Напоминание

"Развитие монологической речи младших школьников на уроках окружающего мира"


Автор: Корнева Татьяна Ильинична
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 8"
Населённый пункт: г. Октябрьский, РБ
Наименование материала: Доклад
Тема: "Развитие монологической речи младших школьников на уроках окружающего мира"
Раздел: начальное образование





Назад




ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ

ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Выполнила:

Корнева Татьяна Ильинична,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 8 г. Октябрьский

Младший школьный возраст – важный период развития личности ре-

бенка, поскольку в этом возрасте интенсивно развиваются воображение,

творческое мышление, память, любознательность, формируются познава-

тельная активность, инициативность, навыки учебной деятельности, расши-

ряется словарный запас, формируется монологическая и диалогическая речь.

В связи со сказанным в начальной школе следует так организовать учебную

деятельность школьника, чтобы развить в каждом индивидуальные способно-

сти и склонности, сформировать позитивную мотивацию к учебному труду и

к изучению отдельных учебных предметов.

Развитие устной речи младших школьников – одна из важных задач,

решаемых в образовательном процессе. Речь связана с познанием окружаю-

щего мира, развитием сознания и личности ребенка. Речь – важнейшее сред-

ство человеческого общения и речемыслительной деятельности в целом. К

сожалению, в настоящее время педагоги, психологи, логопеды отмечают воз-

растание числа детей дошкольного возраста, имеющих различные отклоне-

ния в речевом развитии. Более того, многие дети приходят в школу с неис-

правленными недостатками речи, что отрицательно сказывается на школьной

успеваемости, т.к. современная система образования требует от ребенка уме-

ния внимательно слушать, анализировать услышанное и четко высказать

свои мысли. Кроме того, в современном обществе нaблюдается снижение ре-

чевой культуры населения, что нaходит свое отражение в устной речи на

самом высшем уровне. Дети испытывают негативное влияние средств мaссо-

вой информации, рекламы и т.д. Все это предъявляет повышенные требова-

ния к работе учителя по развитию устной речи младших школьников.

Следует отметить новую тенденцию в образовании – подготовку

школьников к сдаче выпускных экзаменов в форме тестов, что заставляет пе-

дагогов больше уделять внимания развитию умений детей в решении тесто-

вых заданий, а не умений общения. Особенно это характерно для старшей

школы, поэтому учителям начальных классов необходимо приложить макси-

мум усилий, чтобы ребенок, переходя на следующую ступень обучения, в со-

2

вершенстве овладел устной речью, мог эффективно участвовать в учебном

диалоге, вступать в диспут, уметь четко, логично и последовательно вы-

строить устный ответ.

Монологическая речь является способом последовательного связного

изложения собственных мыслей или суждений конкретной личностью. Дан-

ный вид речи требует обширных знаний, общей культуры, большого словар-

ного запаса. Данный вид устной речи является более сложным и развивается

постепенно.

Методы и приемы развития монологической речи младших

школьников на уроках окружающего мира

Уроки окружающего мира способствуют развитию связной речи детей.

Это объясняется тем, что дети, обсуждая близкие им темы в непринужденной

обстановке, учатся беседовать, описывать, рассуждать, вести диалог, состав-

лять повествовательный и описательный рассказы, рассказ-загадку.

Ученые отмечают несколько условий, без соблюдения которых речевая

деятельность невозможна, а поэтому невозможно и успешное развитие уст-

ной речи учащихся.

Первым условием возникновения и развития речи человека является

потребность высказываний. Без потребности выразить свои стремления, чув-

ства, мысли не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в сво-

ем историческом развитии. Следовательно, методическим условием развития

речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников по-

требности высказываний, желание и необходимость что-то высказать.

Второе условие любого речевого высказывания - это наличие содержа-

ния, материала, то есть того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее,

богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.

3

Четкость, логичность речи зависит от того, насколько богат и насколь-

ко подготовлен материал. Следовательно, методическим условием развития

речи учащихся является тщательная подготовка материала для речевых

упражнений (рассказов, сочинений), забота о том, чтобы речь детей была по-

настоящему содержательной.

Выражение мысли и общение между людьми возможно только с помо-

щью общепонятных знаков, т.е. главным образом слов, их сочетаний, различ-

ных оборотов речи. Поэтому третье условие успешного речевого развития -

это вооружение средствами языка. Детям нужно дать образцы языка, создать

для них хорошую речевую среду .

Помочь каждому ребенку овладеть полноценно устной речью, тем са-

мым возвысив его в собственных глазах, дать ему ни с чем не сравнимое чув-

ство удовлетворения, позволяющее легко и радостно приобщаться к сокро-

вищнице человеческих знаний - одна из задач уроков по окружающему миру.

Важно уже в начальной школе искать пути успешного обучения детей устной

речи.

Для развития монологической речи в педагогическом эксперименте ис-

пользовались следующие методы и приемы работы:

чтение и пересказ материала учебника,

составление докладов и сообщений по дополнительным источникам,

творческие рассказы детей.

Чтение и пересказ материала учебника. При использовании данных прие-

мов работы с учебником мы разработали следующий механизм (план) разви-

тия монологической речи ребенка:

- Ученик замечает логическую цепочку построения текста, учится делать

обоснования и выводы в изложении материала.

- Чтение текста переводит его содержание во внутренний монолог ребен-

ка. Принимая информацию для себя, ребенок ее перерабатывает во внутрен-

ний монолог, который становится базовой основой для монолога внешнего.

4

- Подготовка текста к пересказу заостряет внимание ребенка на новой

терминологии текста, а так как использование научных понятий – обязатель-

ное условие высокой оценки на уроке, он заучивает новые слова и их значе-

ние, тем самым, обогащая свой словарный запас.

- Пересказ текста на уроке требует от ребенка построения логически вы-

строенного монолога с использованием специальной терминологии, строгим

соблюдением темы изложения и передачи его в устной форме.

Учитывая особенности речевого развития детей, мы обращали особое

внимание на собственную речь учащихся. Часть времени на уроках отводи-

лось на формирование и развитие активной речевой практики учащихся.

Проводили различные виды работ, позволяющие улучшить такие качествен-

ные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дик-

ция, интонация, выразительность; повысить общую культуру речевой комму-

никации и общения. На уроках изучения нового материала работу учащихся

организовывали таким образом, чтобы был составлен образец ответа на сле-

дующий урок. На обобщающих уроках использовали такой вид работы, как

составление рассказа обобщающего характера. Кроме того, составляли во-

просы по учебной теме таким образом, что отвечая на них, у школьника по-

лучался связный полный рассказ по всей теме урока. Также развивали в детях

умение работать по алгоритму. Например, составляли план-характеристику

природной зоны, сообщества, отдельного растения или животного. В этот

план включали нужные слова для ответов. Работая с материалом учебника по

данной теме, и имея перед собой план-характеристику, ученики самостоя-

тельно составляли рассказ о природном комплексе и отдельном объекте.

Кроме того развитию монологической речи способствовали небольшие

творческие задания, которые выполняли дети, а затем представлялись их на

суд слушателей. В конце урока оставляли 3-5 минут для небольших расска-

зов детей, посвященных определенной теме, например, «Полезные ископае-

мые нашего края», «Животный мир Кузбасса», «Растения нашего края».

5

Приведем пример рассказов детей: «В этом году я с мамой была в пар-

ке, где наблюдала за очень красивым зверьком, который живет в Кузбассе.

Это – белка. Белка обитает в лесной и лесостепной зоне, в темнохвойной и

лиственной тайге и в смешанных лесах. Питается белка семенами хвойных

пород, иногда насекомыми и яйцами птиц. На зиму белка делает запасы в

дуплах деревьев, или в ветвях. Белка ведёт дневной образ жизни. Она строит

на деревьях из лишайников, мха и веточек гнёзда или поселяется в дуплах.

Живя рядом с человеком, доверяет ему, становится почти ручной, может

брать корм из рук».

Следующий рассказ посвящен растительному миру: «Природа нашего

края богата и разнообразна, и тайга – главная ценность. Кедры, сосны, бере-

зы, ели… - обычные «жители» лесов нашего края. А вот в тайге Горной Шо-

рии можно встретить совсем необычное для наших лесов дерево – липу си-

бирскую, уникальную рощу, сохранившуюся со времен доледникового пери-

ода. «Липовый остров» располагается в районе села Кузедеево. Больше нигде

в Сибири липа не образует лесных массивов. Липа-сибирячка перенесла су-

ровые испытания в ледниковый период и выжила лишь благодаря хорошим

природным условиям. Этот район считается самым теплым в Кузбассе, до-

вольно влажным, защищенным от северных ветров.

Ученые предполагают, что во время ледникового периода часть липо-

вого леса оказалась не тронутой ледником, когда ледник отступил, образо-

вался «липовый остров». То есть его возраст несколько миллионов лет.

Липа - удивительно красивое растение, имеющее очень приятный аро-

мат. В народной медицине липовый чай – одно из распространенных средств

от простуды».

Творческие задания являлись эффективной тренировкой в процессе развития

монологической речи учащихся. Кроме того, анализируя ответ ученика на

уроке, педагог делал предварительное заключение об уровне развития моно-

логической речи ребенка.

6

Несколько иной механизм формирования монологической речи наблюдался

при выполнении ребенком доклада-сообщения на изучаемую тему, но с

расширением информации изложенной в учебнике.

Выполнение заданий на составление доклада требовали от ребенка умения

видоизменять имеющийся у него опыт, расширять свои познания через до-

полнительные источники, создавать из этого материала относительно новые

(для самого ребенка) образы и ситуации.

Перед педагогом стояла задача научить ребенка правильно составлять докла-

ды, и правильно излагать их. В ходе подготовки доклада педагог объяснял

детям, что доклад легче изложить, если опираться на наглядную основу. Ре-

бенку предлагалось сделать иллюстрации к своим выступлениям. Изобразить

деревья, кустарники, явления природы, т.е. всё то, о чем идет речь в докладе.

Кроме того, ребенок мог в ходе выступления, опираться на словесную опору,

держа перед собой краткий план выступления.

Обычно дети младшего школьного возраста проявляют большой ин-

терес к самостоятельному сочинению. Поэтому для развития устной моноло-

гической речи детям предлагалось сочинить сказку, соответствующую теме

урока (например, сказку о перелете птиц, сказку о зимней поляне). Наиболее

интересные сказки, ярко иллюстрирующие изучаемую тему, излагались на

уроках по окружающему миру.

Составление разного вида устных сообщений – наиболее трудный для

детей род речевой деятельности. Поэтому в процессе эксперимента мы вна-

чале предлагали детям простые задания (рассказ об отдельном природном

объекте – «Кедр», «Росомаха») к более сложным (рассказ о взаимозависимо-

стях между объектами природы – «Особенности тайги как природной экоси-

стемы»), но в то же время посильным для детей данного возраста.

Пользуясь статьей Я.Е. Амбражевич , мы разработали следующие тре-

бования к составлению доклада-сообщения учащимся:

- доклад должен быть представлен живым интересным языком, чтобы

аудитория слушателей была заинтересована;

7

- содержание доклада должно быть построено в логической последова-

тельности, отвечающей требованиям науки;

- все части доклада должны быть взаимосвязаны, лучше, если доклад

будет структурирован (завязка, кульминация, развязка);

- в докладе желательно использовать собственный наблюдательный

опыт, приводить примеры из жизни по рассматриваемой теме.

Одним из важных методических вопросов обучения творческому

рассказыванию является вопрос о выборе сюжетов. В ходе формирующего

эксперимента нами предлагались сюжеты, которые вызывают у детей жела-

ние придумать рассказ, сказку с четким композиционным построением, с

включением в них элементарных описаний, которые соответствуют опыту

ребенка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и эстети-

ческие чувства, активизирует воображение, углубляет интерес к речевой дея-

тельности. Например, «Зимние сны медведя», «Разговор птиц у зимней кор-

мушки».

Следует подчеркнуть – формирование монологической речи учащегося

– сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воз-

действия и руководства.

Для развития монологической речи учащихся в ходе формирующего

эксперимента были определены следующие направления работы:

- использование текста учебника и дополнительной литературы, пере-

сказ текста как средства развития и диагностики монологической речи уча-

щихся;

- составление устного ответа по алгоритму, заданному учителем;

- разнообразные виды творческих заданий с изложением дополнитель-

ного материала;

- развитие индивидуальных способностей ребенка к творческой рече-

вой деятельности.

8



В раздел образования




Яндекс.Метрика