Автор: Владимирова Ирина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ РС(Я) "Республиканская специальная коррекционная школа-интернат для обучающихся с ТНР"
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: Технологическая карта урока 4 класс
Тема: "Мир детства в рассказе А.П, Чехова "Мальчики" 4 класс
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока по литературному чтению в 4 «в» классе.
Учитель: Владимирова И.И.
Тема урока.
Мир детства в рассказе А.П.Чехова «Мальчики».
Тип урока
Повторение и закрепление пройденного материала.
Цель урока
Взаимоотношения героев рассказа А.П.Чехова «Мальчики». Определить своё отношение к поступкам героев.
Повторить и закрепить знания рассказа А.П.Чехова «Мальчики».
Планируемый результат
(УУД)
Познавательные УУД: Понимание и осмысление нравственных уроков. Умение работать с текстом.
Осуществлять поиск необходимой информации в книге.
Коммуникативные УУД: Формулировать высказывание, мнение. Согласовывать позиции и находить общее
решение (работа в группах, парах).
Личностные УУД: Проявлять интерес к миру чувств и мыслей человека. Определять собственное отношение.
Восприятие и понимание эмоционально – нравственных переживаний.
Предметные УУД: Прогнозировать содержание произведения, понимание основной мысли. Поиск необходимой
информации в книге.
Задачи: Образовательная: Отрабатывать умения работать с текстом. Развивающая: Развивать мыслительную деятельность, умения
сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы. Обогащать словарный запас учащихся. Развивать речь. Воспитательная:
Воспитывать интерес и любовь к литературе; повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию
гармоничной личности; создать условия для воспитания коммуникативной культуры учащихся. Умение слушать других.
Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, презентация, тесты.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Мотивация к
учебной
деятельности.
Прочтите девиз урока:
1. «Мир освещается солнцем, а человек знанием».
-Все сосредоточились, все настроились на
работу, все успокоились.
Дети читают слайд.
2. «Не бойся, когда не знаешь, страшно, когда знать не хочется».
3.«Невозможно без внимания, получить образование!». (1 слайд)
2. Актуализация
знаний.
3.Работа по
учебнику.
Проверка
домашнего
задания.
Включение в
систему знаний.
(2 слайд)
Чтение скороговорки:
Три сороки – три трещётки
Потеряли по три щётки:
Три – сегодня, три вчера,
Три – ещё позавчера.
-С каким произведением мы на прошлом уроке познакомились?
-Дома вы должны были прочитать весь текст. Прочитали?
(3 слайд)
*
Вспомним из рассказа нам не знакомые слова:
*
Розвальни – широкие сани.
*
Башлык – суконный тёплый головной убор в виде широкого
капюшона.
*
Сюртук – длинный до колена, приталенный, однобортный, реже
двубортный предмет мужского гардероба.
*
Самоеды – общее название малочисленных народов.
*
Плантации – искусственно созданное сельскохозяйственное
предприятие, регулярно использующее труд людей.
Дети читают скороговорку.
-Мы познакомились с произведением
А.П.Чехова «Мальчики».
-Да.
Показ слайдов.
4.Итог по
чтению текста:
5. Физминутка
6.Игра «Угадай
героя?»
*
Пампасы – южноамериканские степи.
*
Урядник – полицейский чин.
-Открываю слайды. Рассмотри иллюстрации и найди с текста
эпизоды и прочитай.
1. Приезд Володи.
2. Встреча в доме.
3. Чаепитие.
4. Подготовка к Новому году.
5. План побега.
6. Подслушивание разговора мальчиков.
7. Сомнения Володи и уговор Чечевицына.
8. Отъезд Чечевицына домой с мамой.
Молодцы, домашнее задание выполнили. Из текста нашли эпизоды
правильно.
- Читаю предложения, вы должны угадать про кого это?
-Он для них показался загадочным, т.к. был занят своими мыслями и не
интересовался забавами.
- Он добрый, внимательный, заботливый.
7. Цель теста:
Закрепить знания
о произведении
«Мальчики».
- Неустрашимый, решился бежать в Америку, добывать там золото,
слоновую кость, охотиться на львов и тигров.
- Речь не соответствует портретной характеристике.
-Любым способом: убеждением, уговорами и шантажом – воплощает
свои мечты.
- Худой, смуглый, покрыт веснушками, волосы у него щетинистые,
глаза узенькие, губы толстые.
- Настоящий сын своих родителей и похож на них.
- Молчаливость и угрюмость это подражание более властному и,
возможно умному товарищу.
- Всегда принимал участие в подготовке к Рождеству.
- А ещё он рычал как тигр.
- Общительный, энергичный, весёлый, открытый.
- По натуре лидер, целеустремлённый человек.
- Молодцы!
-На партах лежат тесты. Выбираем правильный ответ и ставим
галочку или подчёркиваем.
- Цель теста: Закрепить знания о произведении. На сколько вы
поняли содержание текста.
-Тот, кто справится, поднимает руку.
Тест.
1.
Имя одного из главных героев:
А) Чибисов; Б) Черепицын; В) Чечевицын.
2. Мальчиков встречали:
А) 4 человека и пёс; Б) 6 человек; В) 7 человек и пёс.
3. Розвальни это:
А) широкие сани; Б) неповоротливые люди; В) развалины избы.
4. События рассказа происходят накануне:
А) Пасхи; Б) Рождества; В) Крещения.
5. Сколько лет было самой старшей сестре Володи?
А) двенадцать; б) десять; в) одиннадцать.
6. В Калифорнии вместо чая пьют:
А) компот; Б) кофе; В) джин.
7. Мальчики решили сбежать в:
А )Африку; Б) Америку; В) Австралию.
Дети выполняют тест.
Дети читают свои ответы.
8.Итог.
Рефлексия
деятельности на
уроке.
8. Пампасы это:
А) Южноамериканские степи; Б) местное население; В) плоды дерева.
9. В путешествии мальчикам придётся:
А) сражаться с тиграми; Б) поступать в морские разбойники; В)
жениться на красавицах.
10. По мнению Маши это нужно кушать в пост:
А) манную кашу; Б) горох и чечевицу; В) ничего.
11. Урядник это:
А) нарядно одетый человек; Б) управляющий хозяйством;
В) полицейский чин.
12. Как зовут отца Володи?
А) Иван Яковлевич; б) Владимир Иванович в) Иван Николаевич.
13. Как звали самую маленькую сестру Володи?
А) Катя; б) Маша; в) Соня.
-Каждый писатель, задумывая своё произведение, ставит перед собой
вопрос. Чему учит произведение?
-Какая пословица более подходит к поступкам мальчиков?
Нельзя быть ведомым, необходимо иметь своё
мнение, необходимо любить родителей,
слушать их. Данное произведение учит нас, что
необходимо хорошо подумать, перед тем как
что – то сделать.
9. Оценивание
учащихся.
Оцените свою деятельность и настроение на уроке при помощи
смайликов.
«Семь раз измерь, один раз отрежь».
Характеристика Чечевицына.
Девочки и родители в нём видят только друга Володи.
Он для них показался загадочным, т.к. был занят своими мыслями и не интересовался забавами.
Важным, умным.
Для девочек был неустрашимым человеком, который решился бежать в Америку и добывать там золото и слоновую кость, охотиться на
львов и тигров.
А ещё он рычал как тигр.
По натуре лидер, целеустремлённый человек.
Любым способом: убеждением, уговорами, и шантажом – воплощает свои мечты.
Описание его внешности: худой, смуглый, покрыт веснушками, волосы у него щетинистые, глаза узенькие, губы толстые.
Напористая сила победила нерешительность Володи.
Характеристика Володи Королёва.
Он добрый, внимательный, заботливый.
Речь Володи не соответствует портретной характеристике.
Володя настоящий сын своих родителей и похож на них.
Такой же общительный, энергичный, весёлый и открытый.
Не зря он в прежние приезды, всегда принимал участие в подготовке к Рождеству.
Теперешняя его молчаливость и угрюмость это подражание более властному и, возможно, более умному товарищу.
Ответы на вопросы. Работа в парах.
1.
Что вы можете сказать о семье Королёвых?
2.
Как родители и дети относятся друг другу?
1.Назовите главных героев рассказа?
2.
Какими чертами характера обладал Володя?
1.
О чём мечтали Чечевицын и Володя?
2.
Кто из мальчиков лидер? Докажи словами текста.
Что у них было на дорогу? Докажи словами текста.
1. Приезд Володи.
2. Встреча в доме.
3. Чаепитие.
4. Подготовка к Новому году.
5. План побега.
6. Подслушивание разговора мальчиков.
7. Сомнения Володи и уговор Чечевицына.
8. Отъезд Чечевицына домой с мамой.