Автор: Псарикова Марина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 53 "Топтыжка"
Населённый пункт: Алтайский край,город Рубцовск
Наименование материала: Консультация для родителей (законных представителей)
Тема: "Первый в жизни коллектив"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»
города Рубцовска Алтайского края
658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33
телефон: 7-59-65, 7-59-66,
detsad
-53-2011@
.
ru
Консультация для родителей
(законных представителей)
«Первый в жизни коллектив»
Подготовила:
Псарикова Марина Сергеевна,
воспитатель первой квалификационной
категории
город Рубцовск, 2022
Цель:
Дать представление о том, что длительность и характер
адаптационного периода зависят от того, насколько малыш подготовлен в
семье к переходу в детское учреждение; помочь сформировать такие
стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно войти
в новые для него условия; помочь правильно организовать первые дни
пребывания ребёнка в ДОУ.
Период привыкания к детскому саду – не самый легкий в жизни малыша
и его мамы. Вы наверняка будете волноваться о том, как там ваш ребенок, а
он первое время будет сильно скучать по маме. Не волнуйтесь – со временем
все наладится.
Итак, вы решили отдать ребенка в детский сад. Ваша семья находится
теперь на пороге другой жизни. Будем считать, что вы уже нашли
подходящий детский сад и договорились о приеме малыша. Теперь на
очереди следующий важный этап - адаптация вашего малыша. Для того,
чтобы адаптация ребенка к прошла менее болезненно, очень важно заранее -
месяца за 3 - 4 - заняться самостоятельной подготовкой ребенка к детскому
саду.
1. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему
вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Например: "Детский сад - это
такой большой дом с красивым садиком, куда мамы и папы приводят своих
детей. Тебе там очень понравится: там много других детишек, которые все
делают вместе - кушают, играют, гуляют. Вместо меня там будет с тобой
тетя-воспитательница, которая станет заботиться о тебе, как и о других
малышах. В детском саду очень много игрушек, там замечательная детская
площадка, можно играть с другими детьми в разные игры и т.д.". Другой
вариант: "В детском саду дети играют друг с другом и вместе кушают. Я
очень хочу пойти на работу, потому что мне это интересно. И я очень хочу,
чтобы ты пошел в детский садик - потому что тебе там понравится. Утром я
отведу тебя в садик, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было
интересного в детском саду, а я расскажу тебе, что у меня произошло за день
на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот детский сад своих
детей, но берут туда не всех. Тебе повезло - осенью я начну тебя туда
водить".
2. Когда вы идете мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о
том, как ему повезло - осенью он сможет сюда ходить. Рассказывайте
родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что
гордитесь своим ребенком, - ведь его приняли в детский сад. И через
некоторое время ваш ребенок будет сам с гордостью говорить окружающим
о том, что скоро он пойдет в детский сад.
3. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой
последовательности, он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ -
тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет
в детский сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что он будет делать в
саду после прогулки, куда он будет складывать свои вещи, кто ему будет
помогать раздеваться, и что он будет делать после обеда. Задавая эти
вопросы, вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил
последовательность действий. В детском саду малышей обычно пугает
неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так,
как было ему заранее "обещано", - он чувствует себя увереннее.
4. Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в
детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за
помощью, и как он это сделает. Например: "Если ты захочешь пить, подойди
к воспитателю и скажи: "Я хочу пить", и воспитатель нальет тебе воды. Если
захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю". Не создавайте у ребенка
иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он
хочет. Объясните, что в группе
будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы
можете сказать малышу: "Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем
детям, поэтому тебе придется немного подождать".
5. Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по
имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки
другим детям.
6. Пусть малыш сам выберет себе в компаньоны любимую игрушку, с
которой он сможет ходить в детский сад - ведь вместе намного веселее!
7. Существуют разные мнения о том, стоит ли находиться маме рядом с
малышом в начальный период адаптации к детскому саду. Казалось бы, что
тут плохого, если мама посещает садик вместе с ребенком? Все довольны,
малыш не плачет, мама спокойна. Но тем самым неизбежное расставание
только затягивается. Да и другие дети, глядя на чужую маму, не могут понять
- а где же в таком случае моя? Поэтому будет лучше для всех, если с первого
же дня ребенок попытается остаться в группе один, без опеки мамы. А
опытные воспитатели возьмут заботу о малыше в свои руки.
8. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков
внимания - так ему будет проще отпустить вас. Например, поцелуйте его в
одну щечку, в другую, помашите ручкой, после чего он спокойно идет в
садик.
9.
Помните,
что
на
привыкание
малыша
к
детскому
саду
может
потребоваться до полугода времени, поэтому тщательно рассчитывайте свои
силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет
возможность "подстроиться" под особенности адаптации малыша.
10.
Ребенок
отлично
чувствует,
когда
родители
сомневаются
в
целесообразности детсадовского воспитания. Любые ваши колебания хитрый
малыш сумеет использовать для того, чтобы остаться дома и помешать
расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, для родителей
которых детский сад является единственной альтернативой.
11. Ребенок привыкнет к детскому саду тем быстрее, чем с большим
количеством детей и взрослых он сможет построить отношения. Помогите
ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте
других детей в присутствии вашего малыша по именам. Спрашивайте его
дома о новых друзьях. Поощряйте обращения вашего ребенка за помощью и
поддержкой к другим людям. Чем лучше будут ваши отношения с
воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем легче будет вашему
ребенку.
12. Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим.
Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте
это в мягкой форме или через специалистов.
13. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес
детского сада и его сотрудников. Внимание - никогда не пугайте ребенка
детским садом!
14. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Чаще
обнимайте его, целуйте.
Ох уж этот режим!
Ребенка необходимо готовить к детскому саду заранее. Изменить ему
режим, примерно за месяц, потихонечку, «не ломая» ребенка» и свою
жизнь», постепенно, по 15-20 минут подводить к режиму детского сада. Надо
заранее планировать, когда по времени будете приходить в детский сад,
заранее приноровиться к тихому часу, спросить у воспитателей - какой
режим в детском саду, какие особенности, и стараться уже дома выполнять
все правила детского сада.
Отдельное внимание уделите укладыванию спать. Не укладывайте
ребенка спать с мамой, маме можно почитать сказку ребенку, побыть рядом,
но стараться не гладить его, не трогать, что бы ребенок засыпал
самостоятельно. Возможно, будет лучше укладывать ребенка спать с мягкой
игрушкой, которую в будущем, если ребенок плохо засыпает, можно будет
взять с собой в детский сад, и попросить воспитателя, чтобы эта игрушка
«сопровождала» ребенка в кроватке. В обстановке детского сада, когда
ребенок ложиться спать и видит высокий потолок и большие люстры все, это
может вызывать у ребенка страх, а игрушка, которую вы принесете заранее
из дома, «заменит» ему маму. Это очень хороший прием привыкания.
Также важно перед тем, как идти в детский сад, отучить ребенка от
подгузников, сосок, кормления грудью и, по возможности, научить ребенка
пользоваться ложкой и кружкой.
От подгузников лучше отучить ребенка до детского сада. Однако, если это
еще не произошло, то можно (на усмотрение педагога, в каждом детском
саду свои правила) предложить воспитателям, чтобы ребенку надевали
подгузник на прогулку. Учитывая, что прогулки, как правила, 2,5 - 3 часа, а
ребенок не в состоянии иногда выдержать это время, что - бы не ходить в
туалет, то часто воспитатели соглашаются, чтобы на прогулку на ребенка
надевался подгузник. Главное, чтоб использование подгузника - была
временная мера предосторожности.
Детей постарше, приучая к садику, лучше приводить на прогулку, после
завтрака, когда в группе прошли все занятия. Первое время ребенок ходит на
прогулку и заходит в раздевалку не с утра с большим количеством взрослых
людей, а с теми детьми, с которыми он будет дальше находиться в группе.
На прогулке ребенка легче отвлечь и привлечь к какому-то виду
деятельности. Мамочка в это время уходит, предварительно с утра
предупредив ребенка, что он останется один. Ребеночек спокойно заходит в
группу, садится, раздевается, кушает и потом, к назначенному времени
приходит мама.
На первый день обычно ребенку хватает самой прогулки, на второй день,
если ребенок захотел пойти в группу он идет, затем - кушать. Если же
ребенок не захотел кушать, не надо его обременять. И так дальше, время
препровождения в садике удлиняется.
Как только педагог видит, что этот режимный момент ребенок прошел,
следуем дальше. После обеда переодеваемся в пижаму, ложимся спать. Если
в этот день ребенок лег в кровать и закапризничал, заплакал, педагог звонит
маме. Вы идете домой, и там ложитесь спать. Все происходит поэтапно, не
раня психику ребенка.
За ребенком родителям лучше приходить в разное время, что бы ребенок
не привык, и не сидел и не ждал, что вот-вот должна придти мама. Хотя бы
первое время, пока ребенок не привыкнет, приходите в разное время.
Привычки у детей уходят сами по себе - рано или поздно, дети замещают
прежние привычки интересным и ярким, что есть в детском саду.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ!
Адаптация к детскому центру — тяжелое время для каждого ребенка. Это
не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к
новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков. Ведут себя
дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются
общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.
Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте
с ним детские площадки, праздники, дни рождения, приучайте к играм со
сверстниками.
Желательно обучить ребенка до начала посещения детского центра
элементарным
навыкам
самообслуживания:
пользоваться
горшком,
самостоятельно есть и т.п.
Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. Заранее приведите его в
группу, чтобы он познакомился с воспитателями, погулял вместе с детьми. В
первое время оставляйте ребенка в детском саду лишь на несколько часов,
забирайте во время прогулки, до обеда. Постепенно увеличивайте этот
интервал, приходя за ним после обеда, тихого часа, полдника. Если не
возникает осложнений, через 1-2 недели можно перейти на обычный режим.
Однако не затягивайте процесс адаптации, иначе ребенок привыкнет к
своему особому положению. Никогда не пугайте ребенка детским садом или
воспитательницей. Важно создавать положительный образ детского сада.
Позаботьтесь о том, чтобы собрать ребенку все, что ему может
понадобиться в группе (запасную одежду, сменную обувь, спортивную
форму и т.п.).
Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии
своего ребенка, о том, как он ведет себя среди сверстников. Не забудьте
предупредить, если у него есть какие-то привычки или непереносимость
отдельных продуктов, аллергия. Проявляйте доброжелательный интерес к
его учебным занятиям и успехам.
Одна из самых распространенных проблем — утренний плач ребенка при
расставании с родителями. Важно не поддаваться на провокации со стороны
малыша и дать ему понять, что как бы там ни было, а ходить в детский сад
ему придется. Будьте последовательными и уверенными в том, что делаете.
Твердо скажите малышу, что вы его оставляете только на несколько часов,
что так надо, что вы его любите и обязательно придете за ним в
определенный час. Сократите «сцену прощания». Как правило, уже через
несколько минут после исчезновения родителя ребенок успокаивается. И
конечно, не забудьте похвалить его в те дни, когда ваше расставание будет
проходить спокойно.
Период адаптации к детскому саду проходят не только дети, но и
родители. Необходимое условие успешного протекания этого периода —
отказ от чувства вины. Если у вас есть хоть малейшие колебания, ребенок их
«уловит», и ему будет еще труднее расставаться с вами. Когда вы уходите из
детского центра под вопли ребенка, не считайте себя чудовищем.
По дороге домой старайтесь поговорить с ребенком, узнайте, что было за
день хорошего, а что не очень удалось, чем дети занимались, с кем ребенок
играл, что узнал нового. Отдав ребенка в детский сад, вы стали меньше
времени проводить вместе с ним, но дело не в количестве часов, а в качестве
ваших взаимоотношений.
Имейте в виду, что проблемы адаптации ребенка в детском саду могут
возобновиться после болезни, праздников, каникул, а также при серьезном
изменении внешних обстоятельств. В этом случае необходимо проявлять
гибкость, в особо сложных ситуациях можно вновь сократить время
пребывания ребенка в детском саду.
Литература:
1.
Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление
процессом, диагностика, рекомендации / Сост. Н.В.
Соколовская. - Волгоград: Учитель, 2008. - 188 с.
2.
Алямовкая В. Ясли - это серьезно. - М.: Линка-Пресс, 1999. -
144с.
3.
Гуров В.Н. Содержание и организация социальной адаптации
личности ребенка в дошкольном учреждении. - Ставрополь,
1999. - 198 с.