Автор: Канзафарова Рима Шакировна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 36 г Салавата
Населённый пункт: город Салават
Наименование материала: статья
Тема: Интеллектуальная готовность к школьному обучению
Раздел: дошкольное образование
Интеллектуальная готовность к школьному обучению
Под интеллектуальной готовностью понимается дифференцированное восприятие
(перцептивная зрелость), включая выделение фигуры из фона, различие близких по
написанию букв или цифр, умение работать по образцу; достаточно развитые и
устойчивые формы внимания: концентрация, переключение и распределение;
аналитическое мышление, выражающее в способности анализировать условия,
признаки каких-то предметов, явлений и в возможности установления основных
логическо - причинных связей между ними; в возможности выделения и
логического запоминания, сформированность пространственной ориентации и
тонкой моторики руки; сформировонность зрительно-моторной и слухоречевой
координации.
Интеллектуальная
готовность
к
школьному
обучению связана
с
развитием
мыслительных
процессов
-
способностью
обобщать,
сравнивать
объекты,
классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка
должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и
пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса
конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным
восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу,
обобщенными
формами
мышления
и
основными
логическими
операциями,
смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается
образным,
опирающимся
на
реальные
действия
с
предметами,
их
заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у
ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение
выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
В интеллектуальную готовность включаются:
1) известный запас знаний об окружающем мире, причем важен не, только их объем,
но и качество (правильность, четкость, обобщенность);
2)
представления,
отображающие
существенные
закономерности
явлений,
относящихся к разным областям действительности;
3) достаточный уровень развития познавательных интересов – интереса к новому, к
самому процессу познания;
4) определенный уровень развития познавательной деятельности, психических
процессов:
а) сформированность сенсорных эталонов,
б) качества восприятия – умение планомерно обследовать предметы, явления,
выделять их разнообразные свойства,
в)
качества
мышления
–
умение
выделять
существенное
в
явлениях
действительности, сравнивать их, видеть сходное и отличное, рассуждать, находить
причины явлений, делать выводы,
г) определенная степень децентрации мышления,
д) высокий уровень развития наглядно-образного и образно-схематического
мышления, позволяющего вычленять наиболее существенные свойства и отношения
между
предметами
действительности.
Служит
основой
для
формирования
логического мышления и усвоения научных знаний в школе,
е) сформированность символической функции и воображения;
5) начало формирования произвольности психических процессов. Несмотря на то,
что она начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту
поступления в школу еще не достигает полного развития: ребенку трудно
длительное
время
сохранять
устойчивое
произвольное
внимание,
заучивать
значительный по объему материал и т.п.;
6) развитие речи. Речь тесно связана и интеллектом и отражает как общее развитие
ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок
умел находить в словах отдельные звуки, т.е. у него должен быть развит
фонематический слух. Кроме того, должно быть сформировано умение связно,
последовательно, понятно для окружающих описать и объяснить что-то, передать
ход своих мыслей.
Особое место занимает овладение дошкольником некоторыми специальными
знаниями и навыками, относящимися к собственно школьным – грамотой, счетом,
решением арифметических задач.