Автор: Рудых Светлана Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ средняя школа №53
Населённый пункт: город Красноярск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Освоение навыка чтения
Раздел: начальное образование
« Освоение навыка чтения »
Многие
родители
желают
получить
конкретные
методические
рекомендации
и
очень
быстро
научить
своих
малышей
читать.
Первая ступень практического освоения навыка чтения - это система
разнообразных
игр
и
упражнений
со
звуками
речи.
Цель этого этапа - научить ребенка выделять из потока звучащей речи
отдельные звуки, правильно произносить их, не вводя понятия «буква».
Для успешного домашнего обучения необходима обстановка в семье. Это
значит заинтересованность всех членов семьи прослушиванию аудиокниг со
сказками, чтению хороших книг, обсуждению театральных спектаклей, в
организации семейного кукольного театра, настольных игр.
Научный путь к достижению цели - это совместная исследовательская
деятельность и общая радость успешного решения задач, поставленных в
игре.
Пройдя серию специальных игр и упражнений, ребенок должен усвоить
твердо, что каждое слово и вся наша речь в целом состоят из звуков.
Игры - звукоподражания.
Цель: выделять определенные звуки и научиться их протягивать.
[у - у -у ] - воет волк; [аа - аа -аа] - мама укачивает младенца;
[в - в - в] - воет ветер; [уа - уа -уа] - плачет младенец;
[ж - ж - ж] - жужжит жук; [а - у - у - у] - кто - то потерялся в лесу;
Игра «Пчелы».
Цель: выделять в словах звук [Ж] и научиться протягивать его.
- Ты слышал, как ЖуЖЖЖат пчелы? Попробуй поЖуЖЖЖать так же;
- Давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчелки;
-Ж
-
Ж
-
Ж!
Давай
друЖЖЖить!
-
Ты
где
ЖЖЖивешь?
Я
ЖЖЖиву
в
этом
ЖЖЖилище;
- Приходи ко мне в гости, я угощу тебя медовыми пироЖЖЖками!
Игра «Встреча двух машин».
Цель: выделять в словах звук [В] и научиться протягивать его.
-
Я
ВВВожу
дроВВВа.
А
ты
что
ВВВозишь?;
-
А
ты
умеешь
поВВВорачиВВВать
напраВВВо?
А
налеВВВВо?
- ДаВВВай устроим сореВВВноВВВание - кто лучше заВВВодится;
- ВВВ….
Игры, требующие от ребенка самостоятельного поиска слов по
заданной звуковой характеристике.
Игра «Два грузовика».
Цель: поиск предметов на звук [Р] и на звук [Ж].
- К отправке готовятся две машины. Первая машина марки [РРР],
вторая [ЖЖЖ].
Участники загружают свои машины предметами или картинками, где
изображены предметы, названия которых начинаются с этих звуков.
Например: На первую машину грузим «Рыбку», «Ракету», «Робота»…; на
вторую грузим «Жука», «Жабу», «Жирафа»… .
Игры, нацеленные на сознательную работу над словом.
Игра в «Слова».
- Я называю слово, ты слушаешь, на какой звук оно оканчивается, и
отвечаешь
мне
другим
словом,
которое
начинается
с
этого
звука.
Примечание: Родители должны быть внимательными: речь идет о звуках, а
не о буквах. Если вы назвали слово «гноМ», то «Мячик», как продолжение
игры вам не подойдет, так как в слове «гноМ» последний звук твердый.
Игра в «Магазин».
«Продавец»- взрослый. Покупатели выбирают товары, но платить нужно,
назвав первый звук в слове, обозначающем понравившийся предмет. Если
малыш
ошибается,
ему
помогают
другие
покупатели,
подсказывая
правильный
ответ.
В следующий раз можно поменяться ролями- взрослый может иногда
умышленно ошибаться.
Условия игр:
Во время игр необходимо следить за тем, чтобы названия предметов
обязательно произносились ребенком отчетливо, громко, правильно. Игры
должны проводиться в легкой доброжелательной обстановке, должны
вселять уверенность в себе, воспитывать умение принимать собственные
решения.
Радуйтесь
успехам
ребенка,
проявляйте
внимание.
Делайте занятия разнообразными, постепенно усложняя задания.
Предварительная подготовка в приобщении к определенному запасу
фонетических знаний в игровой форме, поможет более легкому освоению
навыками чтения.