Напоминание

Дидактические игры по развитию грамматического строя речи – отработка падежных окончаний имен существительных.


Автор: Рыжкова Татьяна Васильевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 53 "Топтыжка"
Населённый пункт: Рубцовск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Дидактические игры по развитию грамматического строя речи – отработка падежных окончаний имен существительных.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дидактические игры по развитию

грамматического строя речи – отработка

падежных окончаний имен существительных.

Для детей, страдающих ОНР, даже при слабой выраженности дефекта

освоение падежного управления, изменение по падежам является одним из

наиболее сложных разделов обучения. Этот раздел программы по развитию

речи требует длительной работы и большого количества упражнений.

Как и у детей с нормально развивающейся речью, в жизни детей с

недоразвитием речи наступает момент, когда они начинают связывать

усвоенные слова друг с другом - образовывать словесные комбинации.

Хаотичные сочетания слов используются ребенком только в какой-либо

одной форме, не зависимо от требуемого падежа, числа, лица, времени. На

этом этапе развития ребенок не способен изменять слова ( мама-маму-маме).

Это явление может проявляться на протяжении нескольких лет.

Нормально развивающийся ребенок, усвоив однажды грамматическое

обозначение одной языковой ситуации, распространяет ее в дальнейшем на

другие аналогичные слова (беру чашку, ложку, шапку), а ребенок с

нарушенным ходом речевого развития этого сходства не улавливает и

обозначает однотипные речевые ситуации по-разному.

Возможно и обратное явление - распространение одного какого-либо

способа изменения слова на все слова независимо от их типов (дай банку,

дай молоку). Такие дети не улавливают синтаксического значения падежа:

(«ест каша, сидит на стульчику). Такие аграмматизмы, получили в

логопедии название «смешение падежей».

Часты

случаи

неправильного

использования

детьми

с

ОНР

грамматических элементов для обозначения множественности предметов -

при употреблении наречия «много» (много грибы, много карандаши); при

употреблении числительных (два грибы, три машинка) или (много грибах,

три куклах).

При чем, чем больше вариантов в наборе падежных флексий, тем

медленнее они усваиваются ребенком. Например, существительные Тв. п.

ед.ч. имеют в своем наборе несколько вариантов окончаний (-ом, -ем, -ей, -

ью), усваивается значительно медленнее, чем Вин.п. или Пр.п..

Смешение флексий в классе слов-названий предметов распространено

значительно более чем в классе слов-действий.

Особое внимание должно уделяться изучению имен существительных,

не изменяемых по падежам. В устной речи детей с глубокой речевой

патологией часто встречаются грамматичные высказывания типа «нет

палъта», «приехал на метре» и т.д. Смыкаясь с просторечием, эти ошибки

носят патологический характер и не поддаются коррекции в ходе текущих

исправлений, что требует организации специальной целенаправленной

работы, которая далеко не ограничивается одним занятием. На протяжении

целого ряда занятий необходимо просто заучивать эти слова и давать детям

тексты и слова, в которых они должны узнавать и употреблять эти

существительные в различных падежах.

Для отработки падежных окончаний имён существительных в своей

работе я использую дидактическую игру, которую можно применять на

любой лексической теме.

Дидактическая игра «Падежные окончания»

Цель: отработка падежных окончаний имен существительных

Описание:

На темах «Дикие животные наших лесов», «Домашние животные»,

«Животные жарких стран», «Животные севера»,

падежные окончания

отрабатываются следующим образом:

Именительный падеж «Кто на фото?». Ребёнок кладёт карточку с

фотоаппаратом на картинки основного поля и проговаривает слова (волк,

тюлень, лев, корова, ….)

Родительный падеж «У кого хвост?». Ребёнок кладёт карточку с

хвостом на картинки основного поля и проговаривает слова (у волка, у

тюленя, у льва, у коровы….)

Дательный падеж «Кому дали корм?». Ребёнок кладёт карточку с

человеком, который даёт корм на картинки основного поля и проговаривает

слова (волку, тюленю, льву, корове….)

Винительный падеж «Кого вижу?». Ребёнок кладёт карточку с

биноклем на картинки основного поля и проговаривает слова (волка, тюленя,

льва, корову….)

Творительный падеж «С кем клетка?». Ребёнок кладёт карточку с

клеткой на картинки основного поля и проговаривает слова (с волком, с

тюленем, со львом, с коровой…)

Предложный падеж «О ком эта книга?». Ребёнок кладёт карточку с

книгой на картинки основного поля и проговаривает слова (о волке, о

тюлене, о льве, о корове….)

На темах «Мебель», «Бытовые приборы», «Инструменты»

Именительный падеж «Что это?». Ребёнок кладёт карточку с книгой

на картинки основного поля и проговаривает слова (шкаф, лампа, топор….)

Родительный падеж

«Чего много в магазине?». Ребёнок кладёт

карточку с продавцом на картинки основного поля и проговаривает слова

(шкафов, ламп, топоров )

Дательный падеж «К чему подошёл кот?». Ребёнок кладёт карточку с

котом на картинки основного поля и проговаривает слова (к шкафу, к лампе,

к топору….)

Винительный падеж

«Что ремонтирует мастер?». Ребёнок кладёт

карточку с мастером на картинки основного поля и проговаривает слова

(шкаф, лампу, топор...)

Творительный падеж «Чем доволен покупатель?». Ребёнок кладёт

карточку с покупателем на картинки основного поля и проговаривает слова

(шкафом, лампой, топором….)

Предложный падеж

«О чём рассказывает папа?». Ребёнок кладёт

карточку с папой на картинки основного поля и проговаривает слова (о

шкафе, о лампе, о топоре ….)

На темах «Одежда, обувь, головные уборы»

Именительный падеж

«Что лежит в шкафу?». Ребёнок кладёт

карточку с большим шкафом на картинки основного поля и проговаривает

слова (шуба, шапка, тапки….)

Родительный падеж

«Чего много в магазине?». Ребёнок кладёт

карточку с магазином на картинки основного поля и проговаривает слова

(шуб, шапок, тапок….)

Дательный падеж «К чему подошли дети?». Ребёнок кладёт карточку

с детьми на картинки основного поля и проговаривает слова (к шубе, к

шапке, к тапкам….)

Винительный падеж

«Что шьют?». Ребёнок кладёт карточку с

изображением

швейной

машинки

на

картинки

основного

поля

и

проговаривает слова (шубу, шапку, тапки….)

Творительный падеж «С чем мама вышла из магазина ?». Ребёнок

кладёт карточку с мамой на картинки основного поля и проговаривает слова

(с шубой, с шапкой, с тапками….)

Предложный падеж

«О чём мечтает девочка?». Ребёнок кладёт

карточку с учителем на картинки основного поля и проговаривает слова (о

шубе, о шапке, о тапках ….)

На темах «Фрукты», «Овощи», «Ягоды»

Именительный падеж

«Что лежит на тарелке?». Ребёнок кладёт

карточку с тарелкой на картинки основного поля и проговаривает слова

(груша, огурец, малина….)

Родительный падеж

«Чего много в корзине?». Ребёнок кладёт

карточку с корзиной на картинки основного поля и проговаривает слова

(груш, огурцов, малины….)

Дательный падеж

«К чему подбежал человек?». Ребёнок кладёт

карточку с человеком на картинки основного поля и проговаривает слова (к

груше, к огурцу, к малине….)

Винительный падеж

«Что рисует художник?». Ребёнок кладёт

карточку с художником на картинки основного поля и проговаривает слова

(грушу, огурец, малину….)

Творительный падеж «С чем пирог?». Ребёнок кладёт карточку с

пирогом на картинки основного поля и проговаривает слова (с грушей, с

огурцом, с малиной….)

Предложный падеж «О чём рассказывает учитель?». Ребёнок кладёт

карточку с учителем на картинки основного поля и проговаривает слова (о

груше, об огурце, о малине….)

Таким образом, дети на материале игры и различных лексических тем

усваивают предложно – падежные конструкции имен существительных.

Дидактическая игра «Вопросики»

Цель игры: отработка падежных окончаний и автоматизация звуков в

словах

Описание: перед ребенком игровое поле с вопросами и различные

картинки (подбирает логопед, можно использовать картинки с определенным

звуком), ребенок подставляет картинку в каждое поле и отвечает на вопрос:

У тебя есть (кто?) – У меня есть кошка

У них нет (кого?) – У них нет кошки

Корм даешь (кому?) – Я даю корм кошке

Любишь (кого?) – Я люблю кошку

Любуешься (кем?) – Я любуюсь кошкой

Расскажешь (о ком?) – Я расскажу о кошке и т.д.

Таким образом, дети на материале игры усваивают предложно –

падежные конструкции имен существительных и автоматизируют звук.



В раздел образования




Яндекс.Метрика