Напоминание

Музыкальная среда как средство нравственно-эстетического воспитания


Автор: Тетенчук Андрей Валерьевич
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУДО"Брянский областной губернаторский Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А.Гагарина"
Населённый пункт: Брянск
Наименование материала: Доклад
Тема: Музыкальная среда как средство нравственно-эстетического воспитания
Раздел: дополнительное образование





Назад




Музыкальная среда как средство нравственно-эстетического

воспитания.

Проблема нравственного воспитания молодежи - одна из актуальных

проблем системы образования в современных условиях. Данная проблема

обострилась

еще

в

1990-х

годах,

которые

были

отмечены

крайне

негативными тенденциями развития российского общества. Этот период

характеризовался

процессами

социального

расслоения

населения,

сопровождающейся вытеснением отдельных его групп на так называемое

«социальное

дно»,

ростом

правонарушений

несовершеннолетних,

разрушением традиционных нравственных ориентиров, снижением уровня

доступности

сфер

образования

и

культуры.

Лишенные

возможности

полноценного проведения досуга подростки и юноши часто попадали под

воздействие криминальных структур и оказывались в группе социального

риска.

Как показала практика, все это является результатом отсутствия у

современных подростков четких представлений о важнейших человеческих

ценностях; равнодушия к близким людям, в том числе к своим товарищам;

отсутствия сострадания к чужому горю. По этим причинам в современных

условиях

остро

стоит

задача

исследования

проблем

воспитания

нравственных чувств подростков, решение которой невозможно без опоры на

принципы и методы личностно-ориентированной педагогики, направленной

на создание условий для всестороннего развития личности.

Большими педагогическими возможностями в процессе воспитания

нравственных чувств обладают музыкальные творческие коллективы, где

подростки включены в различные виды творческой деятельности на

добровольной основе.

Проблемы формирования нравственной культуры

рассматривались

в

научных

трудах

Ю.Б.

Алиева

(формирование

музыкальной

культуры

школьников-подростков),

А.Г.

Болгарского

(формирование интереса к народной музыке у подростков на занятиях в

ВИА), Н.В. Гузий (формирование музыкально-эстетической культуры в

условиях

внешкольного

начального

музыкального

образования),

З.К.

Кальниченко

(формирование

у

старшеклассников

потребности

в

музыкальном самообразовании с помощью школьных дискотек), Л.Г. Коваль

(взаимодействие учителя и учащихся в процессе формирования эстетических

отношений средствами музыкального искусства), А.Н. Сохора (соотношение

музыкальной

культуры

общества

и

личности),

Л.А.

Хлебниковой

(составляющие музыкальной культуры).

Подростковый возраст характеризуется стремлением к взрослению, к

самоутверждению, поиску собственного места в жизни, к самооценке.

Именно в этом возрасте происходит становление определенных ценностных

ориентаций, формируются художественно-эстетические предпочтения, в

частности — музыкальные вкусы и пристрастия.

Независимо от возраста,

статуса и национальности, музыка имеет огромное влияние на человека. Она

влияет

одновременно

на

эмоциональность,

интеллект,

духовность,

деятельность.

Человек

с

раннего

детства

слушает

музыку.

Дети

новорожденные

колыбельные

песни,

дошкольники

песни

из

мультфильмов и детских кинофильмов, взрослые – музыку своей молодости.

Перед подростком музыка выступает в роли проводника идей и идеалов.

В возрасте 11-14 лет у ребенка закладываются основы мировоззрения,

формируются

вкусы,

эстетические

идеалы.

Именно

в

этот

период

формирования

социальных

ценностей,

отражающиеся

в

музыкальных

предпочтениях,

особое

значение

приобретает

современная

музыка.

Подростки – страстные поклонники музыки. Она для них самое главное и

доступное искусство. У каждого школьника есть своя музыкальная жизнь,

свой вкус, своя любимая песня, что является средством самоутверждения и

самореализации.

Вокально-инструментальные ансамбли (ВИА),в настоящее время являются

наиболее популярной средой школьников формой музицирования. В ряде

случаев они становятся центром музыкально-просветительской работы,

вызывают

активный

интерес

у

слушателей

к

настоящей

музыке,

способствуют воспитанию хорошего музыкального вкуса; но очень часто они

же

способствуют

популяризации

низкопробных

шлягеров,

музыки,

идеологически чуждой нашему обществу. Поэтому, поддерживая инициативу

школьников в создании ВИА, учителю необходимо ненавязчиво, тактично

направлять их работу, заинтересовывать исполнением именно такого

репертуара, который мог бы положительно влиять на учащихся.

Репертуар произведений для исполняемых песен необходимо расширить

творчеством бардов, рок-музыкантов, как отечественных, так и зарубежных,

которое вызывает большой интерес у подростков. Песни этих направлений

превратились

в

классику

жанра

благодаря

глубокому

содержанию,

отличающиеся

поэтичностью

и

духовностью

,

красотой

и

проникновенностью мелодий, способных вызвать эмоциональный отклик у

учащихся. Это песни И.Талькова с его обостренным чувством патриотизма;

В. Цоя - символ глобальных перемен, смены целой эпохи ; Б.Окуджавы –

мудрость, сдержанная и бесконечная доброта; песни В.Высоцкого -

неиссякаемый кладезь вопросов и ответов на многие жизненные проблемы.

Чувства любви, добра и тепла, выраженные в песнях «Битлз», «Куин»,

М.Джексона, близки и понятны подросткам.

Образный

мир

музыки,

вызывающий

интерес

у

подростков

очень

разнообразен. Увлечение музыкой обусловлено в первую очередь тем, что

они пытаются выразить свое отношение к жизни через музыку, ждут, чтобы

их поняли и откликнулись на неожиданно возникшие взрослые проблемы. В

этот период их душой владеют высокие мысли, поэтому необходимо

направлять деятельность подростков в позитивное русло, на благо общества,

поскольку игнорирование и безразличие к их интересам вызывает агрессию,

замкнутость, озлобленность, а порой и жестокость.

Современный

подросток

человек

с

кипучей

энергией,

инициативностью,

с

оптимистическим

восприятием

жизни.

Задача

взрослых

воспитывать

социально

здоровую

личность,

используя

потенциальные возможности всех видов искусства, в частности музыки.

Облагораживание

души

и

тела,

гармония

внешнего

и

внутреннего

(эллинский

идеал),

воздействие

на

этическую

природу

человека

(Аристотель), развитие чувства гражданственности и социальной общности

(Иоанн де Грокейо) , воспитание духа, интеллекта, эмоций (о чем говорят

труды и более поздних философов, деятелей церкви, ученых различных

областей гуманитарного знания, педагогов и др.) - примеры того, как во все

времена

осмысливались

и

открывались

воспитательные

возможности

музыки.

Использованная литература:

Ю.Б.Алиев «Настольная книга школьного учителя-музыканта» ,Москва,

ВЛАДОС 2000

Н.Н. Гришанович «Музыка в школе», Минск ЧУП «Издательство Юнипресс»

2006

Д.Б. Кабалевский «Воспитание ума и сердца»

Журнал «Музыка в школе» №3 2009г.

Мазкина О. Б. Сущность и структура деятельности педагога дополнительного

образования / О. Б. Мазкина // Воспитательная деятельность в вузе:

проблемы, эффективность, качество : материалы Международной научно-

практической конференции (16-17 апреля 2013 г.). - Воронеж : Издательско-

полиграфический центр «Научная книга», 2013. - Ч. 2. - С. 240-243.

Мазкина О. Б. Нсихологпя подросткового и юношеского возрастов :

учебнометодическое пособие / И. Ф. Бережная, О. Б. Мазкина. - Воронеж ;

Издательский дом ВГУ, 2016.-64 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика