Напоминание

"Концертмейстер в классе хореографии"


Автор: Акимушкина Надежда Владимировна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ №2 им. П.И. Чайковского"
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "Концертмейстер в классе хореографии"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая работа

концертмейстера МБУДО «ДШИ №2 им. П.И.Чайковского» Акимушкиной Н.В.

г.Брянск, 2022г.

«Концертмейстер в классе хореографии»

Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях

в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и

музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие,

но и музыкальное.

Работа начинающего концертмейстера хореографии делится на две части:

освоение музыкального материала, связанного с преподаванием той или иной

дисциплины и ее хореографической специфики.

Освоение музыкальной специфики основы предмета возможно только при

параллельном изучении специфики хореографического искусства.

Необходимо владеть танцевальной терминологией, чтобы знать о каком

упражнении

идет

речь,

т.к.

музыкальные

термины

итальянского

происхождения,

а

хореографические

французского.

Поэтому

концертмейстер должен понимать педагога-хореографа, чтобы правильно

подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению.

Например, Plie, Demi plie, Grands plie (фр.) - это упражнение, основанное на

приседаниях разной амплитуды: полуприседание или полное, глубокое

приседание.

Значит,

музыкальное

сопровождение

плавного,

мягкого

характера в медленном темпе (размер 4/4, 3/4). Или Battements tendus

(Battements tendus jetes) – выдвижение ноги на носок (или резкий маленький

бросок). В этих упражнениях происходит резкое выдвижение ноги вперед, в

сторону, назад, и ее возвращение в позицию. Поэтому музыкальное

оформление должно быть очень четким. Музыкальный размер для обоих

упражнений – 2/4, 4/4.

Следует знать, как то или иное упражнение исполняется, чтобы четко

представлять структуру упражнени, накладывая на него музыкальное

произведение, правильно делать акцент, динамическими оттенками помогать

движению. А самое главное – научиться соотносить это упражнение с

музыкальным материалом – уметь ориентироваться в нотном тексте. Дело в

том, что педагог может остановить упражнение в любом месте или начать

отрабатывать какой-либо кусок упражнения отдельно. И для этого нужно

знать, с какого места нотного материала проигрывать отрывок для отработки

того или иного движения.

А еще знание исполнения всех хореографических упражнений, которыми

воспитанники овладевают на уроках нужно для того, чтобы провести

полноценное занятие в отсутствие педагога, так как на концертмейстера

возложены также и педагогические функции.

Особенность работы концертмейстера хореографии заключается в том, что

он должен уметь грамотно в музыкальном отношении оформить учебные

занятия в любом танцевальном жанре и на любом этапе обучения

танцевальному искусству. А так же учитывать возрастные особенности

детских групп.

Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно,

выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее

содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты

помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях.

Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство

развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.

Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном

материале. Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся

осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать

музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом

рисунке, динамике.

Музыкальное сопровождение должно быть выразительным, характерным

для каждого вида упражнений, с ясно прослушиваемой фразировкой. Все

заданные

преподавателем-хореографом

комбинации

урока,

должны

подчиняться музыкальной фразировке или говоря более простым языком

тактовой квадратности, начинаться и заканчиваться вместе с нею. Так,

музыкальные

построения,

особенно

в

младших

классах,

могут

соответствовать 4т, 8т, 16т, 32т и т.д.

Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и

контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием

музыкальных

образов,

составляет

общее

представление

о

структуре

произведения, определяет его характер. У детей формируются первичные

эстетические оценки. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к

лучшим образцам народной, классической и современной музыки, и, таким

образом,

формируется

их

музыкальная

культура,

развивается

их

музыкальный

слух

и

образное

мышление,

которые

помогают

при

постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве.

Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох,

стилей, жанров.

Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по

композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму. Музыка вызывает

двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а

определяет их сущность. Таким образом, задачей концертмейстера является

развитие «музыкальности» танцевальных движений.

Концертмейстер работает в ансамбле с танцорами. Правильная работа в

ансамбле – необходимое в концертмейстерской практике качество. Играя,

концертмейстеру

необходимо

четко

осознавать,

что

он

не

является

самостоятельным исполнителем. Своей игрой концертмейстер должен

помогать исполнителю глубже проникнуть в эмоциональную структуру

танца.

Концертмейстер

должен

способствовать

развитию

активности

музыкального восприятия детей, включению их в процесс сотворчества.

Внимание концертмейстера распределятся не только между двумя

собственными руками, но и относительно танцоров. В каждый момент

исполнения важно, что и как делают пальцы, как работает педаль, что в

данный момент делают дети, что требует педагог, где помочь движению

темпом, акцентом, динамическими оттенками и т.д. Нужно постоянно

держать в поле зрения весь класс.

Во время исполнения нужно учитывать и разные физические

способности воспитанников. Особенно это важно тогда, когда одно и тоже

движение воспитанники выполняют по одному. Здесь выступает проблема

темпового соответствия хореографического исполнения и его музыкального

сопровождения. У каждого ребенка свой личный темп, который обусловлен

вескими причинами. У одного воспитанника, скажем, небольшой прыжок,

невелика

устойчивость.

У

другого,

наоборот,

великолепный

апломб

(равновесие), природная способность к высокому прыжку. Выполняя одно

движение, они не могут выполнять его одинаково. Следовательно, должна

отличаться и звуковая наполненность каждой партии. Дело не в том, что

первому нужно играть быстрее, а второму медленнее. И тот и другой темп

могут быть неудобными для воспитанников. Речь идет о наличии микродоз в

отклонениях от оптимального темпа, о тех тончайших, почти неуловимых

градациях, которые присутствуют в исполнении каждого танцора.

Подбирая музыкальный материал к занятиям, концертмейстер должен

всегда

помнить

о

балетном

музыкальном

арсенале,

созданном

композиторами прошлого и настоящего. Можно рассказать воспитанникам о

балете, музыку которого они слушают во время занятий. О том, кто, когда

написал эту музыку, какой сюжет спектакля.

Сознание того, что ребенок внутренне испытывает гордость оттого, что он

занимается под «ту самую» музыку, которая звучит в лучших театрах страны

и исполняется лучшими мастерами нашего балета, стимулирует в нем

желание к глубокому восприятию музыки, заложенных в ней мыслей и

чувств.

Задача занятий – воспитывать у детей умение слушать музыку, соединять

танцевальные движения с музыкой, прививать любовь к музыкальному

движению, уметь свободно двигаться под любую музыку, готовить из детей

чутких слушателей, а затем и исполнителей, черпающих в музыке

вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в них творчество.

Работа концертмейстера хореографического коллектива требует глубоких

знаний музыки и хореографии, уметь свое пианистическое искусство

поставить на службу танцу.

Концертмейстер вместе с хореографом проходит путь от самого первого

занятия до репетиций, когда на смену ему приходит фонограмма. Но это не

значит, что на этом работа концертмейстера закончилась. Концертмейстер –

это помощник хореографа. Значит, должен до конца вместе с педагогом

проходить путь от создания образа танца до выступления на сцене.

Список литературы:

1

. Андреева М.П. Конорова Е.В. «Первые шаги в музыке» Методическое

пособие. – М.: «Советский композитор», 1991.

2. Ваганова А.Я. «Основы классического танца». Издание 6. Серия

«Учебники для вузов. Специальная литература» - СПб.: Издательство

«Лань», 2001.

3. Виноградов О., Боярчиков Н., Мессерер А., Сергеев К., Кондратьева М.,

Семенов В., Комлева Г. Концертмейстер в балете – профессия или место

работы. //Советский балет. М., «Известия», 1988. № 2.

4. Ревская Н. «Роль музыканта в уроке танца» «Музыкальное сопровождение

на уроках классического танца» Материалы ежегодной межвузовской

конференции: СПбГУП. 2003

5. Шабалина Т.Л. «Профессиональный рост концертмейстера хореографии».

Обобщение педагогического опыта. – Кирово-Чепецк, 2006.



В раздел образования




Яндекс.Метрика