Автор: Корнева Татьяна Ильинична
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 8"
Населённый пункт: г. Октябрьский, РБ
Наименование материала: Доклад
Тема: "Развитие монологической речи младших школьников на уроках окружающего мира"
Раздел: начальное образование
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Выполнила:
Корнева Татьяна Ильинична,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 8 г. Октябрьский
Младший школьный возраст – важный период развития личности ре-
бенка, поскольку в этом возрасте интенсивно развиваются воображение,
творческое мышление, память, любознательность, формируются познава-
тельная активность, инициативность, навыки учебной деятельности, расши-
ряется словарный запас, формируется монологическая и диалогическая речь.
В связи со сказанным в начальной школе следует так организовать учебную
деятельность школьника, чтобы развить в каждом индивидуальные способно-
сти и склонности, сформировать позитивную мотивацию к учебному труду и
к изучению отдельных учебных предметов.
Развитие устной речи младших школьников – одна из важных задач,
решаемых в образовательном процессе. Речь связана с познанием окружаю-
щего мира, развитием сознания и личности ребенка. Речь – важнейшее сред-
ство человеческого общения и речемыслительной деятельности в целом. К
сожалению, в настоящее время педагоги, психологи, логопеды отмечают воз-
растание числа детей дошкольного возраста, имеющих различные отклоне-
ния в речевом развитии. Более того, многие дети приходят в школу с неис-
правленными недостатками речи, что отрицательно сказывается на школьной
успеваемости, т.к. современная система образования требует от ребенка уме-
ния внимательно слушать, анализировать услышанное и четко высказать
свои мысли. Кроме того, в современном обществе нaблюдается снижение ре-
чевой культуры населения, что нaходит свое отражение в устной речи на
самом высшем уровне. Дети испытывают негативное влияние средств мaссо-
вой информации, рекламы и т.д. Все это предъявляет повышенные требова-
ния к работе учителя по развитию устной речи младших школьников.
Следует отметить новую тенденцию в образовании – подготовку
школьников к сдаче выпускных экзаменов в форме тестов, что заставляет пе-
дагогов больше уделять внимания развитию умений детей в решении тесто-
вых заданий, а не умений общения. Особенно это характерно для старшей
школы, поэтому учителям начальных классов необходимо приложить макси-
мум усилий, чтобы ребенок, переходя на следующую ступень обучения, в со-
2
вершенстве овладел устной речью, мог эффективно участвовать в учебном
диалоге, вступать в диспут, уметь четко, логично и последовательно вы-
строить устный ответ.
Монологическая речь является способом последовательного связного
изложения собственных мыслей или суждений конкретной личностью. Дан-
ный вид речи требует обширных знаний, общей культуры, большого словар-
ного запаса. Данный вид устной речи является более сложным и развивается
постепенно.
Методы и приемы развития монологической речи младших
школьников на уроках окружающего мира
Уроки окружающего мира способствуют развитию связной речи детей.
Это объясняется тем, что дети, обсуждая близкие им темы в непринужденной
обстановке, учатся беседовать, описывать, рассуждать, вести диалог, состав-
лять повествовательный и описательный рассказы, рассказ-загадку.
Ученые отмечают несколько условий, без соблюдения которых речевая
деятельность невозможна, а поэтому невозможно и успешное развитие уст-
ной речи учащихся.
Первым условием возникновения и развития речи человека является
потребность высказываний. Без потребности выразить свои стремления, чув-
ства, мысли не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в сво-
ем историческом развитии. Следовательно, методическим условием развития
речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников по-
требности высказываний, желание и необходимость что-то высказать.
Второе условие любого речевого высказывания - это наличие содержа-
ния, материала, то есть того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее,
богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.
3
Четкость, логичность речи зависит от того, насколько богат и насколь-
ко подготовлен материал. Следовательно, методическим условием развития
речи учащихся является тщательная подготовка материала для речевых
упражнений (рассказов, сочинений), забота о том, чтобы речь детей была по-
настоящему содержательной.
Выражение мысли и общение между людьми возможно только с помо-
щью общепонятных знаков, т.е. главным образом слов, их сочетаний, различ-
ных оборотов речи. Поэтому третье условие успешного речевого развития -
это вооружение средствами языка. Детям нужно дать образцы языка, создать
для них хорошую речевую среду .
Помочь каждому ребенку овладеть полноценно устной речью, тем са-
мым возвысив его в собственных глазах, дать ему ни с чем не сравнимое чув-
ство удовлетворения, позволяющее легко и радостно приобщаться к сокро-
вищнице человеческих знаний - одна из задач уроков по окружающему миру.
Важно уже в начальной школе искать пути успешного обучения детей устной
речи.
Для развития монологической речи в педагогическом эксперименте ис-
пользовались следующие методы и приемы работы:
чтение и пересказ материала учебника,
составление докладов и сообщений по дополнительным источникам,
творческие рассказы детей.
Чтение и пересказ материала учебника. При использовании данных прие-
мов работы с учебником мы разработали следующий механизм (план) разви-
тия монологической речи ребенка:
- Ученик замечает логическую цепочку построения текста, учится делать
обоснования и выводы в изложении материала.
- Чтение текста переводит его содержание во внутренний монолог ребен-
ка. Принимая информацию для себя, ребенок ее перерабатывает во внутрен-
ний монолог, который становится базовой основой для монолога внешнего.
4
- Подготовка текста к пересказу заостряет внимание ребенка на новой
терминологии текста, а так как использование научных понятий – обязатель-
ное условие высокой оценки на уроке, он заучивает новые слова и их значе-
ние, тем самым, обогащая свой словарный запас.
- Пересказ текста на уроке требует от ребенка построения логически вы-
строенного монолога с использованием специальной терминологии, строгим
соблюдением темы изложения и передачи его в устной форме.
Учитывая особенности речевого развития детей, мы обращали особое
внимание на собственную речь учащихся. Часть времени на уроках отводи-
лось на формирование и развитие активной речевой практики учащихся.
Проводили различные виды работ, позволяющие улучшить такие качествен-
ные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дик-
ция, интонация, выразительность; повысить общую культуру речевой комму-
никации и общения. На уроках изучения нового материала работу учащихся
организовывали таким образом, чтобы был составлен образец ответа на сле-
дующий урок. На обобщающих уроках использовали такой вид работы, как
составление рассказа обобщающего характера. Кроме того, составляли во-
просы по учебной теме таким образом, что отвечая на них, у школьника по-
лучался связный полный рассказ по всей теме урока. Также развивали в детях
умение работать по алгоритму. Например, составляли план-характеристику
природной зоны, сообщества, отдельного растения или животного. В этот
план включали нужные слова для ответов. Работая с материалом учебника по
данной теме, и имея перед собой план-характеристику, ученики самостоя-
тельно составляли рассказ о природном комплексе и отдельном объекте.
Кроме того развитию монологической речи способствовали небольшие
творческие задания, которые выполняли дети, а затем представлялись их на
суд слушателей. В конце урока оставляли 3-5 минут для небольших расска-
зов детей, посвященных определенной теме, например, «Полезные ископае-
мые нашего края», «Животный мир Кузбасса», «Растения нашего края».
5
Приведем пример рассказов детей: «В этом году я с мамой была в пар-
ке, где наблюдала за очень красивым зверьком, который живет в Кузбассе.
Это – белка. Белка обитает в лесной и лесостепной зоне, в темнохвойной и
лиственной тайге и в смешанных лесах. Питается белка семенами хвойных
пород, иногда насекомыми и яйцами птиц. На зиму белка делает запасы в
дуплах деревьев, или в ветвях. Белка ведёт дневной образ жизни. Она строит
на деревьях из лишайников, мха и веточек гнёзда или поселяется в дуплах.
Живя рядом с человеком, доверяет ему, становится почти ручной, может
брать корм из рук».
Следующий рассказ посвящен растительному миру: «Природа нашего
края богата и разнообразна, и тайга – главная ценность. Кедры, сосны, бере-
зы, ели… - обычные «жители» лесов нашего края. А вот в тайге Горной Шо-
рии можно встретить совсем необычное для наших лесов дерево – липу си-
бирскую, уникальную рощу, сохранившуюся со времен доледникового пери-
ода. «Липовый остров» располагается в районе села Кузедеево. Больше нигде
в Сибири липа не образует лесных массивов. Липа-сибирячка перенесла су-
ровые испытания в ледниковый период и выжила лишь благодаря хорошим
природным условиям. Этот район считается самым теплым в Кузбассе, до-
вольно влажным, защищенным от северных ветров.
Ученые предполагают, что во время ледникового периода часть липо-
вого леса оказалась не тронутой ледником, когда ледник отступил, образо-
вался «липовый остров». То есть его возраст несколько миллионов лет.
Липа - удивительно красивое растение, имеющее очень приятный аро-
мат. В народной медицине липовый чай – одно из распространенных средств
от простуды».
Творческие задания являлись эффективной тренировкой в процессе развития
монологической речи учащихся. Кроме того, анализируя ответ ученика на
уроке, педагог делал предварительное заключение об уровне развития моно-
логической речи ребенка.
6
Несколько иной механизм формирования монологической речи наблюдался
при выполнении ребенком доклада-сообщения на изучаемую тему, но с
расширением информации изложенной в учебнике.
Выполнение заданий на составление доклада требовали от ребенка умения
видоизменять имеющийся у него опыт, расширять свои познания через до-
полнительные источники, создавать из этого материала относительно новые
(для самого ребенка) образы и ситуации.
Перед педагогом стояла задача научить ребенка правильно составлять докла-
ды, и правильно излагать их. В ходе подготовки доклада педагог объяснял
детям, что доклад легче изложить, если опираться на наглядную основу. Ре-
бенку предлагалось сделать иллюстрации к своим выступлениям. Изобразить
деревья, кустарники, явления природы, т.е. всё то, о чем идет речь в докладе.
Кроме того, ребенок мог в ходе выступления, опираться на словесную опору,
держа перед собой краткий план выступления.
Обычно дети младшего школьного возраста проявляют большой ин-
терес к самостоятельному сочинению. Поэтому для развития устной моноло-
гической речи детям предлагалось сочинить сказку, соответствующую теме
урока (например, сказку о перелете птиц, сказку о зимней поляне). Наиболее
интересные сказки, ярко иллюстрирующие изучаемую тему, излагались на
уроках по окружающему миру.
Составление разного вида устных сообщений – наиболее трудный для
детей род речевой деятельности. Поэтому в процессе эксперимента мы вна-
чале предлагали детям простые задания (рассказ об отдельном природном
объекте – «Кедр», «Росомаха») к более сложным (рассказ о взаимозависимо-
стях между объектами природы – «Особенности тайги как природной экоси-
стемы»), но в то же время посильным для детей данного возраста.
Пользуясь статьей Я.Е. Амбражевич , мы разработали следующие тре-
бования к составлению доклада-сообщения учащимся:
- доклад должен быть представлен живым интересным языком, чтобы
аудитория слушателей была заинтересована;
7
- содержание доклада должно быть построено в логической последова-
тельности, отвечающей требованиям науки;
- все части доклада должны быть взаимосвязаны, лучше, если доклад
будет структурирован (завязка, кульминация, развязка);
- в докладе желательно использовать собственный наблюдательный
опыт, приводить примеры из жизни по рассматриваемой теме.
Одним из важных методических вопросов обучения творческому
рассказыванию является вопрос о выборе сюжетов. В ходе формирующего
эксперимента нами предлагались сюжеты, которые вызывают у детей жела-
ние придумать рассказ, сказку с четким композиционным построением, с
включением в них элементарных описаний, которые соответствуют опыту
ребенка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и эстети-
ческие чувства, активизирует воображение, углубляет интерес к речевой дея-
тельности. Например, «Зимние сны медведя», «Разговор птиц у зимней кор-
мушки».
Следует подчеркнуть – формирование монологической речи учащегося
– сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воз-
действия и руководства.
Для развития монологической речи учащихся в ходе формирующего
эксперимента были определены следующие направления работы:
- использование текста учебника и дополнительной литературы, пере-
сказ текста как средства развития и диагностики монологической речи уча-
щихся;
- составление устного ответа по алгоритму, заданному учителем;
- разнообразные виды творческих заданий с изложением дополнитель-
ного материала;
- развитие индивидуальных способностей ребенка к творческой рече-
вой деятельности.
8