Напоминание

Актуальные проблемы подготовки выпускников СПО строительных специальностей


Автор: Степенко Наталья Васильевна
Должность: преподаватель строительных дисциплин
Учебное заведение: Краснодарский архитектурно-строительный техникум
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Актуальные проблемы подготовки выпускников СПО строительных специальностей
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Актуальные проблемы подготовки выпускников СПО

строительных специальностей

Н.В. Степенко, преподаватель 1 категории

Краснодарский архитектурно-строительный техникум

Какой

учебный

план

является

наилучшим

для

подготовки

техников-

строителей в современных условиях? За последние несколько лет этому вопросу стало

уделяться значительно больше внимания. Вызвано это продолжающимся увеличением

численности контингента студентов строительных специальностей.

Наиболее

многочисленный

прием

на

строительные

специальности

был

зафиксирован в 2018 и 2019г. С тех пор общий прием сохранился на том же уровне, 776-

780 чел., но изменилась пропорция в пользу бюджетных мест. В 2020 это 74% и 26%, по

сравнению с 60% и 40% годом раньше. На бюджетные места в 2020 году зачислено 574

чел., и 465 чел. по сравнению с 2019 г. Доля «отличников» растет, она выросла до почти

54% бюджетного приема, а в ее составе более быстро растет доля студентов с очень

высоким качеством – 80+ (пятерка с плюсом). Доля «троечников» на бюджетных местах,

еще 5 лет назад составлявшая четверть приема, в этом году 0%.(проходной бал 4,78) но

их берут еще на платные –202 чел. (в 2019 г. – 311чел.).

Другой прирост с 37 % до 40 % являются наблюдающийся сейчас экономический

подъём и развитие практического опыта в

области трудоустройства строителей.

Молодых людей, выбирающих себе

эту профессию и соответствующее учебное

заведение, отнюдь не обнадеживает

призрак

безработных.

В Краснодаре 40 %

выпускников

строительных

специальностей

устраиваются

официально

по

специальности. Еще 40 % устраиваются не официально по специальности. Ежегодно

колледжи и техникумы Краснодара выпускают порядка 700 специалистов строительной

отрасли.

Сегодня на территории региона работают около 4,5 тысяч строительных компаний.

Среди ключевых проблем отрасли:

нестабильная занятость;

незаинтересованность

молодежи в рабочих профессиях; отсутствие предоставления жилья для сотрудников

из сельской местности.

Главная причина, по которой сегодня не идут работать

на стройплощадку — неуверенность в завтрашнем дне. Если бы на стройплощадках была

стабильность,

кадры

были бы

заинтересованы.

Важно

обеспечить

хорошего

профессионала

работой

не только

в рамках

одного

объекта,

но и предоставить

возможность перейти на следующий и так далее.

Руководители городских колледжей и техникумов отметили, что заинтересовать

будущего специалиста необходимо ещё на этапе производственной практики. В этой

части подход у организаций разный. Так, абсолютное большинство строительных

компаний не поощряют студентов зарплатой, используют как бесплатную рабочую силу.

Но есть и организации, которые предлагают достойные выплаты, и в такие компании

стоят очереди из желающих попасть на практику.

Следующий прирост связан с растущим использованием ЭВМ при проведении

инженерных

расчетов для курсовых и дипломных работ.

В

прошлом

студент

технического учебного заведения тратил много времени на изучение различных способов

вычислительных работ и черчения. Теперь же этот этап обучения техника – строителя в

связи с развитием электронно-вычислительной техники стал усовершенствован и для

развития, наше заведение получила гранд для развития базы на практические занятия (Бим

технологии, Лира, Гранд-смета 2021 и тд).

Впервые в современной истории строительная отрасль пережила кризисные

явления в экономике без потерь, заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин в своем

ежегодном отчете. По словам премьер-министра, строительная отрасль смогла пережить

пандемию без потерь благодаря прорыву в регулировании. Кроме того, положительно

повлияло развитие бюджетных учебных заведений, которые смогли трудоустроить своих

выпускников в строительные организации.

Следовательно в настоящее время на рынке труда для строительных отраслей

требуется

значительно больше строителей,

из

новых выпускников,

техников –

строителей, которые знают новые технологии и программы ЭВМ.

Чтобы строительно-технические специальности привлекали к себе студентов,

следует также привлекать реальных работодателей которые могли всячески оказывать

содействие в трудоустройстве и прохождении учебных и производственных практик.

Также давать возможность проходить дополнительные учебные программы в виде

курсов, других

инженерных

дисциплин,

составляющих базу для обучения в

технических учебных заведениях. Однако

перечень этих дисциплин должен быть

пересмотрен.

Современный студент хочет быть там, где требуется действительно активная

работа. Поэтому нужно дополнительно организовывать выездные стройотряды где

действительно они могут себя проявить в своей отрасли.

В этом году увеличилось

количество договоров целевого обучения, когда работодатель берёт на себя социальные

обязательства, чтобы предоставить рабочее место по завершению колледжа или

техникума.

Как обстоит сейчас вопрос с преподавательским составом технических учебных

заведений? Не следует больше привлекать к

обучению

узких

специалистов

с

односторонне

направленным

интересом.

Преподавателю,

интересы

которого

сосредоточены лишь в одной какой-либо

узкой области научного исследования и

который не может или не хочет вести эффективную преподавательскую работу, не

место в технических вузах. С

другой

стороны,

преподаватель,

который

любит

педагогическую

работу,

р а б о т а л

н а

п р о и з в о д с т в е

но сам не участвует в

исследованиях по своей специальной дисциплине и не

заботится

о

том,

чтобы

программа преподаваемого им предмета была жизненной, интересной и современной,

также не должен работать в СПО. Однако пока существует тенденция к уменьшению

численности преподавателей которые сами прошли повышение квалификации и прошли

курсы инноваций в строительстве, то

возможности

в

отношении

обновления

преподавательского состава ограничены.

Существует необходимость в проведении занятий по отдельным дисциплинам,

не требующим для их изучения полного семестра или четверти учебного года. По

многим инженерным специальностям cтудентам дается излишне большое количество

учебного материала. Нужны такие «мини- курсы» дисциплин, которые давали бы лишь

достаточно

необходимых

основ

в

определенной

области

инженерного

дела,

позволяющих в дальнейшем студенту самостоятельно,

по

собственной инициативе,

углублять и расширять свои знания этого предмета, если в этом будет необходимость.

Обучение

должно

продолжаться

в

течение

всей

трудовой

деятельности

человека. Главное внимание учебного заведения следует направлять на подготовку

студента к продолжению своего образования после окончания техникума, не ставя

задачей достижение полного законченного обучения

к концу срока пребывания.

Производственная работа играет главную роль в продолжении образования. При этом

продолжение

образования

не

должно

рассматриваться

лишь

как

своеобразная

завершающая отделка знаний, полученных в техникуме. Это жизненно необходимый

постоянный процесс. Работодатели и работники образования должны работать рука об

руку, предоставляя возможность выпускнику техникума время от времени возвращаться

для

повышения

своей

квалификации

или

же

осуществлять

регулярное

обучение

непосредственно на производстве.

Техническое

образование

в

СПО в первую

очередь

должно

подготовить

студента

к

работе

по

профессии.

Однако

хорошо

образованный Выпускник СПО

должен быть знаком и с технологией, и с основами данной области строительного дела,

а

также

представлять

себе

влияние

науки и техники на общественное устройство.

Именно

здесь

инженерный

профессорско-преподавательский

состав

может

сыграть

важнейшую роль



В раздел образования




Яндекс.Метрика