Напоминание

Интеллектуальная готовность к школьному обучению


Автор: Канзафарова Рима Шакировна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 36 г Салавата
Населённый пункт: город Салават
Наименование материала: статья
Тема: Интеллектуальная готовность к школьному обучению
Раздел: дошкольное образование





Назад




Интеллектуальная готовность к школьному обучению

Под интеллектуальной готовностью понимается дифференцированное восприятие

(перцептивная зрелость), включая выделение фигуры из фона, различие близких по

написанию букв или цифр, умение работать по образцу; достаточно развитые и

устойчивые формы внимания: концентрация, переключение и распределение;

аналитическое мышление, выражающее в способности анализировать условия,

признаки каких-то предметов, явлений и в возможности установления основных

логическо - причинных связей между ними; в возможности выделения и

логического запоминания, сформированность пространственной ориентации и

тонкой моторики руки; сформировонность зрительно-моторной и слухоречевой

координации.

Интеллектуальная

готовность

к

школьному

обучению связана

с

развитием

мыслительных

процессов

-

способностью

обобщать,

сравнивать

объекты,

классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка

должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и

пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса

конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным

восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу,

обобщенными

формами

мышления

и

основными

логическими

операциями,

смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается

образным,

опирающимся

на

реальные

действия

с

предметами,

их

заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у

ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение

выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

В интеллектуальную готовность включаются:

1) известный запас знаний об окружающем мире, причем важен не, только их объем,

но и качество (правильность, четкость, обобщенность);

2)

представления,

отображающие

существенные

закономерности

явлений,

относящихся к разным областям действительности;

3) достаточный уровень развития познавательных интересов – интереса к новому, к

самому процессу познания;

4) определенный уровень развития познавательной деятельности, психических

процессов:

а) сформированность сенсорных эталонов,

б) качества восприятия – умение планомерно обследовать предметы, явления,

выделять их разнообразные свойства,

в)

качества

мышления

умение

выделять

существенное

в

явлениях

действительности, сравнивать их, видеть сходное и отличное, рассуждать, находить

причины явлений, делать выводы,

г) определенная степень децентрации мышления,

д) высокий уровень развития наглядно-образного и образно-схематического

мышления, позволяющего вычленять наиболее существенные свойства и отношения

между

предметами

действительности.

Служит

основой

для

формирования

логического мышления и усвоения научных знаний в школе,

е) сформированность символической функции и воображения;

5) начало формирования произвольности психических процессов. Несмотря на то,

что она начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту

поступления в школу еще не достигает полного развития: ребенку трудно

длительное

время

сохранять

устойчивое

произвольное

внимание,

заучивать

значительный по объему материал и т.п.;

6) развитие речи. Речь тесно связана и интеллектом и отражает как общее развитие

ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок

умел находить в словах отдельные звуки, т.е. у него должен быть развит

фонематический слух. Кроме того, должно быть сформировано умение связно,

последовательно, понятно для окружающих описать и объяснить что-то, передать

ход своих мыслей.

Особое место занимает овладение дошкольником некоторыми специальными

знаниями и навыками, относящимися к собственно школьным – грамотой, счетом,

решением арифметических задач.



В раздел образования




Яндекс.Метрика