Автор: Распопов Владимир Владимирович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: Выступление на педагогическом совете
Тема: "Современные методы и приёмы обучения на уроках истории и обществознания"
Раздел: среднее образование
Современные методы и приёмы обучения на уроках истории и
обществознания
(выступление на педагогическом совете)
Подготовил: учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 22 Распопов В.В.
В современном обществе большое внимание уделяется инновациям.
Знания даются только заинтересованному в них человеку, но сегодня в школе
у учащихся среднего и старшего звена, к сожалению, слабая мотивация к
учёбе и задача учителя – обеспечить положительную мотивацию обучения,
активизировать познавательную деятельность различными приёмами и
методами.
Именно образование должно давать ответы на «вызовы» времени,
меняться, реагируя на изменения в обществе. На современном этапе
получение знаний и применение их на практике дополнено новой целью –
развивать самостоятельность учащихся, учить их приобретать и творчески
применять новые знания.
В
связи
с
реализацией
ФГОС
ООО,
ситуация
в
образовании
принципиально изменилась. Вместе с организационными преобразованиями,
целевым отбором содержания исторического образования, она включила
экспериментальную проверку новых технологий обучения и новых методик,
которые дают возможность получить объективную информацию о различных
сторонах педагогического процесса и его результатах.
Метод – это способ достижения цели. В процессе обучения метод –
способ
взаимодействия учителя
и ученика в
достижении
учебно
–
воспитательных целей. Поэтому, каждый метод включает в себя обучающую
работу учителя (объяснение нового) и организацию активной учебно-
познавательной деятельности учащихся.
Сегодня сам учитель должен не объяснять новый материал, а
определять его тему, провести вступительную беседу, проинструктировать
учащихся к предстоящей учебной деятельности, предложить им самим
осмыслить и усвоить материал по учебнику, по иным источникам.
Приведённые
мною
приёмы
и
методы
обучения
истории
и
обществознанию, формируют у моих учеников навыки поиска ответа,
помогают активному усвоению новых знаний и успешному их закреплению.
Это даёт возможность организовать эффективное занятие, целью которого
будет не простое усвоение и закрепление материала, а формирование
всестороннего представления учащихся о фактах прошлого, критического
отношения
к
источникам
и
их
интерпретации,
развитие
умения
самостоятельно
анализировать
и
оценивать
факты,
вырабатывать
собственный взгляд на события и их последствия.
Использование современных технологий в обучении не решает всех
проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи
конкретного
урока,
характер
материала,
возможности
учащихся.
Наибольшего успеха можно достичь, сочетая традиционные и современные
технологии обучения, в их взаимосвязи и дополнении друг друга.
В дидактике распространённым является термин «приёмы обучения».
Приём – составная часть метода. В процессе обучения приёмы и методы
применяются в различных сочетаниях, один и тот же способ деятельности в
одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в других- как приём
обучения. Совокупность приёмов и методов составляет технологии обучения.
Я выбрала те, что хорошо зарекомендовали себя на моих уроках.
Технологии критического мышления.
1.
Критическое мышление – способность ставить смысловые
вопросы, вырабатывать аргументы, принимать продуманные решения.
Учащиеся включаются в активную и эффективную учебно- познавательную
деятельность. Обучение становится субъективным, осознанным. Учитель
уделяет
большое
внимание
выработке
качеств,
необходимых
для
продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слышать других,
отстаивать собственную точку зрения. Основа данной методики включает
три стадии, которые должны присутствовать на уроке:
Вызов
Осмысление
Рефлексия.
Технология предполагает разнообразный набор приёмов:
Верные и неверные утверждения
Опорные слова
Мозговой штурм
Знаем. Узнали. Хотим узнать.
Закончи предложение.
Найдите альтернативу.
Проанализируйте причину.
2. Смысловое чтение. Для лучшего понимания, прочитанного большое
значение,
имеет
так
называемое
«предчтение»:
актуализация
предшествующих знаний, смысловые догадки о возможном содержании
нового текста на основе анализа его названия, поиск связи между понятиями
и определениями, датами и событиями. Как результат – работа на
проверочных листах с заранее подготовленными вопросами.
3. Групповые технологии я широко применяю в своей работе. Эта
форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание
общей цели, распределение обязанностей, взаимозависимость и контроль.
Ценность
технологии-
взаимное
обогащение
знаниями,
организация
совместных действий, ведущая к активизации учебно – познавательных
процессов,
распределение
действий,
коммуникация,
обмен
и
взаимопонимание. Последним этапом является рефлексия, через которую
устанавливается отношение участника группы к собственному действию и
обеспечивается коррекция этого действия. При групповой форме работы
возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся со стороны
учителя и товарищей. К групповым технологиям можно отнести многие
технологии нетрадиционных уроков, где есть разделение класса: урок-
конференция, урок-путешествие, урок-суд, интегрированный урок. При
групповой работе использую различные приёмы:
- Исправление ошибок в тексте
- решение проблемы с точки зрения участников события
- решение группами одной проблемы и выявление преимущества
каждого решения
- разбивка нового материала на смысловые отрезки по количеству
групп и его подача каждой группой по плану.
- ассоциативный ряд (каждой группе даётся своё понятие, к которому
подбираются слова- ассоциации, из которых впоследствии составляются
определения).
- смысловой ряд. Данный приём более востребован на уроках
обществознания, его я применяю в двух вариантах: дать общее понятие к
определённому ряду терминов, или убрать из ряда лишнее понятие.
- эссе. Его написание полезно после изучения знаменательных событий
в жизни исторических личностей, для определения отношения самих
учащихся к ним.
-
кто
это?
По
заданным
датам,
портретным
характеристикам,
жизненным ситуациям, значении в истории определить исторического
персонажа.
4. Метод проектов. Цель- овладение определёнными практическими и
теоретическими знаниями; достижение дидактической цели через детальную
разработку проблемы с обязательным получением оформленного результата.
По виду деятельности проекты бывают: прикладные, исследовательские,
информационные, игровые. Первые два чаще использую в старших классах,
игровой и информационный- в 5-7 классах. При проектировании использую
моделирование ситуации, эксперимент, социологический опрос. Возрастную
группу
для
опроса
определяют
учащиеся,
или
сам
учитель
(на
первоначальном этапе).
5. Метод свободных ассоциаций – способствует развитию творческой
активности
и
логического
мышления,
совершенствует
механизмы
запоминания, обогащает словарный запас. Соответственно, этот метод
повышает интерес к учебному процессу, усиливает мотивацию в обучении.
Эффективность данного метода во многом зависит от эмоциональности
учителя; делает урок увлекательным, способствует лучшему запоминанию
материала.
Как известно, главный враг успеха – однообразие и монотонность,
рождающие скуку. Благодаря внедрению в учебный процесс активных
методов обучения, разнообразию средств и приёмов, можно развить
познавательный интерес учеников, результатом которой станет активная
творческая самостоятельная познавательная деятельность.