Автор: Акимушкина Надежда Владимировна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ №2 им. П.И. Чайковского"
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "Концертмейстер в классе хореографии"
Раздел: дополнительное образование
Методическая работа
концертмейстера МБУДО «ДШИ №2 им. П.И.Чайковского» Акимушкиной Н.В.
г.Брянск, 2022г.
«Концертмейстер в классе хореографии»
Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях
в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и
музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие,
но и музыкальное.
Работа начинающего концертмейстера хореографии делится на две части:
освоение музыкального материала, связанного с преподаванием той или иной
дисциплины и ее хореографической специфики.
Освоение музыкальной специфики основы предмета возможно только при
параллельном изучении специфики хореографического искусства.
Необходимо владеть танцевальной терминологией, чтобы знать о каком
упражнении
идет
речь,
т.к.
музыкальные
термины
итальянского
происхождения,
а
хореографические
–
французского.
Поэтому
концертмейстер должен понимать педагога-хореографа, чтобы правильно
подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению.
Например, Plie, Demi plie, Grands plie (фр.) - это упражнение, основанное на
приседаниях разной амплитуды: полуприседание или полное, глубокое
приседание.
Значит,
музыкальное
сопровождение
плавного,
мягкого
характера в медленном темпе (размер 4/4, 3/4). Или Battements tendus
(Battements tendus jetes) – выдвижение ноги на носок (или резкий маленький
бросок). В этих упражнениях происходит резкое выдвижение ноги вперед, в
сторону, назад, и ее возвращение в позицию. Поэтому музыкальное
оформление должно быть очень четким. Музыкальный размер для обоих
упражнений – 2/4, 4/4.
Следует знать, как то или иное упражнение исполняется, чтобы четко
представлять структуру упражнени, накладывая на него музыкальное
произведение, правильно делать акцент, динамическими оттенками помогать
движению. А самое главное – научиться соотносить это упражнение с
музыкальным материалом – уметь ориентироваться в нотном тексте. Дело в
том, что педагог может остановить упражнение в любом месте или начать
отрабатывать какой-либо кусок упражнения отдельно. И для этого нужно
знать, с какого места нотного материала проигрывать отрывок для отработки
того или иного движения.
А еще знание исполнения всех хореографических упражнений, которыми
воспитанники овладевают на уроках нужно для того, чтобы провести
полноценное занятие в отсутствие педагога, так как на концертмейстера
возложены также и педагогические функции.
Особенность работы концертмейстера хореографии заключается в том, что
он должен уметь грамотно в музыкальном отношении оформить учебные
занятия в любом танцевальном жанре и на любом этапе обучения
танцевальному искусству. А так же учитывать возрастные особенности
детских групп.
Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно,
выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее
содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты
помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях.
Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство
развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.
Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном
материале. Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся
осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать
музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом
рисунке, динамике.
Музыкальное сопровождение должно быть выразительным, характерным
для каждого вида упражнений, с ясно прослушиваемой фразировкой. Все
заданные
преподавателем-хореографом
комбинации
урока,
должны
подчиняться музыкальной фразировке или говоря более простым языком
тактовой квадратности, начинаться и заканчиваться вместе с нею. Так,
музыкальные
построения,
особенно
в
младших
классах,
могут
соответствовать 4т, 8т, 16т, 32т и т.д.
Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и
контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием
музыкальных
образов,
составляет
общее
представление
о
структуре
произведения, определяет его характер. У детей формируются первичные
эстетические оценки. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к
лучшим образцам народной, классической и современной музыки, и, таким
образом,
формируется
их
музыкальная
культура,
развивается
их
музыкальный
слух
и
образное
мышление,
которые
помогают
при
постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве.
Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох,
стилей, жанров.
Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по
композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму. Музыка вызывает
двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а
определяет их сущность. Таким образом, задачей концертмейстера является
развитие «музыкальности» танцевальных движений.
Концертмейстер работает в ансамбле с танцорами. Правильная работа в
ансамбле – необходимое в концертмейстерской практике качество. Играя,
концертмейстеру
необходимо
четко
осознавать,
что
он
не
является
самостоятельным исполнителем. Своей игрой концертмейстер должен
помогать исполнителю глубже проникнуть в эмоциональную структуру
танца.
Концертмейстер
должен
способствовать
развитию
активности
музыкального восприятия детей, включению их в процесс сотворчества.
Внимание концертмейстера распределятся не только между двумя
собственными руками, но и относительно танцоров. В каждый момент
исполнения важно, что и как делают пальцы, как работает педаль, что в
данный момент делают дети, что требует педагог, где помочь движению
темпом, акцентом, динамическими оттенками и т.д. Нужно постоянно
держать в поле зрения весь класс.
Во время исполнения нужно учитывать и разные физические
способности воспитанников. Особенно это важно тогда, когда одно и тоже
движение воспитанники выполняют по одному. Здесь выступает проблема
темпового соответствия хореографического исполнения и его музыкального
сопровождения. У каждого ребенка свой личный темп, который обусловлен
вескими причинами. У одного воспитанника, скажем, небольшой прыжок,
невелика
устойчивость.
У
другого,
наоборот,
великолепный
апломб
(равновесие), природная способность к высокому прыжку. Выполняя одно
движение, они не могут выполнять его одинаково. Следовательно, должна
отличаться и звуковая наполненность каждой партии. Дело не в том, что
первому нужно играть быстрее, а второму медленнее. И тот и другой темп
могут быть неудобными для воспитанников. Речь идет о наличии микродоз в
отклонениях от оптимального темпа, о тех тончайших, почти неуловимых
градациях, которые присутствуют в исполнении каждого танцора.
Подбирая музыкальный материал к занятиям, концертмейстер должен
всегда
помнить
о
балетном
музыкальном
арсенале,
созданном
композиторами прошлого и настоящего. Можно рассказать воспитанникам о
балете, музыку которого они слушают во время занятий. О том, кто, когда
написал эту музыку, какой сюжет спектакля.
Сознание того, что ребенок внутренне испытывает гордость оттого, что он
занимается под «ту самую» музыку, которая звучит в лучших театрах страны
и исполняется лучшими мастерами нашего балета, стимулирует в нем
желание к глубокому восприятию музыки, заложенных в ней мыслей и
чувств.
Задача занятий – воспитывать у детей умение слушать музыку, соединять
танцевальные движения с музыкой, прививать любовь к музыкальному
движению, уметь свободно двигаться под любую музыку, готовить из детей
чутких слушателей, а затем и исполнителей, черпающих в музыке
вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в них творчество.
Работа концертмейстера хореографического коллектива требует глубоких
знаний музыки и хореографии, уметь свое пианистическое искусство
поставить на службу танцу.
Концертмейстер вместе с хореографом проходит путь от самого первого
занятия до репетиций, когда на смену ему приходит фонограмма. Но это не
значит, что на этом работа концертмейстера закончилась. Концертмейстер –
это помощник хореографа. Значит, должен до конца вместе с педагогом
проходить путь от создания образа танца до выступления на сцене.
Список литературы:
1
. Андреева М.П. Конорова Е.В. «Первые шаги в музыке» Методическое
пособие. – М.: «Советский композитор», 1991.
2. Ваганова А.Я. «Основы классического танца». Издание 6. Серия
«Учебники для вузов. Специальная литература» - СПб.: Издательство
«Лань», 2001.
3. Виноградов О., Боярчиков Н., Мессерер А., Сергеев К., Кондратьева М.,
Семенов В., Комлева Г. Концертмейстер в балете – профессия или место
работы. //Советский балет. М., «Известия», 1988. № 2.
4. Ревская Н. «Роль музыканта в уроке танца» «Музыкальное сопровождение
на уроках классического танца» Материалы ежегодной межвузовской
конференции: СПбГУП. 2003
5. Шабалина Т.Л. «Профессиональный рост концертмейстера хореографии».
Обобщение педагогического опыта. – Кирово-Чепецк, 2006.