Автор: Молдованова Татьяна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 177" Г. О. Самара
Населённый пункт: Г. Самара
Наименование материала: Доклад
Тема: Организация двигательной активности детей дошкольного возраста (детский фитнес"
Раздел: дошкольное образование
по теме «Степ-аэробика как новая культурная практика организации совместной
двигательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».
Меняется современный мир, меняются и люди, которые в нём живут и, конечно же, дети.
Современные дошкольники намного способнее и любознательнее чем раньше. Поэтому
главная цель дошкольного образования на данном этапе - помочь каждому ребёнку
раскрыться, создать каждому дошкольнику все условия для реализации его потенциала.
В настоящее время проблема физического воспитания детей дошкольного возраста
занимает центральное место в современном обществе. Именно в этом периоде
закладываются основы здоровья, правильного физического развития, формируются
двигательные способности, интерес к физической культуре. В соответствии с
Федеральным государственным стандартом дошкольного образования работа в рамках
образовательной области «Физическое развитие» требует особой компетентности.
Решение задач по сохранению и укреплению здоровья ребёнка, формирования начал и
привычки здорового образ жизни, воспитания у детей потребности в физическом
совершенствовании предполагает использование различных форм организации детей,
применение методик как традиционных, так и инновационных.
Так же стандарт планирует новое отношения участников образовательной деятельности,
которая должна содействовать становлению у ребёнка познавательной активности,
формированию субъективной позиции и обеспечивать собственно развитие. Появилось
понятие культурных практик. Культурные практики – разнообразные, основанные на
текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности,
поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни.
В нашем детском саду реализуется степ-аэробика как новая культурная практика.
Она обладает рядом достоинств и в целом оказывает положительное влияние на детский
организм. Регулярные занятия степ-аэробикой позволяют укрепить сердечно-сосудистую,
дыхательную, нервную и мышечную системы.
Цель: обогащение двигательного опыта и развитие физических качеств детей старшего
дошкольного возраста посредством степ-аэробики.
Задачи:
Обучающие задачи:
Обучать технике выполнения движений на степ-платформе, совершенствовать
двигательные умения.
Развивающие задачи:
Развивать общую выносливость, мышечную силу, физические качества, чувство ритма,
формировать устойчивое равновесие, координацию движений;
Развивать творческую активность, инициативу и самостоятельность при выполнении
физических упражнений.
Воспитательные задачи:
Закреплять умение осуществлять самоконтроль, формировать интерес к занятиям по
физической культуре и спорту.
Степ-аэробика для детей – это целый комплекс упражнений различные по темпу и
интенсивности, идёт работа всех мышц и суставов, в основе которой ритмичные подъёмы
и спуски при помощи специальной платформы – степа. Её выполняют под музыку и
сочетают с движениями различными частями тела. Привлекая эмоциональностью и
созвучием современным танцам, степ-аэробика позволяет исключить монотонность в
выполнении движений, поддерживает хорошее самочувствие ребёнка, его жизненный
тонус. Новизна моего опыта заключается в систематичном использовании степ-аэробики с
детьми старшего дошкольного возраста.
Степ-аэробику применяю в разных формах:
- в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего
дошкольного возраста, продолжительностью 25-35 минут;
- как часть занятия (продолжительностью от 10 до 15 минут);
- в форме утренней гимнастики;
- акции;
- дни здоровья;
- мастер-класс;
- в показательных выступлениях детей на праздниках;
- как степ-развлечение;
- индивидуальная работа;
- участие в фестивалях и соревнованиях.
Технология подразумевает 3 этапа обучения:
1.Этап ознакомления основных движений степ – аэробики на занятии мною решаются
следующие задачи: создать у детей представление об основных базовых упражнениях,
заинтересовывать их в сознательном и активном овладении упражнением, ознакомить с
техникой безопасности работе на степе.
2.На этапе разучивания я ставлю задачи по формированию двигательного умения и
дальнейшего его совершенствования вплоть до перехода в навык. В основе формирования
умения лежит процесс многократного повторения, усложнения (танцевальные связки,
переходы, разные подходы к степ-платформе) отдельных движений, шагов и
двигательного действия в целом.
3.На стадии совершенствования двигательного действия происходит завершение
формирования основного варианта выполнения упражнений, и проявляются некоторые
признаки двигательного навыка.
В ходе работы с детьми, появилась необходимость в еще одном этапе обучения:
4.Пользуясь приобретенными двигательными навыками, дети самостоятельно
придумывают собственную композицию.
Широко использую линейный метод обучения – многократное повторение того или
иного элемента ногами, с последующим добавлением движений рук и головы.
Комбинационный метод (блоковый) - представляет собой разучивание комбинации из
нескольких шагов. Подготовка и разучивание комбинаций – это методический процесс,
включающий определение целей комбинации, определение методов разучивания,
составление комбинаций.
При проектировании занятий степ-аэробикой учитываю физическую подготовленность и развитие:
- рациональный подбор упражнений;
- равномерное распределение нагрузки на организм;
- постепенное увеличение объёма и интенсивности нагрузки.
Дошкольники знакомятся с базовыми шагами степ-аэробики, техникой работы и безопасности работы со степ-
платформой, выполняют словесные команды во время тренировки. В результате дети выполняют движения на
степ-платформе, могут оценивать свои движения, совершенствуют двигательные умения, развивают
выносливость, быстроту и мышечную силу, что способствует формированию правильной осанки, укреплению
мышечно – связочного аппарата ног и туловища, стимулированию работы сердечно-сосудистой, дыхательной
систем организма.
На занятиях по степ-аэробики особое внимание уделяю детской инициативе и самостоятельности.
Воспитанники сами принимают участие в выборе подвижных игр, музыки, а так же в разучивании и показе
собственно придуманных комбинаций. Для самостоятельного построения детьми собственной композиции
применяю схемы и таблицы, на которых показаны базовые шаги, движения рук и головы, положения степ-
платформы. Что способствует развитию инициативы и творчества.
Чтобы занятия были яркими, стараюсь постоянно находить интересную музыку. Она служит одновременно
мотивирующим фактором, направляет ход тренировки и диктует скорость движений. Так же в занятия включаю
подвижные игры, дыхательную гимнастику, самомассаж, игривой стрейчинг и т. д. Для этого постоянно пополняю
картотеку подвижных игр, комплексов оздоровительных гимнастик, аудио материалы.
Данный педагогический опыт может быть полезен не только инструкторам по физической культуре,
воспитателям, но и родителям которые заинтересованы в оздоровлении своих детей. В домашних условиях
можно изготовить степ-доску и проводить полноценные занятия по степ-аэробике. Так же для родителей
организую презентации, открытые занятия и отчетные концерты. Выступления детей со степ - аэробикой на
праздниках демонстрируют родителям достижения детей и неизменно получают высокую оценку. Особый
интерес вызывает у детей, когда родители, владеющие техникой степ-аэробики, проводят мастер-классы.
Родители активно участвуют и помогают в организации детей на соревнования и фестивали.
Дошколята с большим удовольствием посещают занятия по степ-аэробике, в результате заметно повысился
интерес к физической культуре и спорту. Дети стали увереннее, выносливее, улучшилась координации,
равновесие, чувство ритма и согласованность движений с музыкой.
Помощь по вопросу