Напоминание

психосберегающие технологии


Автор: Галина Васильевна Перевозчикова
Должность: Учитель технолгии
Учебное заведение: МОУ "Чеканская аграрная средняя школа"
Населённый пункт: УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА, УВИНСКИЙ РАЙОН, ЧЕКАН
Наименование материала: «Обеспечение психологического здоровья учащихся, учителей в ходе учебно-воспитательного процесса»
Тема: психосберегающие технологии
Раздел: среднее образование





Назад




«Обеспечение психологического здоровья учащихся, учителей в ходе учебно-

воспитательного процесса» (психосберегающие технологии)

Докладчик: Перевозчикова Галина Васильевна

Место выступления: Заседание педагогического совета МОУ «Чеканская аграрная средняя

школа» 2021 г

Одной из современных задач образования является сохранение и укрепление здоровья детей.

ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных.

Среди других важнейших идей ФГОС НОО:

1. Определение современного национального воспитательного идеала, который обозначен в

Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.

Именно с этим документом связано понятие –« духовное здоровье обучающихся школы 1

ступени».

2.

Достижение

новых

образовательных

результатов

(предметных,

метапредметных,

личностных), формирование которых возможно на основе нового содержания образования и

несколько иных способов деятельности педагога.

3. Обеспечение условий достижения планируемых результатов (материально-технических,

гигиенических, иных условий реализации основной образовательной программы начального

общего образования ).

Результатом реализации указанных условий, в соответствии с ФГОС, и должно стать -

создание комфортной развивающей образовательной среды. Данное понятие в концепции ФГОС

определяется как образовательное пространство:

1.обеспечивающее

высокое

качество

образования,

его

доступность,

открытость

и

привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное

развитие и воспитание обучающихся;

2.гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального

здоровья обучающихся. Именно такое образовательное пространство является комфортным по

отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких

составляющих, среди которых:

- физическое,

- психическое,

- духовное,

- социальное здоровье.

Одним из факторов,

обеспечивающих достижение результатов деятельности по

сохранению и укреплению здоровья в образовательном учреждении, выступает ее научно-

обоснованный

характер,

последовательность,

учет

возрастных

и

социокультурных

особенностей, информационная безопасность и практическая целесообразность.

Поэтому в примерной образовательной программе НОО четко обозначены цели и задачи

деятельности ОУ по данному направлению. Эта деятельность должна:

1. сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в

том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с

компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

2.дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах

риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания,

переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака,

алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

3.сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа

жизни;

4.научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования

самостоятельно поддерживать своё здоровье;

5.сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре,

полезных продуктах;

6.сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха,

двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой

режим дня;

7.обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

8.сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

9.научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и

укреплять здоровье;

10.сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам

состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Очевидно, что решение данных задач направлено на формирование у детей:

Знаний,

установок,

личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья.

Другими словами, направлено на достижение предметных, метапредметных и

личностных результатов образования.

Вместе с тем, обязательной является и определенная в Примерной образовательной

программе структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного

образа жизни на ступени начального общего образования.

Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни

представлена в стандарте в виде пяти взаимосвязанных блоков:

- создание здоровьесберегающей инфраструктуры,

- рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,

- эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,

-реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями.

Каждое направление- это определенный перечень видов деятельности по выполнению

поставленных задач.

Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:

- соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения

санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны

здоровья и охраны труда обучающихся;

- наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для

хранения и приготовления пищи;

- организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;

- оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и

спортивным оборудованием и инвентарём;

- наличие помещений для медицинского персонала;

- наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава

специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя

физической культуры, психологи, медицинские работники).

Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию

образовательного учреждения.

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная

на

повышение

эффективности

учебного

процесса,

снижение

при

этом

чрезмерного

функционального напряжения и утомления,

создание условий для снятия перегрузки,

нормального чередования труда и отдыха, включает:

- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной

нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся

на всех этапах обучения;

- использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и

особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);

- введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

- строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том

числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

- индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и

темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования;

- ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными

возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим

контролем медицинских работников.

Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.

Эффективная

организация физкультурно-оздоровительной

работы, направленная

на

обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального

физического

развития

и

двигательной

подготовленности

обучающихся

всех

возрастов,

повышение

адаптивных

возможностей

организма,

сохранение

и

укрепление

здоровья

обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

-полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках

физкультуры, в секциях и т. п.);

-рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий

активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

-организацию занятий по лечебной физкультуре;

-организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;

-организацию

динамических

перемен,

физкультминуток

на

уроках,

способствующих

эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

-организацию

работы

спортивных

секций

и

создание

условий

для

их

эффективного

функционирования;

-регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований,

олимпиад, походов и т. п.).

Реализация этого направления зависит от администрации образовательного учреждения,

учителей физической культуры, медицинских работников, а также всех педагогов.

Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:

-внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на

формирование

ценности

здоровья

и

здорового

образа

жизни,

в

качестве

отдельных

образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;

-проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;

-создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации,

учащихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и

реализующих школьную программу « Здоровье».

Деятельность, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни,

предусматривает разные формы организации занятий:

-интеграцию в базовые образовательные дисциплины;

-проведение часов здоровья;

-факультативные занятия;

-занятия в кружках;

-проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;

-организацию дней здоровья.

Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:

-лекции по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам,

положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;

-организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по

проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных

привычек и т.п.;

Итак, на основе определенных целей, задач и системы работы проектируются Программа.

Называется этот документ – «Программа формирования культуры здорового и безопасного

образа жизни на ступени начального общего образования». Данная программа является

составной частью основной образовательной программы начального общего образования.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни - это комплексная

программа деятельности образовательного учреждения.



В раздел образования




Яндекс.Метрика