Напоминание

"Первый в жизни коллектив"


Автор: Псарикова Марина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 53 "Топтыжка"
Населённый пункт: Алтайский край,город Рубцовск
Наименование материала: Консультация для родителей (законных представителей)
Тема: "Первый в жизни коллектив"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»

города Рубцовска Алтайского края

658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33

телефон: 7-59-65, 7-59-66,

detsad

-53-2011@

mail

.

ru

Консультация для родителей

(законных представителей)

«Первый в жизни коллектив»

Подготовила:

Псарикова Марина Сергеевна,

воспитатель первой квалификационной

категории

город Рубцовск, 2022

Цель:

Дать представление о том, что длительность и характер

адаптационного периода зависят от того, насколько малыш подготовлен в

семье к переходу в детское учреждение; помочь сформировать такие

стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно войти

в новые для него условия; помочь правильно организовать первые дни

пребывания ребёнка в ДОУ.

Период привыкания к детскому саду – не самый легкий в жизни малыша

и его мамы. Вы наверняка будете волноваться о том, как там ваш ребенок, а

он первое время будет сильно скучать по маме. Не волнуйтесь – со временем

все наладится.

Итак, вы решили отдать ребенка в детский сад. Ваша семья находится

теперь на пороге другой жизни. Будем считать, что вы уже нашли

подходящий детский сад и договорились о приеме малыша. Теперь на

очереди следующий важный этап - адаптация вашего малыша. Для того,

чтобы адаптация ребенка к прошла менее болезненно, очень важно заранее -

месяца за 3 - 4 - заняться самостоятельной подготовкой ребенка к детскому

саду.

1. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему

вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Например: "Детский сад - это

такой большой дом с красивым садиком, куда мамы и папы приводят своих

детей. Тебе там очень понравится: там много других детишек, которые все

делают вместе - кушают, играют, гуляют. Вместо меня там будет с тобой

тетя-воспитательница, которая станет заботиться о тебе, как и о других

малышах. В детском саду очень много игрушек, там замечательная детская

площадка, можно играть с другими детьми в разные игры и т.д.". Другой

вариант: "В детском саду дети играют друг с другом и вместе кушают. Я

очень хочу пойти на работу, потому что мне это интересно. И я очень хочу,

чтобы ты пошел в детский садик - потому что тебе там понравится. Утром я

отведу тебя в садик, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было

интересного в детском саду, а я расскажу тебе, что у меня произошло за день

на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот детский сад своих

детей, но берут туда не всех. Тебе повезло - осенью я начну тебя туда

водить".

2. Когда вы идете мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о

том, как ему повезло - осенью он сможет сюда ходить. Рассказывайте

родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что

гордитесь своим ребенком, - ведь его приняли в детский сад. И через

некоторое время ваш ребенок будет сам с гордостью говорить окружающим

о том, что скоро он пойдет в детский сад.

3. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой

последовательности, он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ -

тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет

в детский сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что он будет делать в

саду после прогулки, куда он будет складывать свои вещи, кто ему будет

помогать раздеваться, и что он будет делать после обеда. Задавая эти

вопросы, вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил

последовательность действий. В детском саду малышей обычно пугает

неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так,

как было ему заранее "обещано", - он чувствует себя увереннее.

4. Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в

детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за

помощью, и как он это сделает. Например: "Если ты захочешь пить, подойди

к воспитателю и скажи: "Я хочу пить", и воспитатель нальет тебе воды. Если

захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю". Не создавайте у ребенка

иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он

хочет. Объясните, что в группе

будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы

можете сказать малышу: "Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем

детям, поэтому тебе придется немного подождать".

5. Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по

имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки

другим детям.

6. Пусть малыш сам выберет себе в компаньоны любимую игрушку, с

которой он сможет ходить в детский сад - ведь вместе намного веселее!

7. Существуют разные мнения о том, стоит ли находиться маме рядом с

малышом в начальный период адаптации к детскому саду. Казалось бы, что

тут плохого, если мама посещает садик вместе с ребенком? Все довольны,

малыш не плачет, мама спокойна. Но тем самым неизбежное расставание

только затягивается. Да и другие дети, глядя на чужую маму, не могут понять

- а где же в таком случае моя? Поэтому будет лучше для всех, если с первого

же дня ребенок попытается остаться в группе один, без опеки мамы. А

опытные воспитатели возьмут заботу о малыше в свои руки.

8. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков

внимания - так ему будет проще отпустить вас. Например, поцелуйте его в

одну щечку, в другую, помашите ручкой, после чего он спокойно идет в

садик.

9.

Помните,

что

на

привыкание

малыша

к

детскому

саду

может

потребоваться до полугода времени, поэтому тщательно рассчитывайте свои

силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет

возможность "подстроиться" под особенности адаптации малыша.

10.

Ребенок

отлично

чувствует,

когда

родители

сомневаются

в

целесообразности детсадовского воспитания. Любые ваши колебания хитрый

малыш сумеет использовать для того, чтобы остаться дома и помешать

расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, для родителей

которых детский сад является единственной альтернативой.

11. Ребенок привыкнет к детскому саду тем быстрее, чем с большим

количеством детей и взрослых он сможет построить отношения. Помогите

ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте

других детей в присутствии вашего малыша по именам. Спрашивайте его

дома о новых друзьях. Поощряйте обращения вашего ребенка за помощью и

поддержкой к другим людям. Чем лучше будут ваши отношения с

воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем легче будет вашему

ребенку.

12. Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим.

Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте

это в мягкой форме или через специалистов.

13. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес

детского сада и его сотрудников. Внимание - никогда не пугайте ребенка

детским садом!

14. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Чаще

обнимайте его, целуйте.

Ох уж этот режим!

Ребенка необходимо готовить к детскому саду заранее. Изменить ему

режим, примерно за месяц, потихонечку, «не ломая» ребенка» и свою

жизнь», постепенно, по 15-20 минут подводить к режиму детского сада. Надо

заранее планировать, когда по времени будете приходить в детский сад,

заранее приноровиться к тихому часу, спросить у воспитателей - какой

режим в детском саду, какие особенности, и стараться уже дома выполнять

все правила детского сада.

Отдельное внимание уделите укладыванию спать. Не укладывайте

ребенка спать с мамой, маме можно почитать сказку ребенку, побыть рядом,

но стараться не гладить его, не трогать, что бы ребенок засыпал

самостоятельно. Возможно, будет лучше укладывать ребенка спать с мягкой

игрушкой, которую в будущем, если ребенок плохо засыпает, можно будет

взять с собой в детский сад, и попросить воспитателя, чтобы эта игрушка

«сопровождала» ребенка в кроватке. В обстановке детского сада, когда

ребенок ложиться спать и видит высокий потолок и большие люстры все, это

может вызывать у ребенка страх, а игрушка, которую вы принесете заранее

из дома, «заменит» ему маму. Это очень хороший прием привыкания.

Также важно перед тем, как идти в детский сад, отучить ребенка от

подгузников, сосок, кормления грудью и, по возможности, научить ребенка

пользоваться ложкой и кружкой.

От подгузников лучше отучить ребенка до детского сада. Однако, если это

еще не произошло, то можно (на усмотрение педагога, в каждом детском

саду свои правила) предложить воспитателям, чтобы ребенку надевали

подгузник на прогулку. Учитывая, что прогулки, как правила, 2,5 - 3 часа, а

ребенок не в состоянии иногда выдержать это время, что - бы не ходить в

туалет, то часто воспитатели соглашаются, чтобы на прогулку на ребенка

надевался подгузник. Главное, чтоб использование подгузника - была

временная мера предосторожности.

Детей постарше, приучая к садику, лучше приводить на прогулку, после

завтрака, когда в группе прошли все занятия. Первое время ребенок ходит на

прогулку и заходит в раздевалку не с утра с большим количеством взрослых

людей, а с теми детьми, с которыми он будет дальше находиться в группе.

На прогулке ребенка легче отвлечь и привлечь к какому-то виду

деятельности. Мамочка в это время уходит, предварительно с утра

предупредив ребенка, что он останется один. Ребеночек спокойно заходит в

группу, садится, раздевается, кушает и потом, к назначенному времени

приходит мама.

На первый день обычно ребенку хватает самой прогулки, на второй день,

если ребенок захотел пойти в группу он идет, затем - кушать. Если же

ребенок не захотел кушать, не надо его обременять. И так дальше, время

препровождения в садике удлиняется.

Как только педагог видит, что этот режимный момент ребенок прошел,

следуем дальше. После обеда переодеваемся в пижаму, ложимся спать. Если

в этот день ребенок лег в кровать и закапризничал, заплакал, педагог звонит

маме. Вы идете домой, и там ложитесь спать. Все происходит поэтапно, не

раня психику ребенка.

За ребенком родителям лучше приходить в разное время, что бы ребенок

не привык, и не сидел и не ждал, что вот-вот должна придти мама. Хотя бы

первое время, пока ребенок не привыкнет, приходите в разное время.

Привычки у детей уходят сами по себе - рано или поздно, дети замещают

прежние привычки интересным и ярким, что есть в детском саду.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ!

Адаптация к детскому центру — тяжелое время для каждого ребенка. Это

не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к

новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков. Ведут себя

дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются

общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.

Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте

с ним детские площадки, праздники, дни рождения, приучайте к играм со

сверстниками.

Желательно обучить ребенка до начала посещения детского центра

элементарным

навыкам

самообслуживания:

пользоваться

горшком,

самостоятельно есть и т.п.

Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. Заранее приведите его в

группу, чтобы он познакомился с воспитателями, погулял вместе с детьми. В

первое время оставляйте ребенка в детском саду лишь на несколько часов,

забирайте во время прогулки, до обеда. Постепенно увеличивайте этот

интервал, приходя за ним после обеда, тихого часа, полдника. Если не

возникает осложнений, через 1-2 недели можно перейти на обычный режим.

Однако не затягивайте процесс адаптации, иначе ребенок привыкнет к

своему особому положению. Никогда не пугайте ребенка детским садом или

воспитательницей. Важно создавать положительный образ детского сада.

Позаботьтесь о том, чтобы собрать ребенку все, что ему может

понадобиться в группе (запасную одежду, сменную обувь, спортивную

форму и т.п.).

Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии

своего ребенка, о том, как он ведет себя среди сверстников. Не забудьте

предупредить, если у него есть какие-то привычки или непереносимость

отдельных продуктов, аллергия. Проявляйте доброжелательный интерес к

его учебным занятиям и успехам.

Одна из самых распространенных проблем — утренний плач ребенка при

расставании с родителями. Важно не поддаваться на провокации со стороны

малыша и дать ему понять, что как бы там ни было, а ходить в детский сад

ему придется. Будьте последовательными и уверенными в том, что делаете.

Твердо скажите малышу, что вы его оставляете только на несколько часов,

что так надо, что вы его любите и обязательно придете за ним в

определенный час. Сократите «сцену прощания». Как правило, уже через

несколько минут после исчезновения родителя ребенок успокаивается. И

конечно, не забудьте похвалить его в те дни, когда ваше расставание будет

проходить спокойно.

Период адаптации к детскому саду проходят не только дети, но и

родители. Необходимое условие успешного протекания этого периода —

отказ от чувства вины. Если у вас есть хоть малейшие колебания, ребенок их

«уловит», и ему будет еще труднее расставаться с вами. Когда вы уходите из

детского центра под вопли ребенка, не считайте себя чудовищем.

По дороге домой старайтесь поговорить с ребенком, узнайте, что было за

день хорошего, а что не очень удалось, чем дети занимались, с кем ребенок

играл, что узнал нового. Отдав ребенка в детский сад, вы стали меньше

времени проводить вместе с ним, но дело не в количестве часов, а в качестве

ваших взаимоотношений.

Имейте в виду, что проблемы адаптации ребенка в детском саду могут

возобновиться после болезни, праздников, каникул, а также при серьезном

изменении внешних обстоятельств. В этом случае необходимо проявлять

гибкость, в особо сложных ситуациях можно вновь сократить время

пребывания ребенка в детском саду.

Литература:

1.

Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление

процессом, диагностика, рекомендации / Сост. Н.В.

Соколовская. - Волгоград: Учитель, 2008. - 188 с.

2.

Алямовкая В. Ясли - это серьезно. - М.: Линка-Пресс, 1999. -

144с.

3.

Гуров В.Н. Содержание и организация социальной адаптации

личности ребенка в дошкольном учреждении. - Ставрополь,

1999. - 198 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика