Автор: Стильбо Любовь Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 12
Населённый пункт: г. Калуга
Наименование материала: конспект НОД
Тема: Конспект занятия по речевому развитию с детьми второй младшей группы (3-4лет)«Лунтик в гостях у ребят»
Раздел: дошкольное образование
Конспект
занятия по речевому развитию
с детьми второй младшей группы (3-4лет)
«Лунтик в гостях у ребят»
Калуга,
2022
Подготовила
воспитатель МБДОУ №12 «Ромашка» г. Калуги
Стильбо Любовь Григорьевна
Дидактическое обоснование непрерывной образовательной деятельности
Тема
«Лунтик в гостях у ребят»
Содержание образовательной деятельности определено в соответствии с основной образовательной
программой дошкольного образования МБДОУ № 12 «Ромашка» г. Калуги
Форма педагогического
мероприятия
Непрерывная образовательная деятельность
Возраст детей
Вторая младшая группа (3-4 года)
Цель
Речевое развитие детей младшего возраста посредством проблемно-игровых ситуаций
Задачи
1. Закреплять представления детей о фруктах, их разнообразии, свойствах; обогащать словарь, формировать
умение согласовывать прилагательные с существительными и местоимениями в роде и числе, составлять
короткий рассказ, используя карточки-схемы.
2. Развивать речевое дыхание, внимание, мышление, находчивость, воображение, звуковую и
интонационную культуру речи, умение правильно формулировать свои мысли.
3. Воспитывать любознательность, отзывчивость, доброжелательное отношение друг к другу, умение
работать в коллективе.
Средства обучения
Компьютер, аудиозапись музыки из мультфильма «Лунтик», аудиозапись песни «Веселая карусель»,
дидактическое пособие «Речевая карусель», мешочек с муляжами фруктов ( яблоко, банан, слива, персик,
апельсин ), корзинка с настоящими фруктами (яблоко, банан, слива, персик, апельсин).
Предварительная работа
Ознакомление с карточками-схемами для описания предметов, работа с дидактическим пособием
«Речевая карусель», просмотр обучающих видеороликов: «Геометрические фигуры», «Цвета», презентации
«Фрукты». Речевые игры «Скажи, какой», «Добавь словечко». Рассматривание иллюстраций с
изображением фруктов, чтение художественной литературы по теме, д/и «Где, что растет?», «Собери
картинку», разучивание текста пальчиковой гимнастики.
Форма организации детей
Фронтальная, индивидуальная
Ход мероприятия
Структур
ные части
Содержание
заданий
Деятельность
Форма
организации
деятельности
Предполагаемы
й результат
педагога
персонажа
детей
1.Органи-
зационно-
мотиваци
онная
Введение в
тему.
Проблемная
ситуация,
мотивация к
деятельности.
Вовлекает детей в
совместную
деятельность.
- Ребята, я слышу
какую-то музыку,
прислушайтесь. Вам
знакома эта музыка?
Воспитатель уточняет
- И правда, Лунтик.
Ребята, а как нужно
приветствовать
гостей?
Из уголка
уединения выходит
Лунтик (взрослый –
в костюме
Лунтика).
Лунтик тоже
приветствует детей.
Дети возвращаются из
музыкального зала.
Заходят в группу.
Прислушиваются,
высказывают свои
предположения
(музыка из мультфильма
«Лунтик», игрушка,
музыкальная книга…)
Радостно восклицают.
- Это сам Лунтик к нам
пришел!
Подходят к Лунтику.
- Здравствуй, Лунтик! Мы
очень рады тебя видеть!
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная.
Стоя, вокруг
Лунтика
Создание
интриги
Создание
положительного
эмоционального
настроя
Обращает внимание
детей на мешочек в
руках Лунтика.
- Лунтик, что это за
мешочек у тебя, и
почему ты грустный?
Спрашивает у детей
- Ну, что ребята,
поможем Лунтику?
Давайте посмотрим,
что в мешочке?
Предлагает ребятам
развязать мешочек и
посмотреть, что в нем
находится.
- Это подарок от
моих друзей.
Внутри что-то
гремит, шуршит.
Может, вы
поможете мне
узнать, что это?
Лунтик вместе с
детьми
рассматривает
фрукты и сообщает
о том, что никогда
не видел их, и не
знает, что с ними
делать.
Сосредоточивают
внимание, вживаются в
игровую ситуацию.
Высказывают одобрение.
Заглядывают в мешочек,
достают по очереди
муляжи фруктов и
выкладывают на стол,
называя их
(яблоко, банан, слива,
апельсин, персик)
Индивидуальные
ответы детей
Фронтальная
Индивидуальная
Дети
заинтересованы
предстоящей
деятельностью
2. Основ-
ная
часть
Игра
«Речевая
карусель».
Приложение 1
-Что это ребята? Как
можно назвать одним
словом?
Обращает внимание
детей на пособие
«Речевая карусель» и
предлагает поиграть.
- А поможет нам
рассказать о фруктах
игра «Карусель», это не
простая карусель, она
волшебная. Вы любите
кататься на карусели?
Ну, тогда «поехали».
Предлагает Лунтику
присесть на диван.
Если дети затрудняются,
воспитатель предлагает
наводящие вопросы.
-Какие они
красивые!
Расскажите мне,
пожалуйста, о них!
Лунтик садится на
диван.
-Это фрукты.
Дети принимают задачу и
соглашаются помочь
Лунтику.
- Конечно, расскажем!
Дети подходят к
«Карусели», становятся по
кругу. Под звуки музыки
«Веселая карусель»
начинается игра. Дети с
помощью карточек-схем
составляют описательный
рассказ про фрукты
(яблоко, банан, апельсин,
персик, слива).
- Это – яблоко;
- Оно красное;
- Яблоко круглое;
- Оно большое;
- Яблоко гладкое;
- Оно сладкое.
Один-два ребенка по
желанию повторяют
полный рассказ о
выбранных ими фруктах.
Фронтальная
Фронтальная
Стоя вокруг
«Карусели»
Сформировано
желание помочь
Лунтику
Активизация
речи и
закрепление
знаний о
признаках
фруктов
Формирование
умения
составлять
описательные
рассказы о
предметах,
используя
карточки-схемы
Пальчиковая
игра
«Фруктовая
ладошка».
Приложение 2
Проблемно-
игровая
ситуация
«Съедобное -
несъедобное»
.
-Молодцы ребята. Вы
все правильно сказали.
Приглашает поиграть в
пальчиковую игру.
- А теперь, давайте
представим, что наши
пальчики – фрукты,
поиграем с ними, а то
что-то они заскучали.
Лунтик, и ты с нами
поиграй.
Акцентирует внимание
детей и Лунтика на то,
что эти фрукты
несъедобные.
- Лунтик, подожди, не
спеши! Ребята,
скажите, фрукты,
которые подарили
Лунтику, можно есть?
Лунтик играет
вместе с детьми.
Лунтик благодарит
детей.
-Спасибо, ребята!
Теперь я знаю, что
у меня в мешочке.
Это - фрукты. Они
такие
аппетитные!
Пойду к бабе Капе,
угощу ее. Она
будет рада!
-Ребята, а почему
нельзя, мне так
хочется
попробовать, ведь
я их никогда не ел.
Дети выполняют
движения пальцами в
соответствии со словами.
Называют варианты
ответов.
- Нет! Это ненастоящие
фрукты, их нельзя есть.
- Нельзя, потому что их
сделали люди, они не
настоящие.
Фронтальная
Стоя вокруг
воспитателя
Индивидуальны
е ответы детей
Развитие мелкой
моторики,
координации
движений
пальцев рук
Активизация
мыслительной
деятельности
Введение
нового
слова.
Игра на
развитие
правильного
звукопроизн
ошения
«Ветер
дует».
Приложение 3
Фрукты, которые у
Лунтика в мешочке
делают люди и
называются они
муляжами.
Предлагает повторить
слово муляж.
- Скажите, а настоящие
фрукты откуда
берутся?
Спрашивает
-Ребята, разве на
березах и елях растут
фрукты?
- А где растут
фруктовые деревья?
-Правильно, ребята,
фруктовые деревья
растут в саду. А сейчас
в саду холодно, часто
дует ветер. Как дует
ветер? (Ввв-ввв-ввв).
Приглашает детей
поиграть.
-Вот здорово, у нас
в лесу много разных
деревьев: березы,
клены, ели.
Дети несколько раз
повторяют слово муляж.
-Они на деревьях растут.
- Нет, они не растут на
березах, они растут на
фруктовых деревьях.
-В саду.
Часть детей вместе с
воспитателем произносит
звук в (ввв-ввв-ввв), а
другая – раскачивает
руками. Затем роли
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Обогащение
словаря
Речевая
активность и
интерес к
происходящим
действиям
Закрепление
правильного
произношения
звука в,
развитие
речевого
дыхания
Голосовое
упражнение
«Спелые
фрукты».
Приложение 4
-Ребята, ветер утих,
давайте присядем на
травку, отдохнем.
Организует упражнение,
показывает
последовательность
действий.
- Ребята, когда дул
ветер, фрукты с
веточек попадали на
землю. Как вы думаете,
было слышно, как они
падают?
- Давайте, представим,
как фрукты падают
(громко, тихо, очень
тихо).
Обращается к
детям
- А я придумал
загадку,
попробуйте
отгадать: оно
красное, круглое,
большое, сладкое.
Что это?
меняются.
Дети вместе с
воспитателем садятся на
ковер.
Наблюдают за действием
воспитателя, выполняют
действия по образцу.
Дети говорят «БАМ» то
громко, то тихо, то
шепотом.
Дети отвечают.
Фронтальная
Развитие темпа
речи, силы
голоса
Дидактичес-
кое
упражнение
«Придумай
загадку».
Чисто-
говорка
Приложение 5
Предлагает одной
подгруппе детей
придумать загадки
(совместно с
воспитателем), другой
подгруппе отгадать их.
Проявляет уважение и
поощряет детей. При
необходимости
помогает.
- Какие вы молодцы! А я
придумала маленькое
стихотворение.
Ва-ва-ва, в саду выросла
трава.
Ве-ве-ве, сидит Вова на
траве.
Чистоговорка
повторяется дважды
Воспитатель берет
корзиночку с
настоящими фруктами и
передает детям.
-Подожди, Лунтик,
ребята приготовили
тебе подарок.
-Я столько
интересного
сегодня узнал, мне
так понравилось с
вами играть, но
пора уходить.
Лунтик благодарит
детей и уходит.
- Это яблоко.
Дети выбирают фрукты,
придумывают загадки.
Варианты загадок.
(Он желтый, длинный,
сладкий. Она синяя,
круглая, маленькая,
кислая. Он оранжевый,
круглый, большой. Что
это?)
Дети повторяют
чистоговорку.
Дети прощаются с
Лунтиком.
- До свидания, Лунтик,
приходи к нам еще.
Фронтальная
Индивидуальная
Фронтальная
Индивидуальная
Фронтальная
Активизация
речи и
мыслительных
процессов детей
Закрепление
звука в и вь в
словах и
фразовой речи
3. Ре –
флексия.
- Вот ребята, какое
доброе дело мы с вами
сделали - помогли
Лунтику. Давайте
вспомним, а как мы ему
помогли?
- Ой, ребята, мы с
Лунтиком даже не
сфотографировались на
память. Давайте после
прогулки сделаем
большую открытку. Я
нарисую Лунтика и
корзинку, а вы
«наполните» ее
фруктами.
Предлагает выпить
фруктовый сок, обращая
внимание детей на то,
что сок, приготовленный
из фруктов, вкусный и
полезный.
Дарят корзинку с
настоящими фруктами.
Варианты ответов
- Рассказали про фрукты,
подарили корзиночку,
поиграли с Лунтиком…
Дети соглашаются.
Дети пьют сок, переходят
к другому виду
деятельности.
Сформировано
чувство радости,
удовлетворения
Переключение
на другой вид
деятельности
Сформирована
мотивация к
изобразительной
деятельности