Напоминание

Открытый урок


Автор: Новоселова Надежда Васильевна
Должность: учитель химии, биологии
Учебное заведение: Автономное профессиональное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Югорский колледж-интернат олимпийского резерва»
Населённый пункт: г. Ханты-Мансийск
Наименование материала: Проект урока по теме «Электролитическая диссоциация»
Тема: Открытый урок
Раздел: среднее образование





Назад




Проект урока по теме «Электролитическая диссоциация»

Форма урока игра «Лабиринты познания»

Пояснительная записка

Одной из актуальных проблем в настоящее время является стремительное

движение

вперёд

науки

и

техники,

создание

новых

информационных

технологий.

Непрерывное

образование

становится

реальностью

и

необходимостью в жизни человека. Востребованными оказываются результаты

образования не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться,

самостоятельно приобретать знания.

На сегодняшний день, старшеклассники, изучающие химию на базовом

уровне, должны освоить достаточно большой объём предметных знаний при

минимальном количестве часов.

Поэтому приоритетной целью школьного образования становится развитие

у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать

пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Задачи:

1. Конкретизировать понятие УУД и его компонентов.

2. Определить оптимальную педагогическую технологию для формирования

отдельных блоков УУД.

3. Закрепить в практической деятельности образовательные технологии на всех

этапах изучения химии и формирования УУД.

4. Показать систему работы через комплекс заданий по развитию УУД на уроках

химии.

ФГОС ООО определил в качестве главных результатов личностные, предметные

и метапредметные универсальные учебные действия.

Ожидаемые результаты:

Личностные действия должны позволить:

– сделать учение осмысленным;

– связать реальные жизненные ситуации с теоретическим материалом;

– отражать личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к

изучаемому материалу;

– участвовать в проектной деятельности;

– выполнять творческие задания;

– мысленно воспроизводить картины, ситуации;

– осуществлять самооценку событий и происшествий;

– вести дневники учебных и социальных достижений.

Реализуя наиболее актуальные

технологии в соответствии с требованиями

ФГОС ООО определены параметры урока:

Цель:

Сформировать

понятия

«электролиты»

и

«неэлектролиты»,

рассмотреть механизм электролитической диссоциации, роль воды в этом

процессе.

Задачи:

Образовательная:

сформировать основные понятия об электролитах и

неэлектролитах, рассмотреть механизм диссоциации веществ с различным

типом связи о полярности молекулы воды, о написании уравнений диссоциации.

Воспитательная: формирование навыков коллективной работы в сочетании с

индивидуальной, повышение творческой активности учащихся, познавательного

интереса к химии, чувства ответственности перед своими товарищами.

Осуществлять патриотическое воспитание на примере вклада великих русских

ученых Д.И.Менделеева, И.А.Каблукова и В.А.Кистяковского в развитие теории

электролитической диссоциации.

Развивающая:

развитие

у

учащихся

познавательных

способностей,

формирование самостоятельности мышления, умение логически рассуждать,

обобщать и делать выводы из полученных знаний.

Оборудование:

компьютер,

видеопроектор,

прибор

для

определения

электропроводности растворов с лампочкой, 4 химических стакана, 2 стеклянные

палочки, таблица растворимости кислот, оснований и солей.

Реактивы: кристаллические вещества - хлорид натрия, глюкоза, вода.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Методы и приемы: проблемность, диалог, упражнения, лабораторный опыт,

метод познавательной игры, взаимооценивание.

Формы работы: групповая.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя / обучающихся

Этап урока 1. Организационный. Мотивационный (1 мин)

Добрый день! Я рада видеть вас здоровыми, счастливыми и готовыми к уроку.

Для начала займем места по командам, которые были сформированы в начале

года. Урок пройдет в форме игры «Лабиринты познания», для того чтобы вы

закрепили умения работать в коллективе. Материал урока подобран на основе

ваших знаний и предполагает высокую результативность деятельности.

Придумайте

названием команды, выберите капитана, познакомьтесь

с

карточками оценивания работы команды (приложение 1)

Девиз урока: «Деятельность - единственный путь

к знанию» Дж.Бернард Шоу

Всего за урок вы сможете получить максимально 22 балла.

22-20 баллов "5",

19-17 баллов "4",

16-12 баллов "3"

11 баллов и менее "Увы"

Учитель. На уроке изучаем тему: «Электролитическая диссоциация».

Запишите ее в тетрадь.

Откройте учебник § 4, на с. 26. Прочитайте предложенные определения.

Попытайтесь сформулировать цель урока.

Этап урока 2. Актуализация учебной деятельности (2 мин)

Ученик. Записывают тему в тетрадь. Определяют цель урока.

Думаю, что целью урока должно быть раскрытие понятия – электролитическая

диссоциация,

какие

вещества

относятся

к

электролитами,

а

какие

к

неэлектролитам.

Учитель. Проблемная ситуация. Как вы думаете, с каким физическим

явлением связан материал сегодняшнего урока? Ответ найдите в учебнике

на с. 26.

Ученики . С электричеством (с электрическим током).

Этап урока 3. Этап выявления места и причины затруднений

Конкурс 1. «Узнай-ка»

Перед проведением этого конкурса обязательно вспомнить правила по технике

безопасности.

Цель: проверить навыки работы с лабораторным оборудованием, умение

наблюдать анализировать, делать выводы.

Учитель. Из курса физики вы знаете, что способность проводить

электрический ток определяется наличием переносчиков электрических

зарядов-ионов. Проводит опыт.

ОПЫТ. На опыте проверим электропроводность некоторых веществ.

Проверяем с помощью прибора для определения электропроводности

веществ: поваренной соли, глюкозы и воды. Вопросы для команд (раздаются

на карточках (приложение 2)):

Команда получает по 1 баллу, если ответ правильный.

Занесите результат в

.

таблицу результативности

В учебнике с. 26-27 найдите ответ на вопросы. Что является причиной

электропроводности? Выскажите своё мнение. Правильный ответ запишите

в тетрадь.

Ученики .Причиной электропроводности является наличие в растворе ионов,

которые образуются при растворении электролита в воде.

Этап урока 4. Осознание, осмысление учебного материала (15 мин)

:

Цель

умение работать с учебником и находить нужный вариант

ответа

Конкурс 2. «Поиск терминов»

В учебнике с. 27-29 найдите правильные ответы на вопросы (приложение 3)

Ответы запишите в карточку, сверьте с эталоном ответа. За каждый

правильный ответ команда получает по 1 баллу. Заносите результат в таблицу

результативности.

Этап урока 5. Первичное закрепление рассмотренного на уроке

Цель: проверить теоретические знания по теме.

.

Вопросы задаются по очереди каждой команде На обдумывание

– 10

,

сек при неправильном ответе

право получить

,

дополнительный бал получит та команда которая первой

.

подымет сигнальную карточку

,

За правильный ответ

команда

1

.

получает

балл

Результаты заносите в таблицу

.

результативности

Конкурс 3. «Дополнительный круг»

Учитель. Итак, обобщим полученные данные и сформулируем выводы:

1) Что такое электролиты?

2) Что такое неэлектролиты?

3) Что такое электролитическая диссоциация?

4) Что является причиной электролитической диссоциации?

Ученики. Электролиты, растворы которых проводят электрический ток.

Неэлектролиты вещества, растворы которых не проводят электрический ток.

Распад электролитов на ионы вызывает растворение в воде.

Учитель. Запишите определение в тетрадь. Какие вещества называются

электролитами, какие - неэлектролитами?

Этап урока 6. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. За

правильный ответ, команда получает 1 балл.

Результаты заносите в карточку оценивания.

Цель: проверить уровень сформированности умения работать с таблицей

растворимости.

Учитель объясняет, как использовать таблицу растворимости кислот,

оснований и солей в воде и записывать уравнение диссоциации веществ.

Уравнение диссоциации сильных и слабых электролитов представлены в

учебнике на с. 29.

Конкурс 4. «Мозговой штурм»

Задание записано на карточках (Приложение 4).

По аналогии, используя таблицу растворимости кислот, оснований и солей в

воде, запишите в тетрадь уравнение диссоциации веществ. Результат работы

обсудите в группе. Ответы запишите в карточку заданий. Правильность

выполнения проверьте по эталону. Результаты заносите в таблицу

результативности.

Учитель. Считаем количество заработанных баллов. Выставляем оценку

согласно критериям. Поздравляем победителей.

Этап урока 7. Обобщение.

:

.

Цель зафиксировать полученное знание

- Какую цель мы ставили?

- Как вы считаете, мы ответили на поставленные вопросы? Что у нас

получилось?

Этап урока 8. Рефлексия

- Какие возникли затруднения?

- Что вам показалось наиболее наглядным и доступным, что помогло вам

усвоить тему урока?

- Отметьте смайликом вашу результативность вашей ученической деятельности

(приложение 1)?

Этап урока 9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его

выполнению

Домашнее задание.

§ 4, упр. 1, 4 (базовый уровень) упр. 8,9 (повышенный уровень)

Дополнительное задание. Используя дополнительные источники информации,

найти материал о применении электролитов на практике.

Приложение 1

Таблица результативности

Этап

Конкурс

Баллы

I

Диполь

II

Электрон

III

Катион

IV

Анион

1

Угадай-ка

4

2

На поиск терминов

10

3

Дополнительный

круг

4

4

Мозговой штурм

4

Итог

22

Шкала оценивания

Оценка

«5»

«4»

«3»

«Увы»

Балл

20 и более

19-17

16-12

11 и менее

Моя работа на уроке

Доволен(а)

Не совсем доволен(а)

Я не доволен(а),

Приложение 2

Вопрос

Предполагаемы

е ответы

Баллы

1) Раствор какого вещество проводит

электрический ток?

Поваренной соли

1

2) Раствор какого вещество проводит не

электрический ток?

Сахара

1

3) Как называются вещества, растворы которых

проводят электрический ток?

Электролитами

1

4) Как называются вещества, растворы которых

не проводят электрический ток?

Неэлектролитами

1

Итого

4

Приложение 3

Вопрос

Ответ

Балл

Вопрос 1. Какие электролиты

называются сильными?

Которые при растворении в воде

полностью диссоциируют на

ионы.

1

Вопрос 2. Какие электролиты

называются слабыми?

Которые при растворении в воде

не диссоциируют на ионы

1

Вопрос 3. Кто является автором

теории электролитической

диссоциации (ТЭД)?

Сванте Аррениус.

1

Вопрос 4. Какие учёные объяснили

причину диссоциации веществ в

растворе?

И. А. Каблуков, В. А.

Кистяковский, Д. И. Менделеев.

1

Вопрос 5. Зарисуйте диполь

1

Вопрос 6. Зарисуйте

гибратированный ион натрия

1

Вопрос 7. Зарисуйте

гибратированный ион хлора

1

Вопрос 8. По какой формуле

определяют степень

электролитической диссоциации?

1

Вопрос 9. Что означает запись

α=0

Диссоциации нет

1

Вопрос 10. Запишите уравнение

диссоциации хлорида натрия

NaCl = Na

+

+ Cl

1

Приложение 4

Название

команды

Задание

Ответы (эталон)

Баллы

I Диполь

а) хлорида лития

б) бромоводородной кислоты

в) сульфат натрия

г) гидроксид калия

a) LiCl = Li

+

+ Cl

б) НBr = Н

+

+ Br

в) Na

2

SO

4

= 2Na

+

+ SO

4

2–

в) КОН = К

+

+ОН

1

1

1

1

II Электрон

а) бромида натрия

б) азотной кислоты

в) сульфат калия

г) гидроксид лития

а) KBr → K

+

+ Br

б) HNO

3

→ H

+

+ NO

3

в) К

2

SO

4

→ 2К

+

+ SO

4

2–

г) LiОН = Li

+

+ ОН

1

1

1

1

III Катион

а) хлорида лития

б) бромоводородной кислоты

в) сульфат натрия

г) гидроксид калия

a) LiCl = Li

+

+ Cl

б) НBr = Н

+

+ Br

в) Na

2

SO

4

= 2Na

+

+ SO

4

2–

в) КОН = К

+

+ОН

1

1

1

1

IV Анион

а) бромида натрия

б) азотной кислоты

в) сульфат калия

г) гидроксид лития

а) KBr → K

+

+ Br

б) HNO

3

→ H

+

+ NO

3

в) К

2

SO

4

→ 2К

+

+ SO

4

2–

г) LiОН = Li

+

+ ОН

1

1

1

1

Источники

О.С.Габриелян Химия 9 кл. Учебник для общеобразовательных организаций М.

«Просвещение» 2021



В раздел образования




Яндекс.Метрика