Авторы: Волкова Елена Германовна, Магрычева Юлия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Дуляпинская ОШ
Населённый пункт: село Дуляпино,Фурмановский район, Ивановская область
Наименование материала: Методическая разработка классного часа в рамках примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности "Разговор о важном"
Тема: "Полет в космос"
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение Дуляпинская основная
школа Фурмановского района
Номинация - «Разговоры о важном»: региональный компонент»
Название работы - Классный час «Полёт в космос» к теме занятия «День
космонавтики. Мы – первые!» Примерной рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном»
Авторы материалов
- Волкова Е.Г., Магрычева Ю.В., учителя начальных
классов
Год выполнения работы - 2022
Тема классного часа: Полёт в космос
Цели:
Систематизировать и расширить знания детей о космосе, известных
космонавтах;
познакомить с историей создания ракетной техники;
развивать любознательность, мышление;
воспитывать гордость за свою страну, патриотические чувства;
расширять словарный запас детей.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1.
Организационный момент.
2.
Вступительное слово учителя.
Рассмотрите изображения (слайд 2)
Что объединяет все предметы? (Они все летают)
С глубокой древности люди мечтали лететь как птицы. На чем только не
отправлялись в небеса герои сказок и легенд.
Вспомните, на чем совершали свои полеты герой ваших любимых
сказок? (Ответы учащихся).
Прошли века и люди сумели покорить воздушное пространство Земли.
Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, которыми нельзя
было управлять. Куда подует ветер, туда и летит шар. Потом придумали
дирижабль – управляемый воздушный шар. Он был очень неуклюжий и
неповоротливый. Позже появились аэропланы. Им на смену пришли
быстроходные самолеты и вертолеты. Но люди хотели попасть на Луну,
а для этого нужен был другой летательный аппарат с более мощным
двигателем (Слайды 3-6)
Отгадайте загадку: ни хвоста, ни крыльев нет, а летает до планет.
(Ракета). (Слайд 7)
3. Сообщение темы и целей занятия.
- Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в космическое
пространство.
- Как вы думаете, с чем это связано?
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
- Какая цель нашего путешествия?
Вступительная беседа
- Какие ассоциации возникают у вас со словом «космос».
- Познакомимся сего обозначением по словарю
- Задолго до первого полёта в космос 12 апреля 1961 года в России мысль о
возможности полета в космос впервые высказал Константин Эдуардович
Циолковский. Всемирно известный физик и математик, является одним из первых
создателей реактивного двигателя, такой мощности, что позволял летательному
аппарату долететь до Луны. Создание ракет с мощным реактивным двигателем
осуществлялось под руководством великого учёного Сергея Павловича Королева.
(Слайд 9)
- Но великие учёные не могли с уверенностью сказать, какое влияние
окажет космическое пространство на живой организм.
Поэтому первыми
космонавтами-разведчиками
были
кролики,
насекомые,
даже
микробы.
Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной
шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но
мышка вернулась живой.
- Что вы знаете об этом?
- Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собак подходит для
полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно
быть
2-3
года.
Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные
дворняжки
лучше
всего
подходили
для
космических
опытов.
В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не боятся тряски и
шума,
переносить
жару
и
холод,
по
сигналу
лампочки
есть.
Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, надели
специальное снаряжение, и отважная разведчица умчалась в космос. О здоровье
собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были
установлены на ракете. Лайка из космоса не вернулась. Вслед за Лайкой полетели
и другие собаки. Все они возвратились на Землю.
Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в
космос был открыт.
-12 апреля 1961 года летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин (демонстрация
видеофильма) впервые в истории человечества совершил полет вокруг земного
шара на советском космическом корабле «Восток», пробыв в космосе 1 час 48
минут. С детства Юра увлекался самолетами. Он был очень любознательным и
схватывал все на лету. В 15 лет Юра поступает в военное авиационное училище.
Человеком он был смелым, находчивым, веселым. Редко злился и очень не любил
ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил. Внимательно относился к
товарищам, помогал им во всем. Был отлично подготовлен физически.
3.
Работа в группах.
- А вот какие ещё тайны содержит космическое пространство, вам предстоит
выяснить, поработав в группах с предложенной информацией.
Класс делится на группы, каждая группа получает лист с текстом и заданием.
Дети читают текст, отвечают на вопросы.
1 группа. Космическая орбитальная станция.
У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он
называется космическая орбитальная станция. Здесь космонавты живут и
работают. Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула
крылья и летит над землей. Но крылья нужны не для полета. Блестящие пластины
собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает
все научные приборы, освещает и отапливает.
Вопросы:
1.
Что такое космическая орбитальная станция?
2.
Зачем он нужен?
3.
На что похож космический дом?
2группа.Скафандр.
В космосе одновременно и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце
припекает,
а
в
тени
всё
замерзает.
Единственный
выход
–
скафандр.
Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в
комнате, и дышится легко. Если Солнце светит ярко, то можно в шлеме опустить
шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с
товарищами,
оставшимися
на
станции.
Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина
сделана из мягкого материала и сшита по росту.
Вопросы:
1. Что такое скафандр?
2. Зачем нужен скафандр?
3 группа. Искусственные спутники.
4 октября 1957 года у нашей Земли появился спутник, который создали
наши учёные. Это беспилотный космический аппарат, который вращается вокруг
Земли.
Спутники следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать
погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле
телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и
планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт. Есть спутники-
разведчики.
Вопрос:
1.
Что такое спутник?
2.
Что изучают искусственные спутники Земли?
4.
Подведение итогов работы групп.
- Сейчас от каждой группы выступит один ученик, он подведёт итоги работы
группы, расскажет, что нового и интересного узнал из статьи, а остальные
учащиеся дополнят его ответ, если будет необходимо.
Если спросить космонавтов, с чего у них начиналась дорога в космос, мы
непременно
услышим
в
ответ:
«С
мечты».
–
Как
вы
думаете,
любой
ли
человек
может
стать
космонавтом?
– Каким должен быть настоящий космонавт? Что должен уметь? (Ответы детей.)
8. Работа в парах.
Игра «Собери слово»
- Поиграем в игру. На столе у вас карточки с буквами. Соберите из них
слово-качество
настоящего
космонавта.
Слова: трудолюбивый, умный, смелый, находчивый, решительный, здоровый,
выносливый, наблюдательный.
- Каким же должен быть космонавт? (На доску вывешиваются карточки с
названием качеств космонавтов.)
- А сейчас я предлагаю выяснить, обладаете ли вы качествами будущих
космонавтов. Для этого мы отправимся в путешествие по космическим планетам,
которые приготовили вам испытания.
- Эй, Земля, а с кем ты дружишь?
Иль одна вкруг Солнца кружишь?
- Я в компании приличной:
Братьев семь, одна сестричка.
9. Конкурсы
1) Зарядка на внимание
– Космонавты должны быть сильными и ловкими. Предлагаю вам зарядку на
внимание.
– Правая рука делает круги влево, другая – вправо.
– Правая рука чертит в воздухе треугольник, а левая – круг.
– Правая нога в воздухе квадраты, а левая рука – треугольники.
2) Объяснить значение высказываний (крылатых фраз).
1.Родиться под счастливой звездой. (Быть удачливым, везучим во всем).
2.Между небом и землей. (Быть в неопределенном положении).
3.Небо коптить. (Жить бесцельно, без пользы для других, не делать ничего
полезного).
4.Как с Луны свалился. (Не понимает того, что очевидно всем).
5.Как небо и земля. (Ничего похожего).
6.Восходящая звезда. ( Человек, начинающий приобретать известность, славу).
3)«Космические художники». Нарисовать ракету с закрытыми глазами.
4) Загадки (домашнее задание)
5) «Едим в невесомости».Один игрок стоит на стуле и держит веревочку с
привязанным к нему яблоком, другой должен откусить от него, не прикасаясь
руками. Если в течение 10 секунд это не удается, выходит на помощь второй
игрок, помогает без рук. Кто быстрее справится с заданием, тот и победит.
6) « Развиваем координацию движений».Выходят по 2 участника. На полу
лежит трехметровый шнур. Одному участнику завязывают глаза, второй быстро
раскручивает его вокруг себя 20 раз, после этого подводит к краю шнура и
развязывает глаза. Игрок должен пройти по линии, взять с пола шар и вернуться
назад. Побеждает тот, кто сделает это быстрее и не сойдет с линии.
7) Творческий конкурс. Нарисовать свою звезду.
10. Подведение итогов. Рефлексия.
Заранее подготовленный ученик рассказывает стихотворение Татьяны Лариной
Кто полетел к планетам первый?
Какой в апреле праздник раз в году?
О космосе слагаются легенды,
Герои - космонавты на виду!
Им на земле спокойно не живётся,
Их почему - то вечно тянет ввысь,
Им звёзды покоряются, сдаются,
На их погонах золотом зажглись.
Прекрасно знает с детства мальчик каждый,
Гагарин Юрий - космоса герой,
Ведь космонавтом не рождаются однажды,
Он может рядом быть с тобой или со мной.
И вновь в неведомые дали
Корабль космический взлетит...
Пусть сбудется, о чём во сне мечтали,
Летите, дети, в небо, путь открыт!