Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири.
Распушили перышки,
Греются на солнышке.
Среди серых голубей
Скачет шустрый воробей.
Воробушек – пташка,
Серая рубашка».
Дети наизусть читают уже знакомое стихотворение и выполняют движения руками и
ногами. Далее, присаживаются обратно на стульчики перед лицом к Доске.
Воспитатель: - «А как называют таких птиц? (если не называют: «птицы, которые
перелетаю?» (перелетные)). Правильно! Давайте теперь выясним, какие именно птицы к
нам прилетят?! Посмотрите на доску!»
На Доске изображена ветка, на ней сидят: ворона, воробей, голубь, синица, снегирь,
ласточка, журавль, грач, соловей, кукушка. Далее, появляется кормушка, на которой
изображена снежинка.
Воспитатель: - «Ребята посмотрите внимательно, на ветке сидит много птиц, но нам
нужно заселить в этот «домик» только тех птиц, которые остаются с нами
зимовать».
Дети поднимаю руку, подходят по-одному, называют птицу и сами «заселяют» ее в
кормушку «снежинка» (ворона, воробей, голубь, синица, снегирь).
Воспитатель: - «Это все птицы, которые с нами зимуют? Как их называют? (да,
«зимующие»). Хорошо, молодцы, а у нас остались на ветке еще птицы! Давайте
посмотрим на них (появляется кормушка с солнышком). Какие это птицы?»
Дети поднимаю руку, подходят по-одному, называют птицу и сами отправляют птицу в
кормушку «солнышко» (ласточка, журавль, грач, соловей, кукушка).
Воспитатель: - «Эти птицы остаются с нами зимовать? (нет). Тогда какие это птицы?
(«перелетные»). Правильно, молодцы! Ребята, какую же новость нам хотели донести
сороки?!»
Дети: - «В наши края должны прилететь «перелетные» птицы, потому что у нас
становится теплее».
Сюжетно-ролевая игра «Ребята-Поворята!»
Воспитатель: - «Ребята! Если у птиц есть свой праздник, напомните мне, когда он
празднуется? (1 апреля). То нужно его отпраздновать, правда?! Давайте же и мы
отпразднуем этот праздник! Я вам предлагаю побыть поварами и приготовить
настоящее печение и угостить им наших гостей. Ребята, кто такой повар? (человек,
который готовит еду). Во что он одет?» (белая форма: халат или комбинезон или
фартук, белый колпак).
На экране появляются картинки повара в белой униформе.
Воспитатель: - «Также, повару важно, чтобы руки у него были всегда чистые, так как он
работает
с
продуктами
питания! (показываю,
как
умывать
руки
влажными
очищающими салфетками). Но и после приготовления пищи, повар тоже умывает руки!
Теперь, для того чтобы замесить тесто, нам нужно определиться с продуктами, какие
продукты необходимо для теста?».
На экране появляется миска для теста и перечень продуктов. Дети перечисляют продукты
(мука, яйцо, масло сливочное, сахар).
Воспитатель: - «Давайте теперь перевоплотимся в поваров, помоем ручки салфетками и
приступим к работе».
Дети подходят к костюмерной, переодеваются, умывают руки влажными очищающими
салфетками. В это время, второй воспитатель расставляет столы и стулья. На столах у
каждого ребенка доска, формочка для выпекания печения, стека для резки теста и кусок
теста (один кусок на 4 человека). Также, готовит рабочее место и для воспитателя,
который ведет занятие.
Воспитатель: - «Ребята, пока мы с вами переодевались, тесто уже готово! Давайте
присядем за столы и посмотрим, как нужно правильно работать с тестом! (дети
садятся за столы). Берем кусок теста, стека отрезаем себе небольшой кусочек и
пальцами заполняем пространство формочки для выпечки. Вот так! (показываю)».
Дети выполняют данную инструкцию.
Воспитатель: - «Ребята, какие вы молодцы! Все ваши печенья обязательно отправим в
духовую печь и на полдник их попробуем!»
Список использованной литературы:
1.
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа 4-5 лет ФГОСС», изд.
МОЗАИКА – СИНТЕЗ, г.Москва – 2010 г.;
2.
О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе
детского сада», изд. МОЗАИКА – СИНТЕЗ, г.Москва – 2011 г.;
3.
С.И. Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей
дошкольников 4-5 лет», изд. РЕЧЬ, г.Санкт-Петербург – Москва – 2017 г.