Автор: Дупак Светлана Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ СШ №2
Населённый пункт: г. Котельниково Волгоградская область
Наименование материала: Урок математики 3 класс УМК «Школа России» «Решение уравнений и задач. Закрепление» Тема: «Решение уравнений и задач. Закрепление»
Тема: В соответствии с ФГОС
Раздел: начальное образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 2 г. Котельниково Волгоградской области
Урок математики 3 класс УМК «Школа России»
Тема: «Решение уравнений и задач. Закрепление»
Учитель:Дупак Светлана Александровна
2021-2022 учебный год
Организационная структура урока
Обучающие и
развивающие
компоненты,
задания и
упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы
организации
совзаимодействи
я
Формируемые умения
(УУД)
Промежуто
чный
контроль
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Эмоциональная,
психологическая
и мотивационная
(внешняя и
внутренняя)
подготовка к
уроку
Приветствует учащихся,
проверяет готовность класса к
уроку и оборудования,
эмоционально настраивает на
учебную деятельность.
- Ребята, давайте сегодня
вспомним все, что мы изучили,
ничего мы не забыли.
Рисуем, чертим, вычисляем,
математику мы знаем.
Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к
уроку, организуют рабочее
место. (Проверяют, у всех ли
есть карточки)
Фронтальная,
индивидуальная
.
К – планируют учебное
сотрудничество
Л – понимают значение
знаний для человека,
проявляют интерес к
изучаемому предмету.
Наблюдени
е учителя
за
организаци
ей
учащимися
рабочего
места
II. Актуализация знаний
Устный счет
Проверка вычислительных
навыков умножения и деления,
сложения и вычитания, порядок
действий в примерах, знание
математической терминологии
82:9+14:2=16
7*3-12:4=18
63:21+45:9=8
18*4-72:12=66
Выполняют задания, ответы
показывают на карточках.
Фронтальная,
индивидуальная
.
П - Осуществляют
логические действия,
строят модели,
отражающие различные
отношения между
объектами, осознанно и
произвольно строят
речевые высказывания.
К – могут работать в
коллективе, уважают
мнение других
участников
образовательного
процесса.
Л – осознают свои
возможности в учении.
Устные
ответы,
наблюдени
я учителя,
выполненн
ые задания.
III. Подготовка к активной учебной деятельности
Актуализация
опорных знаний и
умений,
формирование
познавательных
мотивов.
Чистописание.
- Какое сегодня число?
- Открываем тетради и записываем
число.
- Дайте характеристику этому
числу.
- Запишите произведение чисел
равные 22.
- Каким свойством умножения вы
здесь воспользовались?
- 22 февраля
- Двузначное, состоит из
десятков и единиц.
- 22·1,1·22
- От перестановки множителей
произведение не меняется.
Фронтальная,
индивидуальная
П – формируют ответы
на поставленные
учителем вопросы
Р – принимают и
сохраняют учебные
задачи.
Устные
ответы,
выполненн
ые задания,
записи в
тетради.
IV. Закрепление знаний и способов действия.
Сформировать у
учащихся
конкретные
представления об
изучаемом
материале,
выделить главное,
провести
обобщение вместе
с учащимися, на
основе знаний
выработать
умения.
- Посмотрите на записи, найдите
среди них уравнение.
48-25+23
30+х>40
36:х=12
Х*5
- Прочитайте его(уравнение)
- Докажите, что это уравнение.
- Повторите еще раз, что же такое
уравнение?
Рассматривают запись на
доске.
Один учении к читает: 36:х=12
- Это равенство, содержащее
неизвестное число, которое
нужно найти.
Один ученик повторят еще
раз.
Фронтальная,
индивидуальная
, коллективная
П – формируют ответы
на поставленные
учителем вопросы,
осуществляют
логические действия,
адекватно
воспринимают
информацию
полученную из
объяснения учителя,
ответов учащихся.
Р – принимают и
сохраняют учебные
задачи.
Устные
ответы,
выполненн
ые задания.
V. Первичное закрепление.
Целеполагание.
Работа с
учебником стр. 20
- Кто догадался, какая сегодня
тема урока?
- Какую цель вы поставите перед
собой?
- Откройте учебник на стр. 20.
Прочитайте первое уравнение.
- Что такое 76?
- Что такое Х?
- Что такое 38?
- Как же найти делитель?
- Решение уравнений.
Учащиеся ставят цели исходя
из темы урока.
Выполняют с
комментирование задание.
76:Х=38
- Делимое
- Делитель
- Частное.
- Надо делимое разделить на
частное.
Аналогично решают 2 и 3
Фронтальная,
индивидуальная
, коллективная
П – извлекают
необходимую
информацию из текста,
используют знаково –
символические
средства, осознанно и
произвольно строят
речевое высказывание,
используют
математические
термины, символы и
знаки.
Р – осуществляют поиск
Л –
осознают
свои
возможнос
ти в
учении.
Устные
ответы,
наблюдени
я учителя,
выполнен
ные
- Ребята, мы вспомнили
компоненты действий деления и
умножения.
- Давайте сделаем вывод:
1) Чтобы найти неизвестный
множитель, …
2) Чтобы найти неизвестное
делимое, …
3) Чтобы найти неизвестный
делитель, …
уравнения с
комментированием.
1)….надо произведение
разделить на множитель.
2) ….надо частное умножить
на делитель
3) ….надо делимое разделить
на частное
средств для решения
учебной задачи.
К – могут работать в
коллективе, уважают
мнение других
участников
образовательного
процесса.
задания.
VI. Закрепление знаний. Практическая деятельность.
Решение этапов
уравнения.
Восстановление
алгоритмов.
- А теперь посмотрите на доску.
Перед вами этапы решения
уравнения. Но, по-моему, вся
последовательность нарушена. Ее
надо восстановить.
- А сейчас используя этот
алгоритм, выполним задание №1
на стр. 20 (3 человека у доски)
- А теперь давайте проверим эти
уравнения.
- Кто сделал ошибку в 1
уравнении? Поднимите руки.
- Кто сделал ошибку во 2
уравнении?
- Кто сделал ошибку в 3
уравнении?
Восстанавливают запись
алгоритма.
1. Вспомнить компоненты
действия данного уравнения.
2. Определить неизвестный
компонент.
3. Вспомнить правило
нахождения неизвестного
компонента.
4. Применить правило и найти
неизвестный компонент.
5. Записать ответ.
Учащиеся решают
самостоятельно, в тетрадях.
…проверит 1 уравнение на
доске.
…проверит 2 уравнение на
доске.
…проверит 3 уравнение на
доске.
Учащиеся проверяют
уравнения и исправляют свои
ошибки (если они имеются)
Фронтальная,
индивидуальная
, коллективная
П – извлекают
необходимую
информацию из текста,
используют знаково –
символические
средства, осознанно и
произвольно строят
речевое высказывание,
используют
математические
термины, символы и
знаки.
Р – осуществляют поиск
средств для решения
учебной задачи.
К – могут работать в
коллективе, уважают
мнение других
участников
образовательного
процесса.
Физминутка
Организует проведение
физминутки
Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руку за спину заложим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
Раз – подняться,
Два – согнуть и разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Выполняют упражнения
согласно инструкции учителя.
VII. Практическая деятельность
Организация
деятельности
учащихся по
применению
изученных
знаний,
выделение
существенных
признаков,
конкретизация
ЗУН
Решение задачи
№ 4 на стр. 20
- Прочитаем задачу хором.- Что
известно в задаче?
- Что еще?
- Что значит на каждого?
- Что нужно узнать?
- Запишем краткое условие задачи.
- Посмотрите на краткую запись и
скажите, какая эта задача?
- Почему?
- Из чего состоит составная
задача?
При разборе и решении задачи
следует сначала предложить
детям решить ее
самостоятельно, записывая
каждое действие отдельно. При
проверке по всей вероятности,
что ученики решали задачу
разными способами. Оба
варианта следует записать на
доске с краткими пояснениями.
- Значит на каждого.
Ученики записывают:
1 чел -?б, по 2б и по 3б
19чел -?б
- Составная
- Два вопросительных знака.
- Из двух простых.
Решают самостоятельно с
последующей проверкой.
Более рационален 1 способ,
Фронтальная,
индивидуальная
, коллективная
П – осуществляют
анализ и синтез,
сравнение, обобщение;
устанавливают
причинно –
следственные связи.
Р – осуществляют
контроль, коррекцию.
К – выражают свои
мысли с достаточной
полнотой и точностью;
учитывают разные
мнения; координируют
в сотрудничестве
разные позиции.
Л – осуществляют
смыслообразование
Устные
ответы,
записи в
тетради.
1
способ:
1) 2+3=5(б)-на 1 человека.
2)5*19=95(б)-на 19 человек
(2+3)*19=95(б)
2
способ:
1)2*19=38(б)-с мясом
2)3*19=57(б)-с овощами
3)38+57=95(б)
потому что он короче.
VIII. Домашнее задание
Инструктаж по
выполнению
домашнего
задания
Учебник стр. 20 №3
Задают уточняющие вопросы.
Фронтальная,
индивидуальная
Р - Принимают и
сохраняют учебные
задачи.
IХ. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Анализ
успешности
овладения
знаниями и
способами
деятельности
учащихся.
- Ребята, чем мы с вами сегодня
занимались на уроке?
- Что нового узнали?
- Что же такое уравнение?
-Какие знания вам понадобились
на уроке?
- Определите, какой момент на
уроке для вас был самым
удачным?
- Где испытывали трудности?
- Какие задания вам необходимо
еще раз выполнить
Получают оценки.
Ты, молодец, получаешь….
А тебе надо подтянуться, ты
работал на уроке, но делал
ошибки.
Отвечают на вопросы.
Делают выводы и обобщения.
Фронтальная,
индивидуальная
П – ориентируются в
своей системе знаний.
Р – оценивают
собственную
деятельность на уроке
Л – проявляют интерес
к предмету.
Устные
ответы
Контроль и самоконтроль
Проверка
полноты,
осознанности и
прочности
ЗУН, проверка
сформированно
сти прочных
общих учебных
умений.
Дифференциро
ванная работа –
решение
уравнений по
вариантам.
1 вариант
Выпишите только те
уравнения, в которых
значения Х=6
Х*9=54
6*Х=36
24:Х=4
35:Х=5
2 вариант
Запишите уравнения,
которые решаются делением
Х:10=4
81:Х=9
8*Х=24
Х:7=5
3 вариант
Сравни уравнения каждой
пары и, не вычисляя,
подчеркни те, где значение
Х будет больше.
19*Х=57
19*Х=76
40:Х=4
40:Х=8
Х:3=18
Х:3=24
Проверка решения.
(Взаимопроверка)
Х*9=54
6*Х=36
24:Х=4
81:Х=9
8*Х=24
19*Х=76
40:Х=4
Х:3=24
Индивидуальн
ая
П – осуществляют
анализ и синтез,
сравнение, обобщение;
осознанное и
произвольное
построение речевого
высказывания,
использование
математической
терминологии
Р – осуществляют
коррекцию, оценку,
волевую
саморегуляцию при
возникновении
затруднений.
К – используют
речевые средства в
ходе решения учебно-
познавательных задач
Л – осуществляют
смыслообразование,
нравственно –
эстетическое
оценивание
усваиваемого
содержания.
Записи в
тетради