Автор: Дружинина Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС"Мальвина"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: консультация для педагогов и родителей
Тема: «Воспитание у детей любви к родному краю»
Раздел: дошкольное образование
«
,
,
,
Воспитание любви к родному краю к родной культуре к родному городу к
–
,
—
родной речи
задача первостепенной важности и нет необходимости
это
.
?
–
доказывать Но как воспитать эту любовь Она начинается с малого
с любви
,
.
,
к своей семье к своему дому Постоянно расширяясь эта любовь к родному
,
,
переходит в любовь к своему государству к его истории его прошлому и
,
».
настоящему а затем ко всему человечеству
.
.
Академик
Д С Лихачёв
.
Консультация для родителей и педагогов
«Воспитание у детей любви к родному краю»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период
всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить
нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным
влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи
воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Самое
большое
счастье
для
родителей
–
вырастить
здоровых
и
высоконравственных детей.
Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,
улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх,
в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но
и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова
природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что
чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.
Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее
окружение, та общественная среда, в которой они живут. Не все, что окружает ребенка,
равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный с точки
зрения педагогов выбор объектов, о которых следует рассказывать детям. Любой уголок
нашей страны неповторим. Один город славен заводами, фабриками, артистами,
спортсменами, другой славен своим прошлым, памятниками старины. Дошкольники
должны иметь представление о героях гражданской и Великой Отечественной войн,
защищавших их родной край.
В старшем дошкольном возрасте нужно ребенка воспитывать так, чтобы он
проникся
славой
родного
края,
почувствовал
свою
причастность
к
местным
общественным событиям. Однако было бы неверно, знакомя детей с родным краем,
ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребенка может не
сложиться правильное представление о родном крае, как части родной страны – России,
в которой они живут.
Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в
нем непременно находит свое отражение то, что типично, характерно для всей страны:
люди работают на заводах, стройках, разных учреждениях и т.д., они всегда готовы
помочь друг другу. В родном городе, районе, как и в других местах, соблюдаются
народные традиции:
- отмечают общенародные и знаменательные даты,
- чтят память погибших героев,
- провожают новобранцев на службу в армию,
- чествуют знаменитых людей и ветеранов труда и т.д. - здесь, как и по всей
стране, проявляют заботу о детях.
В родном крае могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся,
отдыхают. Каждый человек, любящий Родину, должен проявлять уважение к труду,
интерес к культуре родного народа. Непосредственное наблюдение в сочетании
доступных знаний о родном крае способствует развитию образного и логического
мышления ребенка.
Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово,
музыка, изобразительное искусство. Слушая песни, стихи о родном крае, о подвигах и
труде, о природе родной страны, ребенок может радоваться или печалиться, ощущать
свою причастность к героическому.
Во время прогулки в лес, в поле, к реке, взрослый учит видеть красоту
окружающей природы, бережно к ней относиться.
Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с
социальным
окружением
объясняется
особыми
педагогическими
возможностями,
которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение.
Позиция родителей является основой семейного воспитания ребенка. С малых лет
ребенок может ощущать причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном
не только своих родителей, а и всего отечества. Это чувство должно возникнуть еще до
того, как ребенок осознает понятие «Родина», «государство», «общество».
Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, города. Изучать
с детьми места, где живешь, любишь бродить по знакомым улицам, знать, чем они
славятся – задача, которая вполне по плечу каждой семье.
Можно посоветовать и такие формы привлечения дошкольников к общественной
жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами (близкой
истории), памятникам погибшим воинам, посещение краеведческого музея и др.
Семья – первый коллектив ребенка. И в нем он должен чувствовать себя
равноправным членом. Постепенно ребенок понимает, что он частица большого
коллектива – детского сада, школы, а затем и нашей страны. Общественная
направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских
чувств, умения любить родной край, страну. Умение беречь природу, приобщаться к
культуре родного края.
У дошкольников постепенно складывается «образ собственного дома» с его
укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким,
каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к
Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, присущие только ей привычки, правила, то всё
это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как
приятные воспоминания детства,
которые хочется пережить снова. У каждого
воспоминания свои, но они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному
дому, родным людям.
Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных
«теплых» воспоминаний было у ребенка побольше. Привязанность к родному дому,
желание беречь его, делать лучше связаны и с тем, чтобы у ребенка в семье были свои
обязанности, чтобы его не освобождали из-за малых лет от общего труда, - это
способствует укреплению «чувства семьи».
Воспитатель Дружинина Е.В.
Как же приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?
1. Приучать ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объяснять ему, что
в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам,
способствуйте развитию интереса к содержанию. Сходить с ребенком в библиотеку и
посмотреть, как там хранят книги. Этот игровой прием «как в библиотеке» поможет
приучить ребенка к бережному отношению к книге.
2. Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в
городе есть памятники, организовать к ним экскурсии и рассказать, о том, как чтят
память погибших. По нашей стране и по всему миру можно совершать увлекательные
путешествия по глобусу, картам и фотографиям.
3. Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему поострить дом.
Когда дом построен, поиграть с ребенком в «новоселье», разместить кукол, зайчиков,
мишек. Посмотреть, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.
4. Воспитывать у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдать за
тем, как привозят и разгружают хлеб. Рассказать, как выращивают хлеб, сколько труда в
него вложено.
5. Рассказать ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд
людям, Родине. Рассказать, что вам нравится в вашем труде.
6. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложить ему поиграть в игру «Кто
больше заметит интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметит
интересного по нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?»
игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем.
Дома предложить ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.
7. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает
человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком,
полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием
ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка
беречь природу, охранять ее.
Воспитатель Дружинина Е.В.