Автор: Галина Васильевна Перевозчикова
Должность: Учитель технолгии
Учебное заведение: МОУ "Чеканская аграрная средняя школа"
Населённый пункт: УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА, УВИНСКИЙ РАЙОН, ЧЕКАН
Наименование материала: «Обеспечение психологического здоровья учащихся, учителей в ходе учебно-воспитательного процесса»
Тема: психосберегающие технологии
Раздел: среднее образование
«Обеспечение психологического здоровья учащихся, учителей в ходе учебно-
воспитательного процесса» (психосберегающие технологии)
Докладчик: Перевозчикова Галина Васильевна
Место выступления: Заседание педагогического совета МОУ «Чеканская аграрная средняя
школа» 2021 г
Одной из современных задач образования является сохранение и укрепление здоровья детей.
ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных.
Среди других важнейших идей ФГОС НОО:
1. Определение современного национального воспитательного идеала, который обозначен в
Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.
Именно с этим документом связано понятие –« духовное здоровье обучающихся школы 1
ступени».
2.
Достижение
новых
образовательных
результатов
(предметных,
метапредметных,
личностных), формирование которых возможно на основе нового содержания образования и
несколько иных способов деятельности педагога.
3. Обеспечение условий достижения планируемых результатов (материально-технических,
гигиенических, иных условий реализации основной образовательной программы начального
общего образования ).
Результатом реализации указанных условий, в соответствии с ФГОС, и должно стать -
создание комфортной развивающей образовательной среды. Данное понятие в концепции ФГОС
определяется как образовательное пространство:
1.обеспечивающее
высокое
качество
образования,
его
доступность,
открытость
и
привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное
развитие и воспитание обучающихся;
2.гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального
здоровья обучающихся. Именно такое образовательное пространство является комфортным по
отношению к обучающимся и педагогическим работникам.
Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких
составляющих, среди которых:
- физическое,
- психическое,
- духовное,
- социальное здоровье.
Одним из факторов,
обеспечивающих достижение результатов деятельности по
сохранению и укреплению здоровья в образовательном учреждении, выступает ее научно-
обоснованный
характер,
последовательность,
учет
возрастных
и
социокультурных
особенностей, информационная безопасность и практическая целесообразность.
Поэтому в примерной образовательной программе НОО четко обозначены цели и задачи
деятельности ОУ по данному направлению. Эта деятельность должна:
1. сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в
том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с
компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
2.дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах
риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания,
переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака,
алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
3.сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа
жизни;
4.научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования
самостоятельно поддерживать своё здоровье;
5.сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре,
полезных продуктах;
6.сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха,
двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой
режим дня;
7.обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
8.сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
9.научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и
укреплять здоровье;
10.сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам
состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Очевидно, что решение данных задач направлено на формирование у детей:
Знаний,
установок,
личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья.
Другими словами, направлено на достижение предметных, метапредметных и
личностных результатов образования.
Вместе с тем, обязательной является и определенная в Примерной образовательной
программе структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного
образа жизни на ступени начального общего образования.
Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
представлена в стандарте в виде пяти взаимосвязанных блоков:
- создание здоровьесберегающей инфраструктуры,
- рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,
- эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,
-реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями.
Каждое направление- это определенный перечень видов деятельности по выполнению
поставленных задач.
Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:
- соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения
санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны
здоровья и охраны труда обучающихся;
- наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для
хранения и приготовления пищи;
- организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
- оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и
спортивным оборудованием и инвентарём;
- наличие помещений для медицинского персонала;
- наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава
специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя
физической культуры, психологи, медицинские работники).
Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию
образовательного учреждения.
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная
на
повышение
эффективности
учебного
процесса,
снижение
при
этом
чрезмерного
функционального напряжения и утомления,
создание условий для снятия перегрузки,
нормального чередования труда и отдыха, включает:
- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной
нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся
на всех этапах обучения;
- использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и
особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);
- введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
- строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том
числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
- индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и
темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования;
- ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными
возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим
контролем медицинских работников.
Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.
Эффективная
организация физкультурно-оздоровительной
работы, направленная
на
обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального
физического
развития
и
двигательной
подготовленности
обучающихся
всех
возрастов,
повышение
адаптивных
возможностей
организма,
сохранение
и
укрепление
здоровья
обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:
-полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках
физкультуры, в секциях и т. п.);
-рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий
активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
-организацию занятий по лечебной физкультуре;
-организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;
-организацию
динамических
перемен,
физкультминуток
на
уроках,
способствующих
эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
-организацию
работы
спортивных
секций
и
создание
условий
для
их
эффективного
функционирования;
-регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований,
олимпиад, походов и т. п.).
Реализация этого направления зависит от администрации образовательного учреждения,
учителей физической культуры, медицинских работников, а также всех педагогов.
Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:
-внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на
формирование
ценности
здоровья
и
здорового
образа
жизни,
в
качестве
отдельных
образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;
-проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;
-создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации,
учащихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и
реализующих школьную программу « Здоровье».
Деятельность, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни,
предусматривает разные формы организации занятий:
-интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
-проведение часов здоровья;
-факультативные занятия;
-занятия в кружках;
-проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;
-организацию дней здоровья.
Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:
-лекции по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам,
положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;
-организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по
проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных
привычек и т.п.;
Итак, на основе определенных целей, задач и системы работы проектируются Программа.
Называется этот документ – «Программа формирования культуры здорового и безопасного
образа жизни на ступени начального общего образования». Данная программа является
составной частью основной образовательной программы начального общего образования.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни - это комплексная
программа деятельности образовательного учреждения.