Автор: Моисеенко Вера Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детство ЦРР" г. Калуги НСП "Бережок"
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детство
«Центр развития ребенка» города Калуги необособленное структурное
подразделение «Бережок».
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-
инвалидов в условиях ДОУ.
Подготовила и провела:
Педагог-психолог Моисеенко В.И.
Калуга
2022
Государственная политика в области образования детей с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, дает возможность посещения
дошкольниками образовательного учреждения любого вида, где ребенок может
воспитываться, обучаться независимо от состояния здоровья.
С учетом того, что в последние годы количество детей с ОВЗ, посещающих МДОУ,
увеличивается и перед коллективом детского учреждения встает вопрос о внедрении
новых форм психолого-педагогической работы с такими детьми. Одним из важных
направлений в деятельности педагога-психолога является работа с родителями детей с
ОВЗ.
Рождение ослабленного, больного ребенка, как правило, изменяет уклад и
психологический климат в семье. Все члены семьи, особенно мать, находятся в состоянии
эмоционального стресса, что может привести к нарушениям взаимоотношений между
супругами. А это крайне неблагоприятно сказывается на психическом здоровье ребенка.
Целью работы с родителями таких детей является:
1.
Повышение психологической компетенции родителей;
2.
Помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Доверие родителей и желание следовать советам педагога-психолога происходит
тогда, когда родители видят конкретную помощь своему ребенку специалистом.
В нашем дошкольном общеобразовательном учреждении функционируют медико-
психолого-педагогический консилиум, который принимает коллективное решение о мерах
психолого-педагогического и оздоровительного воздействия, а также осуществляет:
- координацию деятельности всего коллектива по психолого-педагогическому
сопровождению ребенка;
- диагностику уровня психического развития детей;
- индивидуальные и групповые занятия психолога;
- ведение индивидуальной психологической карты ребенка;
- составление маршрута сопровождения ребенка;
- консультативную психологическую помощь педагогам;
- консультативную психологическую помощь родителям.
Дети с ОВЗ наиболее эмоционально восприимчивы к различным
психотравмирующим ситуациям, у них отмечается высокий уровень личной тревожности,
эти дети требуют от окружающих повышенного внимания к себе. У детей с ОВЗ
специалисты могут отмечать признаки стрессового состояния, относящиеся к внутренним
источникам угроз психологической безопасности.
В своей работе педагога-психолога я использую в психо-коррекционной работе с
детьми с ОВЗ арт-терапию, в частности работу с песком. На индивидуальных занятиях
параллельно с решением основной задачи снятия психического напряжения происходит
корректировка индивидуально-личностных проблем ребенка: снижается агрессия,
повышается самооценка ребенка.
В нашем ДОУ используются различные формы работы с родителями детей с ОВЗ:
1.
Беседы: коллективные и индивидуальные;
2.
Консультации: коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические,
оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования родителей
об этапах психологического развития ребенка, организации предметно-
развивающего пространства ребенка в семье, закономерностях аномального
развития.
3.
Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей. Участие в
таких занятиях стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не
только содержательному взаимодействию со своим ребенком, но и осваивают
новые методы и формы общения с ним.
В результате такого сотрудничества со специалистами ДОУ происходит
нормализация взаимоотношений внутри семьи, выработка единого и адекватного
понимания проблем ребенка.