Напоминание

"Современные методы и приёмы обучения на уроках истории и обществознания"


Автор: Распопов Владимир Владимирович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: Выступление на педагогическом совете
Тема: "Современные методы и приёмы обучения на уроках истории и обществознания"
Раздел: среднее образование





Назад




Современные методы и приёмы обучения на уроках истории и

обществознания

(выступление на педагогическом совете)

Подготовил: учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 22 Распопов В.В.

В современном обществе большое внимание уделяется инновациям.

Знания даются только заинтересованному в них человеку, но сегодня в школе

у учащихся среднего и старшего звена, к сожалению, слабая мотивация к

учёбе и задача учителя – обеспечить положительную мотивацию обучения,

активизировать познавательную деятельность различными приёмами и

методами.

Именно образование должно давать ответы на «вызовы» времени,

меняться, реагируя на изменения в обществе. На современном этапе

получение знаний и применение их на практике дополнено новой целью –

развивать самостоятельность учащихся, учить их приобретать и творчески

применять новые знания.

В

связи

с

реализацией

ФГОС

ООО,

ситуация

в

образовании

принципиально изменилась. Вместе с организационными преобразованиями,

целевым отбором содержания исторического образования, она включила

экспериментальную проверку новых технологий обучения и новых методик,

которые дают возможность получить объективную информацию о различных

сторонах педагогического процесса и его результатах.

Метод – это способ достижения цели. В процессе обучения метод –

способ

взаимодействия учителя

и ученика в

достижении

учебно

воспитательных целей. Поэтому, каждый метод включает в себя обучающую

работу учителя (объяснение нового) и организацию активной учебно-

познавательной деятельности учащихся.

Сегодня сам учитель должен не объяснять новый материал, а

определять его тему, провести вступительную беседу, проинструктировать

учащихся к предстоящей учебной деятельности, предложить им самим

осмыслить и усвоить материал по учебнику, по иным источникам.

Приведённые

мною

приёмы

и

методы

обучения

истории

и

обществознанию, формируют у моих учеников навыки поиска ответа,

помогают активному усвоению новых знаний и успешному их закреплению.

Это даёт возможность организовать эффективное занятие, целью которого

будет не простое усвоение и закрепление материала, а формирование

всестороннего представления учащихся о фактах прошлого, критического

отношения

к

источникам

и

их

интерпретации,

развитие

умения

самостоятельно

анализировать

и

оценивать

факты,

вырабатывать

собственный взгляд на события и их последствия.

Использование современных технологий в обучении не решает всех

проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи

конкретного

урока,

характер

материала,

возможности

учащихся.

Наибольшего успеха можно достичь, сочетая традиционные и современные

технологии обучения, в их взаимосвязи и дополнении друг друга.

В дидактике распространённым является термин «приёмы обучения».

Приём – составная часть метода. В процессе обучения приёмы и методы

применяются в различных сочетаниях, один и тот же способ деятельности в

одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в других- как приём

обучения. Совокупность приёмов и методов составляет технологии обучения.

Я выбрала те, что хорошо зарекомендовали себя на моих уроках.

Технологии критического мышления.

1.

Критическое мышление – способность ставить смысловые

вопросы, вырабатывать аргументы, принимать продуманные решения.

Учащиеся включаются в активную и эффективную учебно- познавательную

деятельность. Обучение становится субъективным, осознанным. Учитель

уделяет

большое

внимание

выработке

качеств,

необходимых

для

продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слышать других,

отстаивать собственную точку зрения. Основа данной методики включает

три стадии, которые должны присутствовать на уроке:

Вызов

Осмысление

Рефлексия.

Технология предполагает разнообразный набор приёмов:

Верные и неверные утверждения

Опорные слова

Мозговой штурм

Знаем. Узнали. Хотим узнать.

Закончи предложение.

Найдите альтернативу.

Проанализируйте причину.

2. Смысловое чтение. Для лучшего понимания, прочитанного большое

значение,

имеет

так

называемое

«предчтение»:

актуализация

предшествующих знаний, смысловые догадки о возможном содержании

нового текста на основе анализа его названия, поиск связи между понятиями

и определениями, датами и событиями. Как результат – работа на

проверочных листах с заранее подготовленными вопросами.

3. Групповые технологии я широко применяю в своей работе. Эта

форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание

общей цели, распределение обязанностей, взаимозависимость и контроль.

Ценность

технологии-

взаимное

обогащение

знаниями,

организация

совместных действий, ведущая к активизации учебно – познавательных

процессов,

распределение

действий,

коммуникация,

обмен

и

взаимопонимание. Последним этапом является рефлексия, через которую

устанавливается отношение участника группы к собственному действию и

обеспечивается коррекция этого действия. При групповой форме работы

возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся со стороны

учителя и товарищей. К групповым технологиям можно отнести многие

технологии нетрадиционных уроков, где есть разделение класса: урок-

конференция, урок-путешествие, урок-суд, интегрированный урок. При

групповой работе использую различные приёмы:

- Исправление ошибок в тексте

- решение проблемы с точки зрения участников события

- решение группами одной проблемы и выявление преимущества

каждого решения

- разбивка нового материала на смысловые отрезки по количеству

групп и его подача каждой группой по плану.

- ассоциативный ряд (каждой группе даётся своё понятие, к которому

подбираются слова- ассоциации, из которых впоследствии составляются

определения).

- смысловой ряд. Данный приём более востребован на уроках

обществознания, его я применяю в двух вариантах: дать общее понятие к

определённому ряду терминов, или убрать из ряда лишнее понятие.

- эссе. Его написание полезно после изучения знаменательных событий

в жизни исторических личностей, для определения отношения самих

учащихся к ним.

-

кто

это?

По

заданным

датам,

портретным

характеристикам,

жизненным ситуациям, значении в истории определить исторического

персонажа.

4. Метод проектов. Цель- овладение определёнными практическими и

теоретическими знаниями; достижение дидактической цели через детальную

разработку проблемы с обязательным получением оформленного результата.

По виду деятельности проекты бывают: прикладные, исследовательские,

информационные, игровые. Первые два чаще использую в старших классах,

игровой и информационный- в 5-7 классах. При проектировании использую

моделирование ситуации, эксперимент, социологический опрос. Возрастную

группу

для

опроса

определяют

учащиеся,

или

сам

учитель

(на

первоначальном этапе).

5. Метод свободных ассоциаций – способствует развитию творческой

активности

и

логического

мышления,

совершенствует

механизмы

запоминания, обогащает словарный запас. Соответственно, этот метод

повышает интерес к учебному процессу, усиливает мотивацию в обучении.

Эффективность данного метода во многом зависит от эмоциональности

учителя; делает урок увлекательным, способствует лучшему запоминанию

материала.

Как известно, главный враг успеха – однообразие и монотонность,

рождающие скуку. Благодаря внедрению в учебный процесс активных

методов обучения, разнообразию средств и приёмов, можно развить

познавательный интерес учеников, результатом которой станет активная

творческая самостоятельная познавательная деятельность.



В раздел образования




Яндекс.Метрика